СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по русскому языку в 5,6,7 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе содержатся графики и тексты контрольных работ по русскому языку в 5,6,7 классах по программе М.М. Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по русскому языку в 5,6,7 классах»

График проведения контрольных работ.

Русский язык, 5 класс

на 2015-2016 учебный год


Класс

п/п

Дата

Тема

Источник

5

1

15.09

Контрольная работа (входная)

Приложение №1

5

2

25.09

Контрольная работа. РР. Сочинение «Памятный день летних каникул»

-

5

3

03.10

Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Орфография»

Приложение №2

5

4

31.10

Контрольная работа «Фонетика и орфоэпия»

Приложение №3

5

5

10.12

Контрольная работа за 1 полугодие

Приложение №4

5

6

19.12

Контрольная работа. РР. Изложение «Барсучонок»

-

5

7

22.01

Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. П. Черногрудова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014 г. – контрольный диктант на стр. 56


5

8

08.02

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольный диктант

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. П. Черногрудова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014 г. – контрольный диктант на стр. 75


5

9

16.02

Контрольная работа. РР. Анализ текста: определение типа речи

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. П. Черногрудова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014 г. – контрольный диктант на стр. 81-82


5

10

18.02

Контрольная работа. РР. Изложение «Джек здоровается»

-

5

11

17.03

Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Глагол»

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. П. Черногрудова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014 г. – контрольный диктант на стр. 104-105

5

12

21.04

Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. П. Черногрудова. – М. : Издательство «Экзамен», 2014 г. – контрольный диктант на стр. 117

5

13

28.04

Контрольная работа. РР. Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»

-

5

14

05.05

Контрольная работа. РР. Изложение с творческим заданием. «Друг детства»

-

5

15

20.05

Контрольная работа. Итоговая контрольная работа

Приложение №5





График проведения контрольных работ.

Русский язык, 6 класс

на 2015-2016 учебный год


Класс

п/п

Дата

Тема

Источник

6

1

19.09

Контрольная работа (входная). Диктант с грамматическим заданием

Приложение №1

6

2

24.10

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Приложение №2

6

3

12.11

Контрольная работа по теме «Научная и деловая речь»

Приложение №3

6

4

27.11

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Приложение №4

6

5

29.12

Контрольная работа по теме «Правописание глаголов»

Приложение №5

6

6

13.02

Контрольная работа по теме «Правописание причастий»

Приложение №6

6

7

25.02

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Причастие»

Приложение №7

6

8

4.03

Контрольная работа по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте»

Приложение №8

6

9

18.03

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» и «Деепричастие»

Приложение №9

6

10

13.04

Контрольная работа по теме «Правописание числительных»

Приложение №10

6

11

11.05

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Приложение №11

6

12

17.05

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

Приложение №12















График проведения контрольных работ.

Русский язык, 7 класс

на 2015-2016 учебный год


Класс

п/п

Дата

Тема

Источник

7

1

9.09

Входная контрольная работа

Материал РЦРО

7

2

22.09

Контрольная работа по теме «Словообразование, морфемика, фонетика»

Приложение №1

7

3

20.10

Диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография»

Приложение №2

7

4

28.10

Контрольная работа за 1 четверть

Приложение №3

7

5

12.11

Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

Приложение №4

7

6

23.11

Контрольная работа по теме «Наречие»

Приложение №5

7

7

2.12

Диктант по теме «Правописание наречий»

Приложение №6

7

8

17.12

Контрольная работа за 1 полугодие

Материал РЦРО

7

9

25.12

Блиц-тест по теме «Употребление наречий»

Сайт

russki-na-5.ru

7

10

26.01

Контрольная работа по теме «Предлог»

Приложение №7

7

11

25.02

Контрольная работа по теме «Союз»

Приложение №8

7

12

17.03

Пробный региональный экзамен

Материал РЦРО

7

13

11.04

Контрольная работа сжатое изложение «О Чехове»

Учебник Русский язык. 7 класс под ред. М. М. Разумовской

7

14

19.05

Региональный экзамен

Материал РЦРО



















Контрольные работы, 5 класс

Приложение №1

Входная контрольная работа

по русскому языку в 5 классе(45 мин).

Текст с грамматическими заданиями.


Прочитайте текст. Выполните грамматические задания к нему.


Какая чудовищно сильная вещь – водяной пар! Вы слышали треск дров в печке или в костре? Объяснение у этого простое. Ведь совсем сухих дров не бывает. Вода в дровах есть всегда. От сильного жара вода превращается в пар и с силой разрывает волокна дерева. Вот почему дрова в печке или в костре трещат.

(По М. Ильину)

(56 слов)


Грамматические задания к тексту.

1.Выпишите слово, в котором мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.

2.Выпишите слово с разделительным твердым знаком. Разберите выписанное слово по составу.

3.какие слова из текста нужно выбрать для того, чтобы проиллюстрировать правило правописания букв У и А после шипящих? Выпишите эти слова, подчеркните орфограммы.

4.Найдите в тексте слова с корнями –ВОД-, -ТРЕСК-, -РЫВ-. Выпишите их, распределив по трем группам (в зависимости от корня).

5.В какой из найденных групп слова отличаются только приставками? Отметьте эти приставки.

6.Из пятого предложения выпишите имя существительное, в котором нужно проверить правописание парной согласной на конце. Запишите к нему проверочное слово, найдя его в этом же тексте.

7.Выпишите грамматическую основу второго предложения.


Ключи к входной контрольной работе

по русскому языку в 5 классе.


№ задания

Ответ

1

вещь

2

Объ-ясн-ени-е

3

Чудовищно, превращается, трещат

4

Водяной-вода; треск-трещат; взрывает-разрывает

5

Вз-рывает – раз-рывает

6

Дров – дрова/в дровах

7

Вы слышали






























Приложение №2

Контрольная работа. Контрольный диктант по теме: «Орфография».



Дни поздней осени

  Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя.

  Но жизнь продолжается. Вот несколько синичек пролетело над головой и пропало в чаще парка. В кучке листвы шуршит обычная серая мышь. Она ищет съестное, запасается на зиму.

