Контрольная работа по русскому языку в 10 классе (1 полугодие)
1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)тОрты ; 2)повторИт ; 3)вероисповедАние ; 4)начАвший
2. В каком предложении вместо слова ЧЕРЕПАХОВЫЙ нужно употребить ЧЕРЕПАШИЙ?
1) ЧЕРЕПАХОВЫЙ – очень редкий окрас, который встречается у кошек.
2) В некоторых провинциях Китая ЧЕРЕПАХОВЫЙ суп – это традиционное блюдо.
3) Подготовка к отопительному сезону идёт ЧЕРЕПАХОВЫМИ шагами.
4) Волосы танцовщицы были заколоты красивым ЧЕРЕПАХОВЫМ гребнем.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
двести граммов 2) самый высочайший 3) пятисот семидесяти 4) поезжайте
4. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
разр…дить нач…нать р…скошный нав…ждение ч…стота
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) пл…вучий, гарм…нировать, ч…стота (помещения)
2) уд…вляться, отв…рить (картошку), посв…тить (фонариком)
3) к…блук, д…легат, п…лисадник
4) в…трушка, прив…легия, д…зентерия
5) г…ризонт,об…яние, ур…ган
6. Выделите вариант с непроизносимой согласной, выпишите.
1) словес…ный, безопас…ный 2) вкус…ный, прекрас…ный
3) горес…ный, радос…ный 4) искус…ный, ровес…ник
5) чудес…ный, блес…нуть
7. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная, выпишите.
1. стоять на пер…оне 2. срочная телеграм…а
3. гал…ерея образов 4. идти по кор…идору
5. водные рес…урсы 6. пятибал…ная система оценивания
8. Укажите вариант с О после шипящих, выпишите.
1) ш..пот, круч..ный, щ..лочь, 2) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,
3) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ.., 4) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,
5) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.
9. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…стыдить, беспр…рывно и…колесить, сни…хождение
ра…фасованный, ра…мытый пр…вередливый, пр…града
и…далека, не…говорчивый
10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...бежать, пр...забавный ра...местить, ра...ставить
пр...город, пр...таиться ра...пахнуть, ра…лететься
пр...гореть, пр…вратить
11. Укажите, в каких словах пропущена буква ы в начале корня, выпишите.
1. сверх…зысканный вкус 2. страдать от без…сходности
3. учиться в пед…нституте 4. от…скать нужную вещь
5. меж…здательский договор
6. провести дез…нфекцию
12. Укажите, в каких словах следует писать разделительный ь, выпишите.
1. честный компан…он 2. играть в бил…ярд
3. злая в…юга 4. красивый интер…ер
5. сделать ин…екцию 6. суб…ективный взгляд на что-либо
13. Перепишите, раскрывая скобки
(Д,д)ень (П,п)обеды (Г,г)ражданская война
(С,с)аратовская область (Э,э)поха (В,в)озрождения
14. Укажите способ образования слова СОЗНАТЕЛЬНО
15.Работа по тексту.
(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; ( ... )фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
16. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово.
17. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ФУНКЦИЯ, -и; ж.
1) В философии: явление, зависящее от другоro и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.
4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.
5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.
18. А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
В) ошибка в построении предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.
2) Павел Петрович спросил у Аркадия, где его новый приятель.
3) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
4) Рассказ А.И. Куприна «Вечерний гость» заставил автора задуматься о процессе общения и речи.
5) Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
6) Научные интересы А.М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе», «Школьной и научной грамматике».
7) Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.
8) Читая роман Маргарет Мадзантини «Рожденный дважды», я представляла улицы разгромленного войной Сараева.
9) Около ста лет назад великий химик и микробиолог Пауль Эрлих назвал «волшебной пулей» лекарства, которые когда -нибудь смогут без побочных эффектов уничтожать только патогенные бактерии или больные клетки.