СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы философии.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме ДЗ.
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КОТОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
наименование образовательного учреждения
Комплект
контрольно-оценочных оценочных средств
учебной дисциплины
Основы философии
код и наименование
основной образовательной программы (ОПОП) 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров»
по направлению подготовки (специальности)
240100 «Химическая технология»
код и наименование
Котовск 2013
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы философии.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме ДЗ.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальности СПО 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров»;
программы учебной дисциплины Основы философии.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)1 |
У1 жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла; |
З 1 основные категории и понятия философии; З 2 роль философии в жизни человека и общества; З 3 основы философского учения о бытии; З 4 сущность процесса познания; З 5 основы научной, философской и религиозной картин мира; З 6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; З 7 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
У1 жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла. З 1 основные категории и понятия философии; З 2 роль философии в жизни человека и общества; З 3 основы философского учения о бытии; З 4 сущность процесса познания; З 5 основы научной, философской и религиозной картин мира; З 6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; З 7 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
| опрос оценка выполн. работы тест Тест,УО Исследовательское работа Тест,ПР Тест УО,ПР Исследовательская работа ПР,Творческий проект
| дз |
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания2 | ||||||||
З1 | З2. | З3 | З4 | З5 | З6 | З7 | У1 У 2 | ||
Введение.Философия,ее смысл,функции и роль в обществе | уо | уо | | уо | уо | | | | |
Раздел 1 Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени | | т | | | | | по | по | |
Раздел 1. Тема 1.1. Великие философы мира.Конфуций, Лао-цзы. | | | т | | т | | по | по | |
Раздел 1. Тема 1.3. Античные философы как учители человечества.(Милетская школа,Сократ,Платон,Аристотель) | т | | уо | | | по | уо | | |
Раздел 1. Тема 1.4. Средневековая философия | т | | уо | | т | по | уо | | |
Раздел 1. Тема 1.5. Философы-ученые Нового времени | | | уо | | | по | уо | | |
Раздел 1. Тема 1.6. Немецкая классическая философия | | | т | | | | уо | | |
Раздел 1. Тема 1.7. Русская философия к.19-н.20 в.в. | | | | т | | т | уо | | |
Раздел 1. Тема 1.8. Современная философия. | | из | | из | из | из | уо | | |
Раздел 2. Основные проблемы философии бытия. | т | т | т | т | т | т | т | т | |
Раздел 3 Человек-сознание-познание. | из | из | из | из | из | из | из | из | |
Раздел 4. Духовная жизнь человека | из | т | т | т | т | т | т | пз | |
Раздел 5. Социальная жизнь. | т | | т | | т | | т | | |
Радел 5.Тема 5.3 Философия и глобальные проблемы современности. | | из | | из | | из | из | из |
6. Структура контрольного задания
6.1.1. Текст задания3
Раздел 1.
Философия, её смысл, функция и роль в обществе.
Практическое задание
Учебные задачи:
Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме 1.1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека.
Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- отстаивать свою точку зрения.
знать:
- основные понятия и предмет философии;
-основные проблемы философии;
- функции философии.
1.Методические указания по выполнению практических занятий.
2. Энциклопедия Мудрости;
3. О.Д. Волкогонова Н.М. Сидорова Основы философии.
4. Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.
5. Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.
Норма времени: 2 часа
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому заданию:
Перечислите известные вам определения философии. Какое из них вы считаете наиболее удачным? Объясните свой выбор.
Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте свою точку зрения.
Перечислите функции философии. Прокомментируйте их. Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?
Задания:
Задание 1. Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме 1.1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека:
- нужна ли современному человеку, живущему в век информационных технологий, философия. Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами;
- подготовка аргументов «за» или «против» утверждений: английского учёного-физика Кельвина: «От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»;
Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден.
П.А. Ширинский – Шихматов
Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и культурных изменений, в философах больше не нуждается.
Р. Рорти.
Философия и будущее Наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы еще не знаем.
Бертран Рассел
Решать стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно.
Альбер Камю
Философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.
Философствование – общие, умозрительные, бесцельные, беспочвенные и бесплодные рассуждения и размышления, уводящие от дела и реального решения конкретных жизненных проблем.
- Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что в них в принципе не может быть ответов? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.
- Существует множество определений философии. Какой вывод можно сделать из этого факта? Какое определение вам кажется наиболее приемлемым? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.
Задание 2.
Какие из перечисленных ниже смыслов связываются со словами «философия», «философ», «философский», «философствование» в обыденном словоупотреблении? Заполните таблицу.
СЛОВО | СМЫСЛЫ |
Философия |
|
Философия |
|
Философский |
|
Философствование |
|
Мировоззрение, отношение к жизни, миру, к самому себе; заумный; мудрец; беспредметное рассуждение; человек « не от мира сего»; трудный для понимания или неразрешимый; праздное словопрение; всезнайка, эрудит; общий подход к делу, занятию; имеющий отношение к философии; теоретик; жизнеобъясняющие концепции; мыслитель; мораль, правила жизни; балабол; жизненное кредо; наука; ученый; искусство; теория чего – либо; отвлеченное размышление; беспристрастный, смотрящий на вещи «с точки зрения вечности»; мудрость; мудрствование; наукообразный; глубокий, достигающий сути предмета; некто рассудительный; пустой, не имеющий отношение к делу; краснобайство; занимающийся философией; «пофигист», пространная, многословная речь.
