Контрольная работа «Строение и функции организма».
1 вариант.
Вместо точек вставьте соответствующие термины.
Одноклеточная, многоклеточная или колониальная биологическая система, состоящая из структурно и функционально взаимосвязанных частей, работающих как единое целое,-…
Структурные части одноклеточного организма, связанные между собой с помощью цитоплазмы и обеспечивающие его жизнедеятельность,-…
Диплоидная клетка, образующаяся в результате слияния гамет, иначе оплодотворённое яйцо…
Способность организма воспроизводить себе подобных,-…
Элементарная единица наследственности, представленная участком молекулы ДНК,-…
Пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки,-...
Единица расстояния между генами, выраженная в 1% обмена участками гомологичных хромосом,-…
Взаимодействие неаллельных генов, приводящее к развитию у потомков нового признака, отсутствующего у родителей,- …
Предел изменчивости признака, обусловленный данным генотипом,-…
Ненаследственная изменчивость организмов, возникающая под влиянием условий внешней среды,-…
Один из методов дородовой диагностики плода, состоящий в исследовании околоплодной жидкости,-…
Заболевания, проявляющиеся у человека при рождении, имеющие наследственную природу или связанные с нарушением эмбрионального развития,-…
Установите соответствие.
Установите соответствие между тканью и её принадлежностью к организмам животных или растений.
Ткань | Организмы |
А) Покровная Б) Эпителиальная В) Соединительная Г) Механическая Д) Мышечная Е) Образовательная | 1) Животные 2) Растения |
Установите соответствие между стадией деления клетки, число хромосом (n) и количеством ДНК (c).
Стадия деления | Число хромосом (n), количество ДНК(c) |
А) Профаза мейоза I Б) Анафаза мейоза I В) Метафаза мейоза II Г) Телофаза мейоза II Д) Начало интерфазы | 1) 2n 4c 2) 2n 4c 3) n 2c 4) n c |
Установите соответствие между примерами проявления законов наследственности и их названиями.
Примеры проявления законов | Названия законов |
А) Появление желтых морщинистых и зелёных гладких семян у гороха посевного Б) Образование двух фенотипических групп гибридов в соотношении 3:1 В) Все гибриды одинаковы по фенотипу и похожи на одного из родителей Г) Образование четырёх фенотипических групп гибридов в соотношении 9:3:3:1 Д) Появление у половины гибридов ночной красавицы розовых цветков Е) Исчезновение рецессивного признака у гибридов первого поколения | 1) Закон единообразия первого поколения 2) Закон расщепления 3)Закон независимого наследования |
Установите соответствие между характеристикой изменчивости и видом, к которому её относят.
Характеристика изменчивости | Вид изменчивости |
А) Носит массовый характер Б) Носит индивидуальный характер В) Наследуется в потомстве Г) Не наследуется в потомстве Д) Обусловлена нормой реакции признака Е) Неадекватна изменениям условий среды | 1) Модификационная 2) Генотипическая |
Установите соответствие между нормальными и патологическими признаками человека и группами, к которым они относятся.
Признаки | Группы признаков |
А) Лучшее владение правой рукой Б) Альбинизм (отсутствие пигмента) В) Положительный резус-фактор Г) Полидактилия (многопалость) Д) Приросшая мочка уха Е) Голубые или серые глаза | 1)Нормальные доминантные 2)Нормальные рецессивные 3)Патологические доминантные 4)Патологические рецессивные |
Решите биологические задачи.
Хлорелла, амёба, инфузория- одноклеточные организмы, существующие как самостоятельные биосистемы. Является ли нейрон-структурная единица нервной ткани, клетка, способная питаться дышать, реагировать на раздражение, одноклеточной биосистемой? Ответ поясните.
Старение можно определить как изменения, накапливающиеся в организме с течением времени и приближающие его к смерти. Объясните, исходя из этих представлений, почему с возрастом организм человека всё хуже справляется с физическими нагрузками и инфекционными болезнями.
Опыты по выявлению закономерностей наследственности Г. Мендель ставил на растениях гороха посевного. Объясните, почему именно этот объект был выбран Г. Менделем для исследований. Укажите не менее трёх причин.
Контрольная работа «Строение и функции организма».
