Контрольная работа №1
«Введение. Организм и среда. Человек в окружающей среде»
Тема 1. Организм и среда
1) Элементарными единицами этого уровня являются молекулы
а) клеточный б) органотканевый в) молекулярный г) организменный
2) Часть природы, которая окружает организм и
с которой он непосредственно взаимодействует в течение своего жизненного цикла
а) экология б) условия существования в) среда обитания г) биоценоз
3) Элементы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию
а) нейтральные факторы б) антропогенные в) биотические г) абиотические
4) Диапазоны силы воздействия фактора (их два), в пределах которых жизнедеятельность организма снижена
а) зона пессимума б) зона оптимума в) зона нормы г) пределы выносливости
5) Характерная реакция живых организмов на изменения длины светового дня, соотносящая их биологическую активность с временем года
а) фотопериодизм б) фототропизм в) фотопериод г) фототаксис
6) Организмы, температура тела которых непостоянна и изменяется вместе с температурой окружающей среды
а) гомойотермные б) гетеротермные в) пойкилотермные
7) Растения, живущие на сильно увлажненных почвах и при высокой влажности воздуха
а) мезофиты б) ксерофиты в) гидрофиты г) гигрофиты
8) Организмы, обитающие в толще воды и ведущие активный образ жизни
а) бентос б) планктон в) перифитон г) нектон
9) К эктопаразитам не относится:
а) вши б) блохи в) аскарида г) клещи
10) Щитовидная железа при понижении температуры усиливает выделение в кровь гормонов:
а) адреналина и норадреналина б) серотонина и мелатонина в) тироксина и трийодтиронина
11) К ядовитым грибам относится:
а) белый гриб б) рыжик настоящий в) опенок серопластинчатый г) строчок обыкновенный
12) К ядовитым растениям не относится:
а) ландыш майский б) тимофеевка луговая в) белена черная г) бузина красная
13) К вооруженным ядовитым животным относятся:
а) чесночница обыкновенная б) гадюка в) жерлянка краснобрюхая г) кобра
14) Настой соцветий этого растения применяют для полоскания ротовой полости и зева при ангине, ларингите:
а) береза повислая б) черника обыкновенная в) ромашка лекарственная г) малина обыкновенная
15) Эти пищевые добавки улучшают консистенцию продукта или способствуют его длительному хранению: а) стабилизаторы б) консервант
ы в) эмульгаторы г) антиокислители
16. Исследование строения различных органелл клетки — это изучение организации жизни на ... уровне:
1) организменном 2) молекулярном
3) биосферном 4) клеточном
17.Способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов называется:
1) саморегуляция 2) раздражимость
3) наследственность 4) клеточное строение
1
8.Укажите форму структурной организации организма, изображенного на рисунке:
1) одноклеточный организм
2) многоклеточный организм
3) сифоновая
4) колониальная
19. В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных изменений: увеличивается число клеток, масса, размера. Это свойство живых организмов называется:
1) рост 2) адаптация
3) подвижность 4) раздражимость
20.Организмы обладают способностью воспроизводить себе подобных, увеличивать численность. Это свойство живых организмов называется:
1) рост 2) размножение
3) саморегуляция 4) раздражимость
21.Способность живых организмов приспосабливаться к среде обитания называется:
1) адаптация 2) наследственность
3) клеточное строение 4) единство химического состава
22.Зависимость жизнедеятельности организма от солености воды выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 20 ‰. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм?