Задание 3. Ответьте на вопросы
1. На каком основании Пифагор различал философию и мудрость, философов и мудрецов?
2. В чем суть мифогенной, гносеогенной, мифо – гносеогенной концепций происхождения философии?
3. Согласны ли вы, что появление денег повлияло на возникновение философии? В чем смысл этого утверждения? Приведите аргументы «за» и «против».
4. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?
Задание 4. Запишите понятие мировоззрения. Перечислите категории мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззрения?
Назовите основные характерные черты и функции типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения.
Заполните таблицу.
Тип мировоззрения | Основные черты | Основные функции |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.1
Великие философы мира.Конфуций, Лао-цзы.
Тест
1 вариант
Почему идея взаимодействия двух противоположных сил “инь” и “янь”, культ предков (традиций), ритуалы поведения и взаимоотношений между людьми были из сквозных тем древнекитайских философских школ
1) случайно, так сложилось;
2) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;
3) потому, что других тем просто уже не существует.
Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев
гордость; 5) чувство меры во всем;
сыновья почтительность; 6) чрезмерная активность;
уважение к старшим; 7) многознание, касающееся современности.
верность долгу, справедливость;
Как можно было достичь долголетия и даже бессмертия в философии даосизма
ничегонеделанием;
свершением добрых дел;
постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;
соблюдением диеты
Общественный идеал Конфуция:
государство - это семья, в которой император - отец, а поданные - его дети;
общественная собственность и демократическое управление;
возврат к “золотому веку” предков, к натуральному хозяйству и отсутствию государства;
опора не на религию и мораль, а на практические интересы.
2 Вариант
1. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии
1) интерес к проблемам естествознания;
2) интерес к вопросам устройства мира;
3) интерес к человеку, его природе;
4) интерес к проблемам устройства общества.
Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев
гордость; 4) чувство меры во всем;
сыновья почтительность; 5) чрезмерная активность;
уважение к старшим; 6) многознание, касающееся современности.
верность долгу, справедливость;
Какими путями по мнению даосов можно восстановить нарушенное естественное “дао”
уход от суеты жизни, возвращение к естественности, простоте;
отказ от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);
активная деятельность;
деятельное познание мира:
Основателем даосизма считается
Конфуций;
Лao-Цзы;
Мо-Цзы;
Мэн-Цзы.
3 Вариант
1. Что означал принцип “жень” в конфуцианской философии
1) позицию золотой середины;
2) гуманность, человеколюбие;
3)активное отношение к миру.
2. Что означает термин “дао”
1) нечто реальное, материальное;
2) нечто непонятное, невидимое, неосязаемое;
3) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
3. В каком варианте перечислены только философско-религиозные учения Древнего Китая
даосизм, джайнизм, легизм;
2) конфуцианство, легизм, даосизм;
3) буддизм, конфуцианство, легизм;
4) даосизм, локаята, йога.
4. «Золотое правило» Конфуция гласит:
будь послушным старшим;
соблюдай традиции;
не делай другим того, чего не желаешь себе;
работай над собой, самосовершенствуйся.
Тема 1.2
Древнеиндийская философия.Буддизм.
Письменный опрос.
1. Какая идея была заложена в учении о “сансаре”
2. Выделите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех Буддийских истин:
а) мир наполнен страданиями;
б) надо искать удовольствия в жизни;
в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) в бездействии людей;
д) причина страданий (несовершенства) в излишестве желаний - жажде жизни;
е) чтобы достичь нирваны необходимо пройти определенный путь совершенствования (восемь ступеней).
3. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму
жизнь - это страдание;
путь избавления от страданий - жажда жизни;
причина страданий - жажда жизни;
у страдания есть причина.
Тема 1.3
Античные философы как учители человечества. (Милетская школа, Сократ, Платон, Аристотель
Тест
1 вариант
Чем философия Сократа отличалась от философии софистов
Сократ пытался вести спор не ради спора, а ради достижения истины;
у Сократа обсуждению подвергались такие понятия как справедливость, красота, мужество, добро и др.;
философия у Сократа - это прежде всего знание жизни.
2. Какие качества проявления присущи идее Платона
она является причиной всех вещей и выражается в виде общих понятий;
в конкретных предметах локализуются тени идей;
предельной формой проявления идеи является “единое”, “мировая душа”, “бог”;
она материальна.
3. Поиском первоосновы бытия, “праматерии”, из которой произошло все сущее, в античной философии занимались...
1) Парменид, Платон, Аристотель;
2) Демокрит, Левкипп, Эпикур;
3) Сократ, Протагор, Горгий;
4) Фалес, Гераклит, Анаксимен.
4. Какое вещество предложил Фалес в качестве первоматерии
воду;
2) апейрон;
3) воздух;
4) огонь.
5. Аристотель утверждал, что...
форма превращает материю из возможности в действительность;
человек - мера всех вещей;
3) бытие есть, а небытия нет;
4) первичным является мир вечных сущностей - идей, а производным от них - многообразие чувственно воспринимаемого мира.
