СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса в формате ЕГЭ. Два варианта

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса»

Контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса

Вариант I


  1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Знаниямировоззрениеценностиустановкиубеждения


  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Трудиграучениевид деятельностипознание.


  1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Система образованияобразовательные учрежденияцели образованияфункции об­ра­зо­ва­ния в обществеобразовательные программы.


  1. Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Социальная революцияэкономическая реформаобщественный прогресссоциальная динамикакоренные преобразования


  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокая содержательная сложность

2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей

4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам

6) безграничное самовыражение автора


  1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе


  1. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

 

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества 


  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «нормативный правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о нормативных правовых актах.


  1. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.


1) политическая

2) правоохранительная

3) социальная

4) демократическая

5) этническая


  1. Найдите в приведённом ниже спис­ке функции по­ли­ти­че­ских партий в де­мо­кра­ти­че­ском обществе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) разработка и при­ня­тие законов

2) выдвижение по­ли­ти­че­ских лидеров

3) оппонирование правительству

4) контроль над де­неж­ной системой

5) формирование пра­во­охра­ни­тель­ных органов

6) представление определённых групп общества 


  1. Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) ассоциация преподавателей университетов

2) региональное управление образования

3) объединение ветеранов правоохранительных органов

4) территориальное управление внутренних дел

5) союз защиты прав потребителей 


  1. Найдите в приведённом ниже списке политические институты и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно-политическое движение

2) политические партии

3) политическая культура

4) политические нормы

5) государство 


  1. Прочитайте Назовите принципы правового государства, приведенные автором.


С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е. В. Лукашева



  1. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

  2. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «политический аб­сен­те­изм (неучастие)»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию об абсентеизме.
































Контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса

Вариант II.



  1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Духовная культурафундаментальная

наукаобразованиелитератураживопись.


  1. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Срав­не­ние фактованалогияэкспериментклас­си­фи­ка­ция фактовметод познания


  1. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «мораль».


1) со­ци­аль­ная норма

2) санкции

3) эксперимент

4) гипотеза

5) доб­рый поступок

6) сво­бод­ный выбор 


  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стратификации.


1) доход

2) со­ци­аль­ная роль

3) престиж

4) власть

5) авторитет

6) образование

  1. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 


1) Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2) Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3) Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4) Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5) Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6) Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково. 


  1. Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества

2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации

3) общеобязательная идеология

4) централизованная си­сте­ма управления экономикой

5) власть под­чи­не­на контролю общества 


  1. Найдите в приведённом ниже спис­ке полномочия Пре­зи­ден­та РФ, и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.



1) выступление в ка­че­стве главы го­су­дар­ства с еже­год­ным посланием к Фе­де­раль­но­му собранию

2) внесение по­пра­вок в текст Кон­сти­ту­ции РФ и иные кон­сти­ту­ци­он­ные законы

3) наложение вето на не­ко­то­рые законы, при­ня­тые Думой, с целью их по­втор­но­го рассмотрения

4) роспуск Го­су­дар­ствен­ной думы и объ­яв­ле­ние досрочных пар­ла­мент­ских выборов в слу­чае несогласия пре­зи­ден­та с по­зи­ци­ей думы по бюд­жет­ным вопросам

5) подписание от имени РФ меж­ду­на­род­ных договоров

6) посещение вой­ско­вых частей в ка­че­стве верховного главнокомандующего 


  1. В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го общества. Какие из приведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?


1) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управления.

2) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой информации.

3) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские советы.

4) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг.

5) Вы­рос­ло число граждан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских партий.

6) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских больниц. 


  1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).


Потребностьустановкаубеждениемотивинтересэмоцияидеал


  1. Найдите в при­ве­ден­ном списке характеристики кон­сти­ту­ци­он­ной монархии. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) глава го­су­дар­ства — на­след­ствен­ный монарх, об­ла­да­ю­щий представительскими функциями

2) высшую су­деб­ную власть осу­ществ­ля­ет монарх

3) законодательную власть осуществляет вы­бор­ный парламент

4) исполнительная власть принадлежит правительству

5) представительские функ­ции осуществляет пред­се­да­тель верхней па­ла­ты парламента 


  1. Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.


1) сильное государство

2) соблюдение прав и свобод личности

3) гражданское равноправие

4) приоритет личности перед обществом и государством

5) стабильность 


  1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте. 

 

Право и закон

[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.

Н.И. Матузов


  1. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?


  1. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.


  1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «трудовой договор»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее информацию о возрасте, с ко­то­ро­го допускается за­клю­че­ния трудового до­го­во­ра по об­ще­му правилу, и одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее любую уста­нов­лен­ную российским за­ко­но­да­тель­ством гарантию при за­клю­че­нии трудового договора.













































Контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса

Вариант III.




  1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Социальная группапервичная группанеформальная группаэтническая общностьобщественный класс


  1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Школьный класструдовой коллективродительская семьяагент социализацииСМИ


  1. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

 

1) биологические

2) физиологические

3) социальные

4) органические

5) естественные

6) эстетические 




  1. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «виды деятельности».

 

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая 


  1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность


  1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «юридическая ответственность»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах юри­ди­че­ской ответственности, и одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее прин­цип спра­вед­ли­во­сти юри­ди­че­ской ответственности.


  1. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.


1) индивидуальная

2) восходящая

3) миграция

4) горизонтальная

5) нисходящая

6) межпоколенная 


  1. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие политические партии по составу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) консервативная

2) массовая

3) кадровая

4) коммунистическая

5) нелегальная

6) социал-демократическая 


  1. Гражданин иностранного государства, работающий по контракту в РФ, решил получить гражданство РФ. Назовите любые четыре требования, которым он должен соответствовать для приобретения гражданства РФ в общем порядке.


  1. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

 

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых. 


  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «глобализация».

 

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Все­мир­ный банк

5) ми­ро­вые рынки

6) на­ту­раль­ное хозяйство 


  1. Найдите в приведённом спис­ке проявления мас­со­вой культуры и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) премьера филь­ма ужасов

2) фестиваль ре­клам­ных роликов

3) переиздание детектива-бестселлера

4) выставка художников-авангардистов

5) областной смотр фольк­лор­ных коллективов

6) открытие меж­ду­на­род­но­го конкурса пианистов


  1. Владелец интернет-магазина за­клю­чил сроч­ный тру­до­вой до­го­вор с тремя 15-летними уча­щи­ми­ся про­фес­си­о­наль­но­го лицея. В со­от­вет­ствии с усло­ви­я­ми до­го­во­ра каж­дый из них дол­жен вы­пол­нять ра­бо­ты по упа­ков­ке по­ку­пок кли­ен­тов ма­га­зи­на в те­че­ние учеб­но­го года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с ча­со­вым пе­ре­ры­вом на обед. Какие на­ру­ше­ния были до­пу­ще­ны при за­клю­че­нии договора? (Укажите три нарушения.)



  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.





1) гуманитаризация

2) догматизация

3) гуманизация

4) интернационализация

5) информатизация

6) идеологизация 


  1. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.


Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

 

(К.С. Гаджиев)