СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Социальное развитие современного общества". 11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа состоит из заданий формата ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Социальное развитие современного общества". 11 класс.»

Обществознание, 11 класс

Контрольная работа №1 по теме «Социальное развитие современного общества»

1 вариант

Часть 1


1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Форма этноса

Характеристика

Племя

Объ­еди­не­ние на ос­но­ве кров­но­род­ствен­ных свя­зей и веры в общ­ность про­ис­хож­де­ния.

…….

Объ­еди­не­ние на ос­но­ве проч­ных свя­зей ис­то­ри­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го, куль­тур­но­го и тер­ри­то­ри­аль­но- по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».

Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

3.К достигаемому статусу человека не относится:

1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.

4. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

1) военнослужащего срочной службы;

2) депутата городской думы;

3) учащегося средней общеобразовательной школы.

4) потребителя услуг мобильной связи.

5. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ная норма». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­ци­аль­ная мо­биль­ность 2) санк­ция 3) от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние

4) со­ци­аль­ная струк­ту­ра 5) са­мо­кон­троль 6) со­ци­аль­ный кон­троль

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОСО­БЕН­НО­СТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТ­НО­ШЕ­НИЙ

ТИПЫ СТРА­ТИ­ФИ­КА­ЦИИ

А) юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми

Б) пре­иму­ще­ствен­но на­след­ствен­ный ха­рак­тер при­над­леж­но­сти к элите об­ще­ства

В) за­пре­ще­ние пе­ре­ме­ще­ния из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую

Г) в ос­но­ве де­ле­ния на груп­пы - раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах, и фор­мах его опла­ты

Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих групп

1) ка­сто­вая

2) со­слов­ная

3) клас­со­вая

 7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Вза­и­мо­ува­же­ние ослож­ня­ет со­труд­ни­че­ство.

2) Со­труд­ни­че­ство на­прав­ле­но на до­сти­же­ние сов­мест­ной цели.

3) успеш­ное вза­и­мо­дей­ствие обес­пе­чи­ва­ет укреп­ле­ние со­труд­ни­че­ства

4) Столк­но­ве­ние не­сов­ме­сти­мых взгля­дов ин­ди­ви­дов при­во­дит к кон­ку­рен­ции.

5) Не­ра­вен­ство в уров­не до­хо­дов и по­треб­ле­ния между бо­га­ты­ми и бед­ны­ми, не­ста­биль­ность эко­но­ми­че­ско­го, по­ли­ти­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия ведут к кон­флик­там на раз­лич­ных уров­нях.

6) Если каж­дая сто­ро­на по­лу­ча­ет то, что счи­та­ет при­ем­ле­мым, воз­ни­ка­ет конфликт

8.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия об­ще­ства.

2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние.

3) в ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские пар­тии.

4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных уси­лий.

5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность об­ще­ства.


9. Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является

1) возможность получения образования только на государственном языке

2) компактное поселение одних народов от других

3) гарантированное законом равенство представителей всех народов в правах

4) недопущение национальных меньшинств в государственные органы

10. Для молодежи, как особой социальной группы, характерно

1) отрицательное отношение к новациям

2) наличие большого жизненного опыта

3) стремление к изменению своего статуса

4) отсутствие социального оптимизма

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Современное общество отличается высоким уровнем _______________(1), в нем каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию. Важнейшую роль в достижении __________(2) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ___________(3), стать незаменимым для коллег.

В процессе рыночных преобразований, происходящих в нашей стране в последние годы, российское общество очень резко разделилось по ____________(4). Пролегла пропасть между небольшим количеством сверхбогатых людей, «новых русских», активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне ___________(5). А вот «___________(6)», который составляет основу общества в развитых странах, у нас еще не сформировался, он находится только на стадии становления.

1Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) стратификация З) средний класс

Б) образование И) уровень доходов

В) черта бедности

Г) социальная мобильность

Д) учреждение

Е) социальный статус

Ж) престижная должность


Часть 2

Прочитайте текст и выполните за­дания.

Поколения: различия и преемственность

...Понятие «поколение» многозначно. В одном случае оно означает совокупность, когорту сверстников, образую­щих определенный возрастной слой населения. В дру­гом - имеется в виду ступень происхождения от общего предка - отцы, сыновья, внуки. В третьем случае поколе­ние - современники каких-либо социально-исторических событий или процессов («поколение Великой Отечествен­ной войны»), люди, объединенные общностью историче­ской судьбы и переживаний, так сказать, духом времени. Иногда этим словом обозначают хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и активно дей­ствует реальное или условное поколение...

Родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие...

В сфере потребительских ориентации, досуга, художест­венных вкусов, взаимоотношений полов расхождения меж­ду старшими и младшими, как правило, значительно боль­ше, нежели в главных социальных ценностях - полити­ческих взглядах, мировоззрении. Это объясняется не только разницей в темпе обновления соответствующих сторон бытия - мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они тра­диционно являются привилегированными областями юно­шеского самоутверждения. Молодежь всегда хочет отли­чаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной мо­ды и жаргона, часто шокирующих консервативных «от­цов», в том и состоит, что с их помощью подростки и юно­ши «маркируют», отличают «своих» от «чужих». Скажем, в области музыкальных увлечений (музыка - самое «мо­лодежное» из искусств) уже между 15- 17-летними и 22- 23-летними существуют большие различия, которых в других сферах культуры и общественной жизни будет меньше...

И. С. Кон

12. Какие две ценности автор называет главными соци­альными ценностями?

13. Почему в сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старших? Назовите две причины, выделенные автором.

