Оксюкевич Л.Г.
учитель биологии СОШ № 1
г. Армянска
Контрольная работа № 1. 5 класс. 1 Семестр. Вариант 1.
I. Тестовые задания с одним правильным ответом.
Все живые организмы:
1)имеют клеточное строение; 2) питаются готовыми органическими веществами; 3)перемещаются в пространстве; 4) растут всю жизнь.
2. Важнейшие свойства любого организма:
1) постоянная температура тела; 2) состав крови; 3) влажность; 4) способность поддерживать постоянство внутренней среды.
3. Круговорот веществ обеспечивает:
1) накопление минеральных веществ в почве; 2)накопление углекислого газа;
3) накопление воды; 4) обеспечивает непрерывность жизни.
4. Только для представителей царства животных характерно:
1) питание готовыми органическими веществами; 2) наличие органов и тканей; 3)ограниченный рост; 4) создание органических веществ.
5. Длительный процесс возникновения организмов, имеющих сложное строение на основе организмов с более простым строением называют:
1) приспособленностью; 2) эволюцией; 3) индивидуальным развитием; 4)изменчивостью.
6. Представители царства «растения», обитающие преимущественно в воде – это:
1) мхи; 2) папоротники; 3) голосеменные; 4) водоросли
7. Растения, предпочитающие увлажненные места обитания, не имеющие корней, - это:
1) цветковые; 2) мхи; 3) папоротники; 4) голосеменные
8. Рыб относят к типу:
1)кишечнополостные; 2) моллюски; 3) хордовые; 4) членистоногие
9. Осьминогов в кальмаров относят к типу:
1) кишечнополостные, 2) членистоногие; 3) хордовые; 4) моллюски
10. Жук плавунец и многие другие членистоногие – обитатели пресных водоемов стали редкими из-за :
1) пересыхания водоемов; 2) загрязнения рек и озер отходами производства; 3) размножения рыб, которые употребляют их в пищу; 4) вылавливания их натуралистами-любителями.
11. Для наземно-воздушной среды важным фактором служит:
1) плотность; 2) значительное содержание кислорода; 3) изменение освещения; 4) относительно стабильная температура
12. В отличие от естественного для искусственного растительного сообщества характерно:
1) значительное видовое разнообразие; 2) способность к длительному существованию; 3) небольшое число видов; 4) господство деревьев
13. Активно передвигаются в пространстве:
1) растения; 2) животные; 3) грибы; 4) бактерии
14. Самая мелкая группа живых организмов единицы систематики:
1) отряд (порядок); 2) класс; 3) род; 4) вид
15. Приспособление, связанное с хищным образом жизни, - это
1) путание следов; 2) устрашающие позы; 3) яркая окраска; 4) острые загнутые когти
16. Роль разрушителей органического вещества выполняют:
1) бурый медведь; 2) папоротник орляк; 3) почвенные бактерии; 4) инфузории туфельки
17. Типичное почвенное животное:
1) крот; 2) дождевой червь; 3) еж; 4) лисица
18. Приспособление к условиям обитания в организме хозяина:
1) нет дыхательной и пищеварительной системы; 2) отсутствуют органы передвижения и органы чувств; 3) высокая плодовитость; 4) все перечисленные признаки
ІІ. 1. Установите соответствие между царством и его признаками:
ЦАРСТВА | ПРИЗНАКИ |
Растения | А) живут постоянно на одном месте |
Животные | Б) активно перемещаются в пространстве |
| В) растут всю жизнь |
| Г) перестают расти, достигнув зрелого возраста |
Установите соответствие между группой растений по отношению к воде и ее примерами
ГРУППЫ | ПРИМЕРЫ |
Влаголюбивые | А) кактусы |
Умеренной влажности | Б) калужница |
Сухолюбивые | В) осоки |
| Г)калина |
| Д) дуб |
| Е) саксаул |
3. Установите соответствие между создателями, потребителями и разрушителями органических веществ:
А) создатели органического вещества | 1) грибы, бактерии |
Б) потребители органического вещества | 2) бактерии |
В) разрушители органического вещества | 3) животные |
| 4) растения |
ІІІ. 1. Объясните, почему кислица, обитающая в травянистом ярусе елового леса не может обитать на лугах?
2 . Почему культурные растения проигрывают в конкуренции с сорными?
Контрольная работа № 1. 5 класс. 1 Семестр. Вариант 2.
I. Тестовые задания с одним правильным ответом.
І. 1. В отличие от представителей других царств живой природы растения:
1) характеризуются наличием органов и тканей 2) питаются готовыми органическими вещества; 3) растут всю жизнь; ;) приспособлены к самым различным условиям обитания
2. Изучить разнообразие живых организмов помогает наука:
1) систематика; 2) экология; 3) морфология; 4) анатомия
3. Простейшие – представители царства:
1) грибы; 2) животные; 3) растения; 4) бактерии
4. Самый многочисленный тип животных, представители которого распространены во всех сферах жизни:
1) хордовые 2) членистоногие 3) моллюски; 4) кишечнополостные
5. Растения, образующие цветки, плоды и семена:
1) покрытосеменные, 2) голосеменные; 3) водоросли; 4) папоротники
6. В отличие от царства Животные в царстве Растения выделяют систематическую группу:
1) тип; 2) отдел; 3) класс; 4) семейство
7. Уменьшение численности лесных промысловых птиц происходит в результате:
1) поедания их хищными млекопитающими (волком, лисой); 2) распространение инфекционных болезней; 3) нехватки пищевых ресурсов; 4) вырубки лесов человеком
8. Для воды как среды жизни организмов характерна(о):
1) высокая плотность; 2) резкое изменение температуры; 3) высокое содержание кислорода; 4) хорошее освещение
9. К жизненным формам растений относят:
1) леса и луга; 2) степи и пустыни; 3) деревья, кустарники и кустарнички, травы; 4) папоротники и мхи
10. Отношения хищник-жертва наблюдаются между:
1) буйловыми скворцами и африканскими копытными; 2) грибами трутовиками и деревьями, на которых эти грибы растут и развиваются; 3) насекомыми и насекомоядными птицами; 4) растениями и животными, которые строят из этих растений свои гнезда
11. Один сантиметр плодородного слоя почвы формируется за:
1) 50 лет; 2) 80 лет; 3) 90 лет; 4) 100 лет и более
12. Рыбка, обитающая в реке Амур откладывает в мантийную полость моллюска икринки:
1) самка окуня; 2) самка голотурии; 3) самка кривохвостки; 4) самка горчака
13. Растения – паразиты:
1) крапива; 2) лен; 3) повилика, заразиха; 4) спорыш
14. Роль разрушителей органического вещества выполняют:
1) бурый медведь; 2) папоротник орляк; 3) почвенная бактерия; 4) инфузория туфелька
15. Конкурентные отношения возникают между организмами за:
1) свет, влагу; 2) минеральные соли; 3) убежища, места обитания, пищу; 4) все перечисленные варианты
16. К высокому содержанию кислорода в воде не требователен:
1) пескарь; 2) хариус; 3) голавль; 4) ерш
17. Землероями называют:
1) колорадского жука, кузнечика; 2) клещей, пауков; 3) воробья, скворца; 4) дождевого червя и крота.
18. Гнездовой паразитизм свойственен:
1) синице; 2) воробью; 3) кукушке; 4) скворцу.
ІІ. 1. Установите соответствие между средой обитания и населяющими ее животными
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ | ЖИВОТНЫЕ |
Крона дерева | А) карп |
Берега водоемов | Б) белка летяга |
водоем | В) бобр |
2 Установите соответствие между группой растений по отношению к свету и ее примерами
ГРУППЫ | ПРИМЕРЫ |
светолюбивые | А) папоротники |
теневыносливые | Б) кислица |
тенелюбивые | В) земляника |
| Г) лещина |
| Д) сосна |
| Е) береза |
3. Найди ошибку.
1) Чтобы пережить зиму змеи, ежи, суслики впадают в спячку.
2) Белка летяга, бурые медведи, северный олень впадают в зимний сон.
Ошибки выписать: 1)_____________________________________________________
2) _____________________________________________________
ІІІ . 1. В каких случаях человек влияет на конкуренцию между растениями?
2 Приведите примеры взаимовыгодных отношений между пестрыми дятлами, обитающими в лесах средней полосы России?
Итоговая контрольная работа по биологии. 5 класс. Вариант 1.
I.Выберите один верный и более полный ответ
Растительная клетка снаружи покрыта
А. цитоплазмой
Б. вакуолью
В. клеточной оболочкой
Г. гликокаликс
2. Зеленые пластиды носят название
Хлоропласты
Хромопласты
Лейкопласты
Хромосомы
3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту
образовательная ткань
основная ткань
покровная ткань
проводящая ткань
4. Организмы, не имеющие клеточного строения:
А. Бектерии
Б. Растения
В. Грибы
Г. Вирусы
5. Группу клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и функцию называют:
А. тканью;
Б. Органоидом
В. Органом
Г. системой органов
6. Растение, у которого устьица располагаются на верхней части листа, - это
А. кувшика
Б. Ирис
В. крапива
Г. Одуванчик
7. Растение, листья которого не имеют волосков, - это
А. Крапива
Б. хмель
В. мать-и-мачеха
Г. подорожник
8. У растений из образовательной ткани состоит:
А. лист
Б. зародыш семени
В. стебель
Г. цветок
9. В процессе свертывания крови участвуют:
А. эритроциты
Б. тромбоциты
В. лейкоциты
Г. лимфа
10. Основную массу животного составляют:
А. соединительная ткань
Б. покровная ткань
В. мышечная ткань
г. Нервная ткань
11. Защитная функция крови связана с:
А. эритроцитами
Б. тромбоцитами
В. лейкоцитами
Г. плазмой
12. Передачу возбуждения по нервным клеткам называют:
А. сокращением
Б. импульсом
В. раздражением
Г. движением
13. Отличительная черта растительных клеток — наличие в цитоплазме особых органоидов:
А. включений
Б. вакуолей
В. ядра
Г. пластид
14. Хромосомы находятся в:
А. цитоплазме
Б. вакуолях
В. хромопластах
Г. ядре
15. Молодые растительные клетки содержат много:
А. включений
Б. пластид
В. ядер
Г. вакуолей
16. Одноклеточные растения часто встречаются среди:
А. мохообразных
Б. покрытосеменных
В. водорослей
Г. голосеменных
II. 1. Установите соответствие между тканью живых организмов и ее характеристикой:
ТКАНИ: | ХАРАКТЕРИСТИКИ: |
1) древесина | А) состоит из клеток, имеющих длинные и короткие отростки |
2)мышечная ткань | Б) состоит из клеток, содержащих хлорояилл |
3) нервная | В) состоит из мертвых клеток, проводящих воду и минеральные вещества |
4) фотосинтезирующая | Г) состоит из клеток, имеющих поперечную исчерченность |
2. Ответьте, правильны ли данные высказывания («да» или «нет»):
1) главные проводящие элементы древесины у цветковых растений — сосуды.
