СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа для 10 класса (углублённый уровень) за 1 полугодие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит кодификатор, спецификацию и текст контрольной работы в 2-х вариантах 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа для 10 класса (углублённый уровень) за 1 полугодие»

Контрольно-измерительный материал по биологии за 1 полугодие

для учащихся 10 класса (углублённый уровень)

1. Назначение работы – текущая аттестация за 1 полугодие с целью определения уровня освоения учащимися 10 класса образовательной программы.

2. Содержание работы соответствует содержанию федеральной образовательной программе по биологии для среднего общего образования (углублённый уровень).

3. Структура работы. Работа состоит из 22 заданий: 8 заданий с выбором одного правильного ответа, 2 задания с кратким ответом, 9 заданий на множественный выбор, 3 задачи.

4. На выполнение работы отводится 45 минут.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Задания №1-10, 20 оцениваются в 1 балл, №11-19, 22 – в 2 балла (если ответ без ошибок, при одной ошибке – в 1 балл, в других случаях – 0 баллов), № 21 – в 3 балла за полный ответ с пояснениями.

Максимальный балл за выполнение всей работы – 34 балла.

Кодификатор

Код раздела

Код проверяемого элемента

Проверяемые элементы содержания

1

Биология как наука


1.1

Современные отрасли биологических знаний. Пограничные науки: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Значение биологических знаний. Связь биологии с другими науками. Профессии, связанные с биологией

3

Цитология – наука о клетке


3.1

Клетка – структурно-функциональная единица живого. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Значение цитологии для развития биологии и познания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клето

4

Химическая организация клетки


4.1

Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Неорганические вещества клетки. Вода, её физико-химические свойства и роль в клетке. Свободная и связанная вода. Роль воды как растворителя, реагента, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологическая роль. Роль катионов и анионов в клетке


4.2

Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Аминокислотный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первичная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Свойства белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Ферменты, принцип действия ферментов. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов. Правило Вант-Гоффа – Аррениуса. Энзимология


4.3

Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК. Функции РНК в клетке. АТФ. Строение молекулы АТФ. Макроэргические связи в молекуле АТФ. Биологические функции АТФ. Восстановленные переносчики, их функции в клетке

5

Строение и функции клетки


5.1

Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток


5.3

Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Компартменты клетки. Циклоз. Одномембранные органоиды клетки. Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Аппарат Гольджи. Лизосомы. Пероксисомы. Строение и функции одномембранных органоидов клетки. Взаимосвязь одномембранных органоидов клетки. Вакуоли растительных клеток. Клеточный сок. Тургор


5.4

Полуавтономные органоиды клетки. Митохондрии. Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Строение и функции митохондрий и пластид. Происхождение митохондрий и хлоропластов. Теория симбиогенеза

6

Обмен веществ и превращение энергии в клетке


6.1

Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов. Правило Вант-Гоффа – Аррениуса


6.2

Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Пигменты фотосинтеза. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Световая и темновая фазы. Реакции фотосинтеза. Продуктивность фотосинтеза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Разнообразие организмовхемосинтетиков: нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии, водородные бактерии. Реакции хемосинтеза. Значение хемосинтеза


6.3

Энергетический обмен. Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Виды брожения. Продукты брожения и их использование человеком. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Аэробный энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап: органный и клеточный уровень. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Циклические реакции. Окислительное фосфорилирование. Мембранный характер реакций окислительного фосфорилирования. Преимущества аэробного дыхания перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена


6.4

Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и её этапы. Условия биосинтеза белка. Строение т-РНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка















Контрольная работа по биологии за 1 полугодие для10 класса Вариант 1

Часть 1 (задания с выбором одного ответа)

1.Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки ___________________

 2. Рассмотрите таблицу. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.


Наука

Объект изучения

Палеонтология

изучение окаменелостей древних аммонитов

?

наблюдение за плазмолизом в клетках кожицы лука


  1. Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории:

  1. все растительные организмы состоят из клеток;

  2. все животные организмы состоят из клеток;

  3. все низшие и высшие организмы состоят из клеток;

  4. клетки всех организмов одинаковы по своему строению.

  1. Основное отличие клеток растений и животных связано с:

  1. присутствием в клетках растений пластид и клеточной стенки;

  2. присутствием в растительных клетках углеводов;

  3. принципиально другой формой растительных клеток;

  4. неспособностью растительных клеток отвечать на раздражение.

  1. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о единстве:

  1. живой и неживой природы; 2) химического состава клеток;

3) происхождения живых систем; 4) о сложности строение живых систем.

  1. Двухмембранное строение имеют:

1) ядро, пластиды, митохондрии; 2) митохондрии, лизосомы, рибосомы;

3) комплекс Гольджи, ЭПС; 4) клеточный центр, жгутики, реснички.

  1. Аппарат Гольджи наиболее развит в клетках:

1) мышечной ткани; 2) нервных; 3) секреторных желез; 4) кроветворных.

