СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно - измерительные материалы. Физика 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 КИМы по физике содержат кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для оценки их индивидуальных достижений; спецификации контрольных работ для оценки индивидуальных достижений обучающихся; итоговую  контрольную работу  для 7 класса ( 8 класс - слабовидящие и слепые обучающиеся).

Просмотр содержимого документа
«Контрольно - измерительные материалы. Физика 7 класс»

ФИЗИКА

(оценка индивидуальных достижений обучающихся 7 класса)


КОДИФИКАТОР

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по физике для оценки индивидуальных достижений обучающихся

В кодификаторе представлены систематизированные перечни элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, составленные в соответствии с операционализированным перечнем требований к уровню подготовки обучающихся 8 класса для проведения процедур оценки качества образования.

Раздел 1. Перечень элементов содержания



КОД

Элементы содержания, проверяемые КИМ

1


ВВЕДЕНИЕ


1.1

Физические понятия (физические явления, величины, единицы измерения) приборы для измерения физических величин.

2.


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА


2.1

Строение вещества. Диффузия

3


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ


3.1

Механическое движение. Траектория. Путь.


3.2

Равномерное прямолинейное движение


3.3

Скорость, инерция


3.4

Масса. Плотность вещества


3.5

Сила. Равнодействующая сил

4


ДАВЛЕНИЕ


4.1

Давление твердых тел


4.2

Закон Паскаля


4.3

Давление в жидкостях и газах


4.4

Сообщающиеся сосуды


4.5

Атмосферное давление


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательную программу по ФИЗИКЕ 7 класса

Код требований

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется заданиями КИМ

1

Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1

Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

1.2

Понимание смыла физических величин (узнавать название, определение и единицы измерения физической величины, различать аналитическую формулу и ее графическую интерпретацию, применять формулу для анализа процессов на качественном и расчетном уровне); приборов для измерения физических величин

1.3

Знание и понимание смысла физических законов: Паскаля,

1.4

Умение описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, инерция, передача давления жидкостями и газами, диффузия

2

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

2.1

Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых и косвенных измерений физических величин

2.2

Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

3

Решение задач различного типа и уровня сложности

4

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

4.1

Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических явлениях

4.2

Умение применять физические знания для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств







СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольной работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся
  1. Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля (2016-2017уч.год) индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Естествознание: Физика».

Цель: Оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 8 классов по темам «Физические явления. Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов». Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания при изучении в курсе физики основной школы перечисленных тем. Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения перечисленных тем.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Естествознание: Физика» разработаны на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Примерная программа основного общего образования по предмету «Физика»

  1. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Естествознание. Физика» для проведения процедур оценки качества основного общего образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса физика: введение, первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление.

Содержание заданий - проверка подготовки учащихся на базовом уровне и повышенного уровня сложности.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Введение

2

Первоначальные сведения о строении вещества

1

Взаимодействие тел

8

Давление

3

Итого:

14

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.

В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, задания на определение последовательности, с кратким ответом, с развернутым ответом.


Распределение заданий КИМ по уровням сложности:


Уровень сложности заданий

№ заданий

Число заданий


Виды заданий

Базовый

1 - 10

10

Задания с выбором одного верного ответов из предложенных вариантов, задания на установление соответствия позиций.

Повышенный

11- 14

4

Задания с выбором двух верных ответов из предложенных вариантов, задания с развернутым ответом

Итого


14


  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом

Критерии оценивания

Уровень

Минимальный балл

Максимальный балл

Критерии к баллу.

Базовый

1-8




1





8





Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора.

9-10


2

4

Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оценивается 2, 1 или 0 баллов.

3 правильных ответа – 2 балла

2- правильных ответа – 1 балл

Нет правильных ответов (или только 1 правильный) – 0 баллов

Повышенный

11-12

2

4

Задания с выбором двух правильных ответов из ряда предложенных оценивается 2, 1 или 0 баллов.

