СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по истории «Смута в Российском государстве. Первые Романовы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по вариантам: включает задания на соотнесение, знание персоналий, восстановление хронологической последовательности, анализ исторического источника.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по истории «Смута в Российском государстве. Первые Романовы»»

Класс: 10 Фамилия, Имя_____________________________

Контрольная работа по истории

«Смута в Российском государстве. Первые Романовы»

Вариант I.

1. Верны ли следующие утверждения?

А. Смута – период в отечественной истории (начало XVI века), характеризующийся «собиранием» русских земель под властью Москвы.

Б. Смута – период в отечественной истории (начало XVII века), характеризующийся обострением экономических и политических противоречий, а также первой в истории России гражданской войной.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Дайте определения понятий:

Понятие

Определение

Авантюрист - это


Интервенция - это


Семибоярщина - это



а) Кто изображен на Рисунке 1 (Назовите имя и фамилию)?


б) Какое участие этот человек принимал в событиях Смутного времени?

в) Как закончилась жизнь этого человека?

3.
















Рисунок 1.



4. Заполните пропуски:

1598 г.



Переход Лжедмитрием I границы России

1606-1610 гг.



5. Уберите лишнее:

Григорий Отрепьев, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Иван Заруцкий, Тушинский вор.

Объясните свой выбор:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Заполните таблицу:


Первое народное ополчение

Дата

Командующие (не менее 2-х)

Цель

Итог





7. Перечислите не менее 3-х экономических последствий Смуты:

1)_____________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

1) Смута

2) Граж­дан­ская война в России

3) Ве­ли­кая Фран­цуз­ская революция

Ответ: ___________.

9. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя при­ве­ден­ный ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го пропуска, обо­зна­чен­но­го буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Отец правителя

Правитель

Сын правителя

_________(А)

Игорь

________(Б)

_________(В)

Василий III

________(Г)

Михаил Романов

Алексей Михайлович

_________(Д)

Петр III

________(Е)

Николай I

Пропущенные элементы:

1) Вла­ди­мир Мономах

2) Иван III Великий

3) Петр I

4) Алек­сандр I

5) Святослав

6) Борис Годунов

7) Павел I

8) Рюрик

9) Иван IV Грозный

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


10. Как свя­зан поступок И. Пашкова, опи­сан­ный в тексте, с со­ци­аль­ным составом его войска? За кого вы­да­вал себя глав­ный предводитель повстанцев? На­зо­ви­те самозванца, в борь­бе с ко­то­рым прославился упо­мя­ну­тый в тек­сте «молодой бо­ярин Скопин».


Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

 

«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.

 

Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.

 

Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны...

 

И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...»


_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


















Класс: 10 Фамилия, Имя_____________________________

Контрольная работа по истории

«Смута в Российском государстве. Первые Романовы»

Вариант II.

1. Верны ли следующие утверждения?

А. Смута – период в отечественной истории, когда произошла первая в истории России гражданская война.

Б. Смута – период в отечественной истории (начало XVII века), характеризующийся социально-экономическим и династическим кризисом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Дайте определения понятий:

Понятие

Определение

Самозванство - это


Гражданская война - это


Династический кризис - это



а) Кто изображен на Рисунке 1 (Назовите имя и фамилию)?


б) Какое участие этот человек принимал в событиях Смутного времени?

в) Как закончилась жизнь этого человека?

3.
















Рисунок 1.



4. Заполните пропуски:

1604 г.



«Семибоярщина»

1613 г.



5. Уберите лишнее:

Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, патриарх Геромоген, Владислав Жигимонтович, Иван Сусанин.

Объясните свой выбор:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Заполните таблицу:


Второе народное ополчение

Дата

Командующие (не менее 2-х)

Цель

Итог






7. Перечислите не менее 3-х экономических последствий Смуты:

1)_____________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Убийство ца­ре­ви­ча Дмит­рия в Угличе

2) Регентство Елены Глинской

3) Варфоломеевская ночь

Ответ: ____________.

9. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пра­ви­тель

Со­бы­тие

Век

Иван IV

Вве­де­ние оприч­ни­ны

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

Х в.

__________(Г)

Со­став­ле­ние пер­во­го пись­мен­но­го

за­ко­но­да­тель­ства

XI в.

Урбан II

__________(Д)

__________(Е)

 Пропущенные элементы:

1) Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко

2) XVI в.

3) про­воз­гла­ше­ние крестовых походов

4) кре­ще­ние Руси

5) пре­да­ние анафеме Пра­во­слав­ной церкви католиками

6) XIV в.

7) Иван III

8) XI в.

9) Яро­слав Мудрый

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


10. Привлекая исторические знания, приведите примеры трёх действий исторического деятеля, имя которого пропущено в тексте, направленных на решение стоявших перед Русским государством проблем. Напишите имя правителя.

Из записок иностранца.

«__________ пользовался большим уважением, чем царь, ибо царь не утруждал себя ничем, кроме того, что ходил в церковь и присутствовал при богослужениях, и __________ управлял всею землею, как глава государства, будучи над всем царем, а Фёдор Иванович носил только титул.

__________, захватив в свои руки власть и расположив к себе простой народ , не довольствовался этим, ибо на его пути ещё стояли дети Романовы, или сыновья Никиты Романовича; Никита был брат первой царицы умершего тирана, и они были всех ближе к престолу, других наследников не было; сверх того это был самый старейший и могущественнейший род в Московии ; поэтому __________ стал искать случая устранить их, полагая, что тогда все будет по его желанию, но он не мог осуществить этого, ибо опасался придворных, дворянства и царя, любившего своих дядей Романовых , притом они не совершали ничего дурного, жили всегда очень скромно и были всеми любимы

Дожидаясь, когда придёт его время, __________ управлял по своему усмотрению, однако всегда старался оказывать добро простолюдину и так расположил к себе весь народ, что его любили больше всех. По смерти набожного царя и великого князя Федора Ивановича простой народ во множестве столпился около Кремля, шумел и вызывал царицу Александру, жену царя Федора, сестру __________, домогаясь её видеть и вручить ей управление государством

видя, что царица не соглашается, начали просить о брате её, __________, крича, что не знают другого, более достойного быть царем, что он правил при покойном Федоре и был любим народом, на что царица почти согласилась и предоставила решение на его волю, повелев сперва молиться богу, дабы он ниспослал свою милость при избрании царя».


_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________