КГБПОУ «Бийский педагогический колледж им. Д.И. Кузнецова»
Контрольная работа
По дисциплине: Организация работы в малокомплектной школе
Тема работы: Взаимодействие обучающихся разных классов на предметном уроке
В-4
Выполнил студент_403 гр.
Специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Коробова
____________________________
Фамилия
Светлана Владимировна
____________________________
имя, отчество
Зачет/незачет___________________________
«____»________________20 г.
Преподаватель
___________________________________
фамилия, имя, отчество
Подпись___________________________
Содержание
Особенности проведения урока в малокомплектной школе………………………3
Основные преимущества при работе с двумя классами…………………………...5
Основные проблемы при работе с двумя классами………………………………..5
Список использованных источников……………………………………………….6
« Особенности проведения урока в малокомплектной школе».
Урок в малокомплектной школе имеет специфику, которая органически присуща этому типу школ. Его структура имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно.
Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.
В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.
При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;
3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.
При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.
Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.
Но в работе учителя при одновременных занятиях с двумя классами есть и свои преимущества по сравнению с одним классом. Число учащихся небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать и домашние условия детей. При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.
Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, работающие в таких классах, - отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению уроков в данных условиях, неразработанность УМК (учебники, дидактические тетради, электронные учебные пособия, и т. д.). Приходится искать, пробовать, отбирать методы и приемы для работы в таких классах.
Мы применяем следующие варианты организации занятий в классе-комплекте:
а) занятие одного из классов первым уроком вне комплекта;
б) однотемные уроки;
в) однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.
Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значительных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети ,и сильные и слабые, необходимо тщательно готовить задания . Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышает качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых годов обучения воспитывает у детей привычку не терять ни одной минуты.
Дети должны овладеть следующими умениями:
1.сосредотачиваться на выполнении задания, не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса,
2.не слушать ответы учеников другого класса,
3.быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.
Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т. е недостатки):
1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;
2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;
3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;
4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.
5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.
Основные преимущества при работе с двумя классами:
- Учителю предоставляется большая возможность изучить каждого ребёнка, выявить его индивидуальные особенности, характер, способности.
- Появляется больше возможностей включить школьников в многообразную деятельность, увлечь их любимым делом.
- Учителю легче проверить небольшое количество тетрадей, приготовить раздаточный материал для каждого ученика.
- Учитель имеет возможность заниматься индивидуально с каждым учеником, что позволяет улучшить качество знаний по предметам.
Основные проблемы при работе с двумя классами:
- У детей возрастает физическая и психическая нагрузка, круг общения ограничен.
- Для учителя есть ограничения в проведении новых, современных форм уроков (урок-соревнование и др.)
Таким образом, самостоятельная работа одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе.
Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно учиться.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. (Д. Медведев, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит от того, каким образом организована деятельность учащихся.
Подготовка к урокам разделена на несколько этапов:
- определяю, какие задания учащиеся могут усвоить самостоятельно;
- указываю место самостоятельной работы в структуре урока, её виды, время проведения;
- продумываю уровень сложности, какие задания дать основными, какие дополнительными;
- трудности и возможные ошибки, виды проверки;
- готовлю задания на карточках (индивидуальные и групповые);
- определяю задания для коллективной работы;
- продумываю виды проверки, оценивание работ.
Самостоятельная работа в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой.
Самостоятельная работа должна обязательно сочетаться с коллективной, на уроке в совмещённых классах идёт чередование коллективной работы в одном классе и самостоятельной работы в другом.
Коллективная работа с классом – один из важных этапов урока.
Список использованных источников
1.Лебедева Л.А., Акпаева А.Б. Л 33 Теория и технология педагогического процесса в
малокомплектной начальной школе, 2010. –65с.;
2. Лебедева Л.А. Акпаева А.Б. Учебное пособие для студентов – «Педагогика и методика начального обучения», 2016.-63с..
7