СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа духовная сфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа духовная сфера

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа духовная сфера»

Контрольная работа Духовная сфера

Вариант 3

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к первобытным религиям.  1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) синтоизм; 5) буддизм; 6) фетишизм.


2. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры

 ПРИЗНАК

А)  образность;

Б)  логическая целостность;

В)  художественный язык;

Г)   чувственно-эмоциональное отражение мира;

Д)  обоснованность.

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

1)  наука;

2)  искусство.


  1. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры:. 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

A)  анонимность произведений;

Б)  ориентация на запросы широкого круга потребителей;

B)  коммерциализация духовной деятельности;

Г)  приоритетное развитие развлекательных жанров;

Д)  сложность содержания.

ТИПЫ

1)  народная;

2)  массовая;

3)  элитарная.


4.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру

 1.  Высокая содержательная сложность.

2.  Демократизм.

3.  Ориентация на узкий круг ценителей.

4.  Широкая рекламная кампания.

5.  Соответствие изысканным вкусам.

6.  Безграничное самовыражение автора.


5.Согласно традициям страны Z занимать должность главы государства в ней могут только последователи монотеистических религий. Какие религии могут исповедовать граждане страны Z, желающие занять должность главы государства?

1) индуизм 2) иудаизм 3) христианство 4) буддизм 5) конфуцианство 6) ислам


6. Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния

 1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов

2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию

6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

7-9. Прочитайте текст и выполните задание.

 Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь  — это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство,  — истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия  — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...

Религия  — это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии  — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и другие. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.


7. Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии.


8. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Укажите, как данные вопросы решаются в какой-либо религии.


9. Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов обществознания и истории, приведите три аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).


10. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и ответственность ученых». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

11. Вам необходимо подготовить доклад по теме «Наука как форма духовной деятельности».

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

 

1.  Обоснуйте необходимость государственной поддержки науки. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.

2.  Какие функции выполняет наука в современном обществе? Назовите три любые функции.

3.  Для каждой из указанных в пункте 2 функций приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной функции. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных функции.








Контрольная работа Духовная сфера

Вариант 4

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика


2. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

А)  показ многосерийного телевизионного фильма;

Б)  проведение фестиваля фольклорных коллективов;

В)  празднование масленицы;

Г)  завершение экспедиции по записи обрядовых песен;

Д)   концерт эстрадной музыки.



ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1)  народная;

2)  массовая.


3. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют:  

ПРИЗНАКИ

A)  логическая стройность;

Б)  аллегоричность;

B)  обоснованность выводов;

Г)  эмоциональность;

Д)  выдвижение гипотез;

Е)  гиперболизация.


ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1)  искусство;

2)  наука


4. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Авторство часто не определено.

2.  Носит преимущественно коммерческий характер.

3.  Не требует специальной подготовки для своего восприятия.

4.  Появилась раньше других форм культуры.

5.  Рассчитана на узкий круг ценителей.


5. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 НАЗВАНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) христианство 

1) первобытная

Б) анимизм

2) мировая

В) буддизм

3) национальная

Г) синтоизм

 

Д) индуизм




  1. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий.

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют эгалитарность

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств


7-9. Прочитайте текст и выполните задание.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и тому подобное: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и тому подобное. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и так далее.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

 Д. А. Лалетин

  1. Приведите на основе текста любые два значения термина «культура».


  1. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.



  1. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Согласны Вы с данным утверждением или нет? Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.


  1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Искусство». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.


  1. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.


1) Обоснуйте динамичный характер современного искусства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Назовите трёх любых отечественных деятелей, получивших известность в разных видах искусства.

3) Проиллюстрируйте примерами вклад каждого деятеля искусства в мировую культуру. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)











Ответы кр духовная культура. Вариант 3

1*

2**

3**

4**

5**

6**

45

21221

12223

1356

236

345

7.Приведены авторские определения, например. (2 б)

1.  Религия, церковь  — это институт, который предлагает определенные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни, смерти.

