СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная по теме "Речеведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Котрольная работа 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная по теме "Речеведение"»

Вариант 1.

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли.

(4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон

находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес хи¬мической жидкостью.

(8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже,

чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно

дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле

значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А

ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие

окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши

друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё

не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление

жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда

запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь

лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот.

(25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас

план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с

вашим зверьём».

(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

(32) — Мы? (33) Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте:

«Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность,

могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» (37)Вот видите,

качество молока... (38)Про лосей же ни слова...

(39) — Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же...

(41) — Мы согласно инструкции...

(42)Вот и весь разговор.

(43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность,

Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека.

(44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не

должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на

подоконнике и зверя в лесу...

(По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист,

путешественник.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания

1)Думая о здоровье людей, нельзя не думать о жизни животных и птиц.

2)Использование химических препаратов не сможет навредить животным в лесах.

3)Опрыскивать лес прогрессивной химической жидкостью для расширения площади лугов –

выгодное дело.

4)Для выполнения планов хороши любые средства.

5) Невозможно подсчитать ущерб, нанесённый использованием химических веществ в лесах.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1-6 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 14-15 содержится пояснение сказанного в предложении 12.

3) Предложения 7-10 – это повествование.

4) Предложение 21 противоречит содержанию предложения 20.

5) В предложениях 43-44 содержится рассуждение.

24. Из предложений 18-22 выпишите слово разговорного стиля.

25.Среди предложений 14-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим

при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а)

этого(-их) предложения(-ий).

26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности

текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места

пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Описывая жуткую картину состояния леса после химической обработки, автор использует

синтаксическое средство — (А)_____ (предложения 1-2). Он с горечью отмечает, что люди,

учитывая плюсы от подобного действия по отношению к природе, не замечают минусов. Автор

использует другое синтаксическое средство (Б)_____(в предложении 14). Непонимание

органов местной власти неправильности своих действий, основанных лишь на инструкциях и

лишённых человеческого отношения, отсутствие диалога с людьми подчёркивают

многочисленные(В)_____(предложения 36- 38, 40-41). А использование тропа (Г)_____

(«святыми глазами», предложение 31), ещё больше усиливает эту пропасть непонимания.

Список терминов:

1) эпитет

2) обращение

3) ряд однородных членов

4) метафора

5) назывные предложения

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) многоточие

9) восклицательные знаки













Вариант 3.

(1) В связи со строительством электростанции деревню готовили к затоплению. (2)Всех

жителей переселили на новое место.

(3) С бывшими земляками Алексею Брюханову встречаться не хотелось — только душу

бередить, — к своим родителям, к родителям жены ходил через силу, как обязанность

выполнял. (4) И те и другие жили в двухквартирных коттеджах. (5)В разных, но по соседству.

(6)3а год успели обустроить жилища, доделать недоделки, исправить брак. (7)Выкопали

подполья, хоть и неглубокие, но для картошки, десятка банок солений хватит; главное, чтоб не

промёрзли... (8)Огородили придворовую территорию штакетником (заборы в жэке ставить

запретили), матери посадили цветочки, по паре-тройке узеньких грядочек морковки, лука,

петрушки. (9)3а задами поставили крошечные, чтоб вид не портили, сарайки, официально

являвшиеся будками для собак.

(10)У родителей Алексея собака была — привезли из деревни старого, с седой мордой

Трезорку. (11) На паром Трезорка поднялся спокойно и всю дорогу пролежал у ног отца; на новом месте

дал посадить себя на цепь, но через несколько дней забеспокоился, стал рваться, выть,

облаивал всех, кого видел, будто это они взяли и увезли, приковали здесь. (12)Соседи

жаловались: «Никакого покою!»

(13)Несколько ночей отец рядом с ним провёл, уговаривал перетерпеть, рассказывал, что

теперь это их дом. (14)Кажется, уговорил. (15)Сломал один старик другого. (16)Теперь

Трезорка даже в духоту лежал во встроенной в сарайку будке, ни на что не обращал внимания.

(17)Миску замечал, только когда отец раз десять прикажет-попросит:

— Ешь давай, ешь... (18)Поешь, Трезорка...

— (19)Ты с им, как с дитём, — посмеивался кто-нибудь из прохожих. — (20)Как ни увижу —

собаку нянчишь.

— (21 )А что ещё делать-то? (22)И жалко — помрёт с тоски.

— (23)Ну да-а, животные это тяжело переносят. (24)Это человек ко всему привыкает.