1) 5-20‰ 2) 9-31‰ 3) 15-35‰ 4) 20-95‰
23.Установите соответствие между названиями групп экологических факторов и относящимися к ним элементам и явления природы:
Факторы | Элементы и явления природы |
Абиотические Биотические Антропогенные | а) Вырубка леса б)опыление цветов ветром в) Вулканические извержения г) выкармливание птенцов птицами д) осушение болот е) проливной дождь ж) естественная радиация з) атмосферное давлении и) паразитизм к) охота на дикого кабана |
1-а, е, ж, з, б; 2-г, и; 3- в, д, к
1-б, в, е, ж, з; 2-г, и; 3- а, д, к
1-г, и; 2-в, е, ж, з, б; 3- а, д, к
24.Совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых не могут существовать организмы:
среда обитания;
абиотические факторы;
биосфера;
условия существования
25.Экологические факторы по происхождению:
социальные;
абиотические;
биотические;
технологические
психологические;
антропогенные;
26.Разнообразные виды деятельности человека, оказывающие воздействие на природу, называют... (введите ответ)
27.Из приведенных терминов составить логическую цепочку : 1)биосфера, 2)экосистема, 3)биоценоз, 4)популяция, 5) организм, 6) ткани, 7) клетка, 8) органы, 9) молекулы, 10) вид..
9-7-8-5-8-10-4-3-2-1
9-7-6-5-8-10-4-3-2-1
9-7-6-8-5-10-4-3-2-1
9-7-6-8-5-4-10-3-2-1
28.Выберите виды организмов, относящиеся к стенобионтов
колюшка
камбала
тараканы
белый медведь
полярная сова
мышь
29.Выберите морфологические адаптации растений к различным температурным условиям:
усиленная транпирация листьями;
формирование карликовых форм у растений;
состояние покоя в виде луковиц, клубней;
мощный наружный слой коры;
видоизменение листовых пластинок в колючки;
переход в состояние анабиоза;
накопление в клеточном соке сахаров.
светлая окраска листьев и их блестящая или опушенная поверхность;
30.Распределите перечисленные примеры адаптаций животных на группы
| |
А) морфологические адаптации Б) физиологические В) поведенческие | 1. поглощение воды через кожу животными; 2. выделение мочевой кислоты у птиц; 3. получение воды за счет окисления запасенных жиров; 4. наличие рогового покрова у пресмыкающихся; 5. периодическое посещение мест водопоя; 6. отсутствие потовых желез у птиц; 7. хитинизированная кутикула у насекомых; 8. летняя спячка у сурков; 9. поглощение воды стенками мочевого пузыря у пресмыкающихся; 10. миграция в районы с большей влажностью.. |
А-5, 6, 7; Б-1, 2, 3, 9; В-4, 8, 10
А-4, 6, 7; Б-1, 2, 3, 9; В-5, 8, 10
А-1, 4, 6, 7; Б- 2, 3, 9; В-5, 8, 10
А-4, 6, 7; Б-1, 2, 5, 9; В-3, 8, 10
31.По описанию узнайте животное, определите среду его жизни, выделите приспособления к данной среде жизни:
Густой плотный мех. Кисти широкие с оторочкой из щетинистых волос и плоскими когтями, вывернутыми наружу ладонями. Глаза маленькие, иногда скрыты под кожей.
32.Низкие температуры для пойкилотермных животных являются:
экологическим фактором
экологическим ресурсом
лимитирующим фактором
условием существования
33.Обитателей наземно-воздушной среды называют?
34.Установите соответствие между экологическими группами водных обитателей и их предствителям.
Экологическая группа | Представители |
1. Планктон, 2. Бентос, 3) Нектон | а) щука; б) медуза; в) камбала; г) осьминог; д) краб; е) дафния; ж) коралл; з) плотва; и) креветка |
1-б, е, и; 2-в, д, ж; 3-а, г, з
1-а, г, з; 2-в, д, ж; 3- е, и 1-
1-е, и, з; 2-в, д, ж; 3-а, б, г, и;
35.Установите соответствие между группами паразитов и их представителями:
Группы | Представители: |
1. Паразиты растений 2. Паразиты животных | а) повилика, б) власоглав, в) бычий цепень, г) заразиха, д) аскарида, е) малярийный плазмодий, ж) острицы, з) петров крест |
1-а, г, е; 2-б, в, д, з, ж
1-а, г; 2-б, в, д, е, з, ж
1-а, г, з; 2-б, в, д, е, ж
36.Выберите среди приведенных представителей экологическую группу по отношению к влаге - Ксерофиты
тростник
ковыль
одуванчик
рис
кактус
алоэ
37.Установите соответствие между обитателями наземно-воздушной среды и их адаптациями .