2.  Религия  — особый агент и институт социализации.

3.  Религия  — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал.


8. (3 б)

1.  Вопрос о смысле жизни (например, в христианстве  — постижение божественной истины, обретение вечного блаженства на небесах).

2.  Вопрос о происхождении человека и жизни (например, христиане признают сотворение мира богом, сотворение первого человека богом).

3.  Вопрос о конечности земного пути человека (например, в буддизме признается идея перерождений).


9. (3 б)

1.  Сформулирована позиция выпускника, например: согласие или несогласие с точкой зрения автора.

2.  Приведены аргументы.

При согласии с точкой зрения автора, что угнетенные меньшинства тяготеют не к официальным государственным религиям, а к нетрадиционным учениям.

1.  Христианство возникло как религия рабов, угнетенных, религия, защищающая права обездоленных и несчастных, «блаженны нищие духом, ибо есть Царство Небесное».

2.  Протестантизм, лютеранство возникли как протест против традиционной церкви, как религия развивающегося класса.

3.  В средние века многие ереси (альбигойцы, стригольники, богомилы) объединяли борцов за свободомыслие.

4.  Раскольники в России представляли собой движение социального протеста против крепостного права, угнетения.

При несогласии с точкой зрения автора, что угнетенные тяготеют к неофициальным государственным религиям, нетрадиционным учениям.

1.  В христианские общины стали вступать многие представители римской знати, разочаровавшиеся в традиционной римской религии и старых богах, элита Рима оказалась очень восприимчива ко многим культам, пришедшим с Востока.

2.  В средние века многие ереси (например, альбигойская на юге Франции) привлекали представителей знати, выступающей за расширение своих прав и привилегий.

3.  В современном мире многие представители экономической, культурной элиты склоняются к нетрадиционным религиям, например, кришнаизму, религии Бхаи и так далее.

4.  Ересь «жидовствующих» в XV веке получила распространение благодаря поддержке ближайшего окружения Ивана III (наследник, его мать и другие).


10. (3б)

1.  Понятие научное познание.

2.  Отличительные признаки научного знания:

а)  объективность;

б)  рационализм;

в)  системность и упорядоченность;

г)  проверяемость (верифицируемость);

д)  особый язык.

3.  Современная классификация наук:

а)  гуманитарные;

б)  естественные;

в)  социальные и так далее.

4.  Функции научного познания:

а)  познавательно-объяснительная;

б)  мировоззренческая;

в)  производственно-преобразующая;

г)  прогностическая.

5.  Уровни научного познания:

а)  эмпирический;

б)  теоретический.

6.  Методы научного познания:

а)  научное наблюдение;

б)  описание;

в)  классификация;

г)  научный эксперимент;

д)научное моделирование и другие.

7.  Специфика современной науки:

а)  возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б)  сложный технический и технологический потенциал;

в)  непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда

людей;

г)  возможность изучения микро- и макромиров.

8.  Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а)  двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б)  нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в)  негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу.


11. (3 б)

1.  Необходимость государственной поддержки науки обосновывается высокой значимостью науки для развития государства и общества. Наука выполняет роль производительной силы общества, что обеспечивает функционирование экономики государства и обеспечение страны человеческим капиталом.

2.  Познавательная, прогностическая, производительной силы.

3.  Примеры реализации функций науки:

— гражданин Сидоров на уроке биологии применил научный эксперимент и на опыте проверил процесс фотосинтеза;

— синоптики на основе информации со спутников предсказали резкое похолодание в южных регионах РФ;

— гражданин Петров окончил университет, получил диплом и устроился на работу строителем по специальности.



«5» - 26 – 23

«4» - 22 - 17

«3» - 16 - 10

«2» - 9 - 0
















Ответы кр духовная культура. Вариант 4

1*

2**

3**

4**

5**

6**

14

21112

212121

134

21233

136

7. (2б)1.  Под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и тому подобное.

