Контрольная работа по литературе (I часть учебника-хрестоматии). 6 класс
I вариант
1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:
А) потешка; Б) сказка; В) басня; Г) поговорка.
2. Определите жанр произведения «Повесть временных лет»:
А) похвала; Б) роман; В) житие; Г) летопись.
3. Соотнесите автора и название произведения:
А) А.С.Пушкин 1) «Левша»
Б) Н.А.Некрасов 2) «Три пальмы»
В) Н.С.Лесков 3) «Железная дорога»
Г) М.Ю.Лермонтов 4) «Ьарышня-крестьянка»
_____________________________________________________________________________________
4. Установите соответствие между писателями и фактами их биографии.
ПИСАТЕЛИ | ФАКТЫ БИОГРАФИИ |
A) А.С.Пушкин | 1) Его дед был крепостным, отец владел бакалейной лавкой, с ранних лет помогал родным, зарабатывая уроками; учился в Московском университете на медицинском факультете, но главным делом жизни стала литература. |
Б) И. С. Тургенев | 2) Учился в одном из лучших учебных заведений России — в Царскосельском лицее; был в ссылках на юге, затем в Михайловском. |
B) Н. С. Лесков | 3) Ненависть к крепостному праву, об ужасах которого он написал в своём первом произведении, зародилась в детстве, в родовом гнезде; долгие годы жил за границей, однако не написал ни одного произведения на каком-либо языке, кроме русского, напротив — переводил на французский и английский языки произведения русских писателей. |
Г) А.П.Чехов | 4) Государственная служба и поездки по России дали богатый материал для статей очерков, которые появились в печати с начала 1860-х годов; в эти годы складывается неповторимый стиль писателя, не сразу принятый критикой; он изображал народную жизнь, передавая язык самого народа, который хотел говорить на своём языке — с неправильностями и народными оборотами речи. |
5. Найдите соответствия между именами писателей и поэтов и местами, с которыми они связаны:
А) А.С. Пушкин 1) Таганрог
Б) Н.А. Некрасов 2) Орел
В) А.П.Чехов 3) Болдино
Г) Н.С. Лесков 4) Карабиха
______________________________________________________________________________________
6. Установите соответствие между героями романа А. С. Пушкина «Дубровский» и их словами. Назовите четвертого героя.
ГЕРОИ | СЛОВА |
A) Дубровский-отец | 1) «Как... высылать к нему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать!.. Вот я ж его... Наплачется он у меня... |
Б) Дубровский-сын | 2) «... Иному дворянину не худо бы поменять усадьбу на любую здешнюю конурку...» |
B) Троекуров | 3) «... Вы губите и себя и меня!.. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он вас не обидит...» |
Г) | 4) «... Вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам...» |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Соотнесите название литературоведческого термина и его определение:
А) роман Б) композиция В) сюжет Г) антитеза
1) большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц и развитым сюжетом; 2) последовательность и связь событий в художественном произведении; 3) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов; эпизодов 4) противопоставление образов, эпизодов, картин, слов, помогающее передать мысль и чувство, усилить эмоциональность речи.
______________________________________________________________________________________
8. Определите жанр произведения:
А) И.А. Крылов «Осёл и Соловей»________________________________________________________
Б) А.С. Пушкин «Дубровский»___________________________________________________________
В) А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»__________________________________________________
Г) М.Ю. Лермонтов «Утёс»______________________________________________________________
9. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»
А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.
10. Какое художественное средство использовано в предложении: «Деревянный мост, перекинутый через речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами телег, и шатается»?
А) эпитет Б) олицетворение В) гипербола Г) антитеза
11. Определите тип рифмы и стихотворный размер:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между нми из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Творческое задание. Какое произведение понравилось больше всего? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по литературе (I часть учебника-хрестоматии). 6 класс
II вариант
1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:
А) пословица; Б) поэма; В) былина; Г) небылица.
2.Кого считают автором «Повести временных лет»?
А) Илларион; Б) Пимен; В) Нестор; Г) Кирилл.
3. Соотнесите автора и название произведения:
А) А.С.Пушкин 1) «Толстый и тонкий»
Б) И.А.Крылов 2) «Бежин луг»
В) А.П.Чехов 3) «Ларчик»
Г) И.С.Тургенев 4) «Дубровский»
_____________________________________________________________________________________
4. Установите соответствие между писателями и фактами их биографии.
