СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа позволяет определить уровень усвоения пройденного  материала учащимися 6–го класса по теме «Лексика и фразеология» 6 класс. Контрольная работа дана в форме тестирования, содержит 13 заданий. Первые 10 с выбором  одного  ответа, остальные 3  задания требуют краткого ответа.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" 6 класс»

Контрольная работа по теме:

«Лексика и фразеология»

6 класс

1 вариант


1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

2. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.


3. Определите, в какой строке все слова заимствованные:
А) место, история, тетрадь;

Б) берег, город, молоко;

В) аббат, филин, штык;
Г) ладонь, корова, дочь,

Д) поле, береза, сосед.

4. Укажите, какое из данных слов является архаизмом:

А) меньшевик

Б) выя

В) кольчуга

Г) алебарда.


5. Сколько слов в списке, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов?

Отрасти, пили, полей, мой

А) одно;

Б) два;

В) три;

Г) четыре.


6. Подберите ответ – фразеологизм: Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

А) Молчит, как в рот воды набрал;

Б) Смотрит как баран на новые ворота;

В) Ему всё как об стену горох;

Г) Как сыр в масле катается.


7.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;

Б) набрать в рот воды;

В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;

Д) не разлить водой.


8. Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед, представляет право, возможность полезного существования.

А) вывести на чистую воду;

Б) родиться в сорочке;

В) путёвка в жизнь.



9. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму "положа руку на сердце":

А) Играть на руку;

Б) Засучив рукава;

В) Кривить душой;

Г) Через пень колоду.


10.Подберите синонимы к фразеологизмам (1-2 примера): А) валять дурака - …….

Б) не покладая рук -………


11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к устаревшей лексике, диалектной лексике.


12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.



13. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).



2 вариант


1. В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра;

Б) лингвист, историк, литературовед;

В) фрукты, овощи, вишня;

Г) сосна, тополь, ясень;

2. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;

Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;

Г) аккорд, вокализ, мольберт.

3. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;

Б) акварель, гуашь, палитра;

В) нечто, выкаблучиваться, ступай;

Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;

Д) кирпич, свекла, идти.

4. Какое значение слова "плюс" является переносным?

А) Знак, обозначающий действие сложения;

Б) Положительная величина при обозначении температуры;

В) Достоинство, хорошая сторона кого - или чего-либо;

Г) Знак, употребляемый при оценке знаний, если требуется обозначить превышение уровня, соответствующего кому-то.


5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол?

Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

А) Два;

Б) Три;

В) Четыре;

Г) Пять.

6. Укажите, какое из данных слов является историзмом:

А) шарабан;

Б) внемли;

В) очи;

Г) чело.


7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:

А) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля, апофеоз;

Б) ватрушка, факел, мичман, галстук, ветер;

В) шахтер, акация, психолог, экран, цирк;

Г) монолог, пудинг, перелесок, хоккей, одуванчик.


8. Какой фразеологизм имеет значение "достигать сразу двух целей"?

А) (Оказаться) между двух огней;

Б) сидеть между двух стульев;

В) гоняться за двумя зайцами;

Г) убить двух зайцев.


9. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши,

Б) положа руку на сердце,

В) сложа руки

Г) не покладая рук

Д) море по колено


10. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

А) выходит из себя;

Б) садится в калошу;

В) смотрит сквозь пальцы.

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к профессиональной лексике, диалектной лексике.


12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.


13. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами:

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, мальчик печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.