2 правильных ответа – 2 балла

1- правильных ответа – 1 балл

Нет правильных ответов – 0 баллов

Повышенный

13-14

2






4





Задания с развернутым ответом

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

                    1. верно записано краткое условие задачи; записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).; - 2 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ (ИЛИ Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов). – 1 балла

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение проверочной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка

Количество баллов

Примечание

«5» 

17-20

при условии, что выполнены 1 задания из 2 части

«4» 

12-16


«3» 

7-11


«2» 

0-6



Результаты проверочной работы признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся получил отметку не ниже удовлетворительной («три»).



  1. Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 - 3 минуты;

    1. для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

  1. План варианта КИМ

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.


Общий план работы.


№№

Блок содержа­ния

Объект оценивания


Код про­веряемых умений


Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

Время выполнения

1

Физические понятия

Понимание смысла изученных физических понятий и явлений (узнавать описание понятия и явления).

1.1

ВО

Б


1

2 мин

2

Строение вещества, диффузия

Понимание смысла изученных физических явлений (различать условия протекания явления, объяснять явления на основе имеющихся знаний).

1.1-1.4

ВО

Б

1

2 мин

3

Измерение физической величины, цена деления, погрешность измерения

Владение основами методологических знаний и умений (определять цену деления, пределы измерения прибора и записывать его показания).

1.2-2.1

ВО

Б

1

2 мин

4

Механическое движение, инерция

Описывать свойства механических явлений на основе правильной трактовки понятия «инерция», использовать знания о явлении инерции в повседневной жизни.

1.4-4.1-4.2

ВО

Б

1

2 мин

5

Физические величины и единицы для их измерения (соответствие)

Понимание смыла физических величин (узнавать название и единицы измерения физической величины).

1.2

ВО

Б

1

2 мин

6

Атмосферное давление

Понимание смыла физической величин (атмосферное давление) для анализа процессов на качественном уровне.

1.2

ВО

Б

1

2 мин

7

Давление твёрдых тел

Объяснять на основе имеющихся знаний передачу давления твердыми телами на основе правильной трактовки физической величины - давления

1.2

ВО

Б

1

2 мин

8

Давление жидкостей и газов

Использовать формулу для расчёта давления в жидкостях

3

КО

Б

1

2 мин

9

Физические величины и формулы для их вычисления (соответствие)

Понимание смыла физических величин (различать аналитическую формулу и ее графическую интерпретацию);

1.2

ВО

Б

1

2 мин

10

Силы

Использовать полученные знания о видах механических сил в повседневной жизни

4.1

ВО

Б

2

2 мин

11

Равномерное прямолинейное движение, скорость

Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

2.2

ВО

П

2

5мин

12

Плотность вещества

Понимание смыла физической величины плотность вещества

1.2

ВО

П

2

5 мин

13

Равномерное прямолинейное движение (задача)

Владеть разнообразными способами решения задач с использованием физических законов и формул, связывающих физические величины; анализировать условие задачи; выделять заданные физические величины и находить формулы, необходимые для нахождения неизвестной величины

3

РО

П

2

5 мин

14

Плотность вещества (задача)

Владеть разнообразными способами решения задач с использованием физических законов и формул, связывающих физические величины; анализировать условие задачи; выделять заданные физические величины и находить формулы, необходимые для нахождения неизвестной величины

3

РО

П

2

5 мин

ИТОГО

20 баллов

40 мин

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.


  1. Условия проведения (требования к специалистам)

Проверочные работы проводят учитель класса и ассистент.

Контрольную работу анализирует учитель и ассистент, предоставляется протокол (анализ) проверочной работы.


Ключ.

Часть1:


1. -3,1,2

2. -4

3. -3

4.- 3

5.-2,1,3

6. -1

7. -2

8. -2060000 Па=2060кПа

9. -4,3,1

10.-2,1,3

11.-1,4

12.-1,3

Часть2:


13.- 5м/с

14.-105 кг









Часть1.