(25)Встречи с родителями — и своими, и жены, наблюдение за Трезоркой только усиливали

мутоту... (26)Посидишь, выпьешь кое-как чашку чаю, повздыхаешь, покряхтишь, глядя на

коттеджи-близнецы вокруг, на девятиэтажки вдали, на сколоченные из привезённых с родины

досок сарайки. (27)Позовёшь пса: «Трезо-ор!» (28)Тот слегка шевельнёт хвостом, но не

выберется на воздух, не заулыбается, как раньше, не припадёт на передние лапы, приглашая

поиграть... (29)И Трезор доживает, и родители.

(30)Да и Алексей всё чаще ощущал в себе пустоту, такую полную, что даже тоска пропадала.

(31)То есть ловил себя на этой пустоте, прогонял её, начинал интересоваться окружающим, что

там в мире, и обнаруживал: неделю-полторы-две не заметил, как прожил. (32)Будто проспал.

(ЗЗ)Из очередного приступа пустоты выбила встреча с бывшим главой сельсовета Ткачуком.

(34)Случилась она в конце августа, вечером.(35) Шёл с работы, и вдруг рядом резко, аж колёса

визгнули, тормознула машина, раздалось:

— Здоров, тёзка!

(36) Алексей обернулся; из мощной японки высовывалось лицо Ткачука.

— (37)А, здорово, Алексей Михалыч. — (38)Брюханов изобразил радость, а внутри заныло —

пустоту залила тоска.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1) Деревню затопили, поэтому её жители переселились на новое место.

2) Люди обустраивали своё жильё, приводили в порядок территорию возле дома.

3) Трезорка полюбил новое место не сразу, но потом обжился.

4) Наблюдения за собакой привели главного героя к мысли, что животные и люди ко всему

привыкают.

5) Жизнь на новом месте вызывала у Алексея ощущение полной пустоты.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 6-8 представлено повествование.

3) В предложениях 13-17 представлено описание.

4) Предложение 24 противопоставлено по содержанию предложению 30.

5) В предложениях 30-32 представлено рассуждение.

24. Из предложений 35-38 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 27-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим

при помощи союза, возвратного и указательного местоимений, формы слова. Напишите

номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности

текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места

пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказывая о переселении людей из деревни и обустройстве их нового места жительства,

автор использует такое синтаксическое средство, как (А)_(предложения 6, 7, 8).

Взаимоотношения Трезора с хозяином отражает приём — (Б)____(предложения 13—14).

Тяжёлые воспоминания о прошлой жизни Алексея передаёт лексическое средство —

(В)____(«душу бередить» в предложении 3), а впечатления от новой жизни помогают отразить

(Г)___(«тоска пропадала» в предложении 30, «ловил себя на этой пустоте, прогонял её» в

предложении 31)».

Список терминов:

1) анафора

2) антитеза

3) фразеологизм

4) ряды однородных членов

5) метафоры

6) вводные конструкции

7) парцелляция

8) эпитеты

9) сравнения





Вариант 6.

(1) «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль...»

(2) Я сел на диван, чтобы успокоиться, потёр лоб, и, когда стал вспоминать слова любимой

песни моей матери, показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой любовью и тоской,

что вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый плакать,

просить прощения.

(3)Будто сквозной ток доходил до меня через пространство ночи, преодолевая зимний город, и

вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице,

одна, беззащитная перед болью, в забытьи думала обо мне с безмерной любовью, которая

бывает на земле только у матерей. (4)Но когда и где я впервые слышал эту простенькую

грустную мелодию и почему слова её были связаны с матерью?

(5)И мне стало представляться, как она босиком ходила по глиняному полу, тонкая, в белой

кофточке, напевала негромко прелестным голосом: «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то

сердце мчится вдаль», останавливалась возле окна, улыбалась, поднимала лицо к

среднеазиатскому солнцу, сквозившему через ветви карагача. (6)Я видел её прозрачные от

обильного света глаза, её губы, которые будто влюблённо произносили молитву, говорили о

когда-то молодой грусти этому утру, солнцу, плещущему арыку: «Я вам скажу один секрет:

кого люблю, того здесь нет...» (7)А я, до восторга влюблённый в мать, не мог понять, кого не

было с ней рядом, кого ей было жаль, к кому стремилось её сердце: ведь отец редко бывал в

отъезде. (8)Он боготворил мать, был предан дому, отличался весёлым нравом. (9)Порой он

носил её, как ребёнка, на руках, целуя её волосы, а она почему-то обречённо прижималась

щекой к его груди.

(10)Однажды услышал я, что она плакала за ширмой, свернувшись калачиком на диване, и,

испуганный, бросился к ней, закричал: «Мама, не надо!» (11)Со страхом увидел её слипшиеся

ресницы, но мать попыталась быть весёлой, потом, обняв, начала гладить мою голову нежными

пальцами и говорила шёпотом, что отчего-то сделалась грустной, но вот прошло, миновало...

