Контрольная работа по теме:
«Лексика и фразеология»
6 класс
1 вариант
1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
2. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
3. Определите, в какой строке все слова заимствованные:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, филин, штык;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.
4. Укажите, какое из данных слов является архаизмом:
А) меньшевик
Б) выя
В) кольчуга
Г) алебарда.
5. Сколько слов в списке, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов?
Отрасти, пили, полей, мой
А) одно;
Б) два;
В) три;
Г) четыре.
6. Подберите ответ – фразеологизм: Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?
А) Молчит, как в рот воды набрал;
Б) Смотрит как баран на новые ворота;
В) Ему всё как об стену горох;
Г) Как сыр в масле катается.
7.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
8. Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед, представляет право, возможность полезного существования.
А) вывести на чистую воду;
Б) родиться в сорочке;
В) путёвка в жизнь.
9. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму "положа руку на сердце":
А) Играть на руку;
Б) Засучив рукава;
В) Кривить душой;
Г) Через пень колоду.
10.Подберите синонимы к фразеологизмам (1-2 примера): А) валять дурака - …….
Б) не покладая рук -………
11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к устаревшей лексике, диалектной лексике.
12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.
13. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).
2 вариант
1. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
2. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт.
3. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.
4. Какое значение слова "плюс" является переносным?
А) Знак, обозначающий действие сложения;
Б) Положительная величина при обозначении температуры;
В) Достоинство, хорошая сторона кого - или чего-либо;
Г) Знак, употребляемый при оценке знаний, если требуется обозначить превышение уровня, соответствующего кому-то.
5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол?
Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.
А) Два;
Б) Три;
В) Четыре;
Г) Пять.
6. Укажите, какое из данных слов является историзмом:
А) шарабан;
Б) внемли;
В) очи;
Г) чело.
7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:
А) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля, апофеоз;
Б) ватрушка, факел, мичман, галстук, ветер;
В) шахтер, акация, психолог, экран, цирк;
Г) монолог, пудинг, перелесок, хоккей, одуванчик.
8. Какой фразеологизм имеет значение "достигать сразу двух целей"?
А) (Оказаться) между двух огней;
Б) сидеть между двух стульев;
В) гоняться за двумя зайцами;
Г) убить двух зайцев.
9. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки
Г) не покладая рук
Д) море по колено
10. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?
Ему и слова возразить нельзя, он сразу …
А) выходит из себя;
Б) садится в калошу;
В) смотрит сквозь пальцы.
11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к профессиональной лексике, диалектной лексике.
12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.
13. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами:
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, мальчик печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.