Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике. Работа, мощность»
Вариант 1
Часть А
Выберите один верный ответ.
1. Тележка массой m, движущаяся со скоростью v, сталкивается с неподвижной тележкой той же массы и сцепляется с ней. Импульс тележек после взаимодействия равен
1) | 0 | 2) | mv/2 | 3) | mv | 4) | 2mv |
2. Недеформированную пружину жесткостью 30 Н/м растянули на 0,04 м. Чему равна потенциальная энергия растянутой пружины?
1) | 12 Дж | 2) | 1,2 Дж | 3) | 0,6 Дж | 4) | 0,024 Дж |
3. Тело массой 2 кг движется вдоль оси ОХ. Его координата меняется в соответствии с уравнением х = А +Bt + Ct2, где А = 2 м, В = 3 м/с, С = 5 м/с2. Чему равен импульс тела в момент времени t = 2 c?
1) | 86 кгм/с | 2) | 48 кгм/с | 3) | 46 кгм/с | 4) | 26 кгм/с |
4. Неподвижная лодка вместе с находящимся в ней охотником имеет массу 250 кг. Охотник выстреливает из охотничьего ружья в горизонтальном направлении. Какую скорость получит лодка после выстрела? Масса пули 8 г, а ее скорость при вылете равна 700 м/с.
1) | 22,4 м/с | 2) | 0,05 м/с | 3) | 0,02 м/с | 4) | 700 м/с |
5. Подъемный кран равномерно поднимает вертикально вверх груз весом 1000 Н на высоту 5 м за 5 с. Какую механическую мощность развивает подъемный кран во время этого подъема?
1) 0 Вт 2) 5000 Вт 3) 25 000 Вт 4) 1000 Вт
6. Товарный вагон, движущийся по горизонтальному пути с небольшой скоростью, сталкивается с другим вагоном и останавливается. При этом пружина буфера сжимается. Какое из перечисленных ниже преобразований энергии наряду с другими происходит в этом процессе?
1. кинетическая энергия вагона преобразуется в потенциальную энергию пружины.
2. кинетическая энергия вагона преобразуется в его потенциальную энергию.
3. потенциальная энергия пружины преобразуется в ее кинетическую энергию.
4. внутренняя энергия пружины преобразуется в кинетическую энергию вагона.
7. Кинетическая энергия тела 8 Дж, а величина импульса 4 Нс. Масса тела равна …
1) 0,5 кг 2) 1 кг 3) 2 кг 4) 32 кг
Часть В
8. Установите соответствие между названиями формул, относящихся к законам сохранения, и самими формулами.
Названия формул Формулы
А. Закон сохранения импульса | 1. |
Б. Закон сохранения энергии | 2. Fscos |
В. Механическая работа | 3. Еп1+Ек1= Еп2+Ек2 |
Г. Потенциальная энергия деформированной пружины | 4. |
| 5. |
Решите задачи.
9. Камень массой 0,4 кг бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равны кинетическая и потенциальная энергии камня на высоте 15 м?
10.Человек и тележка движутся друг другу навстречу, причем масса человека в два раза больше массы тележки. Скорость человека 2 м/с, а тележки – 1 м/с. Человек вскакивает на тележку и остается на ней. Какова скорость человека вместе с тележкой?
Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике. Работа, мощность»
Вариант 2
Часть А
Выберите один верный ответ.
1. Тележка массой m, движущаяся со скоростью v, сталкивается с тележкой той же массы, движущейся навстречу с той же скоростью и сцепляется с ней. Импульс тележек после взаимодействия равен
1) | 0 | 2) | mv/2 | 3) | mv | 4) | 2mv |
2. Пружину жесткостью 50 Н/м растянули на 2 см. Чему равна потенциальная энергия растянутой пружины?
1) | 100 Дж | 2) | 0,01 Дж | 3) | 25 Дж | 4) | 50 Дж |
3. Движение шарика массой 500 г описывается уравнением х = 0,5-4t + 2t2. Определите импульс шарика через 3 с после начала отсчета времени.
1) | 4 кгм/с | 2) | 8 кгм/с | 3) | 12 кгм/с | 4) | 16 кгм/с |
4.Тележка массой 4 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сцепляется с неподвижной тележкой массой 2 кг. Какова скорость тележек после их сцепления?
1) | 1 м/с | 2) | 1,5 м/с | 3) | 2 м/с | 4) | 3 м/с |
5. Подъемный кран равномерно поднимает вертикально вверх груз весом 1000 Н на высоту 10 м за 5 с. Какую механическую мощность развивает подъемный кран во время этого подъема?
1) 0 Вт 2) 2000 Вт 3) 50 000 Вт 4) 1000 Вт
6. Товарный вагон, движущийся по горизонтальному пути с небольшой скоростью, сталкивается с другим вагоном и останавливается. При этом пружина буфера сжимается. Какое из перечисленных ниже преобразований энергии наряду с другими происходит в этом процессе?
1. кинетическая энергия вагона преобразуется в потенциальную энергию пружины.
2. кинетическая энергия вагона преобразуется в его потенциальную энергию.
3. потенциальная энергия пружины преобразуется в ее кинетическую энергию.
4. внутренняя энергия пружины преобразуется в кинетическую энергию вагона.
7. Кинетическая энергия тела 8 Дж, а величина импульса 2 Нс. Масса тела равна …
1) 0,25 кг 2) 4 кг 3) 0,5 кг 4) 16 кг
Часть В
8. Установите соответствие между названиями формул, относящихся к законам сохранения, и самими формулами.