2 вариант.
Вместо точек вставьте соответствующие термины.
Группы органов, имеющих общее происхождение и совместно выполняющих определенные функции,-…
Объединение частей многоклеточного организма, имеющих разное происхождение и строение, но приспособленных к выполнению одинаковых функций,- …
Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела, органов или тканей,-…
Специализированные половые клетки мужского и женского типа с гаплоидным набором хромосом,-…
Наука о закономерностях наследственности и изменчивости,-…
Совокупность генов гаплоидного набора хромосом вида ,-…
Скрещивание особи с доминантным признаком, но неизвестным генотипом с особью, гомозиготной по рецессивному признаку,-…
Взаимный обмен участками гомологичных хромосом, приводящий к рекомбинации генов,-…
Размер листьев, надои молока, яйценоскость- это…
Последовательность изменчивости какого-либо признака от самого малого значения до самого большого-…
Генные болезни, связанные с мутациями отдельных генов вследствие преобразования химической структуры ДНК,-…
Болезни с наследственной предрасположенностью, вызываемые изменениями нескольких генов и требующие для проявления воздействия определенных факторов внешней среды,-…
Установите соответствие.
Установите соответствие между признаком животного и типом для которого этот признак характерен.
Признак | Тип |
А) Тело состоит из головы, туловища и ноги Б) Имеется кожистая складка- мантия В) Кровеносная система замкнутого типа Г) Полость тела сегментирована Д) Органы выделения почки | 1) Кольчатые черви 2) Моллюски |
Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.
Характеристика размножения | Способ |
А) Происходит без образования гамет Б) Участвует лишь один организм В) Происходит слияние гаплоидных ядер Г) Образуется потомство, идентичное исходной особи Д) У потомства проявляется комбинативная изменчивость Е) Происходит с образованием гамет | 1) Бесполое 2) Половое |
Установите соответствие между примерами проявления законов наследственности и их названиями.
Примеры проявления законов | Названия законов |
А) Гибридные дигетерозиготы во втором поколении образуют четыре типа гамет Б) Гены, находящиеся в одной хромосоме образуют группу сцепления В) У домашних кошек ген окраски шерсти находится в X-хромосоме Г) В результате рекомбинации образуются кроссоверные гаметы Д) Гены двух пар признаков расположены в негомологичных хромосомах Е) Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами в хромосоме | 1)Закон независимого наследования 2)Закон сцепленного наследования 3)Закон нарушения групп сцепления |
Установите соответствие между причиной изменчивости и её видом.
Причина изменчивости | Вид изменчивости |
А) Выпадение нуклеотида из молекулы ДНК Б) Рекомбинация генов при кроссинговере В) Нарушение расхождения гомологичных хромосом Г) Воздействие условий среды на норму реакции признака Д) Случайное сочетание генов материнской и отцовской гамет при оплодотворении Е) Разные условия индивидуального развития | 1) Модификационная 2) Комбинативная 3) Мутационная |
Установите соответствие между результатами изучения генетики человека и методами, с помощью которых их удалось получить.
Результаты изучения | Методы изучения |
А) Влияние условий среды на генотип Б) Нарушение обмена фенилаланина В) Наследование гемофилии Г) Составление идиограмм хромосом Д) Наследование дальтонизма Е) Выявление мутаций в половых клетках | 1) Генеалогический 2) Близнецовый 3) Цитогенетический 4) Биохимический |
Решите биологические задачи.
При помощи светового микроскопа студенты-биологи на лабораторном занятии рассмотрели микропрепараты клеток кожного эпителия африканского слона и домовой мыши. Какими по размеру оказались эти клетки, одинаковыми или разными? Ответ поясните.
Известно, что беременным женщинам опасно курить, а также употреблять различные лекарственные препараты, алкоголь и т.д. В какой период развития эмбриона это особенно опасно и почему?
Многие учёные во времена Г. Менделя пытались проникнуть в природу наследственности. Например, в 50-х годах XIX в. Ч. Дарвин безуспешно анализировал комплексы сложных признаков- окраску оперения голубей и общую «силу роста» культурных растений. Однако только Г. Менделю удалось установить закономерности наследственности. С чем это связано?
