Обществознание, 11 класс
Контрольная работа №1 по теме «Социальное развитие современного общества»
1 вариант
Часть 1
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Форма этноса | Характеристика |
Племя | Объединение на основе кровнородственных связей и веры в общность происхождения. |
……. | Объединение на основе прочных связей исторического, экономического, культурного и территориально- политического характера. |
2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».
Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
3.К достигаемому статусу человека не относится:
1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.
4. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:
1) военнослужащего срочной службы;
2) депутата городской думы;
3) учащегося средней общеобразовательной школы.
4) потребителя услуг мобильной связи.
5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) социальная мобильность 2) санкция 3) отклоняющееся поведение
4) социальная структура 5) самоконтроль 6) социальный контроль
6.Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы - различия в характере труда и размерах, и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
7. Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.
2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.
3) успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества
4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.
5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития ведут к конфликтам на различных уровнях.
6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт
8.Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование.
3) в качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества.
9. Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является
1) возможность получения образования только на государственном языке
2) компактное поселение одних народов от других
3) гарантированное законом равенство представителей всех народов в правах
4) недопущение национальных меньшинств в государственные органы
10. Для молодежи, как особой социальной группы, характерно
1) отрицательное отношение к новациям
2) наличие большого жизненного опыта
3) стремление к изменению своего статуса
4) отсутствие социального оптимизма
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Современное общество отличается высоким уровнем _______________(1), в нем каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию. Важнейшую роль в достижении __________(2) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ___________(3), стать незаменимым для коллег.
В процессе рыночных преобразований, происходящих в нашей стране в последние годы, российское общество очень резко разделилось по ____________(4). Пролегла пропасть между небольшим количеством сверхбогатых людей, «новых русских», активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне ___________(5). А вот «___________(6)», который составляет основу общества в развитых странах, у нас еще не сформировался, он находится только на стадии становления.
1Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) стратификация З) средний класс
Б) образование И) уровень доходов
В) черта бедности
Г) социальная мобильность
Д) учреждение
Е) социальный статус
Ж) престижная должность
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
Поколения: различия и преемственность
...Понятие «поколение» многозначно. В одном случае оно означает совокупность, когорту сверстников, образующих определенный возрастной слой населения. В другом - имеется в виду ступень происхождения от общего предка - отцы, сыновья, внуки. В третьем случае поколение - современники каких-либо социально-исторических событий или процессов («поколение Великой Отечественной войны»), люди, объединенные общностью исторической судьбы и переживаний, так сказать, духом времени. Иногда этим словом обозначают хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и активно действует реальное или условное поколение...
Родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие...
В сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов расхождения между старшими и младшими, как правило, значительно больше, нежели в главных социальных ценностях - политических взглядах, мировоззрении. Это объясняется не только разницей в темпе обновления соответствующих сторон бытия - мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они традиционно являются привилегированными областями юношеского самоутверждения. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных «отцов», в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши «маркируют», отличают «своих» от «чужих». Скажем, в области музыкальных увлечений (музыка - самое «молодежное» из искусств) уже между 15- 17-летними и 22- 23-летними существуют большие различия, которых в других сферах культуры и общественной жизни будет меньше...
И. С. Кон
12. Какие две ценности автор называет главными социальными ценностями?
13. Почему в сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старших? Назовите две причины, выделенные автором.
14.Опираясь на текст, перечислите четыре значения, в которых может употребляться слово «поколение».
15.В каком смысле употребляет слово «поколение» автор текста? Приведите два аргумента своего ответа.
Обществознание, 11 класс
Контрольная работа №1 по теме «Социальное развитие современного общества»
2 вариант
Часть 1
1.Запишите слово, пропущенное в схеме:
Основные тенденции развития межэтнических отношений
Тенденции развития | Характеристики |
……….. | Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, всех сторон жизни общества |
Дифференциация | Стремление народов к сохранению национальной самостоятельности |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
моральные нормы позитивные санкции социальный контроль
правовые нормы негативные санкции
3. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую
4. Социальное неравенство проявляется в:
1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении
3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) семья 2) бизнес 3) наука
4) акция 5) налоги 6) право
6.Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента | 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
7. Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы людей.
2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.
3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.
4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.
5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.
8.Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн.
2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами.
5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства.
9.Семья Д. состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья относится к патриархальному типу?
1) Д. владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города.
2) Глава семьи руководит крупным оборонным предприятием.
3) Семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник.
4) в семье четко разделены обязанности: муж - кормилец, жена - хозяйка.
10. Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии
1) статуса 2) престижа
3) мобильности 4) авторитета
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Социальная роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённого __________(А). Исполнению социальной роли обучаются в процессе __________(Б), ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлённых на человека в __________(В).
Этот «ответ» детерминирован его позицией, __________(Г), должностью, полом и другими факторами.
Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым __________(Д).
У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой дозволенности». Диапазон этой __________(Е) может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) социальные нормы | 2) стратификация | 3) социализация |
4) профессия | 5) социальные лифты | 6) социальный статус |
7) ролевая свобода | 8) общество | 9) мобильность |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов - семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную - нуклеарную.
Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…
Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению.
Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.
Так начала формироваться малодетная семья… патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.
А.Ю. Лазебникова.
12.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.
13. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?
14.Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.
15. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите не менее трех характеристик положения женщины в современной семье.
Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/
8