Контрольная работа по биологии по теме «Основы экологии»
Часть А
1.Тип взаимоотношений, который возникает между видами со сходными экологическими потребностями, – это |
| 1) | конкуренция | | 2) | паразитизм | | 3) | нахлебничество | | 4) | хищничество | |
2.Для белки обыкновенной абиотическим фактором является |
| 1) | урожай семян ели | | 2) | численность куниц | | 3) | наличие в лесу старых деревьев с дуплами | | 4) | высота снежного покрова | |
3. Между какими парами организмов складываются симбиотические отношения в природе? |
| 1) | акула и рыба-прилипало | | 2) | берёза и гриб трутовик | | 3) | берёза и гриб подберёзовик | | 4) | паук и муха | |
4.Какой организм в пищевой цепи будет потребителем второго порядка?  |
| 1) | лягушка | | 2) | змея | | 3) | ястреб | | 4) | насекомое | |
5. У сосен, выросших в лесу (рис. 1) и на открытом пространстве (рис. 2), крона формируется по-разному. Какой фактор оказывает на формирование кроны наибольшее влияние?  |
| 1) | температура воздуха | | 2) | освещённость | | 3) | влажность почвы | | 4) | влажность воздуха | |
6. В озере, расположенном вблизи животноводческой фермы, неожиданно начали разрастаться водоросли. Что, вероятнее всего, является причиной этого разрастания? |
| 1) | снижение температуры воздуха | | 2) | понижение уровня воды в озере | | 3) | попадание с фермы в озеро органических веществ | | 4) | выброс газов из расположенного на ферме оборудования | |
7.С какой целью создаются агроценозы? |
| 1) | увеличение видового разнообразия растений | | 2) | уменьшение видового разнообразия паразитов | | 3) | повышение плодородия почв | | 4) | получение высокого урожая культурных растений | |
Часть В
1.Вставьте в текст «Биотические отношения в природе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРИРОДЕ
В течение длительной эволюции сформировались различные взаимоотношения организмов в природе. Так, полезные для одновременно двух видов взаимодействия называют __________(А). Примером являются отношения между цветковыми растениями и некоторыми __________(Б). Отношения нападающего и объекта охоты – это пример __________(В). В других случаях возможны косвенные взаимодействия. Они возникают тогда, когда виды используют одинаковые для жизни ресурсы, количество которых ограничено. Такие взаимодействия получили название __________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: |
1)квартиранство | |
2) насекомые | |
3) нахлебничество | |
4) хищничество | |
5) копытные | |
6) паразитизм | |
7) конкуренция | |
8) симбиоз | |
Ответ
2. Вставьте в текст «Факторы среды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ФАКТОРЫ СРЕДЫ Все компоненты окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы, принято называть __________(А) факторами. Учёные разделили их на три основные группы. Первая группа факторов – __________(Б); это факторы неживой природы, например освещённость, влажность, температура воздуха. Любые формы взаимоотношений между живыми организмами принято считать __________(В) факторами. Человек оказывает на природу особое воздействие, так как ведёт хозяйственную деятельность. Это воздействие относят к __________(Г) факторам. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | сезонное | 2) | антропогенное | 3) | биотическое | 4) | периодическое | 5) | абиотическое | 6) | Экологическое | | | | Конец формы |
3.Вставьте в текст «Поток энергии в биосфере» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПОТОК ЭНЕРГИИ В БИОСФЕРЕ Основной источник энергии в биосфере – это энергия __________(А). Она нагревает атмосферу и гидросферу; вызывает передвижение воздушных масс, океанических течений, испарение воды, таяние снега. __________(Б) организмы, главным образом зелёные растения, в ходе процесса __________(В) преобразуют эту энергию в энергию химических связей органических веществ. __________(Г) организмы, главным образом животные, преобразуют химическую энергию в другие формы. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | автотрофное | 2) | гетеротрофное | 3) | солнце | 4) | ветер | 5) | дыхание | 6) | фотосинтез | 7) | паразит | 8) | брожение | | | а | б | в | г |
| | | | |
|
| 4 .Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. | | 1) | зёрна пшеницы | 2) | рыжая лисица | 3) | клоп вредная черепашка | 4) | степной орёл | 5) | обыкновенный перепел | | 5. Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. |
| 1) | лишайники | 2) | травы | 3) | мхи | 4) | кустарники | 5) | деревья | |
6. Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. |
|