ПИСАТЕЛИ | ФАКТЫ БИОГРАФИИ |
A) М.Ю.Лермонтов | 1)Будучи еще ребенком, он узнал, что не может носить фамилию своего отца - Афанасия Шеншина, потому что тот вступил в брак с матерью поэта после рождения сына. |
Б) И. С. Тургенев | 2) Получив от отца отказ в помощи, вынужден был рано начать самостоятельную жизнь; первое произведение «В дороге» было восторженно оценено критиком В. Г. Белинским. |
B) Н.А.Некрасов | 3) Талантливый писатель и поэт; учился в Московском университете, затем в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; погиб на дуэли в Пятигорске. |
Г) А.А.Фет | 4) Учился в Московском, Петербургском и Берлинском университетах; своё первое произведение, созданное в 40-е годы XIX века, посвятил воспеванию русского народа; оно, по словам видного сановника, во многом способствовало тому, что царь отменил крепостное право. |
______________________________________________________________________________________
5. Найдите соответствия между именами писателей и поэтов и местами, с которыми они связаны:
А) М.Ю.Лермонтов 1) Михайловское
Б) И.С.Тургенев 2) Тарханы
В) А.С.Пушкин 3) Овстуг
Г) Ф.И.Тютчев 4) Спасское-Лутовиново
______________________________________________________________________________________
6. Установите соответствие между героями сказа Н.С.Лескова «Левша» и их словами. Назовите четвертого героя.
ГЕРОИ | СЛОВА |
A) Платов | 1) «Пожалйуйста, не порть мне политики» |
Б) Николай I | 2) «... Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные...» |
B) Левша | 3) «... Очень коротко с ним знаком, даже за волоса его драл, только не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь...» |
Г) | 4) «... Я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, англицкую блоху на подковы подковали!» |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Соотнесите название литературоведческого термина и его определение:
А) псевдоним Б) дактиль В) кульминация Г) эпитет
1)трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге; 2)момент наивысшего напряжения в художественном произведении; 3)вымышленное имя, которым автор заменяет свое настоящее имя; 4) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
______________________________________________________________________________________
8. Определите жанр произведения:
А) И.А. Крылов «Ларчик»_______________________________________________________________
Б) Н.С.Лесков«Левша»__________________________________________________________________
В) И.С. Тургенев «Бежин луг»____________________________________________________________
Г) М.Ю. Лермонтов «Тучки»_____________________________________________________________
9. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Великолепными коврами, // Блестя на солнце снег лежит»
А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.
10. Какое художественное средство использовано в предложении: «… и тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда»?
А) эпитет Б) олицетворение В) гипербола Г) сравнение
11. Определите тип рифмы и стихотворный размер:
Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Творческое задание. Какое произведение понравилось больше всего? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Номер задания | 1 вариант | 2 вариант | Количество баллов |
1 | В | Б | 1 |
2 | Г | В | 1 |
3 | А-4, Б-3, В-1, Г-2 | А-4, Б-3, В -1,Г-2 | 4 |
4 | А-2, Б-3, В-4, Г-1 | А-3,Б-4,В-2,Г-1 | 4 |
5 | А-3, Б-4, В -1, Г-2 | А-2,Б-4, В-1, Г-3 | 4 |
6 | А-4, Б-3, В-1, Г-2 Слуга Троекурова | А-3, Б-4, В-2,Г-1 АлександрI | 5 |
7 | А-1, Б – 3, В-2, Г-4 | А-3,Б-1,В-2,Г-4 | 4 |
8 | А-басня Б-роман В – повесть Г-стихотворение | А-басня Б-сказ В-рассказ Г-стихотворение | 4 |
9 | Б | А | 1 |
10 | Б | Г | 1 |
11 | Парная, амфибрахий | Перекрестная, хорей | 2 |
12 | Оценивается: цельность, связность, аргументированность ответа | 3 |
ИТОГО | 34 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«5» - 29-34 балла
«4»- 23-28 баллов
«3» - 17-22 балла
«2» - ниже 17 баллов