Контрольно-оценочные материалы для проведения итоговой
контрольной работы по литературе.
10 класс.
Пояснительная записка.
Учебник: Литература. 10 класс. Учеб. Для общобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях Ю.В.Лебедев-10-ое изд. – М. :
Просвещение, 2016 г
Вид контроля: задания из 2-х частей.
ая часть: задания на соответствие
ая часть: тестовые задания
Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе учащихся 10 класса. КИМ предназначен для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов
Структура работы:
Контрольная работа по литературе представляет собой выполнение контрольного теста
Время выполнения: 40 минут
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 10 класса должен знать/понимать
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об
отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно- исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
10 класс. Итоговая работа по литературе.
Часть 1
Автор | Произведение | Герой | Жанр произведения |
1.Н.А.Островский | А) «Обломов» | А) Кулигин | А) Повесть |
2.И.С.Тургенев | Б) «Гроза» | Б) Ермил Гирин | Б) Роман |
3.Л.Н. Толстой | В) «Портрет» | В) Разумихин | В) Эпопея |
4. Ф. М. Достоевский | Г) «Война и мир» | Г) Чартков | Г) Драма |
5. Н.А. Некрасов | Д) «Отцы и дети» | Д) Анна Одинцова | Д) Рассказ |
6. И.А.Гончаров | Е) «Преступление и наказание» | Е) Штольц | Е) Трагедия |
7. Н.В. Гоголь | Ж) «Кому на Руси жить хорошо» | Ж) Тимохин | Ж) Элегия |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
Выполните задания на соответствие: 1.
2.
Поэт | Произведение |
1.А.С.Пушкин | А) «О, как убийственно мы любим…» |
2.Ф.И.Тютчев | Б) «Я пришел к тебе с приветом…» |
3. А.А. Фет | В) «Вчерашний день, часу в шестом…» |
4. Н.А.Некрасов | Г) «Я помню чудное мнгновение..» |
5. М.Ю.Лермонтов | Д) «Смерть поэта» |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
Выполните тестовые задания:
Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?
А) Захар Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Обломов
Какой тип героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?
А) Лишний человек Б) Рефлектирующая личность В) Нигилист Г) Разумный эгоист
Кому посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…"?
А) Елене Денисьевой Б) Амалии Крюденер В) Элеоноре Тютчевой Г) Анне Керн
Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?
А) Кабанов Б) Борис В) Кудряш Г) Варвара
Что такое «обломовщина»?
А) Практицизм в отношении к жизни Б) Апатия и инертность В) Стяжательство и накопительство Г) Бессмысленное прожектёрство
Какая деталь в портрете Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?
А) Высокий рост Б) Крупные выпуклости просторного черепа В) Обнажённая красная рука Г) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум
Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?
А) Природа и человек Б) Назначение поэта и поэзии В) Любовь Г) Революционное преобразование действительности
Кому из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
«…судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?»
А) Савелию Б) Грише Добросклонову В) Якиму Нагому Г) Ермиле Гирину
Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»?
А) Образ блудницы Б) Образ воскресения Лазаря В) Образ Голгофы Г) Образ креста
С какого момента начинается наказание Раскольникова?
А) до убийства Б) после убийства В) на каторге
Характерными чертами высшего общества Л.Н. Толстой считал (найдите лишнее)
А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие В) интриганство, светское злоязычие Б) патриотизм, боль за судьбу Родины Г) паразитизм и праздность.
Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805
году?
А) приобрести опыт боевых действий В) найти свой «Тулон» и прославиться Б) оставить наскучивший высший свет Г) продвинуться по службе.

Часть 2
Напишите превалирующее в прозе литературное направление второй половины 19 века.
Напишите название теории середины XIX века, представители которой утверждали независимость художественного творчества от общества (его сторонником был А.А.Фет).
Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
Напишите название эпизода, когда князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё обман».
Какое художественное средство использовал А.А. Фет в приведённом отрывке:
Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся…
Часть 3
Дайте развёрнутый ответ на вопрос на один из вопросов по выбору
Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?
В чём противоречие теории Раскольникова?