СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль по теме "Лексика. Фразеология", 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 варианта. Работа с выразительными средствами языка, паронимами, определение лексического значения слова

Просмотр содержимого документа
«Контроль по теме "Лексика. Фразеология", 10 класс»

ФИО______________________________________________________________________________

Контроль по теме «Лексика. Фразеология». В-1

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше... (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело  — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое  — жить ею в реальности. (7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

1. Из предложений 1-4 выписать слово со значением «Принудить, заставить принять..»___________________

2. Из предложения 4 выпишите фразеологизм___________________________

3. Подобрать синоним к слову «охранять « из предложения 2. Записать его ___________________________

4. Среди предложений 1−5 найдите такое , которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения и повторяющееся слово_____________.

5.Запишите названия изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в тексте:

.

Примеры

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1. Он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого

2. Скука мало-помалу начинала томить меня

3. Вначале она( скука) ныла несильно, как недолеченный зуб.

4. Открой сомкнуты негой взоры.



ОТВЕТ__________________________________________________


1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) эпитеты
5) гипербола
6) сравнение
7) ассонанс
8) олицетворение
9) метонимия


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

А) По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями. ________________

Б) Прейскурант цен вывешен на витрине._________________________________________


7. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.


Крестьяне жаловались на НЕТЕРПИМОЕ обращение с ними барина.

Право на ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание действует 12 месяцев.

Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.


_______________________________

ФИО______________________________________________________________________________

Контроль по теме «Лексика. Фразеология». В-2

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал  — мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил: (20)— Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось... (24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

1. Из предложений 12-15 выписать слово со значением «Опуститьсясместиться вниз» ___________________

2. Из предложения 15 выпишите фразеологизм___________________________

3. Подобрать синоним к слову « чудным» из предложения 17. Записать его ___________________________

4. Среди предложений 9−12 найдите такое , которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения и повторяющееся слово_____________.

5.Запишите названия изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в тексте:

.

Примеры

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1. Старый человек плачет, как дитя

2. Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву

3. На этом 3.  Счастье распирало его изнутри.

4. Весёлым треском

     Трещит затопленная печь


ОТВЕТ________________

1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) эпитеты
5) гипербола
6) сравнение
7) аллитерация
8) олицетворение
9) метафора


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

А)В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. ______________________________ Б) Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.__________________________

7. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно

ОТПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул.

От счастья, от добрых слов, от песни МОЛОДЕЕМ душой.

Очень необычно оформлен ЗАГЛАВНЫЙ лист нового издания книги.



_____________________________



ФИО______________________________________________________________________________

Контроль по теме «Лексика. Фразеология». В-3


(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени  — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше,  — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке... (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз  — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё... (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей... (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

1. Из предложений 27- 32 выписать слово со значением «постепенно исчезнуть» ___________________

2. Из предложений 27-29 выпишите просторечное слово ___________________________

3. Из предложений 27– 33 выпишите синонимы ___________________________

4. Среди предложений 29−33 найдите такое , которое связано с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер этого предложения и формы слова_____________.

5.Запишите названия изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в тексте:

.

Примеры

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1 Только печальный ковыль скорбно качал стеблями.

2. Ветерок шевелил футболку

3. Наши тени  — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше,  — пересекали берег

4.  В шёлковом шелесте снежного шума.

 


Ответ__________________


1) аллитерация
2) анафора
3) антитеза
4) эпитеты
5) гипербола
6) сравнение
7) многосоюзие
8) олицетворение
9) метафора


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

А)И вот я пришла, чтобы сказать тебе, что я хочу сделать тебе бесплатный подарок._______________ Б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. ___________________________________

7. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно


В каждом деле следует учитывать ФАКТОР времени.

Команда с успехом прошла все ОТБОРНЫЕ игры

Снег делается ЗЕРНИСТЫМ, ноздреватым.










ФИО______________________________________________________________________________

Контроль по теме «Лексика. Фразеология». В-4

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок  — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса... (41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну. (46) Теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.


1. Из предложений 43-46 выписать слово со значением «Сделать причастным к чему-либо » ___________________

2. Из предложения 37 выпишите слово, употреблённое в переносном значении, с помощью которого передаётся добродушный юмор автора ___________________________

3. Подобрать из предложений 37- 41 синоним к слову «минувшее » из предложения 45 Записать его ___________________________

4. Среди предложений 40-43 найдите такое , которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения и повторяющееся слово_____________.


5.Запишите названия изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в тексте:

.

Примеры

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1. Порою, когда пробегал ветер

2. Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности

3 Теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом.

4.  Шины машин по брусчатке шуршат.


Ответ____________________

1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) эпитеты
5) гипербола
6) сравнение
7) аллитерация
8) олицетворение
9) метафора


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово.

А)Различные обряды принадлежат к наиболее сложным и архаичным образцам народного фольклора.

____________________________

Б) Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.


__________________________________________________

7. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено ВЫДЕЛЕННОЕ слово. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно


Основой ЭКОНОМИКИ Исландии является рыбный промысел.


СЛОВЕСНЫЙ состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются.

Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.


_________________________________