(12)Но почему иногда тосковала она? (13)В какие дали, к кому тянуло её? (14)Всю жизнь она

верно прожила с отцом, и я не узнал её тайну...

(15) А теперь в беспамятстве, на больничной койке, она витала над краем пропасти и, видимо, в

момент краткого просветления вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной

в душе. (16)И я ходил по кабинету, стонал, кусал губы, чтобы одной болью заглушить другую,

не зная, чем помочь ей, облегчить её страдания, и бормотал, как в беспамятстве, незатейливые

эти слова:

— Кого-то нет, кого-то жаль...

(17)Наверное, не только у меня бывали минуты, когда не приходило спасение от самого себя.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик, вспоминая слова любимой песни матери, ощутил душевную боль.

2) Несмотря на то что отец часто был в отъезде, он старался много времени уделять матери,

даже носил её, как ребёнка, на руках.

3) Рассказчик был напуган тем, что мать плакала без видимой на то причины.

4) Мать и отец очень любили друг друга, но у отца была какая-то тайна, и это очень

беспокоило мать.

5) Рассказчик, находясь рядом с матерью в неприютной больнице, очень переживал оттого, что

не мог ей помочь.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2 и 3 содержится повествование с элементами рассуждения.

2) В предложениях 5 и 6 содержится описание с элементами повествования.

3) В предложениях 7 и 8 представлено рассуждение.

4) Предложение 12 противопоставлено по содержанию предложению 11.

5) В предложении 14 содержатся ответы на вопросы, поставленные в предложениях 12 и 13.

24. Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 5-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим

при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-

их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности

текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места

пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Передавая чувства рассказчика, связанные с болезнью матери, автор использует такой троп,

как (А)___(«будто сквозной ток» в предложении 3, «как в беспамятстве» в предложении 16), а

также синтаксическое средство — (Б)_(предложения 2, 16). Пытаясь

разгадать тайну своего самого близкого человека, рассказчик прибегает к такому приёму, как

(В)___(предложения 12, 13). Показать тяжёлое состояние матери, находящейся в больнице,

автору помогает троп — (Г)_(«витала над краем пропасти» в предложении 15)».

Список терминов:

1) риторические вопросы

2) эпитеты

3) ряды однородных членов предложения

4) анафора

5) риторические обращения

6) метафора

7) цитирование

8) антитеза

9) сравнение



















Вариант 9.

(1)Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему наплевать, что его

трогает. (2)Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. (3)Один живет в

маленьком кружке, другой – в круге побольше, третий – в еще большем. (4)Величина нашего

круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас

интересует и – еще один и очень важный – что вам больно? (5)Одному, например, больно,

когда его ударяют, а другой на это скажет: ну, это не опасно, лишь бы не убили. (6)Круг

побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем

смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. (7)Другой скажет: я не

перенесу оскорбления людей, которых я люблю; я не дам обижать моих детей, не дам

оскорблять свою мать, но вот чужого человека... (8)Помните, как у Гоголя: "чего не зрят

равнодушные очи?" (9)Когда больно от чужой боли, это и есть самый большой круг, круг

культурного человека.

(10)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным человеком и

начал сочувствовать униженным и оскорбленным. (11)Так не бывает, и самые добрые

намерения здесь не помогут. (12)Надо вырабатывать душу. (13)Есть много признаков,

отличающих человека от животного. (14)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое.

(15)Животное совсем не глупое. (16)Животное обладает большим умом, но его ум всегда

связан с определенной ситуацией. (17)Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами".

(18)Это не значит, что баран – глупое животное. (19)Баран обладает высоким уровнем

интеллекта. (20)Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. (21)А

человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (22)И тут у него только две ноги:

интеллект и совесть. (23)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен

интеллект без совести.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) К «самому большому кругу культурного человека» можно отнести тех людей, которым

может быть больно от чужой боли.

2) Человека отличает от животного то, что человек гораздо умнее животного и обладает

совестью.

3) Люди живут изолированно друга от друга, каждого заботит только личная боль.

4) Культурным человеком можно стать, если у человека есть добрые намерения.

5) Определить культуру человека можно по тому, на что ему наплевать, а что его задевает.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 13-16 представлено описание.

2) В предложениях 16-23 содержится рассуждение.

3) Предложение 9 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 8.

4) Предложения 15-21 поясняют, раскрывают содержание предложений 13-14.

5) Предложение 16 противопоставлено по содержанию предложению 15.