  Скоро и настоящие холода. Снег оденет чащи, леса и перелески в белый наряд.

 

  Грамматическое задание:

 1.Выпишите из текста 5 слов с безударными гласными, проверяемыми или непроверяемыми ударением. Подчеркните нужную букву.

 2.Выпишите слова с Ь на конце, в скобках обозначьте часть речи.

3.Выпишите однокоренные слова группами.





























Приложение №3

Контрольная работа. Фонетика. Орфоэпия.
Вариант 1.

1. Произведите фонетический разбор слова ёжик.

2. Затранскрибируйте предложение:
На поляне растет дуб.
3. Произведите орфоэпический разбор слова позвонит.
4. Определите, в каком слове количество букв и звуков совпадает:
а. старается,
б. синяя,
в. прелестный,
г. стараться.

5. В каком слове произносится согласный [г]:
а. снег,
б. синего,
в. мягко,
г. глобус.
6. Отгадайте слово.
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла.
7. Дайте объяснение термину фонетика























Вариант 2.

1. Произведите фонетический разбор слова юность.

2. Затранскрибируйте предложение: 
Лучи солнца осыпали блеском всю местность.
3. Произведите орфоэпический разбор слова красивее.
4. Определите, в каком слове букв больше, чем звуков:
а. егерь,
б. дюйм,
в. копье,
г. поручаться.
5. Определите, в каком слове все согласные звуки мягкие:
а. несешь,
б. железо,
в. счастье,
г. желе.
6. Отгадайте слово.
Звуки этого слова вы узнаете, взяв третий звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, четвертый звук от слова съехал, четвертый звук от слова юмор.
7. Дайте объяснение термину фонетика.

























Приложение №4

Контрольная работа за I полугодие

А1. В каком ряду во всех словах пишется гласная а?

  1. Ут..щить, препод..вать, д..лекий

  2. Д..лина, уг..сать, пос..дить

  3. Отв..рить (грибы), ух..дить, зам..лчать

  4. Сож..леть, к..рмушка, погр..зить


А2. В каком ряду находятся все слова с безударной гласной, проверяемой ударением?

  1. Под..лить, в..кзал, нар..дить

  2. Соед..нить, по..вляться, ук..зать

  3. П..йзаж, посм..треть, зат..хать

  4. Уд..вить, к..т..лог, уг..щать


А3. Укажите слово с орфографической ошибкой.

  1. Ровесник

  2. Сверстник

  3. Агенство

  4. Чувство


А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я бросил в волчицу грузилом ( ) и она побежала от берега.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

  4. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.


А5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Мы взяли лодку и выехали на ней на рыбалку.

  2. На дне озера лежали листья, и в воде плавали коряги.

  3. Морозы разукрасили деревья, и рисуют узоры на стеклах.

  4. Рыба хлестнула хвостом и снова прошла под лодкой.

А6. Какое слово состоит из ­­­­­­­­­­­¬, ◠, ^, □

  1. Груз

  2. Погрузка

  3. Выгрузит

  4. Внизу


А7. В каком слове ударение падает на второй слог?

1. Звонит 2. Каталог 3. Начал 4. Километр


А8. В каком слове на месте пропуска пишется Ь ?

1. Стриж.. 2. Борщ.. 3. Камыш.. 4. Брош..


А9. Какое из слов пишется через дефис?

  1. Такие (же)

  2. Пришел (бы)

  3. Какой (то)

  4. Говорят (ли)


А10. В каком порядке должны следовать слова, чтобы получилось предложение (слова даны в начальной форме) ?

A. наливной

B. лежать

C.на D.яблоко E.тарелка

1. ABCDE 2. AEBCD 3. ADBCE 4. CBEDA


A11. В каком слове пишется гласная Ю?

1. Щ..пальце 2. Параш..т 3. Ч..десный 4. Ч..вство


А12. В каком слове нет удвоенной согласной?
  1. Те (р/рр) аса

  2. Однокла (с/сс) ник

  3. То (н/нн) ель

  4. Коло (н/нн) ка


Прочитай текст и выполни задания В1-В3

1) Далеко видны во ржи голубые и синие васильки. 2) Я захожу в рожь, наклоняюсь к цветам и чувствую дыхание земли. 3) Агрономы считают их сорняками, но милые и скромные васильки люди любят. 4) Возможно, эти цветы напоминают им о нелегком крестьянском труде в поле.


В1. Укажи номер предложения, в котором есть вводное слово.


В2. Определи тему текста и озаглавь его.


В3. Найди предложение с однородными сказуемыми.











Приложение №5

Итоговая контрольная работа

Вариант 1


1Спишите, исправляя орфографические ошибки в тексте.


Из-за тучь покозалось сонце. Оно ярко освитило лес и паляну, ствалы обгарелых деревъев. У ручъя расли синенькии незабутки. Какието птичьки виселым пением встречяют зорю. И ты смотриш на природу и любуешся ее кросотой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!


1.Имя Владимира Ивановича Даля зн….комо всем любителям ру(с, сс)кого языка. 2. В (П, п)етербурге он учился в морском корпус…. закончил м….дицинский факультет. 3.С самой ра(н, нн)ей юности увл….кался изучением ру(с, сс)кого языка. 4.В журналах п….чатались его ска….ки ра(с, сс)казы очерки. 5.Соб….рал слова пословиц…. п….г….ворки. 6.Стал сост….вителем «Толкового словаря живого великору(с, сс)кого языка». 7.Над ….борником пословиц и словарем он работал (не)сколько д….сятков лет. 8.Несомненно бога….ство и ра….нообразие собранного материала ….делали словарь Даля любимой книгой всех п….к….лений мальчиш….к и девч….нок.


3.В предложении 5 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово, обозначьте орфограмму. _____________________________________________


4.Из предложения 8 выпишите существительные с орфограммой - гласными после шипящих в суффиксах. Обозначьте орфограмму. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. В предложении 1 над именами существительными укажите падеж.