Контрольная работа «Строение и функции организма».
3 вариант.
Вместо точек вставьте соответствующие термины.
Группы клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, происхождению и выполняемым функциям,-…
Мужские и женские половые железы, в которых развиваются половые гормоны,-…
Образование нового дочернего организма из одной клетки или группы клеток исходного материнского организма,-…
Образование нового дочернего организма при участии, как правило, двух родительских особей,-…
Способность организма приобретать новые признаки,-…
Подавляемый признак,-…
Появление у гибридов нового признака, носящего промежуточный характер между доминантным и рецессивным признаком,-…
Скрещивание особей, отличающихся по двум парам признаков,-…
Форма плодов или семян, окраска цветов или шерсти- это…
Некратное гаплоидному набору увеличение или уменьшение числа хромосом,-…
Учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения,-…
Лицо, по отношению к которому составляется родословная, т.е. исследуется его наследственность,-…
Установите соответствие.
Установите соответствие между признаком животного и классом к которому его относят.
Признак животного | Класс |
А) Кожа тонкая, покрыта слизью Б) Дыхание лёгочное и кожное В) Сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке Г) Наличие роговых чешуек на коже Д) Мозжечок хорошо развит | 1) Земноводные 2) Пресмыкающиеся |
Установите соответствие между стадией деления клетки, число хромосом (n) и количеством ДНК (c).
Стадия деления | Число хромосом (n), количество ДНК(c) |
А) Метафаза мейоза I Б) Телофаза мейоза I В) Профаза мейоза II Г) Анафаза мейоза II Д) Телофаза мейоза II | 1) 2n 4c 2) 2n 4c 3) n 2c 4) n c |
Установите соответствие между примерами проявления законов наследственности и их названиями.
Примеры взаимодействия генов | Названия законов |
А) Рождение кареглазых детей в семье, где один из родителей имеет голубые глаза, а второй - карие Б) Появление высоких растений гороха при скрещивании высокого растения с низкорослым В) Рождение котят черепаховой окраски у чёрного кота и рыжей кошки Г) Появление ребёнка с IVгруппой крови у матери, имеющей II группу крови, и отца, имеющего III группу крови Д) Появление розовых плодов у земляники садовой при скрещивании растений, имеющих красные и белые плоды Е) Рождение детей с волнистыми волосами в семье, где отец имеет курчавые волосы, а мать- прямые | 1) Неполное доминирование 2) Кодоминирование 3)Полное доминирование |
Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом.
Характеристика мутации | Вид мутации |
А) Нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка Б) Обмен участками негомологичных хромосом В) Выпадение нуклеотидов из молекулы ДНК Г) Кратное увеличение числа хромосом в ядре Д) Выпадение участка хромосомы Е) Возникновение гамет с хромосомным набором, уменьшенным на одну хромосому | 1) Генная 2) Хромосомная 3) Геномная |
Установите соответствие между наследственными болезнями человека и группами, к которым их относят.
Наследственные болезни | Группы болезней |
А) Синдром Дауна Б) Полидактилия (многопалость) В) Синдром Клайнфельтера Г) Бронхиальная астма Д) Синдром Марфана, или арахнодактилия Е) Сахарный диабет | 1) Генные 2) Полигенные 3) Хромосомные |
Решите биологические задачи.
Рассчитайте, сколько дней болезнетворные бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы- в 4 раза дольше, чем холеры, тифа- в 8 раз дольше, чем чумы, а сибирской язвы – в 1826 раз дольше, чем холеры.
У земноводных, большинства насекомых постэмбриональное развитие протекает с образованием личиночной стадии. Как называется такой тип постэмбрионального развития? Какие преимущества он дает организму?
После опыта с горохом посевным Г. Мендель стал изучать наследование признаков у декоративного растения ястребинки. Однако на ней он не смог воспроизвести результатов полученных с горохом. Характер наследования признаков оказался совсем иной- потомство не расщеплялось. Предположите, в чём причина такого наследования признаков у ястребинки.
Контрольная работа «Строение и функции организма».
4 вариант.
Вместо точек вставьте соответствующие термины.