6. Основной проблемой древнегреческой философии является:
1) доказательство бытия Божия;
2) метод познания;
3) устройство космоса и место в нем человека;
4) развитие мировой цивилизации и её типов.
7. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»:
1) знать всё и невозможно;
2) знания увеличивают скорбь;
3) знать что-то вовсе и не нужно;
4) другие не знают и этого.
8. Философская система стоицизма построена на:
признании множественности факторов, определяющих развитие мира;
признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;
признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;
отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».
2 вариант
1. Какие качества проявления присущи идее Платона
она является причиной всех вещей и выражается в виде общих понятий;
в конкретных предметах локализуются тени идей;
предельной формой проявления идеи является “единое”, “мировая душа”, “бог”;
она материальна.
2. Единственным из перечисленных ниже античных философов, кого не интересовала проблема происхождения и структуры бытия, был...
1) Платон;
2) Аристотель;
3) Фалес;
4) Сократ.
3. Какой античный философ предложил в качестве сущность и первоосновы всего сущего беспредельное (апейрон)
1) Аристотель;
2) Анаксимен;
3) Анаксимандр;
4) Августин.
4. По мнению Платона, душа человека после смерти тела...
переселяется в рай или ад;
2) распадается на атомы;
3) переселяется в другое тело или возвращается в “мир идей”;
4) переселяется в другое тело или достигает нирваны.
5. Взгляды каких философов сходны между собой в понимании структуры бытия
Сократа и Парменида;
Платона и Аристотеля;
Демокрита и Левкиппа;
Фалеса и Протагора.;
6. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:
вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);
монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);
гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);
варианты а и в верны.
7. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
1) первоматерии;
2) эйдосов;
3) множества конкретных предметов и вещей;
4) представлений.
8. В эпикуреизме философия рассматривается как:
1) компетентное мнение;
2) любовь к мудрости;
3) искусство жить счастливо;
4) процесс познания мира.
3 вариант
1. Что было конечной причиной предметов по Аристотелю
1) движение;
2) материя;
3) цель в виде формы.
2. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляет...
1) атом;
2) воздух;
3) число;
4) монада.
3. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов
1) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;
2) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;
3) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель;
4) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.
4. Сократ отождествлял знание с...
1) пользой;
2) силой;
3) мудростью;
4) “припоминанием”.
5. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:
1) универсум;
2) человек;
3) Бог;
4) природа.
6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:
традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;
связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);
не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);
достижение общего блага, т.е. справедливости.
7. Основу философии неоплатонизма составляли:
учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение;
учение, берущее за основу принцип удовольствия (гедонизм);
признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе;
верны варианты а и в.
8. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:
1) эпикуреизма;
2) стоицизма;
3) кинизма;
4) неоплатонизма.
Тема 1.4
Средневековая философия
Задание 1.
Подготовить доклад об одном из представителей средневековой схоластики:
Иоанн Скот Эриугена (810-878);
Аль – Фараби (870-950);
Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198);
Фома Аквинский (1221 -1274);
Альберт Великий (1193 -1280);
Бонаветура (1217-1274);
Роджер Бэкон (1214 – 1292);
Дунс Скот (1266 -1380);
Уильям Оккам (1280 -1349).
Время подготовки 2 часа.
Тест
1 Вариант
1. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:
а) античность, возрождение, новое время;
б) апологетика, патристика, схоластика;
в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;
г) варианты а и б верны.
2. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:
а) геоцентрической;
б) гелиоцентрической;
в) механической;
г) варианты б и в верны.
3. Средневековая философия (III–XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:
а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;
б) платонизм, неоплатонизм и аристотелизм;
в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;
г) варианты а и б верны.
4. Какая черта наиболее характерна для философии средних веков
а)пантеизм;
б) антропоцентризм;
в) космоцентризм;
г) теоцентризм.
5. Почему Фому Аквинского называют крупнейшим философом Средневековья
а)он занимал высокий пост в церковно-идеологической структуре;
б)он был истинным христианином;
в)он сумел в своей концепции соединить веру и знание, понятия до него в христианстве несовместимые.
2 Вариант
1. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:
а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;
б) вечное, абсолютная истина;
в) знание о божественном (нетварном) бытии;
г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.
2. Какую позицию по отношению к античному философско-научному наследию заняли арабские завоеватели в VII веке н.э.
а)отвергли, забыли, разрушили;
б)отнеслись нейтрально.
в)сохранили,развили;
3. Как можно было по Августину перейти из “царства земного” в “царство божие”
а) с помощью добрых дел;
б) с помощью ничегонеделания;
в)с помощью постоянной устремленности к богу посредством молитвы.
4. Какая из нижепредложенных схем является правильной применительно к Средневековью
а)бог -- природа — человек;
б) бог- человек.
в) бог — человек — природа;
5. Почему в средневековую эпоху философия была “служанкой Богословия”
а)потому что авторитет церкви, священного Писания был не измеримо выше любой философской идеи;
б)одни устали от философии, другим в отличие от простых христианских истин она была непонятна;
в)философия окончательно себя изжила.