6. Из предложений 7, 8 выпишите местоимения.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


7. Определите спряжение, лицо, число глагола увл….кался (предложение 3).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Разберите слова по составу: морском п….чатались п….г….ворки


9. Подберите синонимы к выделенным словам:

любимой(книгой) _______________________________________________________

сост….вителем(словаря) _________________________________________________

работал ________________________________________________________________


10. Подберите антонимы к словам:

ра(н,нн)ей ______________________________________________________________

бога….ство ____________________________________________________________

всем ________________________________________________________________


11. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения : подчеркните главные и второстепенны члены предложения, надпишите части речи, дайте характеристику, составьте схему.


В (П, п)етербурге он учился в морском корпус…. закончил


м….дицинский факультет.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Вариант 2


  1. Спишите, исправляя орфографические ошибки в тексте.


На деревъях поевились почьки. На небе замирли лехкие облока. Из-за крышь выгленуло сонце. Солнечьный свет упал на воду сквось зарасли. В воздухи разлит арамат какихто весених ростений. Дышиш и радуешся теплым денькам, птичему пению.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!


1.Имя Михаила Васильевича Ломоносова х….рошо знали при его ж….зни а его науч….ные труды п….лучили всео….щее пр….знание. 2.С ра(нн, н)его возр….ста он всему ст….рательно учился. 3.Зам….ч….тельного уч….ного (не) инт….ресовала своя слава он заботился о р….звити…. и процв….тании всех наук российских. 4.Он был физиком мат….матиком химиком поэтом. 5.Ломоносов со….дал первый в России университет. 6.Этот университет н….ходит….ся в (М, м)оскве. 7.Конечно в нем и сейчас готовят….ся будущие уч….ные и препод….ватели. 8.В наши дни это учебное зав….дение носит имя своего создателя – М.В.Ломоносова.

3. В предложении 2 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово, обозначьте орфограмму. _____________________________________________


4. Из предложений 1, 3 выпишите существительные с орфограммой - гласными после шипящих в корне. Обозначьте орфограмму. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. В предложении 8 над именами существительными укажите падеж.


6. Из предложения 3 выпишите местоимения.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


7. Определите спряжение, лицо, число глагола н….ходит….ся (предложение 6).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Разберите слова по составу: науч….ные инт….ресовала процв….тании


9. Подберите синонимы к выделенным словам:

Зам….ч….тельного (уч….ного) ___________________________________________

(своя) слава ___________________________________________________________

готовят….ся ____________________________________________________________


10. Подберите антонимы к словам:

С ра(н, нн)его ___________________________________________________________

создателя _______________________________________________________________

ст….рательно _________________________________________________________


11. Сделайте синтаксический разбор 7 предложения: подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи, дайте характеристику, составьте схему.


Конечно в нем и сейчас готовят….ся будущие уч….ные и препод….ватели.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Контрольные работы, 6 класс

Приложиние №1

Входная контрольная работа

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.


Могут ли птицы собирать коллекции? При удаче в зарослях колючих кустов можно обнаружить такую птичью коллекцию. На острие иглы боярышника или другого колючего кустарника наколоты разные насекомые: жуки, кузнечики, бабочки.

Часто рядом можно увидеть и хозяина этого собрания. На вершине куста белым пятном выделяется его грудь. Это жулан – безжалостный пернатый хищник. Узнать его можно по широкой черной полоске, она похожа на маску и тянется от клюва к глазам.

Птица сидит неподвижно, но вот её глаза заметили движение в траве. Неторопливо слетает она со своего наблюдательного поста, присаживается на землю и схватывает своим крепким клювом добычу. Чаще всего это насекомые, но попадаются жулану и лягушата, и маленькие ужи. Так что коллекция этой птицы чрезвычайно разнообразна.

(По П. П. Смолину)

(114 слов)

Грамматические задания к тексту.

1.В последнем абзаце текста найдите предложение, которое соответствует схеме:

, но . Выпишите его и разберите

по членам предложения.


2.В первых двух абзацах найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Выпишите это слово.


3.Из первых трёх предложений второго абзаца выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующей согласной корня. Произведите морфемный разбор этого слова.


4.Из первых двух предложений выпишите два слова с чередованием гласных в корнях. Обозначьте корни этих слов.


5.Сделайте фонетический разбор слова «клювом».


Ключи к входной контрольной работе

по русскому языку в 6 классе.


№ задания

Ответ

1

Птица сидит неподвижно, но вот её глаза заметили движение в траве.

2

насекомые

3

безжалостный

4

Собирать, зарослях

5

Клювом – кл увам

- 2 сл., 2 гл., 4 согл., 6 б., 6 зв.

к– к – согл., тв., гл., парн.

л- л – согл., сонорн., мягк., зв., непарн.

ю – у – гл., уд.

в – в – согл., тв., зв., парн.

о – а – гл., безуд.

м – м – согл., сонорн., тв., зв., непарн.





















Приложение № 2


Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Задание 1

Спишите с доски текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.

Ясная морозная ночь. Земля воздух

Мес_ц скованы морозом. Крупные

звезды син_ми фон_рями в_сят

в лесу между ветвями. Мелкие

звёзды усе_ли всё небо.

                                 (По Б. Пастернаку)

Задание 2

Проведите морфологический разбор существительного (между) ветвями.

Задание З

Выпишите из текста по одному словосочетанию, соответствующему следующим моделям: прил. + сущ.; глаг. + сущ.

Задание 4

Подчеркните в тексте все имена существительные как члены предложения.

Задание 5

Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Охарактеризуйте это предложение.

Задание б

Определите, к какому типу речи относится текст. Объясните, какова роль имён существительных в создании текста этого типа речи.

Задание 7

Выпишите из текста художественное языковое средство, в выражении которого участвует имя существительное. Назовите это языковое средство выразительности.


























Приложение №3

Контрольная работа

по теме "Научная и деловая речь"

1. Расставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Запишите текст.

1) Они очень любят воду, они любят "принимать душ",  поливая себя с помощью своего многофункционального хобота.

2) Он благодаря ему дышит, нюхает, пьет, захватывает еду и даже издает звуки.  

3) У индийских слонов есть на конце хобота небольшой отросток,  похожий на палец, который они могут использовать, чтобы брать какие-то небольшие предметы.

