СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа 2Будаевой Эльвиры Гармаевны

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 вариант КИМа по русскому языку для 5 класса. Работа с текстом

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа 2Будаевой Эльвиры Гармаевны»

II вариант.

ЧАСТЬ I

 I. Переписать текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавить.

(1)Девоч(?)ка спрыгнула (с)постел....(2) Домик (не)двигался4. (3)Сол...це ярк... светил... (в)окно. (4)Элли по...бежала к двери, распахнула ее и вскрикнула2 от удивления. 

  (5)Ураган занес домик в страну3 (не)обычайной красоты. (6)Вокруг ра...стилался зеленый лес по краям1 р...сли дерев...я со спел...ми пл...дами. (7)На полях в...днелись клумбы розовых белых голубых цветов. (8)(В) воздухе порхали крошеч()?(ные птички разноцветные бабочки.

  (9)На ветвях деревьев с...дели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кр...чали странными голосами. (10)Невдалеке журчал прозрачный п...ток в воде резвились серебристые ры..ки.

  (11)Вдали в...днелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. (12)Они ст...яли, перешептывались и переглядывались. (13)Эти робкие люди приветливо улыбнул...сь девочк.... (По А. Волкову) (96 слов)

II. Задания к тексту :

   1) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

  2) Выписать простое предложение с однородными членами;

3) Указать номера сложных предложений, выписать из этих редложений грамматические основы.

III. Поставить ударения в словах:

Шарфы, звонишь, щавель, столяр, щемит

  1. Объясните расстановку знаков препинания в (10) предложении.

  2. В (13) предложении укажите над словами, какими частями речи они являются.

ЧАСТЬ II

(1)По ули­цам мча­лась «ско­рая по­мощь». (2)Куда она мча­лась? (3)К че­ло­ве­ку, по­пав­ше­му в беду? (4)Или воз­вра­ща­лась на сто­ян­ку?

(5)Голос си­ре­ны на­рас­тал. (6)Он, ка­за­лось, то взле­тал под об­ла­ка, то стре­ми­тель­но падал. (7)Он зву­чал, как сиг­нал бо­е­вой тре­во­ги.

 (8)А если эта почти кры­ла­тая ма­ши­на с крас­ным кре­стом про­мчит­ся мимо?

 (9)Надо оста­но­вить её!

 (10)И маль­чик ре­шил­ся. (11)Он вы­бе­жал на се­ре­ди­ну мо­сто­вой и пре­гра­дил путь «ско­рой по­мо­щи». (12)Рас­сто­я­ние от ле­тя­щей ма­ши­ны до маль­чи­ка было очень не­боль­шим. (13)Оно со­кра­ща­лось с каж­дым мгно­ве­ни­ем. (14)Маль­чик за­крыл глаза, но не тро­нул­ся с места.

 (15)И вдруг си­ре­на умолк­ла. (16)Ма­ши­на резко за­тор­мо­зи­ла. (17)На мо­сто­вой было скольз­ко, и её за­нес­ло в сто­ро­ну.

 (18)Когда маль­чик с конь­ка­ми от­крыл глаза, ма­ши­на «ско­рой по­мо­щи» сто­я­ла со­всем близ­ко, раз­вер­нув­шись поперёк до­ро­ги. (19)А из рас­пах­ну­той двер­ки уже вы­ска­ки­вал блед­ный шофёр в фу­раж­ке с бле­стя­щим ко­зырь­ком. (20)Тя­же­ло дыша от вол­не­ния, он под­бе­жал к маль­чи­ку и за­мах­нул­ся, чтобы уда­рить его. (21)Но сдер­жал­ся и не уда­рил. (22)Толь­ко за­го­во­рил часто и сбив­чи­во:

 – (23)Ка­ко­го чёрта! (24)Шан­тра­па! (25)Жить на­до­е­ло? (26)Под ма­ши­ну ле­зешь! (27)Герой!

 (28)Но маль­чик был защищён от ру­га­тельств не­ви­ди­мой бронёй сво­е­го смя­те­ния. (29)И обид­ные слова от­ска­ки­ва­ли от этой брони, как дро­бин­ки. (30)Когда шофёру не хва­ти­ло воз­ду­ха и он за­мол­чал, чтобы сде­лать вдох, маль­чик, не под­ни­мая глаз, ска­зал:

 – (31)Че­ло­век уми­ра­ет.

 – (32)Где? – спро­сил шофёр. (33)Он сразу остыл, по­чув­ство­вал себя на своём посту.

