СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии в 11 классе по темам: «Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека –антропогенез»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по биологии, 11 класс по темам: "Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека- антропогенез" с использованием заданий ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии в 11 классе по темам: «Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека –антропогенез»»

11 класс

Контрольная работа №2 по темам: «Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека –антропогенез»

Вариант 1.

1.Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФАКТОРЫ

А) Трудовая деятельность

Б) Абстрактное мышление

В) Изоляция

Г) Мутационная изменчивость

Д) Популяционные волны

Е) Вторая сигнальная система

1) Биологический

2) Социальный

2.Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Неандерталец − древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии.

  2. Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий.

  3. Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым.

  4. Неандертальцы − самые близкие предки человекообразных обезьян.

  5. Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Австралопитек африканский.

  2. Человек разумный неандертальский.

  3. Питекантроп.

  4. Дриопитек (кениапитек).

  5. Человек умелый.

4. Установите последовательность процессов возникновения жизни на Земле. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1.Образование полимеров из мономеров.

2.Формирование атмосферы восстановительного характера.

3.Появление клеточных организмов.

4.Возникновение пробионтов.

5.Абиогенный синтез органических веществ из неорганических.

5. Установите последовательность перечисленных событий, происходивших на ранних этапах развития жизни на Земле. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Распространение фотосинтетиков.

  2. Расцвет анаэробных организмов.

  3. Накопление кислорода в атмосфере.

  4. Появление прокариот.

  5. Массовое вымирание облигатных анаэробов.

6.Объясните, почему переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привел к сокращению либо исчезновению природных экосистем. Почему это способствовало росту населения?

7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? Укажите не менее трех последствий.

Вариант -2

1. Установите хронологическую последовательность антропогенеза:

  1. Человек умелый.

  2. Человек прямоходящий.

  3. Дриопитек.

  4. Человек разумный.

  5. Человек неандертальский.

2. У человека в связи с прямохождением:

  1. Позвоночник образует четыре плавных изгиба.

  2. Кости в суставах соединены подвижно.

  3. Пальцы руки соединены с пястью.

  4. Пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши.

  5. В стопе хорошо выражен свод.

  6. Большой палец кисти противопоставлен всем остальным.

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор.

  2. Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов.

  3. Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду.

  4. Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку.

  5. Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание.

  6. Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему.

  7. Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

4. Установите последовательность этапов эволюции живых организмов в соответствии с гипотезой А. И. Опарина — Дж. Холдейна. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование коацерватов.

  2. Абиогенный синтез простейших органических соединений из неорганических.

  3. Возникновение генетического кода.

  4. Абиогенный синтез полимеров из простых органических соединений.

  5. Взаимодействие коацерватов с окружающей средой.

5. Установите последовательность появления на Земле растений различных групп. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Однодольные.

  2. Водоросли.

  3. Хвойные.

  4. Риниофиты.

  5. Папоротниковидные.

6.Человек (Homo) − единственный род животных, в процессе эволюции освоивший получение и использование огня. Какова роль огня в становлении человека разумного как биологического вида? Как огонь способствовал биологическому прогрессу рода Homo? Приведите не менее четырех обоснований.

7. Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезьян? Назовите не менее четырех признаков.

Ответы и критерии оценки контрольной работы

Ответы В-1

1.Правильно: 221112 (+ 2 балла)

2. Правильно: 123 (+ 2 балла)

3. Правильно: 41532 (+ 2 балла)

4. Верный ответ: 25143(+ 2 балла)

5. Верный ответ: 42135(+ 2 балла)

6. Правильный ответ

элементы

5

4

3

баллы

3

2

1



Элементы ответа:

1. Земледелие было связано с вырубкой (сжиганием) лесов.

2. Земледелие привело к распашке земель (формированию агроценозов).

3. Развитие скотоводства сопровождалось вытаптыванием (выеданием) травостоя.

4. Развитие скотоводства сопровождалось вытеснением диких животных из природных экосистем.

5. Рост населения связан с увеличением производства продуктов питания.

7.Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? Укажите не менее трех последствий.

Правильный ответ мах-3 балла

Элементы ответа:

  1. Фотосинтезирующие организмы создают питание для гетеротрофов, это способствовало эволюции животных.

  2. Накопление в атмосфере кислорода привело к возникновению кислородного дыхания – самого выгодного способа энергетического обмена.

  3. Возникновение озонового экрана уменьшило поток солнечной радиации, падающей на землю, и позволило организмам выйти из океана на сушу.

Вариант -2

1. Правильно: 31254 (+ 2 балла)

2. Правильно: 145 (+ 2 балла)

3. Правильно: 356 (+ 2 балла)

4. Правильно: 24153 (+ 2 балла)

5. Правильно: 24531 (+ 2 балла)

6. Правильный ответ

элементы

5

4

3

баллы

3

2

1



Элементы ответа:

1. Термически обработанная пища легче усваивалась, что увеличило поступление в организм незаменимых аминокислот, способствовало развитию головного мозга.

2. Термическая обработка пищи сокращала численность паразитов (и болезнетворных микроорганизмов) в ней, увеличивая выживаемость популяции.

3. Огонь − источник света, позволяющий отпугивать хищников (защита от хищников),

4. Огонь − источник тепла, позволивший заселять более холодные регионы (расширить ареал).

5. Огонь способствовал развитию коммуникаций между членами группы.

7. Правильный ответ мах -3 балла

Элементы ответа:

  1. Отсутствие хвоста.

  2. Крупный размер тела.

  3. Сходная форма ушной раковины.

  4. 4 группы крови.

  5. Сходные заболевания, например, СПИД.

  6. Наличие червеобразного отростка.

  7. Сходная мимика.

Мах-16 баллов

13-16 баллов оценка «5» 6-9 баллов - «3»

10-12 баллов - «4»