4) Хобот для слона необходим, он благодаря ему не только принимает душ.

5)  Слоны — удивительные животные.

6) Хобот у слона - это  длинный нос с различными функциями.

2. Определите стиль получившегося текста, свою точку зрения обоснуйте.

3.  Напишите объявление

1 вариант - о пропаже домашнего питомца.

2 вариант - о поездке на экскурсию.

Какой стиль вы используете?

4. Дайте определение

1 вариант - прилагательного,   2 вариант - глагола,  подчеркните составные части определения понятия.

5. Определите тип текста. Составьте на его основе связный ответ на вопрос "Почему у слонов большие уши?" ( 2-3 предложения)

Уши африканского слон огромные и по форме напоминают очертания самого континента. Каждое ухо может весить до 50 кг. Уши индийского слона меньше, но тоже впечатляют. Зачем  ему тогда такие большие уши? Оказывается, они — своего рода слоновьи кондиционеры.

У слонов нет потовых желез, поэтому они не потеют в жаркие дни, а следовательно, не могут таким способом охлаждать свое тело. Вместо этого они хлопают ушами. Но они не обмахивают себя, словно веером. Уши слонов снабжены сетью крупных кровеносных сосудов, которые расширяются в жару и сужаются на холоде. В знойный день слоны слегка машут ушами, чтобы прохладный ветер овевал их расширившиеся сосуды, охлаждая текущую по ним кровь.

Поскольку каждое ухо может достигать 1,8 м в длину, это позволяет охлаждать большое количество крови, протекающей по сетке кровеносных сосудов на поверхности уха. Эта кровь течет затем обратно через весь организм слона, охлаждая его.






Приложение №4

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1. Спишите. Определите разряд прилагательных.

Синий, стеклянный, лисий, бродячий, правдивый, кленовый, молчаливый, речевой.

2. Спишите. Сделайте разбор по составу.

Часовой, сестрин, лимонный.

3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму графически.

Морж…вый, ключ…вой, сургуч…вый, реч…вой, парч…вый, ситц…вый, еж…вый.

4. Образуйте от существительных прилагательные, выделяя корни и суффиксы.

Мужество, дерево, лошадь, длина, искусство, стекло, утро.

5. Запишите прилагательные в два столбика:

а) с одной Н; б) с двумя Н. Выделите суффиксы.

Весе(н, нн)ий, экстре(н, нн)ый, анте(н, нн)ый, письме(н, нн)ый, гуси(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый, жизне(н, нн)ый, ястреби(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый.

6. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму “НЕ с прилагательными”.

(Не)злой человек; (не)лепый поступок; (не)вежливый ученик; (не)высокий, а низкий берег; (не)богатая коллекция.

7. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму.

(Красно)щекий, (светло)синий, (средне)европейский, (юго)западный, (южно)русский, (железно)дорожный.

8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательных.

У границы вечныхснегов только тощий мох напоминает о полярных3 странах.
















Приложение №5


Контрольная работа по теме «Правописание глаголов»


Задание №1 Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы с пропусками.

А .Подчеркните все переходные глаголы

  1. Вышл…те заказанные книги наложенным платежом. Когда вышл...те, сообщите.

  2. Быстрее наполн…те чайник водой. Когда наполн…те, поставьте его на плиту.

  3. Привыкн…те к режиму в доме отдыха. Когда привыкн…те, вам он понравится.

  4. Дождичек вымоч…т, солнышко высуш…т.

  5. Глупых и злых ненавид…т, бедным жела…т добра, помн…т, что слыш…т и вид…т.

  6. Что было, то вид…м, что буд…т, то увид…м.

  7. Где стро…шь, тут и ро…шь.

  8. Не по словам суд…т, а по делам.

  9. Работа и корм…т и уч…т.

  10. Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотрешь, отруб…шь – не пристав…шь.

  11. Ленивою рукой обт…рал он катившийся градом пот.

  12. Последний луч з…ри над пашней ум…ра…т.

  13. Перевозчика предл…гали нам свои услуги.

  14. С поля медленно подн…ма…тся туман и матовой пеленой заст…ла…т всё.

Б.Надпишите сверху вид глаголов

Заноч…вать, исповед…вать, команд…вать, созд…вать, заст…вать, выпис…вать, накрап…вать, обрад…вать, завид…вать, попроб…вать, рассказ…вать.

В.Сверху укажите наклонение глаголов

Отмер…, отреж…, помнож…те, приготов…тесь, не лежит…ся, видиш…, чувствуеш…, остав…те, эконом…те, трудиш…ся, просыпают…ся, не упрям…тесь

Задание № 2.Найдите безличные глаголы, подчеркните грамматическую основу всех предложений.

  1. Хочется научиться хорошо плавать.

  2. Лес опустел.

  3. Берега подмыло водой.

  4. Приближается рассвет.

  5. Я хочу научиться хорошо плавать.

  6. Опустело в лесу.

  7. Берега подмыла вода.

  8. Намело много снега.

Приложение №6



Контрольная работа по теме «Правописание причастий»


1. Выпишите словосочетания «причастие + существительное».

Голубая лента, летящий шарик, расколотый орех, интерес­ный спектакль, созревшие ягоды, спелая малина, раскрасневшиеся щеки.


2. Просклоняйте словосочетание, у причастия выделите окон­чание.

Зеленеющая долина.


  1. От данных глаголов образуйте действительные причастия на­стоящего времени. Выделите суффиксы причастий.

Дышать, висеть, рисовать, читать, хранить.


  1. Запишите предложения, заменяя действительные причастия настоящего времени действительными причастиями прошед­шего времени. Выделите суффиксы причастий.

Наступающая тишина кажется волшебной. Поющий дрозд скоро смолкает, суетящиеся дикие голуби успокаиваются, а кукушка, отсчитывающая кому-то года, перебирается в глухое место и засыпает.


  1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, под­черкните причастные обороты.

Туман расстилавшийся по морю собрался в серые скучные тучи. Вышедшие еще утром лодки возвращались после полудня. Во мраке море освещенное скупым лунным светом казалось загадочным.