 – (34)Я вам по­ка­жу, – от­ве­тил маль­чик.

 (35)Шофёр на­хму­рил­ся. (36)Когда ра­бо­та­ешь на «ско­рой по­мо­щи», готов ко всему, но та­ко­го обо­ро­та дела он не ожи­дал.

 (37)Когда маль­чик и шофёр по­до­шли к ма­ши­не, там уже начал со­би­рать­ся народ. (38)Ма­ши­на «ско­рой по­мо­щи», сто­я­щая поперёк мо­сто­вой, успе­ла при­влечь зевак. (39)Они тол­пи­лись у ма­ши­ны, спра­ши­вая друг друга, что слу­чи­лось, в чём дело, кого за­да­ви­ли.

  (40)Но никто не лежал на мо­сто­вой, а к ма­ши­не быст­ро шли шофёр в фу­раж­ке с ко­жа­ным ко­зырь­ком и дол­го­вя­зый маль­чик с конь­ка­ми под мыш­кой.

 – (41)Ар­се­ний Ива­но­вич, – ска­зал шофёр, за­гля­ды­вая в от­кры­тую двер­ку, – тут у ма­ло­го с отцом плохо. (42)А у нас вы­зо­вов нет. (43)По­едем?

(44)Маль­чи­ку хо­те­лось ска­зать, что шофёр ошиб­ся, что ра­не­ный боец Бах­тю­ков ему не отец, а чужой че­ло­век, что ему стало плохо, что он его встре­тил по до­ро­ге на каток и помог до­брать­ся до дома. (45)Но сей­час не было вре­ме­ни для объ­яс­не­ний: че­ло­век мог по­гиб­нуть. (46)И маль­чик, ста­ра­ясь го­во­рить по­нят­ней и убе­ди­тель­ней, ска­зал:

 – (47)Лежит без со­зна­ния. (48)Ра­не­ный он. (49)Оско­лок за­ше­ве­лил­ся. (50)В груди.

 – (51)По­еха­ли! – ре­ши­тель­но ска­зал врач.

 (52)Маль­чик и шофёр за­бра­лись в ка­би­ну. (53)За­вы­ла си­ре­на, раз­го­няя зевак. (54)И, при­сев на зад­ние колёса, как конь перед скач­ка­ми, «ско­рая по­мощь» устре­ми­лась вперёд.

 

(По Ю. Я. Яко­вле­ву)*

Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923–1996) – пи­са­тель и сце­на­рист.



 I. Определите и запишите основную мысль текста

 II. Найдите и укажите предложения, которые соответствуют содержанию текста:

  1. Мальчик испугался за жизнь отца и решил во что бы то ни стало остановить машину скорой помощи.

  2. «Скорая пормощь» встала поперёк дороги, потому что шофёр свернул в сторону , чтобы не задавить мальчика.

  3. На «скорой помощи» решили помочь мальчику, так как у них пока не было вызова.

  4. Мальчик шёл на каток, но увидел человека, которому стало плохо,и без промедления помог дойти до дома.



 III. В предложениях (44-46) содержится тип речи:

    1. Повествование

    2. Описание

    3. Рассуждение

    4. Повествование и описание


IV. В каком значении использовал шофёр слово «герой»?

  1. В значении «человек, совершивший подвиг»

  2. В значении синонима слову «хулиган»

  1. Укажите, каким образом автор в предложениях (23-27) передаёт эмоциональное состояние шофёра.Пишите разборчиво и последовательно.

  2. Почему мальчик заговорил отрывисто, короткими фразами:

(47)Лежит без со­зна­ния. (48)Ра­не­ный он. (49)Оско­лок за­ше­ве­лил­ся. (50)В груди..

Ответ запишите аккуратно, используя предложение из текста

  1. Укажите выразительные средства , какие использованы в предложениях (53-54)

1. Эпитет______________

2. Метафора____________

3.Сравнение_____________

4.Гипербола______________





















Опасная переправа

Маша легко прыгала с льдины на льдину и скоро была уже далеко от берега. Вдруг льдины раздвинулись, и на реке образовалось широкое раздолье. Льдину с Машей стремительным течением понесло к мосту.

Это видел паренек. Он быстро подбежал к берегу, распахнул курт­ку, сдернул с себя ремень, сбросил рюкзак, оторвал от него лямки и связал с ремнем. Потом бесстрашный паренек прыгнул на лед и стал осторожно двигаться к Маше. Маша поймала конец ремня, и он стал медленно подтягивать её к себе. (А. Мусатов)

(79 слов)