II вариант.
ЧАСТЬ I
I. Переписать текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавить.
(1)Девоч(?)ка спрыгнула (с)постел....(2) Домик (не)двигался4. (3)Сол...це ярк... светил... (в)окно. (4)Элли по...бежала к двери, распахнула ее и вскрикнула2 от удивления.
(5)Ураган занес домик в страну3 (не)обычайной красоты. (6)Вокруг ра...стилался зеленый лес по краям1 р...сли дерев...я со спел...ми пл...дами. (7)На полях в...днелись клумбы розовых белых голубых цветов. (8)(В) воздухе порхали крошеч()?(ные птички разноцветные бабочки.
(9)На ветвях деревьев с...дели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кр...чали странными голосами. (10)Невдалеке журчал прозрачный п...ток в воде резвились серебристые ры..ки.
(11)Вдали в...днелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. (12)Они ст...яли, перешептывались и переглядывались. (13)Эти робкие люди приветливо улыбнул...сь девочк.... (По А. Волкову) (96 слов)
II. Задания к тексту :
1) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
2) Выписать простое предложение с однородными членами;
3) Указать номера сложных предложений, выписать из этих редложений грамматические основы.
III. Поставить ударения в словах:
Шарфы, звонишь, щавель, столяр, щемит
Объясните расстановку знаков препинания в (10) предложении.
В (13) предложении укажите над словами, какими частями речи они являются.
ЧАСТЬ II
(1)По улицам мчалась «скорая помощь». (2)Куда она мчалась? (3)К человеку, попавшему в беду? (4)Или возвращалась на стоянку?
(5)Голос сирены нарастал. (6)Он, казалось, то взлетал под облака, то стремительно падал. (7)Он звучал, как сигнал боевой тревоги.
(8)А если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
(9)Надо остановить её!
(10)И мальчик решился. (11)Он выбежал на середину мостовой и преградил путь «скорой помощи». (12)Расстояние от летящей машины до мальчика было очень небольшим. (13)Оно сокращалось с каждым мгновением. (14)Мальчик закрыл глаза, но не тронулся с места.
(15)И вдруг сирена умолкла. (16)Машина резко затормозила. (17)На мостовой было скользко, и её занесло в сторону.
(18)Когда мальчик с коньками открыл глаза, машина «скорой помощи» стояла совсем близко, развернувшись поперёк дороги. (19)А из распахнутой дверки уже выскакивал бледный шофёр в фуражке с блестящим козырьком. (20)Тяжело дыша от волнения, он подбежал к мальчику и замахнулся, чтобы ударить его. (21)Но сдержался и не ударил. (22)Только заговорил часто и сбивчиво:
– (23)Какого чёрта! (24)Шантрапа! (25)Жить надоело? (26)Под машину лезешь! (27)Герой!
(28)Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. (29)И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. (30)Когда шофёру не хватило воздуха и он замолчал, чтобы сделать вдох, мальчик, не поднимая глаз, сказал:
– (31)Человек умирает.
– (32)Где? – спросил шофёр. (33)Он сразу остыл, почувствовал себя на своём посту.
– (34)Я вам покажу, – ответил мальчик.
(35)Шофёр нахмурился. (36)Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
(37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили.
(40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под мышкой.
– (41)Арсений Иванович, – сказал шофёр, заглядывая в открытую дверку, – тут у малого с отцом плохо. (42)А у нас вызовов нет. (43)Поедем?
(44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
– (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился. (50)В груди.
– (51)Поехали! – решительно сказал врач.
(52)Мальчик и шофёр забрались в кабину. (53)Завыла сирена, разгоняя зевак. (54)И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
(По Ю. Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист.
I. Определите и запишите основную мысль текста
II. Найдите и укажите предложения, которые соответствуют содержанию текста:
Мальчик испугался за жизнь отца и решил во что бы то ни стало остановить машину скорой помощи.
«Скорая пормощь» встала поперёк дороги, потому что шофёр свернул в сторону , чтобы не задавить мальчика.
На «скорой помощи» решили помочь мальчику, так как у них пока не было вызова.
Мальчик шёл на каток, но увидел человека, которому стало плохо,и без промедления помог дойти до дома.
III. В предложениях (44-46) содержится тип речи:
Повествование
Описание
Рассуждение
Повествование и описание
IV. В каком значении использовал шофёр слово «герой»?
В значении «человек, совершивший подвиг»
В значении синонима слову «хулиган»
Укажите, каким образом автор в предложениях (23-27) передаёт эмоциональное состояние шофёра.Пишите разборчиво и последовательно.
Почему мальчик заговорил отрывисто, короткими фразами:
– (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился. (50)В груди..
Ответ запишите аккуратно, используя предложение из текста
Укажите выразительные средства , какие использованы в предложениях (53-54)
1. Эпитет______________
2. Метафора____________
3.Сравнение_____________
4.Гипербола______________
Опасная переправа
Маша легко прыгала с льдины на льдину и скоро была уже далеко от берега. Вдруг льдины раздвинулись, и на реке образовалось широкое раздолье. Льдину с Машей стремительным течением понесло к мосту.
Это видел паренек. Он быстро подбежал к берегу, распахнул куртку, сдернул с себя ремень, сбросил рюкзак, оторвал от него лямки и связал с ремнем. Потом бесстрашный паренек прыгнул на лед и стал осторожно двигаться к Маше. Маша поймала конец ремня, и он стал медленно подтягивать её к себе. (А. Мусатов)
(79 слов)