2) в пробке стебля есть особые образования — устьица.
3) в листьях молодых растений клетки механических тканей — живые.
4) у высших растений клетки образовательной ткани расположены на верхушке побегов.
5) волокнистая соединительная ткань образует кровь.
3. Найди ошибку.
1) главные свойства тканей а) мышечная ткань обладает возбудимостью и проводимостью; б) нервная ткань обладает сократимостью и возбудимостью.
III. 1. Подумайте, почему у растений нет мышечной и нервной тканей?
2. О чем свидетельствует сходство состава и строения клеток всех живых организмов?
Итоговая контрольная работа по биологии. 5 класс. Вариант 2.
I.Выберите один верный и более полный ответ/
Внутренняя среда клетки – это
А) вакуоль
Б) клеточный сок
В) пластиды
Г) цитоплазма
Хлоропласты – это
А) зеленые пластиды растений
Б) носители наследственной информации клетки
В) сахара, образующиеся в листьях растений
Г) зеленые пигменты растений
Какая ткань обеспечивает рост растения в толщину
А) образовательная ткань
Б) основная ткань
В) покровная ткань
Г) проводящая ткань
Растение, у которого устьица располагаются на верхней части листа — это:
А) лотос
Б) баклажан
В) примула
Г) ландыш
5. Прочность органам растений придает ткань:
А) покровная
Б) механическая
В) проводящая
Г) образовательная
6. Минеральные вещества и вода передвигаются по:
А) сосудам древесины
Б)ситовидным трубкам коры
В) клеткам сердцевины
Г) клеткам образовательной ткани
7. Тип ткани, характерный только для животных:
А) покровная
Б) механическая
В) нервная
Г) проводящая
8. Рост растения, формирование новых тканей и органов обеспечивает ткань:
А) запасающая
Б) фотосинтезирующая
В) образовательная
Г) механическая
9. Элементы крови, участвующие в газообмене — это:
А) эритроциты
Б) тромбоциты
В) лейкоциты
Г) плазма
10. Скелет акулы и ската полностью построены из ткани:
А) мышечной
Б) костной
В) хрящевой
Г) нервной
11. Клетки, имеющие длинные короткие отростки входят в состав ткани:
А) мышечной
Б) жировой
В) нервной
Г) костной
12. К колониальным организмам относятся:
А) ламинария
Б) пресноводная гидра
В) вольвокс
Г) хлорелла
13. Главные свойства нервной ткани:
А) возбудимость, сократимость
Б) возбудимость и проводимость
14. Поперечно-полосатая мышечная ткань:
А) не исчерченная
Б) одноядерная
В) безъядерная
Г) многоядерная
15. Газообмен в покровных тканях молодых деревьев обеспечивают:
А) устьица
Б) чечевички
В) вакуоли
Г) пластиды
16. Устьица играют важную роль в:
А) поглощении солнечных лучей, кислорода
Б) испарении воды и газообмене
В) поглощении воды и минеральных солей
Г) удалении вредных веществ из клетки
II. 1. Установите соответствие между тканью растений и ее функцией:
ТКАНИ | ФУНКЦИИ |
1) покровная | А) обеспечивает рост организма |
2)образовательная | Б) осуществляет перенос воды и растворенных в ней веществ |
3) механическая | В) защищает растение от неблагоприятных внешних воздействий |
4) проводящая | Г) служит опорой органам |
2. Правильны ли данные высказывания?
1) Нейроны состоят из тела с ядром, коротких и длинных отростков.
2) Гладкая мышечная ткань состоит из многоядерных клеток и имеет поперечную исчерченность.
3) Кости скелета внутренней опоры позвоночных формирует костная ткань.
4) По ситовидным трубкам передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами.
5) Кровь — особая соединительная ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества — плазмы и клеток крови.
3. Допишите положения о растительных тканях.
Только у растений есть ______________________________________________________________.
Ткань, в клетках которой откладываются в запас углеводы, называют ______________________.
На верхушках побегов, кончиках корней расположены клетки _____________________________.
III. 1. Каковы преимущества многоклеточных животных перед одноклеточными?
2. Может ли животный организм существовать без жировой ткани?