Обитатели наземно-воздушной среды: | Адаптации: |
1. Птицы, 2. Пшеница, 3. Лошадь, 4. Ясень | а) плод-крылатка; б) крылья; в) опыление ветром; г) бегательные конечности. |
Ответ запишите по примеру: 1-а, 2-г и т.д
Тест Ткани растений
1.Для каждой ткани (структурного элемента) растения укажите функцию, которую главным образом она (он) выполняет:
ТКАНЬ (СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ) | ФУНКЦИЯ |
А) сосуды Б) устьице В) склеренхима Г) пробковый камбий | 1) опорная 2) транспирация 3) рост побега в длину 4) запас питательных веществ 5) образование новых клеток пробки 6) проведение продуктов фотосинтеза 7) проведение воды и минеральных солей |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
2. Определите ткани цветковых растений по описанию:
ОПИСАНИЕ | ТКАНЬ |
A) состоит из живых тонкостенных клеток; составляет основную часть листа; осуществляет синтез органических веществ Б) состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток; защищает внутренние ткани от воздействия температуры, микроорганизмов, механических повреждений В) является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток; основной её функциональный элемент состоит из живых безъядерных клеток, поперечные перегородки между которыми имеют много мелких отверстий; обеспечивает транспорт органических веществ | 1) флоэма 2) ксилема 3) перидерма 4) эпидермис 5) колленхима 6) хлорофиллоносная паренхима |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A6Б3B1.
3. Выберите три верных утверждения, касающихся тканей цветковых растений:
1) колленхима обеспечивает рост растения;
2) перидерма и эпидермис относятся к покровным тканям растений;
3) аэренхима обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ;
4) камбий состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными оболочками;
5) запасающая паренхима составляет основную часть сердцевины древесного стебля;
6) ситовидные трубки флоэмы состоят из живых безъядерных клеток, поперечные перегородки между которыми имеют поры.
4. Выберите три верных утверждения, касающихся тканей цветковых растений:
1) перидерма и корка относятся к покровным тканям растений;
2) клетки верхушечной меристемы обладают способностью к делению;
3) основная функция камбия заключается в проведении продуктов фотосинтеза;
4) ксилема состоит из одного слоя живых, плотно прижатых друг к другу клеток;
5) склеренхима является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток;
6) ситовидные трубки флоэмы состоят из живых безъядерных клеток, поперечные перегородки между которыми имеют поры.
Сравнение систем различных животных (пищеварительная, выделительная, кровеносная, дыхательная)
5. Укажите отличительные признаки пескожила (I) и прудовика (II), а также признаки, которые являются общими для обоих животных (III):
а — раздельнополые
б — органы выделения — метанефридии
в — первичная полость тела
г — пищеварительная система сквозная
д — оплодотворение внутреннее
е — кровеносная система замкнутая
1
) I — д; II — а; III — г, е
2) I — а, б, е; II — д; III — г
3) I — а, в; II — б; III — г, д
4) I — б, г, е; II — а; III — в
6. Укажите особенности строения кровеносной системы следующих животных: чесночница (I), грач (II), гадюка (III):
а — одно предсердие и один желудочек
б — два предсердия и один желудочек
в — два предсердия и один желудочек с неполной перегородкой
г — два предсердия, два желудочка и левая дуга аорты
д — два предсердия, два желудочка и правая дуга аорты
1
) I — а; II — д; III — б
2) I — б; II — г; III — д
3) I — в; II — г; III — б
4) I — б; II — д; III — в
7. На рисунке представлено влияние температуры окружающей среды на температуру тела собаки.
