СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению (3 класс). Начальная школа 21 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ на весь учебный год в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" содержит тексты и вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению (3 класс). Начальная школа 21 века.»

1 четверть


Синичка необыкновенная (стартовый)


Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согла­сен: она больше других синиц — пухляков, московок, лазо­ревок. Но что обыкновенная, с этим я не мог согласиться!


Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял ее в ру­ки, и она... умерла! Только что была живая и резвая, щипа­ла с вывертами за пальцы - и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подер­жал её, подержал - и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела!


Какая же она обыкновенная, если такая необыкновен­ная обманщица! Захочет - умрёт, захочет - воскреснет.


Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.


(146 слов)


Словарь


Западок — приспособление для ловли птиц.


Вопросы и задания


1. Подумай, почему так озаглавлен рассказ. Объясни.

2. Чем обыкновенная синица отличается от других синиц? Какая особенность есть у этой синички?

3. В каком предложении передано восхищение герои­ней рассказа? Прочитай.

4. Какие факты из жизни птиц описаны в этом расска­зе? Что тебя удивило? Расскажи.


Как аукнется, так и откликнется


(Русская сказка)


Подружилась лиса с журавлем и зовет его к себе в гости:

– Приходи, куманек, приходи, дорогой. Уж вот как тебя угощу!

Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

– Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль – хлоп-хлоп носом по тарелке: стучал-стучал – ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу – так всю сама и скушала.

Съела кашу лиса и говорит:

– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем.

– Спасибо, кума, и на этом, – отвечает журавль, – приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, наклал в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и потчует:

– Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдет, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает – все ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока все не съел.

– Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем. Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлем кончилась.


(186 слов)


Вопросы и задания


1. Подумай, кто автор этого произведения.

2. Назови правильно это произведение.

3. Почему у сказки такой заголовок? Объясни.

4. Объясни выражения: потчевать нечем, не обессудь, несолоно хлебавши.

5. Чему учит эта сказка? Выскажи свое мнение.


2 четверть


Машинка для приготовления уроков


Как-то раз постучался к нам очень странный и смешной человечек – совсем крохотный, чуть повыше двух спичек. На спине он тащил большую сумку, гораздо больше него самого.

– Я тут разные машинки продаю... – представился он.

– Что за машинки? Покажите! – заинтересовался мой папа.

– Вот, к примеру, машинка для приготовления уроков. Нажмешь красную кнопку – решит задачу, нажмешь желтую – напишет сочинение, зеленую – выучит урок по географии. Все сама сделает и быстро – в одну минуту!

– Папа, купи! – обрадовался я.

– Ну, ладно. А сколько стоит?

– Ничего не стоит! Я денег не беру, – ответил человечек.

– Но вы же не зря, должно быть, трудились?

– Конечно. Только в обмен на машинку мне деньги не нужны. Мне нужен мозг вашего сына.

– Вы с ума сошли! – возмутился отец.

– Ну посудите сами, – улыбнулся человечек. – Зачем ему мозг, если уроки за него станет делать машинка?

– Пап, купи! – стал я упрашивать отца. – И в самом деле, на что мне мозг, когда есть такая машинка!

Отец внимательно посмотрел на меня, помолчал немного и согласился:

– Ладно, забирайте его мозг, и по рукам! Человечек взял у меня мозг и спрятал его в свою сумку.

Каким же я сразу стал легким, когда опустела моя голова! Таким легким, что вспорхнул в воздух и начал летать по комнате. И если бы отец вовремя не поймал меня, наверное, я оказался бы за окном.

– Придется держать его в клетке, – предупредил человечек.

– Почему? – удивился отец.

– Потому что он теперь безмозглый – вот почему! Не углядите, улетит в лес, словно пичужка, и умрет там с голоду.

Отец посадил меня в клетку, точно канарейку. Клетка была маленькая, тесная – не пошевельнуться! Прутья так сжимали мне ребра, так сжимали, что я... в страхе проснулся. Как хорошо, что все это мне приснилось! Не поверите, я тут же сел за уроки.


(277 слов)

(Дж. Родари)


Вопросы и задания


1. Прочитай название произведения. Определи жанр и тему.

2. Почему герой рассказа проснулся в страхе?

3. Какими ты представляешь отца, смешного человечка, мальчика? Расскажи.

4. Определи главную мысль произведения.