Вариант 3
1. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
2. Учение Фомы Аквинского (1221–1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом;
б) томизмом;
в) августинизмом;
г) папизмом.
3. Реализм (в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:
существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;
реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;
общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом;
общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.
4. Крайности номинализма и реализма преодолел …, выдвинувший концепцию умеренного реализма:
а) Августин Блаженный;
б) Фома Аквинский;
в) Ансельм Кентерберийский;
г) Климент Александрийский.
Тема 1.6
Немецкая классическая философия
Письменный опрос
1.В каком варианте указаны имена только представителей немецкой классической философии
1) Кант, Фихте, Гегель, Фейербах;
2) Спиноза, Фихте, Лейбниц, Гегель;
3) Бэкон, Декарт, Кант, Маркс;
4) Энгельс, Гоббс, Гольбах, Ницше.
2. Как формируется категорический императив И. Канта
1) “Познай самого себя!”;
2) “Не делай другому того, чего не желаешь себе”;
3) “Мыслю, следовательно, существую”;
4) “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом”.
3.Путь саморазвития Абсолютной идеи (в учении Гегеля):
1) неживая природа, растения, животные, люди;
2) природа творящая, сотворенная и несотворенная;
3) логика, природа, человек, Абсолютный дух;
4) преджизнь, жизнь, мысль, бессмертие.
4.Как формулируются три закона диалектики в философском учении Гегеля
1) закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей;
2) закон отрицания качества, единства количественных изменений и борьбы противоположностей;
3) закон противоположности качества и количества, взаимного перехода отрицаний и единства количества;
4) закон сохранения и превращения энергии, земного притяжения и сложения скоростей.
5.Кто из нижеперечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода
1) Кант;
2) Фихте;
3) Фейербах.
4) Гегель;
6. Как формируется категорический императив И. Канта
1) “Познай самого себя!”;
2) “Не делай другому того, чего не желаешь себе”;
3) “Мыслю, следовательно, существую”;
4) “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом”.
7.Путь саморазвития Абсолютной идеи (в учении Гегеля):
1) неживая природа, растения, животные, люди;
2) природа творящая, сотворенная и несотворенная;
3) логика, природа, человек, Абсолютный дух;
4) преджизнь, жизнь, мысль, бессмертие.
8.Как формулируются три закона диалектики в философском учении Гегеля
1) закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей;
2) закон отрицания качества, единства количественных изменений и борьбы противоположностей;
3) закон противоположности качества и количества, взаимного перехода отрицаний и единства количества;
4) закон сохранения и превращения энергии, земного притяжения и сложения скоростей.
9.Кто из нижеперечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода
1) Кант;
2) Фихте;
3) Фейербах.
4) Гегель;
5) Шеллин;
Тема 1.7
Русская философия
Тест
Вариант 1
1.Назовите характерные признаки русской философии в целом.
тесный союз с литературой и искусством (тяготение к живому слову);
тесный союз с наукой;
существование философских идей не в виде логических понятий, а в форме художественных образов;
тесная связь с общественными проблемами (публицистичность);
особый интерес к нравственным проблемам;
исключительная религиозность.
2.Отметьте черты философии славянофилов.
рассмотрение религии и церкви как фундамента всех общественных изменений;
акцент на науке как фундаменте общества;
выделение положительной черты русского православия в отличии от несовершенного католицизма Запада;
акцент на развитие соборного сознания как общего принципа бытия.
3. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество»:
Т.Н. Грановский;
К.Д. Кавелин;
И.П. Кулибин;
П.Я. Чаадаев.
4. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского:
Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин);
Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек);
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков);
Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).
5. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви:
соборность;
общественное сознание;
индульгенция;
коммуна.
6. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812–1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов):
материализм Маркса;
идеализм Гегеля;
агностицизм Беркли;
скептицизм Юма.
7. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:
триединства;
пантеизма;
космизма;
всеединства.
8. Н.А. Бердяев называет человека:
носителем разума;
«экзистенциальным центром», наделённым свободой;
идеальным центром «я»;
символическим существом.
9. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея:
анархизма;
нигилизма;
национализма;
всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»).
10. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков:
С.Н. Булгаков;
В.И. Вернадский;
К.Э. Циолковский;
Н.Ф. Фёдоров.
Вариант 2
1.В чем выражается смысл жизни по Л.H. Толстому
а)в занятии наукой;
б)в любви к Богу;
в)в любви к людям;
г)в правильном отношении к самому себе (осознание своего несовершенства по отношению к Богу);
д)в вере в силу жизни, в любви к людям, в непротивлении злу насилием.
2.Каковы главные темы философии Н.А. Бердяева
смысл существования, бытия человека;
свобода;
творчество;
сущность русской души.
3.В основе философского учения Вл.Соловьева лежит идея...
всеединства;
эмпиризма;
биоцентризма;
эгоцентризма.
4. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество»:
Т.Н. Грановский;
К.Д. Кавелин;
И.П. Кулибин;
П.Я. Чаадаев.
5. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского:
Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин);
Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек);
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков);
Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).
6. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви:
соборность;
общественное сознание;
индульгенция;
коммуна.
7. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:
триединства;
пантеизма;
космизма;
всеединства.
8. Н.А. Бердяев называет человека:
носителем разума;
«экзистенциальным центром», наделённым свободой;
идеальным центром «я»;
символическим существом.
9. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи:
А.Л. Чижевский;
В.И. Вернадский;
К.Э. Циолковский;
Н.Ф. Фёдоров.
10. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума):
В.И. Вернадский;
А.Л. Чижевский;
К.Э. Циолковский;
Н.Ф. Фёдоров.
Вариант 3
1.Представителями русского космизма были...
А. Хомяков и И. Киреевский;
митрополит Иларион и Вл. Мономах;
Вл. Соловьев и Н. Бердяев;
Н. Федоров и К. Циолковский.
2.Представители “славянофильского” направления в отечественной философии 40-х гг. XIX в. ...
в самобытности исторического прошлого России видели залог ее всечеловеческого призвания;
считали, что Россия - страна, “забытая” Провидением, а ее история - урок другим народам “как не надо жить”;
утверждали необходимость прохождения Россией тех же этапов развития, что прошла Западная Европа;
занимались разработкой соотношения культур России и Азии и представляли будущее России в качестве центра особого мира - Евразии.
3. Истину П.А. Флоренский понимал как:
нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве;
то, что приносит пользу, выгоду;
совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование;
адекватное, подтверждённое практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
4. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:
триединства;
пантеизма;
космизма;
всеединства
5. Н.А. Бердяев называет человека:
носителем разума;
«экзистенциальным центром», наделённым свободой;
идеальным центром «я»;
символическим существом.
6. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество»:
Т.Н. Грановский;
К.Д. Кавелин;
И.П. Кулибин;
П.Я. Чаадаев.
7. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви:
соборность;
общественное сознание;
индульгенция;
коммуна.
8. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как:
бездействие, подобное «недеянию» Лао-цзы;
сотворение добра;
непричинение зла другому;
середина между добром и злом.
9. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи:
А.Л. Чижевский;
В.И. Вернадский;
К.Э. Циолковский;
Н.Ф. Фёдоров.
10. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума):
В.И. Вернадский;
А.Л. Чижевский;
К.Э. Циолковский;
Н.Ф. Фёдоров.
Тема 1.8
Современная философия
Вопросы и задания к творческой работе по теме «Современная философия»
Вариант 1
Феноменология
1. Чем отличается понятие студента от эйдоса студента?
2. Как человек приходит к эйдосу «человек»?
3. Почему в науке и технике жизненный мир человека объединяется?
4. Сравните торию познания по Локку, Канту, и Гуссерлю. Какие различия вы подметили?
5. Что такое ценность?
Ценность автомобиля – что это такое: мысль человека, свойство автомобиля или интерпретация человеком свойств автомобиля?
Вариант 2
Герменевтика
6. В чем состоит главное отличие понимания от объяснения в науке?
7. Что значит понять пылесос? Феномологически этозначит воспринимать его на основе эйдосов. А герменевтически?
8. Что есть, согласно герменевтики, истина? Изложите свое представление об истинном друге.
9. Вы рассматриваете фотографию дорогого вам человека. В чем смысл слияния горизонтов фотокарточки и ваших собственных?
10. Что значит понять текст? Означает ли это проникновение в сознание творца текста или же понимание содержание текста не зависит от автора? А может, ни то и ни другое?
11. Возьмите слово «предрассудок». Сначало покритикуйте его: «Фу, предрассудок!», а затем расхвалите: «О, перед рассудком!».
12. Рассмотрите, как происходит понимание в различных ситуациях, почему они понимают лучше других? Вспомните, перед Бородинской битвой генералы предлагали много вариантов предстоящего сражения. Как поступил Кутузов? Кто понимал лучше суть происходящего?
Вариант 3
Аналитическая философия
13. Почему аналитики поставили в центр своего анализа проблему языка?
14. Что есть значение слова?
15. Покажите на примерах, что значение слова зависит от его употребления.
16. Проведите игру соревнование на звание лучшего философа-аналитика. Возьмите слово, например инженер, и подыщите к нему слова семейного сходства. Кто больше таких слов подберет, тот победитель. Готовясь к соревнованию, загляните в словарь синонимов.
17. Сопоставление тории с фактами необходимо. Что доказывается таким сравнением? Что теория верна на вечные времена или же что она пока не опровергнута?
18. Почему аналитики считали добро всего лишь эмоцией?
19. Согласны ли вы с тем, что речь есть действие?
Вариант 4
Постмодернизм
20. Против чего выступают постмодернисты?
21. Почему постмодернисты считали текс более богатым, чем речь?
22. Что значит деконструировать, рассеять текст?
23. Что вы считаете возвышенным? Совпадает ли ваше мнение с мнением постмодернистов?
24. Содержатся ли элементы постмодернисткой философии в молодежных танцах, полных импровизацией и виртуозности? Если да, то какие?
25. Если вы компьютерфэн, то постарайтесь дать себе отчет, какую именно философию вы культивируете. Если вы не компьютерфэн, то попросите кого-нибудь рассказать вам о кибернетических играх и гиперпространстве и их эстетическом значении.