2.  Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей.


8. (3 б) Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.

1.  Перекрестный год России и Италии, в ходе которого музеи, театры и другие культурные учреждения каждого из государств представляли свои произведения в другой стране, чье население могло приобщится к иностранной культуре.

2.  Российские школьники приняли участия в обмене с японскими школьниками, в ходе проживания в другой стране ребята познакомились с культурой, языком, национальной кухней, узнали много нового для себя.

3.  Россиянин Иван через социальные сети познакомился со своей сверстницей из Индии, в ходе общения они узнали много нового о жизни в России и Индии, традициях, национальных праздниках, сформировали толерантное отношение к другой культуре.


9. (3 б) Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Согласны Вы с данным утверждением или нет? Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

Пояснение.

1.  Приведена позиция учащегося: согласие или несогласие.

2.  Приведена аргументация.

В поддержку:

—  борьба с социальными пороками побуждает к созданию чего–либо нового, то есть к обогащению культуры;

—  культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой  — приспособление людей к природной среде особыми внебиологическими технологиями (способами), какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлости;

—  культура существует в связи с обществом, а значит и с теми пороками, которые есть в нем.

В опровержение:

—  преступность губит культуру как в прямом (деяние Герострата), так и в переносном смысле;

—  наркомания разрушает личность человека, а только личность может понимать и хранить культурные ценности;

—  войны способны уничтожать громадные культурные ценности, а могут уничтожить и человеческое общество, то есть погубить источник культуры.


10. (3 б)

1. Понятие искусства
2. Признаки искусства
а) отражение действительности в художественных образах
б) субъективность
в) эстетичность и др.
3. Основные элементы искусства
а) творцы и организации искусства
б) совокупность произведений национальной и мировой художественной культуры
в) потребители произведений искусства (зрители, читатели и др.)
4. Виды искусства
а) живопись
б) литература
в) музыка и др.
5. Функции искусства
а) эстетическая
б) коммуникативная
в) познавательная и др.



11 (3 б)
1. Современное искусство отличается динамичным характером по нескольким причинам. Во-первых, развитие цифровых технологий и медиа позволили художникам экспериментировать с различными стилями и формами. Появились компьютерная графика, нейроиллюстрации и т.д. Во-вторых, современное искусство тесно связано с общественными изменениями. Художники используют искусство как способ выражения своего видения социальных, экологических, политических проблем. Это делает их творчество актуальным и отражающим дух времени. В-третьих, плодотворную почву для динамики современного искусства создают мировая глобализация и культурный обмен. Художники из разных стран и культур взаимодействуют друг с другом, вдохновляются новыми идеями и создают уникальные произведения.
2. А.С. Пушкин, И.Е. Репин, С.В. Рахманинов.
3.1 А.С. Пушкин (литература): великий русский поэт и писатель XIX века написал много стихотворений, поэм и прозаических произведений в разных литературных жанрах. Творчество Пушкина ярко и правдиво отражает действительность, в которой он жил. Его «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Борис Годунов» и другие произведения стали классикой мировой литературы. Они по-прежнему читаются, оставаясь непреходящими шедеврами.
3.2 И.Е. Репин (живопись): выдающийся русский художник, создавший множество шедевров живописи. Его «Бурлаки на Волге», «Приготовление к экзамену» и другие работы отличаются высоким мастерством, эмоциональной мощью. Репин был одним из первых художников, который привлёк внимание мировой общественности к русской культуре и традициям.
3.3 С.В. Рахманинов (музыка): выдающийся русский композитор, пианист и дирижёр, написавший множество произведений («Вокализ», «Элегия» и другие), которые стали классикой мировой музыки. Рахманинов создал уникальный музыкальный стиль, которому, по мнению критиков и ценителей искусства, свойственны неповторимые черты, отражающие русский национальный характер.



«5» - 26 – 23

«4» - 22 - 17

«3» - 16 - 10

«2» - 9 - 0