3 четверть


Весенний гам


Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!

Зазвучало все, что может звучать.

Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.

Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни песенки прилетели в лес вместе с перелетными птицами из дальних стран. Другие родились здесь же, в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари.

А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черемуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно...

Давно пронеслась гроза, но на березах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождливые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р-рчат.

Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.

Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.

Гремит весенний гам!


(188 слов)

(Н.И. Сладков)


Вопросы и задания


1. Объясни словосочетание весенний гам.

2. Найди и прочитай описание дождевых капель. Подчеркни олицетворения.

3. Какие чувства вызывает у тебя это произведение? Как нужно читать последний абзац?

4. Определи главную мысль этого произведения.


4 четверть


Песенки подо льдом

Н.И. Сладков



Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри, и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их – как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл...

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица...

Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

– Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

– А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы его не послушать.


(304 слова)


Вопросы и задания


1. Назови правильно произведение.

2. Чьи песни слушал зимой автор? Расскажи.

3. Оляпка – это кто?

4. Как автор называет оляпку? Найди ответ в тексте. Прочитай.

5. Какие новые факты сообщил автор? Расскажи.


Дюймовочка (итоговый)


(Отрывок)


Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала:

– Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты: где мне ее взять?

– Почему не сказать? – ответила колдунья. – Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.

– Спасибо тебе! – сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

– Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали – Дюймовочка.

Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и Дюймовочка плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два белых конских волоса. Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке, переплывала с одной стороны тарелки на другую и распевала песни. Такого нежного голоса, как у нее, никто никогда не слышал.

Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная.

Она вспрыгнула прямо на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.

– Вот славная жена будет моему сынку! – сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь как и его мать, старая жаба.

– Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочку в ореховой скорлупке.

– Тише ты! Разбудишь ее, и она убежит от нас, – сказала старая жаба. – Она ведь легче лебединого пуха. Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, – это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнездышко.

В реке росло много кувшинок, их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка.

Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг увидела, что она оказалась на листе кувшинки; кругом, куда ни посмотришь, вода, а берег чуть виднеется вдали. Дюймовочка очень испугалась и заплакала.


(497 слов)

(Х.К. Андерсен)


Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.


1. Определи жанр этого произведения.


Сказка;

рассказ;

басня;

стихотворение;

былина.


2. О чем рассказывается в отрывке?


О бедной женщине;

о появлении крошечной девочки;

о скорлупке грецкого ореха;

о жабе;

о листе кувшинки.


3. Что колдунья подарила женщине?


Семена цветов;

ячменное зерно;

росток цветка;

цветок тюльпана;

корм для птиц.


4. Где появилась Дюймовочка?


В цветке розы;

в цветочном горшке;

в бутоне тюльпана;

на грядке;

в цветнике.


5. На чем и где плавала Дюймовочка?


На лодке по реке;

на лодочке по озеру;

на лепестке тюльпана в тарелке с водой;

на листе тюльпана;

на стебельке цветка.


6. Какой была Дюймовочка?


Печальной;

грустной;

больной;

веселой;

забавной.


7. Когда жаба появилась в комнате?


Ранним утром;

в полдень;

днем;

однажды ночью;

вечером.


8. Зачем жаба похитила девочку?


Чтобы с ней играть;

чтобы ее съесть;

чтобы женить на ней своего сына;

чтобы расстроить женщину;

чтобы испугать Дюймовочку.


9. Где жила жаба со своим сыном?


В реке;

в озере;

в лесу;

в болотной тине;

на берегу.


10. Где жаба спрятала ореховую скорлупку с Дюймовочкой?


На берегу реки;

на озере;

в болотной тине;

в болоте;

на листе кувшинки посредине реки.


11. Восстанови план отрывка. Пункт с цифрой 1 – начало истории.


Появление Дюймовочки.

Похищение.


1. Подарок колдуньи.


Жизнь в доме женщины.

Чудесный цветок.


12. Какой ты представляешь женщину, которой колдунья дала ячменное зернышко? Запиши.


_______________________________


13. Почему девочке дали имя Дюймовочка? Найди ответ в тексте и запиши.


_______________________________


14. Как автор называет жабу?


Старой и хитрой;

умной и доброй;

мокрой и безобразной;

огромной и красивой;

злой и жадной.


15. Описание какого предмета тебе особенно понравилось? Найди и спиши.


_______________________________


_______________________________