Литература и источники
Аналитическая философия: избранные тексты. М.: Изд. МГУ, 1993
Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Наука, 1980.
Взгляд на русскую философию (подборка статей) // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54-72.
Витгеншейн Л. Философские работы. Ч. 1. Ч. 2. М.: Гнозис, 1994.
Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176.
Гуссерль Э. Феноменология. М.: Логос, 1991. № 1.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Логос, 1995.
Западная философия XX века. М.: Интерпракс, 1994.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990.
Лосский Н.О. История русской философии. М.: высшая школа, 1991.
Людвиг Витгеншнейн: человек и мыслитель. М.: Изд. Группа «Прогресс»; Культура, 1993.
Малявин В.В. Конфуций. М.: Мол. Гвардия, 1992.
Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века. М.: Художественна литература, 1987. С. 455-522.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.
Фуко М. Археология знаний. Киев: Ника-Центр, 1996.
Сарт Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
Сидихменов В.Я. Китай: страница прошлого. Изд. 3-е. М.: Наука, 1987.
Современная философия науки: знание, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрстоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Логос, 1996.
Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Руспублика, 1996.
Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2.
Философии России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Книга и бизнес, 1995.
Чаггерджи С., Дата Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
Раздел 2
Тема 2.1 Основные проблемы философии бытия
Письменный опрос
1. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется:
аксиологией;
методологией;
онтологией;
антологией.
2. Категория «бытие» вводится в философский обиход:
Парменидом;
Ж.П. Сартром;
Аристотелем;
Буддой.
3. Понятие … обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений:
пространство;
время;
сознание;
субстанция.
4. В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые:
признают первичность одного из двух начал – материального или идеального;
считают равноправными как материальное, так и идеальное начала;
утверждают необходимость учёта множественности факторов (начал), определяющих развитие мира;
варианты б и в верны.
5. Основными формами бытия являются:
«взаимодействие между материей и информацией», «выделение и сохранение единства»;
материальное, идеальное, человеческое, социальное;
объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное;
сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное.
6.Назовите основные формы бытия.
Тема 2.2
Философия и научная картина мира
Проектное задание
эссе «Философская система нашего времени : основные черты».
Основные источники:
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр « Академия», 2009.
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2009.
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие –М.: Университетская книга; Логос.2009
Дополнительные источники:
Аникшин В.Г. Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. –Ростов н/Д:Феникс, 2009
Балашов В.Е. Занимательная философия. _М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К». 2008
Краткий философский словарь/ Под. ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ –Пресс. 2010
Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с анг. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос 2010.
Интернет – ресурсы
www/ alleg/ ru / equ / philosl/ htm
ru/ wikipedia/ org/ wiki/ Философия
Раздел 3
Человек – сознание – познание
Исследовательское задание.
Ответьте на вопросы, используя основную и дополнительную литературу по философии, интернет-ресурсы.
Вариант 1
1.Впервые в науке и философии Иммануил Кант (1724–1804) поставил вопрос:
о возможностях познавательных способностей субъекта;
о социальном прогрессе, о наилучшем общественном устройстве;
о разработке универсального метода познания естественных наук, которым смогли бы руководствоваться учёные всех отраслей знания;
о сложности объекта познания философии.
2.Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.
3.Мысль — это:
продукт мозга, субъективный образ объективного мира;
хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;
биотоки мозга;
самостоятельное, независимое от мозга явление.
речь, но произнесенная про себя.
4.Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый «детектор лжи»?
5.«Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать “весьма просвещенной машиной”». Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.
6.Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадником ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.
Вариант 2
Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.
В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?
Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?
Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?
Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.
Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская концепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?
Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?
а) Человек и личность — это тождественные понятия.
б) Человек — это антропологическое понятие,а личность — социальное.
в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.
г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.
д) Личность — это общественно развитый человек.
Вариант 3
Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью? Каковы социально-экономические и политические основы свободы личности в обществе?
Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:
а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).
б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр).
в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).
г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).
Нравственные оценки отношения к вещам, особенно к модным, могут даваться либо в связи с наличными возможностями их приобретения, либо вне такой связи. В сравнительно простом случае возможны три оценки: положительная, отрицательная или нейтральная.
а) Надо модно одеваться, но заработаю сам.
б) Надо, но купить должны родители.
в) Нет и не надо, потому что или все равно купить не на что, или купить есть на что, но именно не надо, достаточно того, что есть.
Какая из этих оценок для Вас предпочтительнее? Какие ценностные ориентации прямо противоположны ценностным ориентациям потребительства?
Выберите верное определение.
а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств.
б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей.
в) Личность — это продукт общественных отношений.
г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества.
Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?
6.Если инстинкты агрессивности и разрушения генетически закодированы в нашем мозгу, тогда человечество ни при каких условиях не искоренит преступность войны и другие формы асоциального поведения. Согласны ли Вы с этим выводом?
Раздел 4
Духовная жизнь человека
Тема 4.1
Философия и религия.
Письменный опрос.
Сфера научной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
гуманитарная
духовная
материальная
регулятивная
экономическая
Исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности:
искусство
наука
религия
философия
Науки, изучающие законы природы и способы её освоения и преобразования есть:
естественно-технические
общественные
социально-гуманитарные
Объективность научного знания означает ...