Названия формул Формулы
А. Закон сохранения импульса | 1. |
Б. Закон сохранения энергии | 2. Fscos |
В. Механическая работа | 3. Еп1+Ек1= Еп2+Ек2 |
Г. Потенциальная энергия деформированной пружины | 4. |
| 5. |
Решите задачи.
9. Камень массой 0,4 кг бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равны кинетическая и потенциальная энергии камня на высоте 15 м?
10.Человек и тележка движутся друг другу навстречу, причем масса человека в два раза больше массы тележки. Скорость человека 2 м/с, а тележки – 1 м/с. Человек вскакивает на тележку и остается на ней. Какова скорость человека вместе с тележкой?
Приложение 2
Коды правильных ответов
№ задания | ответ |
1 вариант | 2 вариант |
Часть А |
1 | 3 | 1 |
2 | 4 | 2 |
3 | 3 | 1 |
4 | 3 | 3 |
5 | 4 | 2 |
6 | 1 | 1 |
7 | 2 | 1 |
Часть В |
8 | 5324 | 5324 |
9 | 2 Дж, 60 Дж | 2 Дж, 60 Дж |
10 | 1 м/с | 1 м/с |
Инструкция по проверке и оцениванию выполнения учащимися заданий контрольной работы.
Часть А
За верное выполнение каждого из заданий 1-7 выставляется 1 балл.(всего 7 баллов)
За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если выбран только один номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Часть В
За каждое верное соответствие в задании 8 ставится 1 балл (всего 4 балла)
В задачах 9,10 полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае математических ошибок при расчетах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов.
Оценка работ:
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Кол-во баллов | Менее 8 | 8-10 | 11-13 | 14, 15 |
Кодификатор
элементов содержания контрольной работы №3 «Законы сохранения в механике»
для учащихся 10 класса по ФИЗИКЕ
В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит раздел «Законы сохранения». В первом столбце жирным курсивом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указывается код элемента содержания, для проверки которого создаются тестовые задания.
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
1 | ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ |
1.1 | Импульс тела. |
1.2 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. |
1.3 | Работа силы. Мощность. |
1.4 | Кинетическая и потенциальная энергии. |
1.5 | Закон сохранения энергии в механике |
Спецификация
контрольной работы №3 «Законы сохранения в механике» для учащихся 10 класса по ФИЗИКЕ
1. Назначение контрольной работы — оценить уровень общеобразовательной подготовки по теме «Силы в механике» учащихся 10 класса.
2. Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает 10 заданий, различающихся формой (см. таблицу 1).
Часть 1 содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится
4 варианта ответа, из которых верен только один.
Часть 2 включает 2 задания, в которых требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа. Задание 8 представляет собой задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задания 9, 10 содержат расчетную задачу.
Таблица 1
Распределение заданий контрольной работы №1 по частям работы
№ | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 7 | 7 | 47 | Задание с выбором ответа |
2 | Часть 2 | 3 | 8 | 53 | Задание с кратким ответом |
Итого: 2 | 10 | 15 | 100 | |
Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:
Понимание смысла понятий.
Понимание смысла физических явлений.
Понимание смысла физических величин.
Понимание смысла физических законов.
Решение задач различного типа.
В таблице 3 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.
Таблица 3
Распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий
Вид деятельности | Число заданий |
| Часть 1 | Часть 2 |
1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики | | |
1.1. Понимание смысла понятий | | |
Понимание смысла физических явлений. | | 0-1 |
Понимание смысла физических величин. | | 0-1 |
Понимание смысла физических законов. | | 0-1 |
Решение задач различного типа. | | 1 |
Итого: | 8 | 2 |
Задания контрольной работы по физике характеризуется также по способу представления информации в задании и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.
Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности
В контрольной работе представлены задания базового уровня. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений, законов, а также умение работать с информацией физического содержания.
В таблице 4 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 15 |
Базовый | 10 | 15 | 100 |
Итого: | 10 | 15 | 100 |
6. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий базового уровня сложности составляет от 2 до 4 минут.
На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 45 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задание 8 оценивается в 4 балла, если верно указаны все элементы ответа (1 балл за каждый верный элемент). Задания 9, 10 оцениваются в 2 балла, если записанный ответ совпадает с верным ответом и предоставлено верное решение, в 1 балл, если допущены ошибки при математических рассчетах.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале в соответствии с рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения контрольной работы (см. Приложение 2).
Приложение 1
План КИМ для проведения контрольной работы №3 «Законы сохранения в механике» учащихся 10 класса по физике
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания | Проверяемые умения | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин) |
Часть 1 |
1 | Закон сохранения импульса | 1.2 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
2 | Потенциальная энергия | 1.4 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
3 | Импульс тела | 1.1 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
4 | Закон сохранения импульса | 1.2 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
5 | Работа силы. Мощность. | 1.3 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
6 | Закон сохранения энергии | 1.5 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
7 | Энергия и импульс тела | 1.1-1.5 | 1.1 – 1.4 | Б | 1 | 4 |
Часть 2 |
8 | Законы и определения | 1.1-1.5 | 1.2 – 1.4, | Б | 4 | 4 |
9 | Расчетная задача «Закон сохранения энергии» | 1.2,1.5 | 1.2 – 1.4,2 | Б | 2 | 4 |
10 | Расчетная задача «Закон сохранения импульса» | 1.2 | 1.2 – 1.4, 2 | Б | 2 | 4 |
Всего заданий - 10, из них по типу заданий: с выбором ответа – 7, с кратким ответом – 3: по уровню сложности: Б – 10. Максимальный первичный балл за работу – 15. Общее время выполнения работы – 45 минут. |