  1. Перепишите, заполняя пропуски подходящими по смыслу причастиями или причастными оборотами. Продолжите текст двумя предложениями с причастными оборотами.

Лучи солнца… упали на листья кувшинок. Зеленые бутоны …стали медленно раскрываться. … кувшинки были удивительно красивы. Целый день они зорко следили за солнцем … . Вечер … погасил нежно-голубые цветки кувшинок.


  1. Запишите словосочетания, определите род и падеж причастий, выделите окончания.

На розовеющ…м снегу; среди созревающх плодов; над распустивш..мся цветком; в заросш…м осиннике; смеющ…мся ребенком; в вечереющ…м небе.





Приложение №7



Контрольный диктант с грамматическими заданиями

по теме «Причастие»

Тигрёнок 

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы.  (110 слов.)


Грамматическое задание 

1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные3 ,уставших3

2.  Морфемный разбор слов:  покрытый, уставших

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги.













Приложение №8


Контрольная работа по теме «Деепричастие» 6 класс


1.Нарисуйте словесный портрет деепричастия.

2. Запишите, заменив один из глаголов деепричастием.

1) Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища. 2) Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали. 3) На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней. 4) Тихий плес манил к себе, обещал прохладу и покой.

3. Распределите деепричастия

 отметив, смеясь, слыша, осмыслив, звуча, выросши, вылетая, осознавши, будучи, знаючи, принесши

 в две колонки, выделяя суффиксы. Озаглавьте колонки.

4. Расставьте знаки препинания, выделяя деепричастия и деепричастные обороты, ставя вопросы от глагола, к которому они относятся.

1) Соскучившись хотел было уже уходить но закинув удочку в последний раз поймал маленького дельфина. 2) Рыбу я ел вяленою просушивая ее на солнце. 3) Проснувшись почувствовал я себя гораздо бодрее. 4) Утром взял Библию раскрыл ее на новом месте и сосредоточив свое внимание начал читать. 5) С этого времени положение мое оставаясь внешне таким же бедственным стало казаться мне гораздо более сносным.(Д.Дефо)

5. Раскройте скобки:

 (не)говоря (ни)слова; громко (не)годуя; (не)стараясь (ни)кого убедить; (не)умея довести дело до конца; (не)уговорившись на берегу, (не)езди за реку. 
(Не)видевши медведя, следов его (не)бойся, (не)сомкнув глаз; (не)решаясь сказать об этом; (не)навидя всех и вся; (не)причиняя (ни)кому зла; (не)поворчав, кошка куска (не)съест.
(Не)проверивши слуха, (не)доноси его до чужого уха.

6. Вставьте пропущенные буквы.

постро_в дом, посмотр_в вверх, обид_вшись на друга, почу_в добычу, громко зала_в; колыха_сь, поднимаются со дна; молчал, потуп_ глаза, увид_в корабль, возненавид_в людей, во всем завис_ от родителей, услыш_в разговоры, уничтож_в все следы; помедл_в, что-то подумал.

7. Исправьте грамматические ошибки в конструкции предложений с деепричастными оборотами.

1. Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.2.Услышав пароль, Жермену стало ясно, кто перед ним, и он поклонился.3. Написав письмо, г-ну де Тревилю следовало запечатать его.
4.Проделав какое-то вращательное движение, плащ закутал д’Артаньяна с ног до головы.(По мотивам А.Дюма)

8. Спишите. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический – выделенных слов.

1. Не желая быть многословным скажу что взяв к себе на корабль нескольких новых матросов мы приплыли благополучно в Бристоль.(Р.Стивенсон)

2. Пожалуй сказку ты начни
Про прежние златые дни,
И я припомнив старину
Под говор слов твоих засну.

(М.Лермонтов)

9.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая со словарем,

1)     мне позвонили.

2)     отрабатываются навыки анализа слова.

3)     обращайте внимание на примечания.

4)     необходимо знание алфавита.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

А)Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б)двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.

В)этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

11. Составьте текст на тему «Зима», употребляя в каждом предложении деепричастие и деепричастный оборот (выделите все деепричастия).



















Приложение №9



Контрольный диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклоняясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A.M. Горький) 

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­частные обороты как члены предложения.

2.Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклоняясь.

3.Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант - упираясь.

















Приложение №10

Контрольная работа по теме «Правописание числительных»

1. Прочитайте. Выпишите числительные, указывая их разряд и состав.

В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек. В лодке было пятеро мальчиков. Утром было десять градусов мороза. Полёт длился двенадцать часов. Андрей стоял во второй шеренге.


2. Просклоняйте по падежам.

40 книг, 257 стаканов.


3. Спишите, употребляя, где можно, собирательные числительные. Объясните свои действия.

3 (мужчина), 4 (девушка), 2 (очки), 7 (школьник), 6 (зайчонок).


4. Найдите ошибки в предложениях. Отредактируйте и запишите их.

На обеих деревьях лопнули почки. В нашем заповеднике обитают около двести лосей и примерно около девяносто кабанов. В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.


5. Спишите, заменяя цифры словами.

к 2/9 прибавить 4/6, от 8/9 отнять 3/8, 0/6 сложить с 9.2.


6. Синтаксический и морфологический разборы.

Мой друг учится в седьмом классе.


7. Порядковые имена числительные изменяются:

1) по падежам, родам, числам; 2) по падежам, по родам. 3) только по падежам


8. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) девятистам; 2) шестиста; 3) семистам.


9. Найдите ошибку в сочетании числительных оба - обе:

1) обеими подругами; 2) обеими окнами. 3)обоими мальчиками


10. Найдите ошибку в сочетании собирательного числительного:

1) двое девочек; 2) двое ребят 3) двое лисят.


  1. Укажите словосочетание с ошибкой

    1. двадцати двум участникам

    2. в две тысячи восьмом номере

    3. пятиста домов



Приложение №11

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант)  предложения последнего абзаца.

















\



Приложение №12

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

1.Замените фразеологические обороты синонимами.

а) сесть в калошу;

б) висеть на телефоне;

в) дневать и ночевать.


2.Чередование гласных а - о в корнях слов. Соедините каждое слово прямой линией с нужной буквой.