  1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

ПРИМЕР

А) Физическое явление

Б) Физическое тело

В) Вещество

1) Яблоко

2) медь

3) Молния

4) Скорость

5) Секунда


Ответ:

А

Б

В





  1. Диффузия может происходить

    1. только в газообразных веществах

    2. только в жидких веществах

    3. только в твердых веществах

    4. в газообразных, жидких и твердых веществах

Ответ:

3.Измерительный прибор.

Изображение прибора

Название прибора

Название измеряемой величины

Название единицы измерения

Цена деления

Погрешность

Показание прибора







4.Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры некоторое время после поворота?

  1. На север

  2. На юг

  3. На запад

  4. На восток



Ответ:



5.Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в СИ.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ

А. Давление

Б. Масса

В. Сила

1) килограмм (кг)

2) паскаль (Па)

3) ньютон (Н)

4) метр в секунду (м/с)

Ответ:

А

Б

В





6.Атмосферное давление у подножия горы


1) больше, чем на её вершине

2) меньше, чем на её вершине

3) равно давлению на её вершине

4) может быть больше или меньше, чем на её вершине, в зависимости от времени года


Ответ:



7.Брусок в форме прямоугольного параллелепипеда положили на стол сначала широкой гранью (1), а затем - узкой (2). Сравните давление (p1 и p2) и силу давления (F1 и F2), производимое бруском на стол в этих случаях.




1) F1 = F2 ; p1 = p2

2) F1 = F2 ; p1 p2

3) F1 F2 ; p1 p2

4) F1 = F2; p1 p2






Ответ:

8.Какое давление оказывает морская вода на подводную лодку при погружении на 200м? В ответе запишите число и единицу измерения.

Ответ:

9.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ФОРМУЛЫ

А. Плотность

Б. Скорость

В. Сила тяжести


Ответ:

А

Б

В






10.Установите соответствие между примером проявления силы и её названием. Для каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

ПРИМЕР

НАЗВАНИЕ СИЛЫ

А. камень падает на Землю в следствии того, что на него действует……

Б. на книгу, лежащую на столе, со стороны стола действует……

В. на стол со стороны лежащей на нем книги действует …..

1) сила упругости

2) сила тяжести

3) вес тела



Ответ:

А

Б

В






11. В таблице приведены значения скорости движения в живой природе.


Живое существо


Скорость

Живое существо


Скорость

Живое существо


Скорость

Акула

8,3 м/с

Жираф

54 км/ч

Лисица

36 км/ч

Ворона

15 м/с

Жук

11 км/ч

Слон

40 км/ч

Дельфин

70 км/ч

Кит

10 м/с

Скворец

21 м/с


Из приведенных ниже утверждений выберите два правильные и запишите их номера.


1) Скорость кита равна скорости лисицы

2) Скорость акулы меньше скорости жука

3) Скорость дельфина больше скорости скворца

4) Скорость вороны больше скорости слона

5) Скорость жирафа больше скорости вороны

Ответ:




12.Плотность алюминия равна 2700 кг/м3, а плотность парафина 900 кг/м3. Выберите два верных утверждения:

  1. Масса 10 см3 алюминия равна массе 30 см3 парафина

  2. Объём 1 кг алюминия в 3 раза больше объёма 1 кг парафина

  3. Масса 1 м3 алюминия равен 2700 кг, а масса 1 м3 парафина равен 900 кг

  4. Вес 1 м3 алюминия равен 2700 кг, а вес 1 м3 парафина равен 900 кг

Ответ:




Часть 2

Для задания 13-14 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи («Дано»), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу



13.Велосипедист за 10 мин проехал 2,4 км, затем в течение 1 мин спускался под уклон 900м и после этого проехал ещё 1200 м за 4 мин. Вычислите среднюю скорость велосипедиста.


14.Еловое бревно имеет массу 90 кг. Какова масса бревна из лиственницы того же объёма?

Порода дерева

Плотность, кг/м3

Ель

600

Лиственница

700