Временная форма существования одноклеточных животных, характеризующаяся наличием защитной оболочки,-…
Часть многоклеточного организма, имеющая определённую форму, строение и выполняющая одну и несколько функций,-…
Способ бесполого размножения, осуществляемый путём образования на материнском организме выроста, из которого развивается новая особь,-…
Репродуктивная клетка, состоящая из оболочки, ядра и цитоплазмы, с помощью которой организм может расселяться и размножаться,-…
Свойство организмов обеспечивать преемственность признаков из поколения в поколение,-…
Одинаковые аллели одного гена имеет,-…
Скрещивание особей, отличающихся по одной паре признаков,-…
При скрещивании двух гомозиготных особей с альтернативными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы по фенотипу и похожи на одного из родителей,-…
Способность организмов приобретать новые признаки,-…
Кратное гаплоидному набору увеличение числа хромосом,-…
Схематическое обобщенное изображение кариотипа с соблюдением количественных отношений между отдельными хромосомами,-…
Установление последовательности нуклеотидов в хромосомах,-…
Установите соответствие.
Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.
Признак | Класс |
А) Дифференциация зубов Б) Четырёхкамерное сердце В) Отсутствие вороньей кости в скелете Г) Снабжение организма смешанной кровью Д) Наличие сальных желез в эпидермисе кожи Е) Мелкоячеистые лёгкие | 1) Млекопитающие 2) Пресмыкающиеся |
Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяине.
прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
проникновение ДНК вируса в клетку
растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
синтез вирусных белков
встраивание ДНК вируса в ДНК клетки
формирование новых вирусов
Установите соответствие между примерами взаимодействия неаллельных генов и их названиями.
Примеры взаимодействия генов | Название взаимодействия |
А) Наследование окраски зёрен у овса, пшеницы, ржи от белого до тёмно-красного Б) Рождение чёрных и коричневых щенков у спаниелей с шерстью белой окраски В) Подавление одним геном деятельности другого гена, ответственного за признак Г) Появление дисковидных плодов у тыквы при скрещивании растений с округлыми и грушевидными плодами Д) Рождение детей-мулатов в браке белого мужчины с женщиной-негритянкой Е) Формирование у домашних кур гребней разной формы | 1) Комплементарность 2) Эпистаз 3) Полимерия |
Установите соответствие между примерами мутации и видом, к которому их относят.
Примеры мутации | Вид мутации |
А) Полиплоидия у сахарной свёклы Б) Серповидно-клеточная анемия у человека В) Пестролистность у комнатных растений Г) Синдром Дауна у человека Д) Нарушение пигментации глаз у дрозофилы Е) Синдром «кошачьего крика» у человека | 1) Генная 2) Хромосомная 3) Геномная 4)Цитоплазматическая |
Установите соответствие между наследственными болезнями человека и вызывающими их мутациями.
Наследственные болезни | Мутации |
А) Синдром Дауна Б) Фенилкетонурия В) Синдром Клайнфельтера Г) Синдром «волчья пасть» Д) Серповидно-клеточная анемия Е) Синдром Шерешевского-Тёрнера | 1) Анеуплоидия X0 (45) 2)Трисомия 21-й хромосомы 3)Трисомия 15-й хромосомы 4) XXY(47), XXXY(48) 5)Замена в гемоглобине глутаминовой кислоты на валин 6)Изменение фермента фермента фенилаланингидроксилазы |
Решите биологические задачи.
Прикосновение препаровальной иглы к одному из щупалец пресноводной гидры вызывает мгновенную ответную реакцию полипа-его тело сжимается в комок. Объясните, почему раздражение одного участка тела вызвало такую бурную реакцию всего животного. Какое это имеет значение?
При половом размножении молодая особь развивается в результате слияния двух половых клеток. Однако в клетках потомства количество хромосом не увеличивается, а остается постоянным. Объясните, почему число хромосом в клетках не увеличивается с каждым поколением.
В 1910г. Т. Морган и его сотрудник К. Бриджес в качестве объекта для своих исследований выбрали плодовую мушку дрозофилу. Объясните, чем привлек внимание ученых этот биологический объект и почему его выбрали вместо гороха посевного. Укажите не менее трёх причин.