Укажите животных с подобной терморегуляцией:
а — тритон
б — тетерев
в — барсук
г — шмель
д — лошадь
1) а, г
2) а, б, д
3) только д
4) б, в, д
8. Укажите особенности строения кровеносной системы следующих животных: цапля (I), саламандра (II), ночница (III):
а — одно предсердие и один желудочек
б — два предсердия и один желудочек
в — два предсердия и один желудочек с неполной перегородкой
г — два предсердия, два желудочка и левая дуга аорты
д — два предсердия, два желудочка и правая дуга аорты
1) I — г; II — б; III — в 2) I — д; II — б; III — г
3) I — д; II — в; III — а 4) I — г; II — в; III — д
9. На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1)семга; 2)мышь ; 3) тетерев; 4) жерлянка.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
10.Укажите органы дыхания предложенных животных:
Животное | Органы дыхания |
A) беззубка Б) речной рак B) божья коровка Г) паук–крестовик | 1) жабры 2) только трахеи 3) альвеолярные легкие 4) трахеи и легочные мешки |
Тема : Инфекционные заболевания и паразиты
1.Найдите среди перечисленных названий заболеваний те, которые являются инфекционными: а)разные виды гриппа; б)инфаркт миокарда; в)гепатит; г)остеохондроз; д)педикулёз; е)холера ж)столбняк.
2.Назовите заболевание, называемое “чума ХХ века”и укажите, к каким заболеваниям по способности эпидемии оно относится.
3.Назовите основные группы инфекционных заболеваний
4.Укажите, как зависит подверженность человека к инфекциям от образа жизни человека.
5.Назовите основные периоды течения инфекционного заболевания …………
6.Дополните фразу: “Промежуток времени от момента заражения до появления первых признаков инфекционного заболевания называется …………….
7.Укажите возможные величины инкубационных периодов для разных заболеваний …..
8.Дополните фразу:”___________________ -это уничтожение грызунов, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний”.
9.Дополните фразу: «Уничтожение членистоногих(насекомых, клещей), являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, называется _____”(выберите ответ):
а)собственно дезинфекцией; б)дезинсекцией; в)дератизацией
г)дезинфекцией в широком смысле
10. Хозяин, в котором поселяются взрослые особи, размножающиеся половым путём, называется:
а) прокормителем
б) окончательным
в) промежуточным
11. По локализации у хозяина паразиты бывают:
а) экто- и эндопаразиты
б) истинные и ложные
в) постоянные и временные
12. Сосальщики, паразитирующие в печени и желчных ходах:
а) глазные черви
б) печёночная двуустка
в) лёгочная двуустка
13. Каким паразитом можно заразиться съев плохо приготовленную рыбу:
а) легочным сосальщиком
б) широким лентецом
в) альвеококком
14.Назовите плоского червя, которым человек заражается, заглатывая его личину с мясом или икрой пресноводных хищных рыб.
печеночный сосальщик
лентец широкий
кошачий сосальщик
эхинококк
15.Назовите паразитического плоского червя, который имеет крючья – особые структуры, расположенные на головке червя и служащие для прикрепления к органу хозяина.
бычий цепень
печеночный сосальщик
свиной цепень
лентец широкий
кошачий сосальщик
16.Человек заражается эхинококком, заглатывая возбудителя на одной из стадий развития. Назовите эту стадию.
зигота – оплодотворенная яйцеклетка
финна – вторая личиночная стадия, которая имеет вид полого пузырька с головкой внутри
« яйцо», содержащее первую личиночную стадию, которая имеет очень небольшой размер, шаровидную форму и содержит шесть крючьев
половозрелая особь
17.У печеночного и кошачьего сосальщиков имеется по две присоски. Сколько этих
присосок непосредственно связано с пищеварительной системой сосальщиков?
ни одна
одна их них
обе
18.Назовите паразитического плоского червя, одна из личиночных стадий которого имеет мускулистый хвост.
