Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева (5 класс)
Тест № 1
М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
1. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении:
а) Отечественная война 1812 года; б) Великая Отечественная война; в) первая мировая война.
2. Военная специальность героя стихотворения:
а) кавалерист; б) артиллерист; в) пехотинец.
3. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…»:
а) старый солдат; б) автор ; в) полковник
4. На следующий день после боя русская армия была готова:
а) отступить; б) продолжить бой; в) укрепить свои позиции.
5. Когда было написано стихотворение?
а) в ходе сражения; б) сразу после битвы; в) через 10 лет после сражения; г) через 25 лет.
6. Что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении?
а) мысли поэта о роли простого народа в сражении; б) изображение хода битвы; в) описание чувств и мыслей простых солдат; г) размышление о цене победы в сражении.
7. Что является главным в образе рассказчика?
а) отвага, смелость; б) патриотизм; в) простота; г) ироничность
Тест № 2
И.С.Тургенев «Муму»
1. Тема повести:
а) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей; б) противопоставление крепостников и крепостных; в) размышления о необходимости отмены крепостного права
2. В основе повести «Муму» лежит:
а) художественный вымысел; б) историческая реальность; в) нереальное событие
3. Действие происходит:
а) в Петербурге; б) Орле; в) Москве
4. Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что:
а) в своей стране он не может открыто высказываться; б) ему не о чем говорить с людьми; в) для тяжелой работы речь не нужна
5. По характеру Герасим был:
а) общительным; б) добродушным; в) замкнутым
6. Герасим желал жениться на Татьяне, потому что ему:
а) было одиноко жить в его каморке; б) полюбилась Татьяна; в) было трудно справляться с домашними делами
7. Появление Муму в жизни Герасима:
а) скрасило его одинокую жизнь; б) отдалило его от людей; в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь.
8. Герасим ушел из Москвы, потому что:
а) лишился единственного друга; б) устал от городской жизни; в) соскучился по крестьянскому труду
9. Старость у барыни была:
а) веселая и щедрая; б) грустная и одинокая; в) скупая и скучающая
Задание № 3
1. Рассказать об основных фактах биографии и творчества Н.А.Некрасова.
2. О чем говорится в стихотворении «На Волге»? Какие основные темы раскрывает в нем Некрасов? Против чего выступает? Какие факты биографии повлияли на написание стихотворения?
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина (8 класс)
Тест № 1
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
1. Жанр произведения:
а) баллада; б) поэма; в) стихотворение; г) притча
2. Эпиграф к произведению Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былин; б) древнерусских летописей; в) Библии; г) стихотворения Горация
3. К какому литературному направлению можно отнести произведение:
а) сентиментализм; б) реализм; в) классицизм; г) романтизм
4. Какой момент является центральным?
а) бой с барсом; б) побег из монастыря; в) встреча с грузинкой; г) гибель Мцыри
5. Почему местом действия выбран Кавказ?
а) проявляется любовь автора к Кавказу; б) природа Кавказа сродни натуре главного героя; в) связь с историей России; г) место действия отвечает романтической направленности произведения
6. Мцыри совершает побег из монастыря:
а) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви; б) во время грозы; в) ночью, когда все спят; г) на рассвете
7. Название произведения:
а) указывает на главного героя; б) определяет его тематику; в) имеет обобщающий смысл
8. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму:
а) рассказ о герое свидетеля его жизни; б) диалога между Мцыри и монахом; в) монолога героя
9. Исповедь Мцыри:
а) проникнута чувством покаяния; б) защищает его право на волю и счастье; в) история случившегося с героем
10. Тема произведения:
а) показ прошлого Грузии; б) рассказ о жизни в монастыре; в) красота человека, готового умереть за свободу
11. Укажите местоположение монастыря, в котором томился Мцыри:
а) при стечении Арагвы и Куры; б) при стечении Риони и Терека; в) при стечении Куры и Терека
12. В чем заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы, против Бога; б) раскаяние, безнадежно смирение; в) защита права человека на свободу.
Тест № 2
Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель»
1. Как называется цикл произведений, в который входит повесть Н.В.Гоголя «Шинель»?
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; б) «Миргород»; в) «Петербургские повести»; г) «Арабески»
2. Укажите место действия произведения «Ревизор»:
а) уездный город NN; б) Миргород; в) Петербург; г) губернский город
3. Какой чин был у героя повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
а) статский советник; б) титулярный советник; в) коллежский ассесор; г) коллежский регистратор
4. Укажите, какая пословица использована в «Ревизоре» в качестве эпиграфа:
а) По платью видят, кто таков идет»; б) «Говорит направо, а глядит налево»; в) Сколько веревку ни вить, а концу быть»; г) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
5. Какая тема является ведущей в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
а) тема Петербурга; б) тема «маленького человека»; в) тема добра и зла; г0 тема рока и судьбы
6. Жанр произведения «Ревизор»:
а) трагедия; б) комедия; в) драма; г) фантастика
7. Для речи Хлестакова характерна:
а) логичность; б) искрящийся юмор; в) бессмыслица
8. Истинное стремление Хлестакова:
а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением; б) жениться на Марье Антоновне; в) набрать как можно больше денег в долг
9. Хлестаковщина – это:
а) стремление модно одеваться; б) погоня за чинами; в) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем есть на самом деле
10. На кого, по словам городничего, похожи больные в богоугодном заведении:
а) на трубочистов; б) на кузнецов; в) на дворников
11. Как называлась рыба, которую подавали на завтрак Хлестакову в богоугодном заведении:
а) осетрина; б) лабардан; в) судак
12. Кто первый сказал, что Хлестаков не ревизор:
а) почтмейстер; б) Земляника; в) Городничий
13. Чем брал взятки Ляпкин-Тяпкин:
а) деньгами; б) дорогими подарками; в) борзыми щенками
14. Какое отношение имеют следующие имена к Акакию Акакиевичу? Мокия, Сессия, Хоздазат, Трефилий, Дула, Ворохосий, Павсикахий, Вахтисий:
а) никакого; б) по святцам новорожденному должно быть присвоено одно из перечисленных имен; в) эти имена принадлежали его родственникам
15. Как помогло «значительное лицо» Акакию Акакиевичу в поисках шинели:
а) помогло найти шинель; б) помогло купить шинель; в) помогло умереть
16. С кого последнего сдернул шинель призрак Акакия Акакиевича:
а) со значительного лица; б) с сослуживца; в) с прохожего
17. Как фамилия Акакия Акакиевича:
а) Одежкин; б) Фуфайкин; в) Башмачкин
18. Какой из вариантов происхождения сюжета «Ревизора» верный:
а) придуман Н.В.Гоголем; б) подарен автору А.С.Пушкиным; в) взят из других источников (книг, газет и т.п.)
19. Отметьте, есть ли в «Ревизоре» положительный герой:
а) да, это разоблачительный смех самого Н.В.Гоголя; б) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным; в) Мария Антоновна
20. Отметьте причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
а) рассказы Хлестакова; б) страх; в) недоразумение; г) известие о приезде ревизора
Задание № 3
Письменный ответ на вопрос.
- Что вы знаете о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова – Щедрина?
Работа в группах (5 класс)
1 группа
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
2 группа
Чтение по ролям эпизода «Выкуп». Ответ на вопрос: «Почему Костылина татары называли «смирный»?
3 группа
Чтение по ролям сцены побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что добавляет это к характеристике героя?
4 группа
Найдите в тексте глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина. К какому из героев можно отнести понятие «действие» и «бездействие»?
5 группа
Пересказ эпизода «Прощание Жилина с Диной»; почему, по-вашему, второй побег удался?