Промежуточная контрольная работа по литературному чтению для 4 класса (2018-2019 уч.г.)
1 вариант
Маленький лесовод
Шёл я однажды зимой по лесу.
Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.
Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.
Вдруг вижу – на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю – немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпаная, как и те, что на снегу валяются.
Отошел я в сторону и сел на пенек. Просидел минут пять, гляжу – к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, – а на голове чёрная с красным кантиком шапочка.
Сразу узнал я дятла.
Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
Сунул свежую шишку в ту расщелинку, а старую вытащил клювом и выбросил. Потом уселся поудобнее, опёрся на растопыренный хвост и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывать семена.
Расправился с этой, полетел за другой.
Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
Видно, понравилась дятлу эта осина с расщелиной в стволе, и выбрал он её для своей «кузницы». Так называется место, где дятел шишки долбит.
Засмотрелся я на дятла, как он своим клювом шишки расклёвывает.
Засмотрелся и задумался: «Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу польза. Не все семена ему в рот попадут, много и разроняет. Упадут семена на землю. Какие погибнут, а какие весной и прорастут...»
Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится! Кто их насеял – дятел, клесты или белки? Или ветер семена занёс?
Едва выглядывают крохотные деревца, чуть потолще травинок. А пройдёт тридцать-сорок лет – и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор.
Г. Скребицкий (330 слов)
1.В какое время происходили события, описанные в тексте?
а) весной в) летом
б) зимой г) осенью
2. От чьего лица ведётся повествование?
а) автора-рассказчика в) дятла
б) лесника г) старичка-лесовичка.
3.К какому жанру относится это произведение?
а) рассказ в) басня
б) сказка г) стихотворение
4. Какая тема текста?
__________________________________________________________________________
5. Какая главная мысль произведения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какой это тип текста?_____________________________________________________
7.Этот текст научный, публицистический или художественный ?Подчеркни правильный ответ.
8.Что обнаружил путешественник в расщелине осины? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________
9. Выпиши из текста слова, описывающие размер и окраску дятла.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выпиши образное выражение, которое использует автор, описывая посадку дятла на осину. __________________________________________________________________
11.Восстанови с помощью цифр последовательность действий дятла.
а) уселся в) несёт
б) прилетел г) летит
12. Запиши , как ты понимаешь слово "топорщится".
__________________________________________________________________________
13. Составь план текста из 5 пунктов.
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________
14. Что бы ты рассказал своим одноклассникам на уроке окружающего мира, прочитав это произведение (Напиши 4-5 предложений).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
\
Промежуточная контрольная работа по литературному чтению для 4 класса (2018-2019 уч.г.)
1 вариант
Двое на одном бревне
Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:
- Впереди вода, позади Лиса - вот положение!
А Лиса Зайцу кричит:
- Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!
Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно - поплыли вдвоём по реке.
Увидела их Сорока и стрекотнула:
- Интересненько, интересненько... Лиса и Заяц на одном бревне- что-то из этого
выйдет!
Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.
Вот Заяц и говорит:
- Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки обгладывать! До того вкусные, до того сочные...
- А по мне, - вздыхает Лиса, - нет ничего слаще мышек-полёвок. Н поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!
- Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..
Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:
- Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!
Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем – Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:
- Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и
цепляешься, как репей на хвост!
А Сорока как ни в чём не бывало:
- Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!
Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно – Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:
- Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!
Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают. Думают, как с бревна друг друга спихнуть. Другого спихнуть, а самому уцелеть. И вдруг сразу оба додумались!
- С бревна нам не уйти?
- Не уйти.
- Когда ссоримся и дерёмся? ...
- Бревно переворачивается.
- А когда тихо и мирно сидим?..
- Плывём, как на лодочке!
- Значит?..
- Значит, надо мирно сидеть. Ждать, пока бревно прибьёт к берегу. Ты, Заяц, согласен?
- Я – то давно согласен…
Поплыли Лиса и Заяц на бревне рядышком. А Сорока – склочница ни с чем улетела.
Н.И. Сладков (324 слова)
1.В какое время происходили события, описанные в тексте?
а) весной в) летом
б) зимой г) осенью
2. От чьего лица ведётся повествование?
а) автора-рассказчика в) сороки
б) лесника г) зайца
3.К какому жанру относится это произведение?
а) рассказ в) басня
б) сказка г) стихотворение
4. Какая тема текста?
__________________________________________________________________________
5. Какая главная мысль произведения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какой это тип текста?_____________________________________________________
7.Этот текст научный, публицистический или художественный ?Подчеркни правильный ответ.
8.Кто стал сеять раздор между Лисой и Зайцем? Ответь кратко.
__________________________________________________________________________
9.Выпиши из текста предложение, в котором говорится, что любит есть заяц.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Выпиши образное выражение, характеризующее надоедливость сороки.
__________________________________________________________________________
11.Восстанови с помощью цифр последовательность действий сороки.
а) стрекотнула в) насторожилась
б) улетела г) увидела
12. Запиши , как ты понимаешь слово "мечется".
__________________________________________________________________________
13. Составь план текста из 5 пунктов.
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________
14. Что бы ты рассказал своим одноклассникам на уроке окружающего мира, прочитав это произведение (Напиши 4-5 предложений).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________