печеночный сосальщик
бычий цепень
эхинококк
свиной цепень
19.Для того чтобы не заразиться этим паразитическим плоским червем, рекомендуют следующее: не употреблять для питья сырую воду, особенно из сточных пресных водоемов, тщательно мыть зелень и овощи кипяченной водой. Назовите этого червя.
лентец широкий
бычий цепень
печеночный сосальщик
кошачий сосальщик
эхинококк
20.Назовите орган человека и других хищных животных, в котором паразитируют взрослая форма кошачьего сосальщика.
желудок
скелетные мышцы
печень
тонкий кишечник
толстый кишечник
21.Назовите представителя животного мира, в теле которого паразитирует финна – личиночная стадия, имеющая вид пузырька с несколькими головками
( эхинококковый пузырь)
крупный рогатый скот
собака
рыба
малый прудовик
22.Назовите все части тела свиного цепня, на которые расположены присоски.
головка
членики
на голове и члениках
23.Погладив собаку, зараженную паразитическим червем, человек может заразиться, если занесет яйца паразита в рот. Назовите паразитического червя, которым человек может заразиться таким образом.
бычий цепень
свиной цепень
эхинококк
лентец широкий
кошачий сосальщик
печеночный сосальщик
24.Сосальщики и ленточные черви--- паразиты человека и животных. Что из нижеперечисленного имеется у сосальщиков и отсутствует у ленточных червей?
органы прикрепления
нервная система
промежуточный хозяин
пищеварительная система
сложноустроенная половая система
25.У свиного цепня есть другое название--- вооруженный цепень. Назовите те структуры, по наличию которых свиного цепня называют вооруженным.
присоски
крючья
присасывательные щели
шипики
присасывательные диски
Категория Б
1.Назовите основной признак, по которому пищеварительная система кошачьего сосальщика отличается от пищеварительной системы печеночного сосальщика.
две ветви кишечника
имеется глотка
нет анального отверстия
нет боковых ответвлений у основных ветвей кишечника
слепозамкнутые ветви кишечника
2.Как называют организм, в теле которого живут взрослые половозрелые особи паразитического животного, например паразитического червя?
основной (окончательный) хозяин
промежуточный хозяин
временный хозяин
постоянный хозяин
главный хозяин
3.Сосальщиков часто называют двуустками. Является ли правильным такое название и почему?
да, так как у них две присоски
да, так как у них два рта
нет, так как у них только на дне одной присоски расположен рот
4.Назовите паразитического плоского червя, одна из личиночных стадий которого имеет мускулистый хвост.
кошачий сосальщик
бычий цепень
эхинококк
свиной цепень
5.Назовите промежуточного хозяина эхинококка.
волк
собака
человек
пресноводная рыба
малый прудовик
6.Сколько присосок имеется на голове свиного цепня?
1
2
3
4
7.Как пища поступает в тело сосальщика?
только через рот, после чего происходит внутрикишечное переваривание пищи
только через покров тела: всасываются продукты перевариявания пищи хозяина
через рот и покровы тела, причем у одних видов преобладает первый способ, а у других – второй способ поступления пищи
8.Назовите представителей животного мира, в теле которых развивается первая личиночная стадия лентеца широкого
человек и хищные животные
циклопы
рыбы
Каким хозяином для свиного цепня является свинья?
основным
промежуточным
У печеночного сосальщика две ветви кишечника имеют многочисленные боковые слепозамкнутые отростки, а у кошачьего сосальщика таких отростков нет. Какой способ поглощения пищи преобладает у печеночного сосальщика?
внутрикишечное переваривание пищи
всасывание продуктов переваривания через покровы тела
Как называют организм, в теле которого развиваются личинки паразитического животного, например паразитического червя?
основной ( окончательный хозяин)
промежуточный хозяин
временный хозяин
постоянный хозяин
главный хозяин
каким хозяином для бычьего цепня является человек?
основным
промежуточным
Назовите представителей животного мира, в теле которых развивается вторая личиночная стадия лентеца широкого.
человек и хищные животные
рыбы
циклопы
Каким хозяином для свиного цепня обычно является человек?
основным
промежуточным
Каким хозяином для печеночного сосальщика является человек и травоядные животные?
основным
промежуточным
У печеночного сосальщика две ветви кишечника имеют многочисленные боковые слепозамкнутые отростки, а у кошачьего сосальщика таких отростков нет. Какой способ поглощения пищи преобладает у кошачьего сосальщика?
внутрикишечное переваривание пищи
всасывание продуктов переваривания через покровы тела
Каким хозяином для печеночного сосальщика является малый прудовик?
основным
промежуточным
Каким хозяином для бычьего цепня является крупный рогатый скот?
основным
промежуточным
Каким хозяином для кошачьего сосальщика является человек?
основным
промежуточным
Каким хозяином для кошачьего сосальщика является рыба?
основным
промежуточным
Некоторые паразитические черви размножаются на личиночной стадии своего развития. Укажите черви, личинка которого НЕ способна к размножению.
эхинококк
бычий цепень
кошачий сосальщик
печеночный сосальщик
Тема. Здоровое питание
1. Для чего организму нужно здоровое питание:
а) для роста и развития б) для плохого самочувствия
в) для развития болезней
2. Из чего состоит пища:
а) из грибков б) из питательных веществ в) из бактерий
3. Строительный материал для нашего организма:
а) жиры б) углеводы в) белки
4. Питательные вещества, которые дают организму энергию:
а) углеводы б) жиры в) белки
5. Что полезно для здоровья:
а) долго ничего не есть б) есть много сладостей в) есть овощи и фрукты
6.В состав чего входит вещества целлюлоза и пектин:
а) Витамины б) Минеральные соли в) Пищевые волокна
7.Структурным компонентом чего служат минеральные вещества в первую очередь:
а) костей б) ногтей в) кожи
8. Структурным компонентом чего служат минеральные вещества в первую очередь:
а) ногтей б) волос в) зубов
9.Носителем чего является рафинированный сахар:
а) витаминов б) «Пустых» калорий в) холестерина
10.Фитонциды содержатся в:
а) хурме б) лимонах в) помидорах
11.Клетчатка в организме:
а) создаёт условия для подавления развития полезных бактерий
б) растворяется в воде и полностью усваивается организмом
в) стимулирует перистальтику кишок
12.Какие жиры из перечисленных имеют самую низкую усвояемость организмом человека:
а) рыбий жир
б) говяжий жир в) свиной жир
13.Пищевая ценность белка зависит от содержания в нём:
а) заменимых аминокислот
б) незаменимых аминокислот
в) и сбалансированности в нём незаменимых аминокислот
14. Питательные вещества, потребность в которых у человека больше в 4-5 раз, чем во всех других веществах:
а) углеводы +
б) белки
в) жиры
15. Какой витамин называют еще «витамином роста»:
а) витамин В
б) витамин А
в) витамин С
16.Фитонциды содержатся в:
а) хурме
б) лимонах
в) помидорах
17.Выберите ошибку: С целью сохранения витамина С при кулинарной обработке овощи и плоды:
а) варить нужно при закрытой крышке, равномерном кипении, не допуская переваривания
б) следует варить в небольшом количестве воды или бульона
в) следует чаще варить на пару
18. Выберите ошибку: Усвояемости пищи способствует:
а) отсутствие режима питания б) внешний вид, вкус, запах
в) кулинарная обработка пищи
19. Основной обмен – это энергия, которая расходуется на:
а) физическую работу
б) рост и дыхание
в) работу внутренних органов и теплообмен
20.Режим питания:
а) распределение пищи по времени, калорийности и объёму
б) распределение пищи по калорийности и объёму
в) распределение пищи по времени и объёму
21. Обмен веществ и энергии – это процесс:
а) поступления веществ в организм
б) потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии в) удаления из организма не переваренных остатков
.