Контрольная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Лексикология» (к учебнику Л.М. Рыбченковой)
Контрольный диктант.
Шорох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным.
Как-то поздним вечером я вышел в сад, подошел к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Листья мы отыскивали в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах. Иногда мы их собирали с моей сестрой.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение замер в воздухе и косо начал падать к моим ногам. Он шелестел и качался. Впервые я услышал шелест падающего листа. Это был звук, похожий на детский шепот.
2. Грамматические задания.
1. Из первого абзаца выпишите слово с приставкой с-, а из второго – с приставкой на з- или с-. Приставки обозначьте.
2. Из всего диктанта выпишите два слова с чередующейся гласной в корне. Орфограмму обозначьте.
3. Подберите и запишите антонимы к словам: поздним, тусклый, черный, мокрыми, вышел, падать.
4. Подберите и запишите синонимы к словам: шелест, тусклый, всюду, медленно.
5. Объясните и запишите значение фразеологизмов: 1) водить за нос, задирать нос.
6. Подберите фразеологизмы к следующим толкованиям: 1) быстро бежать; 2) ничего не делать.
Грамматические задания.
1. Из первого абзаца выпишите слово с приставкой с-, а из второго – с приставкой на з- или с-. Приставки обозначьте.
2. Из всего диктанта выпишите два слова с чередующейся гласной в корне. Орфограмму обозначьте.
3. Подберите и запишите антонимы к словам: поздним, тусклый, черный, мокрыми, вышел, падать.
4. Подберите и запишите синонимы к словам: шелест, тусклый, всюду, медленно.
5. Объясните и запишите значение фразеологизмов: водить за нос, задирать нос.
6. Подберите фразеологизмы к следующим толкованиям: 1) быстро бежать; 2) ничего не делать.
Грамматические задания.
1. Из первого абзаца выпишите слово с приставкой с-, а из второго – с приставкой на з- или с-. Приставки обозначьте.
2. Из всего диктанта выпишите два слова с чередующейся гласной в корне. Орфограмму обозначьте.
3. Подберите и запишите антонимы к словам: поздним, тусклый, черный, мокрыми, вышел, падать.
4. Подберите и запишите синонимы к словам: шелест, тусклый, всюду, медленно.
5. Объясните и запишите значение фразеологизмов: водить за нос, задирать нос.
6. Подберите фразеологизмы к следующим толкованиям: 1) быстро бежать; 2) ничего не делать.
Грамматические задания.
1. Из первого абзаца выпишите слово с приставкой с-, а из второго – с приставкой на з- или с-. Приставки обозначьте.
2. Из всего диктанта выпишите два слова с чередующейся гласной в корне. Орфограмму обозначьте.
3. Подберите и запишите антонимы к словам: поздним, тусклый, черный, мокрыми, вышел, падать.
4. Подберите и запишите синонимы к словам: шелест, тусклый, всюду, медленно.
5. Объясните и запишите значение фразеологизмов: водить за нос, задирать нос.
6. Подберите фразеологизмы к следующим толкованиям: 1) быстро бежать; 2) ничего не делать.
Грамматические задания.
1. Из первого абзаца выпишите слово с приставкой с-, а из второго – с приставкой на з- или с-. Приставки обозначьте.
2. Из всего диктанта выпишите два слова с чередующейся гласной в корне. Орфограмму обозначьте.
3. Подберите и запишите антонимы к словам: поздним, тусклый, черный, мокрыми, вышел, падать.
4. Подберите и запишите синонимы к словам: шелест, тусклый, всюду, медленно.
5. Объясните и запишите значение фразеологизмов: водить за нос, задирать нос.
6. Подберите фразеологизмы к следующим толкованиям: 1) быстро бежать; 2) ничего не делать.
Грамматические задания.
1. Из первого абзаца выпишите слово с приставкой с-, а из второго – с приставкой на з- или с-. Приставки обозначьте.
2. Из всего диктанта выпишите два слова с чередующейся гласной в корне. Орфограмму обозначьте.
3. Подберите и запишите антонимы к словам: поздним, тусклый, черный, мокрыми, вышел, падать.
4. Подберите и запишите синонимы к словам: шелест, тусклый, всюду, медленно.
5. Объясните и запишите значение фразеологизмов: водить за нос, задирать нос.
6. Подберите фразеологизмы к следующим толкованиям: 1) быстро бежать; 2) ничего не делать.