Контрольная работа «Организм и среда», «Человек в окружающей среде», 10 класс
Вариант 1
1 уровень
1. Из перечисленных абиотическим фактором является:
а) конкуренция б) свет в) деятельность человека
2. Чем дальше значение какого-либо фактора отклоняется от оптимума, тем:
а) больше видов начинает конкурировать друг с другом
б) больше плодовитость выживших представителей вида
в) меньше видов может приспособиться к таким условиям
3. Суточные ритмы проявляются у всех живых существ, кроме:
а) обитателей пещер и морских глубин б) непарнокопытных млекопитающих
в) обитателей почвы
4. Ускоряет реакции обмена веществ, ухудшает кровоснабжение кожного покрова, усиливает напряжение мышц:
а) препятствующий шум б) раздражающий шум в) травмирующий шум.
2 уровень
Дайте определение терминам: стенобионты, ксерофиты, фитонциды, ПДК.
3 уровень
Установите соответствие между названиями групп экологических факторов и относящимися к ним элементам и явления природы:
1. Абиотические а) вырубка леса
2. Биотические б) опыление цветов ветром
3. Антропогенные в) вулканические извержения
г) выкармливание птенцов птицами
д) осушение болот
е) проливной дождь.
4 уровень
4.А. На какие группы разделяются абиотические факторы. Приведите примеры.
4.Б. Чем отличаются активно-ядовитые и пассивно-ядовитые животные? Приведите примеры животных.
5 уровень
5.А. Возможно ли производство современной пищевой продукции без пищевых добавок? Ответ обоснуйте.
5.Б. Какие свойства живых организмов позволят сохраниться жизни на Земле в случае резкого потепления климата?
Контрольная работа «Организм и среда», «Человек в окружающей среде», 10 класс
Вариант 2
1 уровень
1. Из перечисленных биотическим фактором является:
а) глубина водоема б) деятельность человека в) паразитизм
2. Организмы, температура тела которых непостоянна и изменяется одновременно с изменением температуры внешней среды:
а) пойкилотермные б) гомойотермные в) теплокровные
3. При сравнении многообразия форм жизни в целом в океанах и на континентах оказывается, что:
а) органический мир водной среды более разнообразен, чем органический мир суши
б) органический мир суши намного более разнообразен, чем органический мир водной среды
в) органический миры суши и океана практически не отличается по многообразию своих представителей
4. Ядовитое растение – это а) береза повислая б) ландыш майский в) калужница болотная.
2 уровень
Дайте определение терминам: эврибионты, гигрофиты, эпидемия, ЭМИ.
3 уровень
Установите соответствие между названиями групп экологических факторов и относящимися к ним элементам и явления природы:
1. Абиотические а) естественная радиация
2. Биотические б) атмосферное давление
3. Антропогенные в) паразитизм
г) охота на дикого кабана
д) строительство дорог
е) бактерии в кишечнике термитов
4 уровень
4А. На какие группы делятся растения по отношению к свету? Приведите примеры.
4.Б. Как регулируют теплообмен в организме скелетные мышцы и щитовидная железа?
5 уровень
5.А. В каких случаях мобильные телефоны представляют опасность для здоровья человека? Как уменьшить их негативное воздействие?
5.Б. Обоснуйте необходимость появления у растений после их выхода на сушу различных тканей: механических, покровных, проводящих?
ОТВЕТЫ. Контрольная работа «Организм и среда», «Человек в окружающей среде», 10 класс
1 уровень
1. б
2. в
3. а
4. в
2 уровень
Дайте определение терминам: Стенобионты — виды организмов,
имеющие узкие пределы толерантности и способные существовать на небольших территориях с относительно постоянными условиями среды. Ксерофиты— растения, приспособившиеся к жизни в засушливых местах, Фитонциды - вещества, которые убивают микроорганизмы или предотвращают их размножение. ПДК - предельно допустимая концентрация - максимальная концентрация вредного вещества в окружающей среде и в живом организме, которая не оказывает негативного воздействия.
3 уровень
Установите соответствие между названиями групп экологических факторов и относящимися к ним элементам и явления природы:
1. Абиотические б, в, е
2. Биотические г
3. Антропогенные а, д
4 уровень
4.А. Абиотические факторы - элементы неживой природы, которые
прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную
реакцию. Их разделяют на четыре подгруппы:
1) климатические факторы (свет, газовый состав воздуха, осадки, температура, влажность воздуха, атмосферное давление, скорость ветра);
2) эдафические (почвенные) факторы— свойства почвы, которые разделяются на физические (влажность, комковатость, воздухо- и влагопроницаемость, плотность) и химические (кислотность, минеральный состав, содержание органического вещества);
3) орографические факторы (факторы рельефа). К ним относятся: высота над уровнем моря, широта, крутизна, экспозиция.
4) геофизические факторы (гравитация, магнитное поле Земли, ионизирующее и электромагнитное излучения).
4.Б. Активно-ядовитые животные имеют особые органы, вырабатывающие яд. Этих животных принято делить на вооруженных и невооруженных. Это ядовитые насекомые, змеи, пауки, земноводные. У пассивно-ядовитых животных ядовитые органы отсутствуют. Их токсичность связана с особыми свойствами тех или иных тканей тела (скрытая, или тканевая, ядовитость). Например, некоторые рыбы ядовиты при употреблении их в пищу.
5 уровень
5.А. Значительный рост численности населения Земли вызвал необходимость увеличения объемов производства продуктов питания. Для улучшения их внешнего вида, органолептических свойств (вкуса, цвета, запаха) и сохранения качества в пищевой промышленности стали активно применяться пищевые добавки. Их получают из натурального сырья или синтезируют химическим путем. Основные причины широкого использования пищевых добавок следующие:
Благодаря пищевым добавкам расширяются возможности хранения и транспортировки продуктов питания на большие расстояния.
Пищевые добавки придают продуктам питания отличный внешний вид и вкусовые качества без повышения стоимости.
С использованием пищевых добавок появляется возможность создания новых видов продуктов питания, отвечающих современным требованиям.
5.Б. В случае резкого потепления сохраниться жизни на Земле позволит саморегуляция организмов, поскольку именно за счёт этого свойства организм будет поддерживает своё внутреннее состояние не зависимо от внешних условий.
ОТВЕТЫ. Контрольная работа «Организм и среда», «Человек в окружающей среде», 10 класс
Вариант 2
1 уровень
1. в
2. а
3. б
4. б.
2 уровень
Эврибионты— виды организмов, имеющие широкие пределы выносливости. Гигрофиты— растения, живущие на обильно увлажненных почвах и при высокой влажности воздуха. Эпидемия - массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости. Электромагнитное излучение (ЭМИ) — это явление, процесс, при котором энергия излучается источником в пространство в виде электромагнитных волн.
3 уровень
Установите соответствие между названиями групп экологических факторов и относящимися к ним элементам и явления природы:
1. Абиотические а, б
2. Биотические в, е
3. Антропогенные г, д.
4 уровень
4А. Светолюбивые растения (очиток, подсолнечник, пшеница) живут на открытых территориях (пустыни, степи, высокогорные луга, пустыри, обочины дорог) и поглощают много солнечной энергии.
Тенелюбивые растения (мхи, папоротники, кислица, недотрога, медуница) обитают в сильно затененных местах (нижние ярусы тропического леса, горные ущелья, ельники, дубравы).
Теневыносливые растения (лещина, сныть, подорожник, ежевика) предпочитают хорошую освещенность (лесные опушки, луга, степи), но могут расти и в тени.
4.Б. Скелетные мышцы. В условиях низкой температуры воздуха гипоталамус стимулирует быстрый цикл непроизвольных сокращений и расслаблений скелетных мышц (дрожание), что приводит к выделению тепловой энергии
Щитовидная железа при понижении температуры усиливает выделение гормонов тироксина и трийодтиронина, ускоряющих обмен веществ, и, следовательно, теплообразование.
5 уровень
5.А. Электромагнитные излучения негативно воздействуют на весь организм в целом, однако больше всего от этих волн страдают половая и нервная системы, а также иммунитет Опасность для здоровья человека может представлять не только электромагнитное излучение телефона. Категорически не рекомендуется использовать мобильный телефон во время грозы, так как он является проводником электрического разряда и может спровоцировать попадание в человека молнии.
Не подноси телефон к уху, пока собеседник не поднимет трубку.
Постарайся, когда говоришь, постоянно менять ухо разговора.
Помни, чем дальше ты держишь телефон от тела и головы, тем лучше.
Если знаешь, что ближайшие пару часов телефон тебе не понадобится, отключай его.
Когда ложишься спать, оставляй мобильный в другой комнате.
Не носи по возможности телефон в кармане
5.Б. Для выхода на сушу растениям понадобились ткани. Механическая — чтобы поддерживать тело в наземно-воздушной среде (у водорослей тело поддерживает вода). Покровная — чтобы не высыхать из-за испарения. Корневая система, проводящая ткань сформировалась чтоб всасывать и проводить воду из глубоких слоев земли.