к…сательная а к…сание

г…рение о заг…р

прил…гать изл…жение

3. Вставьте пропущенные буквы в словах с приставкой пре- и при-.

Пр…добрый, пр…таиться, пр…шить, пр…мудрый, пр…брежный, пр…неприятный, пр…пятствия, пр…чалить.


4.Поставьте существительные время, знамя, семя в Р., Д. и П. падежи


5. Раскройте скобки.

Работа (не)брежная и с ошибками. Сев хорош будет (не)ранний, а поздний. Путь в горы (не)лёгок.


6. Образуйте от выделенных существительных прилагательные.

Ложка из серебра - …

сироп из клюквы - …

шляпка из соломы - …

ручка из дерева - …

чашка из глины - …

статуэтка из олова - …

замок из песка - …

дом из камня - …


7.Определите разряд местоимений: со мной, некто, всякий, этот.

8. Определите окончание и спряжение глаголов во мн.ч

Плещ…т, кол…тся, увид…м, завис…м, слыш…т, держ…т.


9.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните отрицательные и неопределённые местоимения. Найдите в тексте слово с непроверяемой, непроизносимой согласной в корне, подчеркните орфограмму.

Весна.

Что(то) делаю, н..чего не вижу в природе, ни(за)чем не слежу. Но чу..ствую, что кто(то) ходит со мной желанный, и как о нём подумаеш.. – так хорошо становится.

А бывает, что(то) не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуеш.. что(то) хорошее. Вспомниш.. о хорошем и поймёш..: это весна. (М.Пришвин)



.
































Ключи к итоговой контрольной работе.

1. Замените фразеологические обороты синонимами.

а)сесть в калошу – попасть в неловкое положение;

б)висеть на телефоне -долго разговаривать;

в)дневать и ночевать – постоянно где-либо находиться.

2. Чередование гласных а - о в корнях слов. Соедините каждое слово прямой линией с нужной буквой.

касательная а касание

горение о загар

прилагать изложение

3.Вставьте пропущенные буквы в словах с приставкой пре- и при-.

Предобрый, притаиться, пришить, премудрый, прибрежный, пренеприятный, препятствия, причалить.

4.Поставьте существительные время, знамя, семя

Р.п. времени, знамени, семени

Д.п. времени, знамени, семени

П.п. времени, знамени, семени

5. Раскройте скобки.

Работа небрежная и с ошибками. Сев хорош будет не ранний, а поздний. Путь в горы нелёгок.

6. Образуйте от выделенных существительных прилагательные.

Ложка из серебра – серебряная ложка

сироп из клюквы – клюквенный сироп

шляпка из соломы – соломенная шляпка

ручка из дерева – деревянная ручка

чашка из глины – глиняная чашка

статуэтка из олова – оловянная статуэтка

замок из песка – песчаный замок

дом из камня – каменный дом

7. Определите разряд местоимений: со мной - личное, некто -неопределённое, всякий - определительное, этот - указательное.

8. Определите окончание и спряжение глаголов во мн.ч

Плещут -1спр, колются-1спр, увидим-2спр, зависим-2спр, слышат-2спр, держат-2спр.

9.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните отрицательные и неопределённые местоимения. Найдите в тексте слово с непроверяемой, непроизносимой согласной в корне, подчеркните орфограмму.

Весна.

Что-то делаю, ничего не вижу в природе, ни за чем не слежу. Но чувствую, что кто-то ходит со мной желанный, и как о нём подумаешь – так хорошо становится.

А бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймёшь: это весна. (М.Пришвин)



Контрольные работы, 7 класс

Приложение №1

Контрольная работа по теме «Словообразование, морфемика, фонетика»



1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.



















Приложение №2


Диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография»

Осень  на  воде

           Осень.  Уже  не  хочется  выкупаться,  не  тянет  опуститься  в  воду.  Подержишь  палец  в  воде,  а  он  стынет.  Вода  не   замерзла,  но  жизнь  в ней  замирает.  Водяные  лилии  опустились  на дно.  Лягушки  зарылись  в  почву  до  весны.  Окуни,  ерши,  лещики  бродят  стайками.  На  гладкой  поверхности  тёплой  воды  иногда  выскакивают  пузыри.  Это  голодные  рыбёшки  ждут, не  упадет  ли  кузнечик  или  муха.

        Ветер  шевелит  жёлтыми  листочками.  Вот  какой-нибудь  окажется  в  воде.  Жадные  рыбы  схватят  листочек,  утащат  в  воду,  но  скоро  он  вынырнет  обратно.

          А  бросьте  в  воду  горсточку  крошек.  Какая  поднимется  возня!   Толкаются,  кружатся,  борются  за  пищу  рыбки.  Посмотришь  через  минуту  и  ничего  не  увидишь.  Спокойна  тёмная  вода.

 

 

Грамматические  задания.

1..Разбор  слова  по  составу:

1 вариант:  водяные,  окажется

2 вариант: голодные,  посмотришь

 2..Синтаксический  разбор  предложения:

1 вариант:  Лягушки  зарылись  в  почву  до  весны.

2 вариант:   Ветер  шевелит  жёлтыми  листочками.

 3.  Выписать  из  диктанта  слова  с  проверяемыми  безударными  гласными  и  подобрать  к  ним  проверочные  слова.  -  1 вариант

Выписать  из  диктанта  слова  с  чередующимися  гласными  в  корне  и  графически  объяснить  их.  -  2 вариант  

 

 

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.








































Приложение №3

Контрольная работа за 1 четверть

1.Спишите, вставляя О или Ё. Определите части речи.

Мыш…нок, ж…лтый, камыш…м, печ…т, в больш…м доме, прич…ска, ш…рох, ш…пот, роднич…к, ш…л.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж, число и род причастий.

О колеблющ…мся свете, вьющ…юся зелень, колющ…мся шиповником, от надвигающ…йся тучи, зеленеющ…м полем.

3. Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая причастные обороты.

Вокруг дуба толпились ребята (с,з)бежавшиеся с соседних дворов. Ветер дувш…й с моря всё время ус…ливался. Росш…е у ручья (не)забудки уже зацвели.