  1. Основное отличие прокариот от эукариот заключается в том, что:

1) у прокариот нет оформленного ядра; 2) у прокариот нет ДНК; 3) у прокариот нет РНК;

4) прокариоты не имеют клеточного строения.

  1. Какой из названных функций митохондрии не обладают:

1) синтез белка; 2) способность размножаться; 3) фотосинтез; 4) синтез АТФ

10. Репликация - это процесс, в котором:

1) рибосомы узнают антикодоны 3) образуются пептидные связи

2) происходит синтез транспортных РНК 4) происходит синтез (копирование) ДНК


Часть 2 (задания на множественный выбор)


11. Рассмотрите рисунок с изображением полипептида. Укажите уровень его организации, мономеры, которые его образуют, и вид химических связей между ними. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

Уровень организации полипептида

Вид химических связей между мономерами

Мономер

А

Б

В


Список терминов и понятий:

1) водородные связи 2) вторичная структура 3) двойная спираль 4) аминокислота

5) альфа-спираль 6) нуклеотид 7) пептидные связи 8) первичная структура

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.


12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции выполняет в клетке вода?

1) строительную 2) растворителя 3) каталитическую

4) запасающую 5) транспортную 6) придает клетке упругость


13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите функции нуклеиновых кислот:

  1. транспорт кислорода и углекислого газа

  2. хранение и передача наследственной информации

  3. кодирование последовательности аминокислот в белке

  4. сокращение мышечного волокна

  5. передача нервного импульса

  6. транспорт аминокислот к месту синтеза белка


14. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фо­то­син­те­за. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 

1) об­ра­зу­ет­ся молекулярный кис­ло­род в ре­зуль­та­те разложения мо­ле­кул воды

2) про­ис­хо­дит синтез уг­ле­во­дов из уг­ле­кис­ло­го газа и воды

3) про­ис­хо­дит полимеризация мо­ле­кул глюкозы с об­ра­зо­ва­ни­ем крахмала

4) осу­ществ­ля­ет­ся синтез мо­ле­кул АТФ

5) про­ис­хо­дит фотолиз воды


15. Каковы особенности реакции биосинтеза белка в клетке? (3 ответа)

1) синтез белка происходит на внутренней мембране митохондрий

2) ускорение реакции осуществляется ферментами

3) реакции носят матричный характер: белок синтезируется на и-РНК

4) реакции происходят с освобождением энергии

5) реакции сопровождаются синтезом молекул АТФ

6) на химические реакции расходуется энергия молекул АТФ


16. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

1) Процесс происходит при наличии ферментов.

2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

3) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.


17. Выберите процессы, от­но­ся­щи­е­ся к энер­ге­ти­че­ско­му об­ме­ну веществ. (3 ответа)

1) вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да в атмосферу 4) об­ра­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа, воды, мочевины

2) окис­ли­тель­ное фосфорилирование 5) син­тез глюкозы

3) гликолиз 6) фо­то­лиз воды


18. Выберите характеристики, относящиеся к бескислородному этапу обмена веществ (3 ответа)

1) происходит в цитоплазме клетки 4) образуется 2 молекулы АТФ

2) происходит в митохондриях 5) образуется АТФ, углекислый газ, вода

3) образуется ПВК 6) образуется 36 молекул АТФ


19. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе транскрипции:

1) разрыв водородных связей между комплементарными цепочками ДНК

2) сборка молекулы и-РНК из свободных нуклеотидов

3) деспирализация участка ДНК

4) отсоединение и-РНК от участка ДНК

5) выход и-РНК через поры ядерной оболочки в цитоплазму


Часть 3 (решение задач)


20. Сколько триплетов кодирует 32 аминокислоты? В ответ запишите только соответствующее число


21. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АЦЦ, ГУЦ, УГА, ЦЦА, ААА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.



22. В про­цес­се полного окисления глюкозы об­ра­зо­ва­лись 190 мо­ле­кул АТФ. Какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зу­ет­ся на этапе гликолиза в клет­ках эукариот? Ответ поясните


Контрольная работа по биологии за 1 полугодие 10 класса Вариант 2

Часть 1 (задания с выбором одного ответа)

1. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод _________________

2. Рассмотрите таблицу. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Наука

Объект изучения

Микология

изучение строения и жизнедеятельности грибов

?

Изучение индивидуального развития организма до рождения



  1. Какой из признаков клетки указывает на ее видовую принадлежность:

1) наличие ядра и цитоплазмы; 2) количество хромосом;

3) количество митохондрий; 4) наличие хромосом.

  1. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

1) принципиальном отличии растений от животных;

2) единстве органического мира;

3) сходстве живой и неживой материи;

4) происхождении живого от неживого.

  1. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:

  1. выявила основную структуру жизни;

  2. выявила основную функциональную единицу жизни;

  3. создала базу для развития цитологии;

  4. верно все перечисленное.

  1. К одномембранным компонентам клетки относятся:

1) клеточный центр, комплекс Гольджи; 2) митохондрии, ЭПС;

3) комплекс Гольджи, ЭПС, лизосомы; 4) рибосомы, пластиды, комплекс Гольджи.

