ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1 полугодие
1 вариант
Часть I
1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству?
а) пословица; б) поэма; в) былина; г) небылица.
2. Рассказы, порождённые народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни, - это
а) сказки; б) мифы; в) поговорки.
3. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе?
а) сказание; б) хождение; в) поучение; г) поэма.
4. Эпитет – это …
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
б) художественное определение;
в) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое;
г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.
5. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим - это
а) сравнение; б) метафора; в) эпитет.
6.. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Дубровский».
а) роман; б) повесть; в) притча; г) рассказ.
7. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?
а) страх перед Троекуровом;
б) уважение к богатому соседу;
в) любовь к Марье Кирилловне.
8. Какая тема объединяет поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?
а) тема тяжёлого физического труда; б) тема научных открытий; в) тема образования; г) тема природы.
9. Назовите двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) пиррихий.
10. Укажите границы древнерусской литературы.
а) VII – X века; б) конец X – XII века; в) конец X – XVII века; г) XI – XVIII века.
Часть II
11. Продолжите строчку:
На уроках литературы мы читали роман - … (приведите его название),
сказ - ….
миф - …..
былину - …..
стихотворение - ….
повесть - …..
балладу -…..
12. Определите литературный приём, использованный в данном отрывке.
«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; на ничего, не конфузится».
13. Узнайте персонажей произведения А.С.Пушкина «Дубровский» по их характерным чертам.
«Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать…Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
«…славился умом, отважностью и каким-то великодушием».
14. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения.
а) У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
б) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
15. Определите стихотворный размер.
а) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром
б) Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права.
в) В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
16.Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
Царское село;
Овстуг (Брянская область);
Тарханы (Пензенская область).
а) М.Ю.Лермонтов;
б) А.С.Пушкин;
в) Ф.И.Тютчев.
17. Соотнеси названия произведений и их авторов.
1) А.С.Пушкин;
2) М.Ю.Лермонтов;
3) Н.С.Лесков.
а) «Левша»;
б) «Парус»;
в) «Дубровский».
18. Выпишите из стихотворения изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения):
Образец: «гордые пальмы» - эпитет
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух. Птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф.И. Тютчев
Часть III
1. Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.
2. Составьте словарную статью для «Краткого словаря литературоведческих терминов» о том, что такое пословица и что такое поговорка. Чем они отличаются?
3. Подберите к слову «цветок» 3-5 эпитетов. Напишите небольшое стихотворение о цветке.
ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1 полугодие
2 вариант
Часть I
1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству?
а) потешка; б) сказка; в) басня; г) поговорка.
2. Сколько подвигов совершил Геракл?
а) 12; б) 13; в) 11.
3. Укажите границы древнерусской литературы.
а) VII – X века; б) конец X – XII века; в) конец X – XVII века; г) XI – XVIII века.
4. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе:
а) сказание; б) хождение; в) роман; г) поучение.
5. Метафора – это…
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
б) художественное определение;
в) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое;
г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.
6. Изображение неживых предметов в виде живых существ
а) метафора; б) эпитет; в) олицетворение.
7. Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:
а) сказка; б) притча; в) сказ; г) рассказ.
8. Почему Марья Кириловна не последовала за Владимиром Дубровским после венчания с Верейским?
а) разлюбила его; б) уже обвенчана с князем в церкви, дала клятву перед Богом;
в) помешали разбойники; г) запретил К.П. Троекуров.
9. Назовите автора повести «Выстрел».
а) М.Ю.Лермонтов; б) А.С.Пушкин; в) Н.В.Гоголь.
10. Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
а) дактиль; б) хорей; в) ямб; г) анапест.
Часть II
11. Продолжите строчку.
На уроках литературы мы читали роман - … (приведите его название),
сказ - ….
миф - …..
былину - …..
стихотворение - ….
повесть - …..
балладу -…..
12. Определите литературный приём, использованный в данном отрывке.
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми и белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…»
13. Узнайте персонажей произведения А.С.Пушкина «Дубровский» по их характерным чертам.
«Надменный в сношениях с людьми…Губернские чиновники трепетали при его имени; …принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…»
«…прямо высказывал своё мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина».
14 . Определите по предложенному отрывку автора и название произведения.
а) Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.
б) «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели…»
15. Определите стихотворный размер.
а) Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит…
б) Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу.
в) Свет небес высоких, И блестящий снег…
16. Соотнесите литературные термины и их определения.
1. Ирония
3. Сюжет
4. Роман
а) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей;
в) выражение насмешки
г) Большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.
7.Соотнесите даты жизни писателей и их имена
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Ф.И.Тютчев
а) 1814 – 1841
б) 1799 – 1837
в) 1803 – 1873
6. Выпишите из стихотворения изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения):
Образец: «гордые пальмы» - эпитет
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф.И. Тютчев
Часть III
1. Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.
2. Составьте словарную статью для «Краткого словаря литературоведческих терминов» о том, что такое пословица и что такое поговорка. Чем они отличаются?
3. Подберите к слову «цветок» 3-5 эпитетов. Напишите небольшое стихотворение о цветке.