4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Вокруг дуба толпились ребята (с,з)бежавшиеся с соседних дворов.4

5. Произведите морфологический разбор:


Толпились3, (вокруг) дуба3.

6. Произведите морфемный разбор:


Зеленеющим, усиливался, соседних, дворов, печёт, родничок.



















Приложение №4


Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»


В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, царящую в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся где-то с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.

(По Д. Мамину-Сибиряку) (126 слов)


Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. 2 вариант Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками.

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант кое-где , 2 вариант где-то

4.Словообразовательный разбор 1 вариант особенно

2 вариант хорошо

5.Морфемный разбор 1 вариант обросшими, сказочно

2 вариант свесившиеся, сверху












Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. 2 вариант Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками.

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант кое-где , 2 вариант где-то

4.Словообразовательный разбор 1 вариант особенно

2 вариант хорошо

5.Морфемный разбор 1 вариант обросшими, сказочно

2 вариант свесившиеся, сверху




Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. 2 вариант Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками.

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант кое-где , 2 вариант где-то

4.Словообразовательный разбор 1 вариант особенно

2 вариант хорошо

5.Морфемный разбор 1 вариант обросшими, сказочно

2 вариант свесившиеся, сверху




Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. 2 вариант Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками.

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант кое-где , 2 вариант где-то

4.Словообразовательный разбор 1 вариант особенно

2 вариант хорошо

5.Морфемный разбор 1 вариант обросшими, сказочно

2 вариант свесившиеся, сверху

Приложение №5


Контрольная работа по теме «Наречие»


Часть 1

1. Укажите наречие времени.

1) прийти сюда

2) посмотреть умоляюще

3) продвигаться ощупью

4) приехать вчера

2. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется со словом раздельно.

1) поступить (не)обдуманно

2) написать (не)брежно

3) отвечать далеко (не)вежливо

4) работать (не)прерывно

3. Укажите предложение со сравнительной степенью наречия.

1) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.

2) Снега синей, снега туманней.

3) Живое слово дороже мертвой буквы.

4) Дни стали теплее.

4. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1) Н..когда не теряй надежду на лучшее.

2) Н..где не видно ни огонька.

3) Н..куда не надо было торопиться.

4) Нам н..куда больше спешить.

5. Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется буква И.

Н(1)когда, н(2)где н(3) отступала, н(4)кому н(5) кланялась Москва, у заморских стран н(6) занимала красоты своей и мастерства.

1) 1,3,5

2) 1,2,4

3) 2,4,5

4) 1,5,6

6. В каком словосочетании на месте пропуска пишется НН?

1) сдался доброволь..о

2) рассказывал интерес..о

3) смеялся добродуш..о

4) выскочил неожида..о

7. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) В мае была организова..а экскурсия.

2) Матрос говорил взволнова..о.

3) Конференция прошла очень организова..о.

4) На уроке учительница рассея..а.

8. В каком словосочетании на месте пропуска пишется буква О?

1) двигаться неуклюж..

2) смотреть умоляющ..

3) припекать горяч..

4) выглядеть вызывающ..

9. В каком слове пишется суффикс -А-?

1) доверчив..

2) изнеженн..

3) снов..

4) затемн..

10. Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется буква А?

Топот дворника дон(1)сился то справ(2), то слев(3), и п(4)терявший голову мальчик бр(5)сался то вперед, то назад, несколько раз пр(6)бегая мимо ворот и опять ныряя в темную, тесную л(7)зейку.

1) 1,3,5

2) 2,3,6

3) 4,5,7

4) 2,3,7

11. Укажите, какое слово пишется слитно.

1) по..видимому

2) по..выше

3) давным..давно

4) как..то

12. Укажите предложение с раздельным написанием выделенного слова.

1) (По)прежнему моросил мелкий дождь.

2) Он не знал ни слова (по)русски.

3) Идти (по)осеннему лесу было легко и приятно.

4) (Во)вторых, надо хорошо знать правило.

13. В какой строке все слова пишутся через дефис?

1) еле(еле), (по)весеннему лесу, кто(нибудь)

2) куда(либо), (по)старому следу, (кое)как

3) прыгать (по)заячьи, волей(неволей), (по)этому садику

4) сделать (по)нашему, говорить (по)английски, куда(то)

14. Укажите пример с раздельным написанием.

1) ударить (с)налету

2) было давным(давно)

3) выполнить кое(как)

4) переписать (на)чисто

15. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) досиня

2) до смерти

3) запросто

4) дотемна

16. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенных слов.

1) наконец появился – наречие

2) действовать вслепую – имя прилагательное

3) в начале урока – имя существительное

4) по старому методу – имя прилагательное

17. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1. Мы осторожно пробирались (в)глубь леса.

2. Работу пришлось выполнять (в)ручную.

3. (В)начале марта бывают сильные морозы.

4. (В)дали моря виднелся большой корабль.

18. В какой строке на месте пропуска в каждом слове пишется Ь?

1) рож.., горяч.., береч.., вскач..

2) отреж.., навзнич.., мыш.., невтерпеж..

3) тиш.., печеш.., товарищ.., замуж..

4) реч.., наотмаш.., стрич.., съеш..

19. Укажите предложение с категорией состояния.

1) Все мгновенно разбежались.

2) Печально я гляжу на наше поколение.

3) Вытри досуха стол.

4) На душе было темно и отрадно.

20. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Утреннее солнце греет бережно и ласково.

2) В этом месте речка была перегорожена огромным валуном.

3) Сегодня обратно пошел дождь.

4) Кое-где попадается и белый гриб.


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-28.

(1) Я повернулся и, поминутно оглядываясь, побежал в сторону шлюпок. (2) Чудовище, сделав большой крюк, обогнало меня и оказалось впереди. (3) Я был очень утомлен. (4) Но даже если бы я не чувствовал усталости, я все равно не мог бы состязаться в быстроте с таким проворным врагом. (5) Странное существо перебегало от ствола к стволу со скоростью оленя. (6) Оно двигалось на двух ногах, по-человечески, хотя очень низко пригибалось к земле. (7) Да, то был человек, в этом я больше не мог сомневаться. (8) Я вспомнил все, что слыхал о людоедах, и собирался уже позвать на помощь. (9) Однако, мысль о том, передо мною находится человек, хотя бы и дикий, несколько приободрила меня. (10) Я остановился.