абсолютность - незыблемость знаний
независимость знания от метода его получения
независимость знания от человека — субъекта вообще
независимость от личности исследователя — субъекта
Зафиксируйте очерёдность появления религиозных учений:
буддизм
ислам
христианство
Признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей, есть:
искусство
наука
религия
философия
Мировые религии:
буддизм
индуизм
ислам
синтоизм
христианство
Исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков есть _____________
Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются: нравственные категории, нравственные чувства и
идеалы
идеи
мысли
нормы
Исходными категориями нравственности являются:
добро
долг
зло
ответственность
совесть
«Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне», утверждал немецкий философ:
Гегель
Кант
Маркс
Фейербах
Раздел 5
Социальная жизнь.
Тема 5.2
Философия и культура
ТЕСТ
Вариант 1
Каково соотношение между понятиями:
духовная культура включает в себя духовное производство
духовное производство включает в себя духовную культуру
Тип культуры не подразумевает этнического единства, развиваясь как комплекс отдельных народов и государств. Экспансивные устремления способствовали подвижности её географических границ:
культура восточная
культура западная
культура национальная
Уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способность информационному взаимодействию:
информационная культура
массовая культура
элитарная культура
История - это смена отдельных замкнутых культур, исключающих единый исторический процесс. Вся культура переживает те же возрасты, что и отдельный человек: детство, юность, возмужалость и старость. Судьба заставляет культуру пройти путь от рождения до смерти, считал:
Вебер
Данилевский
Маркс
Шпенглер
Процесс производства материальных благ и воспроизводства общественных отношений:
базис
материальная культура
материальное производство
надстройка
Показателем уровня практического овладения человеком природой является культура:
духовная
массовая
материальная
элитарная
Проявилась в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации:
информационная культура
массовая культура
элитарная культура
Вариант 2
Первоначально термин «культура» означал:
возделывание почвы
воспитание
обработка
развитие
Последняя, заключительная стадия существования любой культуры по Шпенглеру, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в «безликую массу» есть ______________
К материальной культуре относятся:
быт
владение логикой мышления
искусство,
медицинское обслуживание
наука и степень внедрения ее достижений
нравственные нормы
предметы труда
средства производства
уровень образования населения
К духовной культуре относятся:
быт
владение логикой мышления
искусство
медицинское обслуживание
наука и степень внедрения ее достижений
нравственные нормы
предметы труда
средства производства
уровень образования населения
Производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, есть производство ***
Тип культуры обществ, сохранивших свою традиционность:
культура восточная
культура западная
культура национальная
В основе формирования культуры лежит опыт совместного проживания людей на смежной территории и общность хозяйственной деятельности, на базе которых складываются общие черты — язык, образ жизни, аккумулируется опыт народа, формируются его ценности и идеалы:
культура восточная
культура западная
культура национальная
Тема 5.3
Философия и глобальные проблемы современности.
Исследовательское задание
Вариант 1
Каково соотношение понятий «развитие», «прогресс», «регресс» в обществе?
Какие глобальные проблемы современности Вы можете назвать? По каким признакам Вы их определяете?
По свидетельству ряда авторов, Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки — одно из самых важных своих изобретений, опасаясь, что оно попадет в руки политиков и военных. Поэтому он в своем дневнике эту идею изложил тайнописью.
Вариант 2
Как связана проблема НТР со всеми другими глобальными проблемами?
Дайте анализ суждению французского философа Бергсона о прогрессе в связи с достижениями науки и техники: «Человечество стонет, полураздавленное тяжестью этого прогресса, который им же сделан».
Правильно ли такое определение прогресса: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом». Какие недостатки Вы можете найти в этом определении?
Вариант 3
Американский футуролог А. Гоффлер в книге «Третья волна» ставит вопрос: «Не попробовать ли нам совершить биологическую перестройку людей в соответствии с профессиональными требованиями, скажем, создавать пилотов с более быстрой реакцией или сборщиков, не реагирующих на монотонную сборку у конвейера?». Как Вам нравится перспектива становления такого человека, особенно в современных политических, экономических и экологических условиях?
Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и величия городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Франклин Рузвельт следующим образом понимал цели общественного развития: «Наш прогресс проверяется не изобилием у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». Дайте анализ этим высказываниям.
В чем причина обострения экологической проблемы? Проанализируйте ответы, которые были даны на этот вопрос. Какие из них, по Вашему мнению, правильно отражают сущность причин, породивших обострение экологической ситуации в мире?
а) Развитие производительных сил общества неизбежно предполагает разрушение природы, поскольку технический прогресс невозможен без добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, расширения посевных площадей и т. п.
б) Безудержный рост населения заставляет человеческое общество расширять производство, увеличивать производство продовольствия за счет распахивания всех пригодных земель, разрушая сложившиеся биогеоценозы, приводя к неизбежному истощению сырьевых, энергетических ресурсов.
в) Экологический кризис возник вследствие противоречия между увеличившимися до гигантских размеров возможностями общества изменять природу и ограниченными возможностями предвидеть все последствия таких изменений.
г) Так как между обществом и природой возникли антагонистические противоречия, которые неразрешимы и неизбежно будут обостряться, то экологическая катастрофа неизбежна.
д) Причина обострения экологических проблем на Земле — в
безудержном стремлении людей к комфорту, к роскоши, к материальным ценностям.
е) Экологические трудности порождены национальным, региональным и классовым эгоизмом, который в угоду узконациональным или классовым интересам, амбициям хищнически эксплуатирует природу, не заботясь о будущем.
6.2. Время на подготовку и выполнение:
Раздел 1. Тема 1.1
подготовка ___5______ мин.;
выполнение _2__ часа _____ мин.;
оформление и сдача_15____ мин.;
всего___2___ часа___20___ мин.
Раздел 1. Тема 1.1
подготовка ___2______ мин.;
выполнение ___ часа __15___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___19___ мин.
Раздел 1. Тема 1.2
подготовка ___2______ мин.;
выполнение ___ часа __15___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___19___ мин.
Раздел 1. Тема 1.3
подготовка ___2______ мин.;
выполнение ___ часа __25___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___29___ мин.
Раздел 1. Тема 1.4
подготовка ___2______ мин.;
выполнение ___ часа __15___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___19___ мин.
Раздел 1. Тема 1.6
подготовка ___3______ мин.;
выполнение ___ часа __20___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___25___ мин.
Раздел 1. Тема 1.7
подготовка ___3______ мин.;
выполнение ___ часа __25___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___30___ мин.
Раздел 1. Тема 1.8
подготовка ___3______ мин.;
выполнение __2_ часа _____ мин.;
оформление и сдача_10____ мин.;
всего___2___ часа___13___ мин.
Раздел 2. Тема 2.1
подготовка ___3______ мин.;
выполнение ___ часа __15___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___20___ мин.
Раздел 2. Тема 2.2
подготовка ___5______ мин.;
выполнение __2_ часа _____ мин.;
оформление и сдача_5____ мин.;
всего___2___ часа___10___ мин.
Раздел 3
подготовка ___3______ мин.;
выполнение __2_ часа __00___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего____2__ часа___05___ мин.
Раздел 4. Тема 4.1
подготовка ___2______ мин.;
выполнение ___ часа __40___ мин.;
оформление и сдача_3____ мин.;
всего______ часа___45___ мин.
Раздел 5. Тема 5.2
подготовка ___3______ мин.;
выполнение ___ часа __25___ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего______ часа___30___ мин.
Раздел 5. Тема 5.3
подготовка ___3______ мин.;
выполнение __1_ часа _____ мин.;
оформление и сдача_2____ мин.;
всего___1___ часа___05___ мин.
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
6.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||
(освоенные общие компетенции) | (освоенные умения,усвоенные знания) | ||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий; оценка индивидуальных устных ответов | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их методы и качество | Знание сущности процесса познания Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; оценка индивидуальных устных ответов; оценка результатов письменного опроса в форме тестирования | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Знание о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; оценка индивидуальных устных ответов | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка результатов защиты рефератов | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Знание основных категории и понятия философии; Знание роли философии в жизни человека и общества; Знание основ философского учения о бытии | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Знание основных категорий и понятий философии; Знание роли философии в жизни человека и общества | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка индивидуальных устных ответов; оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; оценка результатов защиты рефератов | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций | |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | оценка индивидуальных устных ответов |
6.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Основные источники:
Для преподавателя
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА –М, 2009
2. Кохановский В,П,, Матяш Т.П., В.П. Яковлев, Жаров Л.В.Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие, 2009
3. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие – Изд. 2-е, испр. _ М.: Альфа – М: ИНФРА –М, 2009.
4.Энциклопедия мудрости –литературно – художественное издание, издательство «РООССА», 2012
Для студентов
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр « Академия», 2009.
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2009.
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие –М.: Университетская книга; Логос.2009
Дополнительные источники:
Для преподавателей
1. Аникшин В.Г. Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. –Ростов н/Д:Феникс, 2009
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. _М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К». 2008
Для студентов
Краткий философский словарь/ Под. ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ –Пресс. 2010
Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с анг. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос 2010.
Дополнительные оригинальные тексты
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –М.: Мысль. 1986.
Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль 1972.
Древнекитайская философия: В 2-х т. –М.: Мысль. 1972.
Лосский Н.О. История русской философии. –М.6 Советский писатель. 1991.
Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука. 1977.
Фромм Э. Душа человека. _ М.: Республика. 1992.
Интернет-ресурсы:
http://www.nigma.ru.
http://www.filosof. historic.ru.
http://www.ru.wikipedia.org/.
http://www.filosofia.ru/.
http://www.philosophy.ru/library/library.html.
http://www.philosophy.ru/lib/.
1 Умения и знания из программы учебной дисциплины.
2 Указывается тип задания, предпочтительный для проверки данного результата, например, расчетное, графическое, проектное, исследовательское, тестовое, устный ответ и др.
3 Задания могут представлять собой перечни вопросов, задания на установление соответствия, сравнение, анализ, ситуационные задания (задачи, кейсы), задания на лабораторную (расчетно-графическую и т.п.) работу, сценарии деловой (ролевой) игры и т.д.. В зависимости от этого может изменяться форма их представления.