  1. В клетке расщепление белков до аминокислот с участием ферментов происходит в:

1) митохондриях; 2) лизосомах; 3) комплексе Гольджи; 4) рибосомах.

  1. Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот:

1) прокариоты не способны к автотрофному питанию;

2) прокариоты не способны к гетеротрофному питанию;

3) у прокариот нет митохондрий;

4) у прокариот нет рибосом.

  1. В чем проявляется сходство митохондрий и хлоропластов:

1) в двумембранном принципе строения; 2) в наличии ДНК и РНК;

3) в способности к размножению; 4) во всех указанных особенностях.

10. Транскрипцией называют:

1) считывание информации с ДНК на иРНК 3) синтез рРНК;

2) присоединение аминокислоты к т-РНК 4) синтез белковой молекулы.

 

Часть 2 (задания на множественный выбор)


11. Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите уровень его организации, форму молекулы и вид взаимодействия, поддерживающие эту структуру. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка. Список терминов и понятий:


1) металлическая связь  2) третичная структура 3) взаимодействия между нуклеотидами  4) гидрофобные взаимодействия  5) вторичная структура  6) первичная структура  7) фибриллярная  8) глобулярная



Уровень организации полипептида

Форма молекулы полипептида 

Вид взаимодействия, поддерживающий структуру полипептида

А

Б

В










 12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какова роль минеральных солей в жизни животных?

  1. участвуют в обмене веществ

  2. обеспечивают прочность скелета

  3. обеспечивают клетку энергией

  4. регулируют содержание сахара в крови

  5. обеспечивают терморегуляцию

  6. поддерживают кислотность среды


13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите функции нуклеиновых кислот:

  1. транспорт кислорода и углекислого газа

  2. хранение и передача наследственной информации

  3. кодирование последовательности аминокислот в белке

  4. сокращение мышечного волокна

  5. передача нервного импульса

  6. транспорт аминокислот к месту синтеза белка


14. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния про­цес­са фотосинтеза. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка

1) Для про­те­ка­ния про­цес­са ис­поль­зу­ет­ся энер­гия света.

2) Про­цесс про­ис­хо­дит при на­ли­чии ферментов.

3) Цен­траль­ная роль в про­цес­се при­над­ле­жит мо­ле­ку­ле хлорофилла.

4) Про­цесс со­про­вож­да­ет­ся расщеплением молекулы глюкозы.

5) Мо­но­ме­ра­ми для об­ра­зо­ва­ния мо­ле­кул слу­жат аминокислоты.


15. В чём проявляется взаимосвязь биосинтеза белка и окисления органических веществ? (3 ответа)

1) в процессе фотосинтеза используется энергия солнечного света

2) в процессе биосинтеза образуются ферменты, которые ускоряют реакции окисления

3) через плазматическую мембрану в клетку поступает вода

4) в процессе окисления органических веществ освобождается энергия, которая расходуется в ходе биосинтеза белка

5) реакции биосинтеза белка происходят в рибосомах

6) в ходе биосинтеза белка образуются органические вещества, которые используются в ходе окисления


16. Все признаки, кроме двух, можно использовать для описания особенностей строения и функционирования рибосом. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

1) состоят из триплетов микротрубочек 4) участвуют в процессе биосинтеза белка

2) формируют веретено деления 5) образованы белком и РНК

3) состоят из двух субъединиц


17. Что ха­рак­тер­но для кис­ло­род­но­го этапа энер­ге­ти­че­ско­го процесса? (3 ответа)

1) про­те­ка­ет в ци­то­плаз­ме клетки 4) об­ра­зу­ют­ся мо­ле­ку­лы ПВК

2) встре­ча­ет­ся у всех из­вест­ных организмов 5) про­те­ка­ет про­цесс в мат­рик­се митохондрий

3) на­блю­да­ет­ся вы­со­кий выход мо­ле­кул АТФ 6) име­ют­ся цик­ли­че­ские реакции


18. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, реакции, про­ис­хо­дя­щие в ходе энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на у человека. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка.

1) рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы до двух мо­ле­кул ПВК 4) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да из воды

2) син­тез 38 мо­ле­кул АТФ 5) об­ра­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа и воды в клетках

3) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глюкозы



19. Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке:

1) доставка аминокислоты к рибосоме

2) присоединение аминокислоты к т-РНК

3) синтез и-РНК на ДНК

4) взаимодействие аминокислот присоединенных к и-РНК, образование пептидной связи

5) перемещение и-РНК из ядра к рибосоме

6) нанизывание рибосом на и-РНК

7) присоединение двух молекул т-РНК с аминокислотами к и-РНК



Часть 3 (решение задач)


20. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.


21. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.


22. В про­цес­се гли­ко­ли­за об­ра­зо­ва­лись 112 мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты (ПВК). Какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зу­ет­ся при пол­ном окис­ле­нии глю­ко­зы в клет­ках эукариот? Ответ поясните.