14.Опираясь на текст, перечислите четыре значения, в которых может употребляться слово «поколение».

15.В каком смысле употребляет слово «поколение» ав­тор текста? Приведите два аргумента своего ответа.

Обществознание, 11 класс

Контрольная работа №1 по теме «Социальное развитие современного общества»

2 вариант

Часть 1

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме:

Основные тенденции развития межэтнических отношений

Тенденции развития

Характеристики

………..

Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, всех сторон жизни общества

Дифференциация

Стремление народов к сохранению национальной самостоятельности


2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

мо­раль­ные нормы по­зи­тив­ные санк­ции со­ци­аль­ный кон­троль

пра­во­вые нормы не­га­тив­ные санк­ции


3. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

4. Социальное неравенство проявляется в:

1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении

3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода

5. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ный ин­сти­тут». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) семья 2) биз­нес 3) наука

4) акция 5) на­ло­ги 6) право

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ

ФОРМЫ МО­БИЛЬ­НО­СТИ

A) мед­сест­ра пе­ре­ве­лась из боль­ни­цы в по­ли­кли­ни­ку, ближе к дому.

Б) офи­цер-по­гра­нич­ник по­лу­чил вне­оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние за удач­ное про­ве­де­ние опе­ра­ции.

B) учи­тель пе­ре­ехал из про­вин­ции в сто­лич­ный город, устро­ил­ся на ра­бо­ту в школу.

Г) ди­рек­тор банка по со­сто­я­нию здо­ро­вья пе­ре­вел­ся на долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла банка.

Д) пре­по­да­ва­тель вуза после за­щи­ты кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции пе­ре­шел на долж­ность до­цен­та

1) вос­хо­дя­щая

2) нис­хо­дя­щая

3) го­ри­зон­таль­ная

 

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­ци­аль­ные груп­пы поз­во­ля­ют удо­вле­тво­рить важ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные про­бле­мы людей.

2) Со­ци­аль­ные груп­пы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые че­ло­век не смог бы осу­ще­ствить в оди­ноч­ку.

3) Любое со­об­ще­ство людей со­цио­ло­ги рас­смат­ри­ва­ют в ка­че­стве со­ци­аль­ной груп­пы.

4) Груп­па яв­ля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным эле­мен­том со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства.

5) Одним из при­зна­ков пер­вич­ной со­ци­аль­ной груп­пы яв­ля­ет­ся вы­со­кий уро­вень ее эмо­ци­о­наль­но­сти.

8.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­ци­аль­ные кон­флик­ты могут про­те­кать толь­ко в форме граж­дан­ских войн.

2) Кон­флик­ты могут ока­зы­вать по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на об­ще­ство.

3) Одним из спо­со­бов раз­ре­ше­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та яв­ля­ют­ся вза­им­ные уступ­ки про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон.

4) Все со­ци­аль­ные кон­флик­ты вы­зва­ны эко­но­ми­че­ски­ми при­чи­на­ми.

5) При­чи­ной со­ци­аль­но­го кон­флик­та все­гда вы­сту­па­ют объ­ек­тив­ные об­сто­я­тель­ства.

9.Семья Д. состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья относится к патриархальному типу?

1) Д. владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города.

2) Глава семьи руководит крупным оборонным предприятием.

3) Семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник.

4) в семье четко разделены обязанности: муж - кормилец, жена - хозяйка.

10. Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии

1) статуса 2) престижа

3) мобильности 4) авторитета

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

«Со­ци­аль­ная роль — это со­во­куп­ность ожи­да­ний, прав и обя­за­тельств, на­прав­лен­ных на че­ло­ве­ка как об­ла­да­те­ля опре­делённого __________(А). Ис­пол­не­нию со­ци­аль­ной роли обу­ча­ют­ся в про­цес­се __________(Б), ори­ен­ти­ру­ясь на те ожи­да­ния, ко­то­рые вы­став­ля­ет со­ци­ум. Роль можно по­ни­мать как «ответ» на со­во­куп­ность ожи­да­ний, устремлённых на че­ло­ве­ка в __________(В).

Этот «ответ» де­тер­ми­ни­ро­ван его по­зи­ци­ей, __________(Г), долж­но­стью, полом и дру­ги­ми фак­то­ра­ми.

Роль ста­вит сво­е­му ис­пол­ни­те­лю по­ве­ден­че­ские пре­де­лы. Если по­ве­де­ние, свой­ствен­ное дан­ной роли, не вы­хо­дит за эти пре­де­лы, то оно удо­вле­тво­ря­ет и ин­ди­ви­да, и его окру­же­ние, т. е. от­ве­ча­ет тре­бу­е­мым __________(Д).

У раз­ных ролей всё-таки раз­ные пре­де­лы доз­во­лен­но­сти, и в каж­дой роли есть спе­ци­фи­че­ские си­ту­а­ции этой доз­во­лен­но­сти». Диа­па­зон этой __________(Е) может быть боль­ший или мень­ший, стро­гость со­блю­де­ния «ро­ле­вых» пра­вил сла­бее или силь­нее».

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) со­ци­аль­ные нормы

2) стра­ти­фи­ка­ция

3) со­ци­а­ли­за­ция

4) про­фес­сия

5) со­ци­аль­ные лифты

6) со­ци­аль­ный ста­тус

7) ро­ле­вая сво­бо­да

8) об­ще­ство

9) мо­биль­ность


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов - семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную - нуклеарную.

Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению.

Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

Так начала формироваться малодетная семья… патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

А.Ю. Лазебникова.

12.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

13. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?

14.Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.

15. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите не менее трех характеристик положения женщины в современной семье.


Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/

8