СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология" для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология."»

Контрольная работа по русскому языку

Тема: Лексика. Фразеология.

Вариант №1


  1. Словарный диктант. Запишите данные слова, вставьте пропущенные буквы.

О(п,, пп)онент, и(л, лл)юминация, ко(м,мм)юнике, камзол, (не)уместно, бе..пристрастный, пр..клонить голову, вежды, здра..ствовать, р..весник, сверс..ник, фу..бол, ра..чувствоваться, в..нтиляция, в..негрет. пей..жер, рента, эл..кторат, бро(к,кк)ер, подручник, гусляр, ланиты, уста.

  1. Найдите в словарном диктанте историзмы, выпишите их, объясните, в чем разница между историзмами и архаизмами.

  2. Найдите в словарном диктанте неологизмы, выпишите их, определите, как они появились в речи.

  3. Какие из данных слов являются многозначными: язык, жарить, далекий, обезьяна, стамеска. Докажите правильность своего выбора.

  4. Подберите синонимы к словам: фальшивый, большой, талант, роптать, хитрый.

  5. Составьте предложения со словами длинный-длительный, как называются такие слова?

  6. Выберите нужное слово, запишите полученное предложение:

а) Он сразу же решил пойти на (рыбью, рыбную) ловлю.

б) Надо (тактично, тактически) намекнуть ему, что не следует поступать подобным образом.

в) История этой семьи могла бы лечь в (основание, основу) романа.

г) Группа школьников (пришла - зашла) в музей на лекцию.

д) Мы все завтра (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды.

8. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

9 . Найдите синонимические фразеологизмы, выпишите получившиеся пары.

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

10.  В каком предложении нет антонимов?

а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?

а) совесть
б) долг 
в) стыд 
г) благородство


Контрольная работа по русскому языку

Тема: Лексика. Фразеология.

Вариант №2


  1. Словарный диктант. Запишите данные слова, вставьте пропущенные буквы.

О(п,, пп)онент, и(л, лл)юминация, ко(м,мм)юнике, камзол, (не)уместно, бе..пристрастный, пр..клонить голову, вежды, здра..ствовать, р..весник, сверс..ник, фу..бол, ра..чувствоваться, в..нтиляция, в..негрет. пей..жер, рента, эл..кторат, бро(к,кк)ер, подручник, гусляр, ланиты, уста.

  1. Найдите в словарном диктанте архаизмы, выпишите их, объясните, в чем разница между историзмами и архаизмами.

  2. Найдите в словарном диктанте неологизмы, выпишите их, определите, как они появились в речи.

  3. Какие из данных слов являются многозначными: суффикс, шляпа, резать, курица дом. Докажите правильность своего выбора.

  4. Подберите антонимы к словам: фальшивый, большой, талант, ералаш, роптать.

  5. Составьте предложения со словами мелкий-мелочный, как называются такие слова?

  6. Выберите нужное слово, запишите полученное предложение:

а) Он надеялся на (удачный, удачливый) лов.

б) (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится с удочкой на берегу.

в) Певец исполнял (заглавную, главную) партию в опере.

г) Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову.

д ) На голове отца (одета -  надета) меховая шапка.

8. Найдите антонимические фразеологизмы, выпишите получившиеся пары.

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

9. Укажите строку, в которой все слова являются заимствован­ными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

10. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?

а) порядочный
б) гуманный 
в) преданный
г) добрый

11. Укажите, какая из омонимичных форм использована в пред­ложении

1Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковс­кий):

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.