24. Из предложения 23 выпишите контекстные антонимы.

25. Среди предложений 13-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим

при помощи сочинительного союза, формы одного слова и притяжательного

местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы

анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,

использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры,

соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Ю. Лотман, известный ученый, литературовед, семиотик и культуролог приглашает читателя

поразмышлять о феномене культуры. Культуролог прибегает к использованию лексический

средств (А) _____(«умный» -«глупое» в предложении 14), что свидетельствует не сколько

противоречивости, сколько о цельности восприятия им действительности и (Б) ____,

(«животное» в предложениях 14-16, «баран» в предложениях 17-19) что, безусловно, добавляет

экспрессивности его речи. Для выражения своих мыслей автор также не обходит стороной и

синтаксические средства выразительности, такие, как (Г) ______(в предложении 10), что

помогает нам наиболее полно увидеть описываемую ученым картину, так и (Д) ______

(предложения 19-20, 20-21), чтобы выделить то, что, по мнению автора, является самым

важным.

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) фразеологизм

3) парцелляция

4) эпитет

5) контекстные антонимы

6) антонимы

7) метафора

8) синтаксический параллелизм

9) лексический повтор





























Вариант 11.

(1)Добрый глаз редок. (2)Дурной глаз в каждом доме найдется.

(3)Мне говорили, что Станиславский заставляет своих учеников: "Умейте в каждой вещи найти

не худшее, но лучшее". (4)Чуткий художник видит, что огромное большинство из нас с

наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит.

(5)С великим рвением мы готовы произносить хулу перед тем, что нам не любо. (6)Какое

долгое время мы готовы проводить около того, что нам показалось отвратительным.

(7)Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. (8)И быстры тогда

наши речи, и сильны движения. (9)И горят глаза наши. (10)Но зато как медленно-скучны

бывают слова ласки и одобрения. (11)Как страшимся мы найти и признать. (12)Самый запас

добрых слов становится бедным и обычным. (13)И потухают глаза. (14)Удалось испытать

одного любителя живописи. (15)За ним ходил с часами и незаметно замечал время, проводимое

им около картин. (16)Оказалось, около картин осужденных было проведено времени с лишком

вдвое больше, нежели около вещей ободренных. (17)Не было потребности смотреть на то, что,

казалось, доставило радость; нужно было потратить время на осуждение.

(18)- "Теперь знаю, чем вас удержать.

(19) - Надо окружить вас вещами ненавистными". (20)Если что показалось плохим, - значит,

оно не достойно обсуждения. (21)Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять

себя зрелищем недостойным. (22)Слишком много радостного, много заслуживающего отметки

внимания. (23)Но надо знать бодрость и радость. (24)Надо знать, что нашему "я" ничто не

может вредить. (25)Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости.

(26)Удерживаем себя вместо шага вперед.(27)Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и

красивое! (28)Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. (29)Строго

себя удержать от общения с тем, что не полюбилось. (30)И у нас жизнь разрастется. (31)И нам

недосуг станет всматриваться в ненавистное. (32)Отойдет ликование злобы. (33)И у нас

откроется глаз добрый.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У человека откроется «глаз добрый», если он будет смотреть только на плохое.

2) Слишком мало в мире того, что заслуживает нашего внимания.

3) Добрый глаз редок, дурной глаз в каждом доме найдется.

4) Человек может долго время проводить перед тем, что ему очень нравится.

5) Нужно в каждой вещи видеть лучшее, а не худшее.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 19 раскрывает, поясняет содержание предложения 18.

2)В предложениях 20-26 представлено рассуждение.

3) Предложение 13 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 12.

4) Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1.

5) В предложения- 14-16 представлено рассуждение.

24.Из предложения 5 выпишите слово со значением «нравится».

25. Среди предложений 20–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим

при помощи однокоренного слова и противительного союза. Напишите номер(а) этого(-

их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы

анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,

использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры,

соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Рассуждения Н. Рериха построены на таком приеме, как (А) ____ (предложения 1-2), что

оправдывает появление в тексте (Б)____(«худшее – лучшее» в предложении 3). Однако

художник часто выражает свои мысли и при помощи (В) ___ («бодрое – красивое» в

предложении 27, «бедным – обычным» в предложении 12).

Яркость и образность размышлениям придает троп (Г)_____ («яркие», «блестящие» в

предложении 7, «великим» в предложении 5, «медленно-скучны» в предложении 10).

Список терминов:

1)ряды однородных членов

2)эпитет

3)контекстные антонимы

4)риторическое восклицание

5)контекстные синонимы

6)антитеза

7)метафора

8)антонимы

9)парцелляция