21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Странное существо бежало быстрее героя.

2) Герой всеми силами стремился добраться до шлюпок.

3) Это был не человек, а какой-то зверь.

4) Героя заставила остановиться мысль о том, что это все-таки человек.

22. Из предложений 1-3 выпишите наречие места.

23. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

24. Напишите способ образования слова ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ (предложение 6).

25. Из предложения 1 выпишите слово, состоящее из приставки, корня и двух суффиксов.

26. Из предложения 6-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

27. Сколько грамматических основ в предложении 1? Свой ответ запишите цифрой.

28. Сколько звуков в слове БОЛЬШЕ (предложение 7)? Свой ответ запишите цифрой.


Часть 3.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужен спорт?».





Приложение №6


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Правописание наречий»


Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов) (По А. Иллюминаторской)


Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день 2 вариант Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант по-весеннему , 2 вариант сначала

4.Словообразовательный разбор 1 вариант во-первых

2 вариант во-вторых

5.Морфемный разбор 1 вариант по-новому, вдребезги

2 вариант по-летнему, вокруг












Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день 2 вариант Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант по-весеннему , 2 вариант сначала

4.Словообразовательный разбор 1 вариант во-первых

2 вариант во-вторых

5.Морфемный разбор 1 вариант по-новому, вдребезги

2 вариант по-летнему, вокруг



Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день 2 вариант Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант по-весеннему , 2 вариант сначала

4.Словообразовательный разбор 1 вариант во-первых

2 вариант во-вторых

5.Морфемный разбор 1 вариант по-новому, вдребезги

2 вариант по-летнему, вокруг



Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день 2 вариант Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант по-весеннему , 2 вариант сначала

4.Словообразовательный разбор 1 вариант во-первых

2 вариант во-вторых

5.Морфемный разбор 1 вариант по-новому, вдребезги

2 вариант по-летнему, вокруг






Приложение №7


Контрольная работа по теме «Предлог»


  1. Какое утверждение является неверным?

А Предлоги не изменяются и не являются членом предложения.

Б Предлоги связывают однородные члены предложения.

В Предлоги бывают однозначными и многозначными.

Г Предлоги могут выражать причинные, временные и другие отношения.


  1. Укажите строку с грамматической ошибкой.


А По завершении строительства;

Б По окончании техникума;

В По возвращению из экспедиции;

Г По приезде в город.


  1. Пишется И:


А В продолжени… часа не удалось пройти и километра.

Б Приходилось часто останавливаться вследстви… того, что мы заблудились.

В Впоследстви… я часто вспоминал этот путь.

Г В заключени… выступления лектор подвёл итоги.

  1. Пишется раздельно:

А Туристы, (не)смотря на дожль, продолжали маршрут.

Б Шёл, (не)смотря по сторонам.

В (В)место ответа ему подали письмо.

Г Я прибыл (в)место назначения.

2. Работа с текстом


Спишите, вставляя пропущенные буквы.


(В)течени… врем…ни, когда Россией правил Пётр I, имя Александра Даниловича Меншикова было извес…но всем, (не)смотря на то что он (не)отличался ни знатност…ю рода, ни б…гатством.

В Москве Меншиков решил возвести (на)встречу солнцу храм (не)вида(н,нн)ой высоты, на три мерта выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на стари(н,нн)ые московские церкви. В одном из ярусов находились англи…ские баше(н,нн)ые часы, которые били каждую четверть часа. Пр…звали эту церковь Меншиковой башней.

Однако четырнадцатого июня тысяча сем…сот два…цать трет…его года (в)следстви…

удара молнии церковь сг…рела. В Москве (на)счёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявш…ся времен…щику о грядущ…м падени… . Надо иметь (в)виду, что (в)последстви… предсказание сбылось. (В)скорее Меншиков был лиш…н всех званий и богатств и сослан.


  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите тип и стиль текста.

  3. Выполните синтаксический разбор подчёркнутого предложения.

  4. Подчеркните в тексте производные предлоги.

  5. Выполните морфологический разбор 2 предлогов (по выбору)


































Приложение №8


Контрольный диктант по теме «Союз»



СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ

     Задание: списать и расставить знаки препинания. Выделите причастные и деепричастные обороты.

       Был уже конец зимы  когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала  а ныряла почти так же замечательно  как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния  отыскивая корни водяных лилий крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна  так (как) в ручейке жила большая выдра  которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, то(же) обитавшая в ручейке. Даже издали серовато( )зеленая щука показалась крысе очень страшной.

      Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса покачивавшегося в воде. "Сейчас полакомлюсь", - подумала пловчиха. Но сверху раздался тот (же) страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома.



Грамматические задания

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

 Гораздо опаснее была большая щука, то(же) обитавшая в ручейке.

1)     Тоже -  всегда пишется слитно.

2)     То же - всегда пишется раздельно.

3)     Тоже - здесь это сочинительный союз, пишется слитно.

4) То же -  здесь это местоимение с частицей же, пишется раздельно.

2. Отметьте предложение, в котором выделенное слово пишется слитно

1) ПО(ЭТОМУ) вопросу обратитесь к секретарю.

2) ЗА(ТО) задание получил «отлично».

3) Ямщики подвязали колокольчики, ЧТО(БЫ) звон не привлек внимания сторожей.

4) ЧТО(БЫ) такого  сделать?

3. Какой союз нельзя заменить союзом И?

1) также         2) тоже      3)чтобы

Ответы на задания 4 и 5 запишите 2 словами (подчинительные союзы или сочинительные союзы).

4. Однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного связывают ___ союзы.

5. Простые предложения в сложном предложении, когда одно подчинено другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос, связывают ___ союзы.

        

Ключи

СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ

Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.

 Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. "Сейчас полакомлюсь", - подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома.

Ответы

1.3

2.3

3. 3

4.сочинительные

5.подчинительные

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя