Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы
Предмет: биология
Учебник: Биология. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш 8 класс
Вид контроля: итоговый за курс 8 класса
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека |
1.2 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны |
1.3 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении |
1.4 | Дыхание. Система дыхания |
1.5 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет |
1.6 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы |
1.7 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины |
1.8 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения |
1.9 | Покровы тела и их функции |
1.10 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение |
1.11 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат |
1.12 | Органы чувств, их роль в жизни человека |
1.13 | Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. |
1.14 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. |
2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс биологии 8 класса
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
2.1 | Знать\понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения |
2.2 | Уметь объяснять: - роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; |
2.3 | Уметь изучать биологические объекты и процессы: - ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; |
2.4 | Уметь распознавать и описывать:- на таблицах, рисунках основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; |
2.5 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, инфекционных и простудных заболеваний; |
Спецификация КИМ
для проведения итоговой контрольной работы
Предмет: Биология
Учебник: А.Г. Драгамилов, Р.Д. Маш
Вид контроля: итоговый
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала по биологии за курс 8 класса.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу биологии, а также содержанием тем учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г. Драгамилов, Р.Д. Маш. Контрольная работа состоит из 17 заданий: 15 задания базового уровня, 2- повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено
в таблице 1
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1 2.4 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
2 | Базовый | 1.2 2.2 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
3 | Базовый | 1.2 1.12 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
4 | Базовый | 1.4 2.3 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
5 | Базовый | 1.5 2.1 2.2 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
6 | Базовый | 1.7 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
7 | Базовый | 1.8 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
8 | Базовый | 1.13 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
9 | Базовый | 1.10 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
10 | Базовый | 1.9 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
11 | Базовый | 1.12 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
12 | Базовый | 1.14 2.2 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
13 | Базовый | 1.1 2.2 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
14 | Базовый | 1.3 2.1 | Тест с выбором ответа | 1мин. |
15 | Базовый | 1.2 1.8 2.1 | Выполнение задания «на тексте» (подчеркнуть) | 1мин. |
16 | Повышенный | 1.6 2.1 | Определение понятия в задании; определение причин и следствий | 10мин |
17 | Повышенный | 1.5 2.2 | Разрешение сложных ситуаций с аргументацией и привлечением дополнительного содержания | 15 мин |
На выполнение 17 заданий отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
2 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
3 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
4 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
5 | 2 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
9 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
10 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
11 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
12 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
13 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
14 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
15 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
16 | Максимальное количество баллов - 8 1 балл – указана и исправлена одна ошибка 2 балла – указаны и исправлены две ошибки 3 балла указаны и исправлены три ошибки 4 балла указаны и исправлены четыре ошибки 5 баллов указаны и исправлены пять ошибок 6 баллов указаны и исправлены шесть ошибок 7 баллов указаны и исправлены семь ошибок 8 баллов указаны и исправлены восемь ошибок |
17 | Максимальное количество баллов - 14 За каждый названный вид иммунитета по 1 баллу За каждый названный и охарактеризованный вид иммунитета по 2 балла |
Итого | 38 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
33-38 баллов | Отметка «5» |
26-32 баллов | Отметка «4» |
19-25баллов | Отметка «3» |
9-18 баллов | Отметка «2» |
0-9 баллов | Отметка «1» |
Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе
Выберите один правильный ответ
1
. Какой буквой на рисунке обозначена плечевая кость.
А Б В Г
2. Какова роль надпочечников в организме:
А) синтезируют витамины Б) в них образуется моча
В) выделяют гормоны Г) выделяют соки и секреты
3. В какой из долей коры больших полушарий головного мозга расположена зрительная зона
А) лобная Б) теменная В) затылочная Г) височная.
4. Дышать следует через нос, так как в носовой полости
А) Происходит газообмен Б) Образуется много слизи
В) имеются хрящевые полукольца Г) воздух согревается и очищается
5. Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных можно встретить специальные нашивки. Что обозначает нашивка, приведенная в задании? В (III) Rh -
А) у её обладателя четвертая группа крови, резус-положительная
Б) у её обладателя третья группа крови, резус-положительная
В) у её обладателя четвертая группа крови, резус-отрицательная
Г) у её обладателя третья группа крови, резус-отрицательная
6. Нарушение функции щитовидной железы может быть связано с недостатком в пище
А) йода Б) хлора В) витамина А Г) углеводов
7. Где скапливаются продукты клеточного распада, попадая в почки?
А) в почечных лоханках Б) в альвеолах В) в мочевом пузыре Г) в венах
8. Какое явление открыл А.А. Ухтомский?
А) два вида торможения – условное и безусловновное
Б) состояния доминанты
В) контроля низших центров высшими
Г) взаимной индукции
9. Процесс слияния мужских и женских половых клеток называется:
А) деление Б) оплодотворение В) соединение Г) конъюгация
10. Как называется наружный слой кожи человека?
А) дерма Б) эпидермис В) гиподерма Г) подкожная жировая клетчатка
11 . Понятие «анализатор» включает следующие составляющие
А) рецептор, воспринимающий сигнал
Б) проводящие пути
В) зона коры, где проводится анализ раздражений
Г ) все указанные компоненты
12. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится
А) инфаркт миокарда Б) СПИД В) малокровие Г) туберкулез
13. Отличительный признак человека от млекопитающих:
А) дифференцированные зубы Б) млечные железы
В) мышление, сознание, речь Г) семь шейных позвонков
14. Протоки печени открываются в
А) двенадцатипёрстную кишку Б) тонкую кишку В) желудок Г) пищевод
15. Подчеркните лишнее в списке
Почки, надпочечники, мочеточники, мочеиспускательный канал, мочевой пузырь
16. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Эритроциты.
Это красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.
17. Дайте развернутый ответ.
Перечислите виды иммунитета. Охарактеризуйте их.
ОТВЕТЫ
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
ответ | в | в | в | г | г | а | а | б | б | б | г | г | в | а |
Вопрос №15 надпочечники
Вопрос №16
Эритроцитов 5 млн.
Не имеют ядра
Двояковогнутого диска
Гемоглобин –содержит железо
Зарождаются в красном костном мозге
Разрушаются в селезенке
Основная функция – транспорт газов
Заболевание - малокровие
Вопрос №17
Иммунитет может быть естественный и искусственный.
Естественный (природный) иммунитет - видовой (характерен всем особям вида), наследственный, приобретенный (пассивный – полученный с молоко матери; активный - после болезни)
Искусственный (приобретенный) – активный - полученный после вакцинации; пассивный – полученный после введения лечебной сыворотки.