Ключ
1 вариант
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
1 | Организм | 7 | Морганида |
2 | Органеллы | 8 | Комплементарность |
3 | Зигота | 9 | Норма реакции |
4 | Размножение | 10 | Модификационная,или фенотипическая |
5 | Ген | 11 | Амниоцентез |
6 | Аллельные | 12 | Врожденные |
Задание | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | 211212 | 12341 | 321321 | 122112 | 141322 |
18. Клетка нервной ткани-нейрон- не является одноклеточной биосистемой, так как не способна существовать отдельно, вне остальных частей многоклеточного организма. Признаки живого у неё проявляются только тогда, когда связь с другими клетками организма не нарушена.
19. Способность противостоять физическим нагрузкам и инфекционным болезням зависит от степени активности мышечной, нервной, эндокринной и иммунной систем организма, а она с возрастом снижается.
20. Горох посевной- самоопыляющееся растение, что позволяет получить чистые линии, известно много сортов гороха с контрастными признаками.
Ключ
2 вариант
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
1 | Системы органов | 7 | Анализирующее скрещивание |
2 | Аппарат | 8 | Кроссинговер |
3 | Регенерация | 9 | Количественные признаки |
4 | Гаметы | 10 | Вариационный ряд |
5 | Генетика | 11 | Моногенные |
6 | Геном | 12 | Полигенные |
Задание | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | 22112 | 112122 | 122313 | 323121 | 241313 |
18. Клетки кожного эпителия африканского слона и домовой мыши одинаковые по размеру, так как принадлежат к одному типу тканей животного организма- к эпителиальным тканям.
19. Беременным женщинам особенно опасно курить, а также употреблять различные лекарственные препараты, алкоголь на стадии нейрулы и органогенеза, когда закладываются все ткани и органы будущего организма. Эти факторы могут стать причиной аномалий зародышевого развития.
20. Г. Мендель не стал изучать комплексы сложных признаков. Им были выбраны чистые линии гороха посевного с простыми контрастирующими признаками, наследование которых анализировалось по одной паре, например растения высокорослые и карликовые
Ключ
3 вариант
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
1 | Ткань | 7 | Неполное доминирование |
2 | Гонады (семенники, яичники) | 8 | Дигибридное скрещивание |
3 | Бесполое размножение | 9 | Качественные признаки |
4 | Половое размножение | 10 | Анеуплоидия,или гетероплодия |
5 | Изменчивость | 11 | Евгеника |
6 | Рецессивный | 12 | Пробанд |
Задание | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | 11222 | 12334 | 332211 | 121323 | 313212 |
18. Споры бактерий холеры могут сохраняться 2 дня, споры бактерий чумы-8 дней, споры бактерий тифа- 64 дня, споры бактерий сибирской язвы- 3652 дня.
19. Личинки и взрослые особи таким образом уходят от конкуренции, что повышает шансы выживания нового поколения. Они могут питаться разной пищей, занимать разную среду обитания, по- разному передвигаться.
20. Ястребинка образует семена без оплодотворения, т.е. в результате процесса апомиксиса, так что скрещивание практически не происходит.
Ключ
4 вариант
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
1 | Циста | 7 | Моногибридное скрещивание |
2 | Орган | 8 | Закон единообразия гибридов первого поколения, или правило доминирования |
3 | Почкование | 9 | Изменчивость |
4 | Спора | 10 | Полиплоидия |
5 | Наследственность | 11 | Идиограмма |
6 | Гомозигота | 12 | Секвенирование |
Задание | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ответ | 111212 | 132546 | 322131 | 314342 | 264351 |
18. Гидра обладает сетчатой нервной системой, в которой нейроны своими отростками тесно связаны друг с другом. Передача нервного импульса возможна от любой точки тела к любой другой, в том числе и обратно к исходной точке, поэтому раздражение одного участка тела вызывает ответную реакцию- рефлекс- всего организма.
19. Бесконечному увеличению числа хромосом при половом размножении препятствует мейоз, который предшествует формированию половых клеток.
20. У плодовой мушки дрозофилы независимо от времени года наблюдается быстрая смена поколений; её удобно содержать и разводить в лабораторных условиях, она имеет многочисленные контрастные признаки, за которые отвечают гены, локализованные в четырёх парах крупных хромосом.