| 1) | росянка | | 2) | божья коровка | | 3) | майский жук | | 4) | клещ | | 5) | бычий цепень | | 6) | малярийный плазмодий Ответ________________ | |
|
7.Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. |
|
| 1) | свет | | 2) | осушение болот | | 3) | вечная мерзлота | | 4) | состав растительности | | 5) | ловля рыбы | | 6) | атмосферное давление Ответ_________________ | |
|
8.Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. |
|
| 1) | строительство новых городов | | 2) | истощение озонового слоя Земли | | 3) | низкая рождаемость в развитых странах Европы | | 4) | старение населения Земли | | 5) | загрязнение атмосферы продуктами различных производств | | 6) | сокращение видового разнообразия биосферы Ответ________________ | |
|
9. Какие черты приспособленности сформировались у растений к недостатку влаги? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. |
|
| 1) | крупные листовые пластинки | | 2) | видоизменённые листья – колючки | | 3) | большое число устьичных клеток | | 4) | опушение стеблей и листовых пластинок | | 5) | большое число хлоропластов в клетках листьев | | 6) | сильно развитая стержневая корневая система Ответ_____________ | |
|
Часть С
1. Пользуясь таблицей «Влияние абиотических факторов на смертность куколки яблоневой плодожорки», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Влияние абиотических факторов на смертность куколки яблоневой плодожорки
Температура (°С) | Относительная влажность (%) | Смертность (%) |
25 | 70 | 10 |
20 | 50 | 40 |
15 | 40 | 100 |
10 | 90 | 80 |
1) От каких абиотических факторов зависит смертность куколки яблоневой плодожорки?
2) Какие условия окружающей среды наиболее оптимальны для развития куколки яблоневой плодожорки?
3) Что такое куколка?
2.Прочитайте текст
ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ
Условия обитания различных видов организмов удивительно разнообразны. В зависимости от того, где живут представители разных видов, на них действуют разные комплексы экологических факторов. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. Однако самыми густонаселёнными являются водная и наземно-воздушная среды.
Вода характеризуется большой плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы. Высокой плотностью обусловлена её значительная выталкивающая сила. Это значит, что в воде уменьшается вес и у организмов есть возможность жить в водной толще, не опускаясь на дно. Однако высокая плотность воды затрудняет активное передвижение, поэтому водные животные имеют сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. Так как вода обладает высокой теплопроводностью, температурный режим в водоёмах мягкий.
Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в её верхних горизонтах.
Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная.
В ней много кислорода и света, но более резкие изменения температуры, значительно слабее перепады давления, и часто возникает дефицит влаги. Плотность воздуха гораздо меньше, чем плотность воды, и это облегчает передвижение организмов. Активное и пассивное передвижение освоило большинство обитателей суши.
Теплопроводность воздуха меньше, чем у воды. Это облегчает сохранение тепла и поддержание постоянной температуры тела у теплокровных животных. Развитие теплокровности стало возможным лишь в наземной среде.
Используя содержание текста «Основные среды жизни» и знания курса, ответьте на следующие вопросы. 1) В какой среде обитает большинство паразитов? 2) Какие экологические факторы часто являются ограничивающими для организмов, обитающих в наземно-воздушной среде? 3) Какие приспособления к активному передвижению сформировались у животных в процессе эволюции в связи с особенностями водной среды обитания? Укажите не менее четырёх приспособлений. |
3.Прочитайте текст
ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.
Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы – фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.
Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.
А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицы. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы – хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.
Широко распространены и крупные мухи – тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.
Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.
Используя текст "Защита растений биологическими методами" ответьте на следующие вопросы. 1) Как отличить божьи коровки от других насекомых? 2) Как жужелицы защищают растения? 3) В чём заключается сущность биологического метода борьбы с вредителями сада и огорода? |
7