СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по ОРКСЭ ЭССЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа учителя на тему "Женщина в православной церкви"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по ОРКСЭ ЭССЭ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мало-Андосовская основная школа







Контрольная работа



Предмет « Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль « Типы религиозных организаций»





Тема: «Женщина в православной церкви»













Исполнитель: Пронина Любовь Тимофеевна













2019



ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение. 3

2. Роль женщины в Православной церкви. 4 - 7

2.1. Образ женщины в религиях мира. 4 - 5

2.2. Место женщины в церковной жизни Древней Руси. 5

2.3. Женщина в старообрядчестве. 5

2.4. Женщины в русской церкви в XIX – нач. XX в. 5 -6

2.5. Женщина в Советское время и в 90-е годы. 6 - 7

3. Заключение. 7

4. Литература. 7-8































  1. Введение.

«Женская тема» в отечественной науке существует не одно десятилетие. Возникнув как «женский вопрос», в настоящее время является одним из компонентов гендерных исследований. Однако, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, историков и философов, социологов и политологов, вряд ли можно утверждать, что «женский мир» представлен в современной историографии полно.

В России, стране с тысячелетней православной традицией, то отношение к женщине, которое формируется в общественном сознании Церковью, заслуживает особого разговора. Несмотря на то, что женщины составляют значительную часть прихожан и гораздо больше вовлечены в процесс социализации детей в религиозных общинах, их статус в церковной иерархии традиционно довольно низок. Доминирование мужчин является нормой для большинства конфессий.

В православной Церкви вопрос о роли женщины многократно поднимался на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке задается этот вопрос, то чаще всего имеется в виду собственно не роль - об этом проповедовал Сам Христос, и писал еще апостол Павел, а актуальная проблема взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему».1

Другое дело, что сейчас, в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни ... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словами апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»2

Поэтому тема «Женщина в православной церкви» остается актуальной в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.


2. Роль женщины в Православной церкви.

2.1. Образ женщины в религиях мира

«Живи радуйся, что ты не родился женщиной». Различные вариации подобного высказывания мужчин имеют многообразные культурные и религиозные отголоски, создавая тем самым впечатление справедливости утверждения К.Миллетт о том, рожден их страхом перед «инаковостью» женщины. Так, если обратиться к анализу социально – психологических аспектов религиозных воззрений, можно убедиться, большинство религий мира являются патриархальными, или пользуясь современной феминистской терминологией, «шовинистическими». В них мужчина утвердил себя в качестве человеческой нормы, по отношению которой женское становится другим и чуждым.

Известно, что самой древней мировой религией Является буддизм. Он возник в 6 веке до нашей эры на территории современной Индии. Согласно Священным буддистским текстам женщина и мужчина в целом остаются равноправными. Однако, что касается сфер высокой духовности, существует негласная традиция, закрепляющая эти области за мужчинами, когда как удел женщины - прежде всего семья, забота о хлебе насущном.

Ничуть не больше достоинств отводит женщинам и Христианство. Миф о грехопадении, созданный христианской традицией и являющейся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны. Которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема. Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что «в женщине-начало греха…».

На первый взгляд несколько иного отношения удостоилась женщина в католицизме, где, как известно, особо чтят деву Марию-мать Иисуса Христа. Образ Марии предстает как идеал истинной женственности, наделяясь эпитетами «блаженная», «ласковая» и т.п. Еще в XIII-XIV веках доминиканские монахи особо выделяли такие черты Девы Марии, как покорность и смирение. Не случайно, согласно христианским воззрениям, именно смирение лежит в основании женского идеала, без которого женщина не может обрести смысл своего бытия, сообщаемый ей мужчиной.

Ислам практически узаконил бесправное положение женщины в мусульманских обществах, ее полнейшую моральную и экономическую зависимость от мужчины. Так согласно Корану, мать не имеет права даже на собственных детей, которые принадлежат мужчине. За малейшее непослушание и строптивость женщины сурово наказывались, при этом Коран рекомендовал не церемониться с ними, позволяя мужчинам избивать своих непокорных жен.

Таким образом, мы можем отметить то факт, что проблемы отношения к женщине в обществе и ее реального социального положения, которое теоретики феминизма расценивают как дискриминационное, берут свое начало в патриархальном религиозном наследии.

2.2. Женщины в церковной жизни Древней Руси.

Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключалась миссионерская деятельность женщин. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела над интеллектуальными занятиями. Ко времени Петровских реформ женщины в храме не трудились, оставив за собой область социального призрения, благотворительность - тайную и явную, рукоделие. Статус замужней женщины был высоким. Положение женщины мыслилось в первую очередь как матери. На матери лежала задача по поддержанию семейства, по продолжению рода. Как мы видим, с течением времени понимание Церковью роли женщины в ее благодатной жизни не изменилось. Церковь, ведя своих дочерей по пути спасения, дает им выполнять посильные и достойные послушания, привлекая к активному служению ближним, к проповеди о Христе, к внутренней и внешней миссии.

2.3.Женщина в старообрядчестве.

Старообрядчество внесло значительные изменения в положение женщин в православии. Женщина в старообрядстве совершала все духовные требы и таинства, руководила общиной   и обучала детей грамотности, которая не мыслилась без религиозного воспитания. В женских старообрядческих скитах женщина выступала как просветительница масс, становясь самостоятельной в мирских церковных делах. Монахини постригали, исповедовали женщин, причащали, крестили, занимались благотворительностью, поддерживали нищих и больных, принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов, были наставницами и уставщицами, переписывали книги   и писали собственные сочинения как эпистолярного, так и агиографического жанра. Многие настоятельницы женских скитов и монастырей пользовались известностью и почитанием. Характерно, что первые настоятельницы женских скитов были родственницами хорошо известных старообрядческих деятелей: так, из семьи Семеновых вышли инокини Стефанида и Феврония, Соломония Денисова была первой настоятельницей Лексинского монастыря, видную роль в монастыре играли и Анастасия Данилова, дочь Данилы Викулина, Феврония Прокопьевна, сестра Петра Прокопьевича.

2.4. Женщины в русской церкви в XIX – нач. XX в.

Хотя религиозное воспитание в семье поддерживалось именно женщиной, в России конца XIX – начала XX в. женщина-крестьянка не могла получить богословского образования. Формой религиозной жизни крестьянок, позволявшей ей и избежать порой невыносимых условий жизни в крестьянской семье, становилось монашество. Крестьянки уходили в монастырь, часто оставаясь до конца жизни в статусе послушниц. Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения.

С середины XIX в. в России стали появляться общины сестер милосердия, находившиеся под покровительством  знатных  женщин, которые были хорошо знакомы с западно-европейскими образцами. Отличительной чертой этих общин была социальная направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России. «Важным событием стало открытие в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия вдовой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоровной».3

2.5. Женщина в Советское время и в 90-е годы.

И социологи, и сама церковь признают, что в 90-е годы прошлого столетия произошло то, что теперь все называют религиозным возрождением.  И дело не только в увеличении количества прихожан в православных храмах, но и в изменении  в отношении к самой церковной жизни после почти века ее игнорирования. В распространении новых типов семейного поведения историки видят отход от традиционных религиозных ценностей, и коснулось это в первую очередь женщин. В советской литературе новое положение женщины трактовалось как «раскрепощение женщин от вековой зависимости». Как пишет Т. Г. Киселева, «втянув насильственным путем женщину в общественное производство государство обрекло ее на неквалифицированный низкооплачиваемый труд, не защитив при этом ее семью»4. Этот процесс шел параллельно  с изгнанием христианских ценностей прежде всего из повседневности. В деревне практически полностью исчезла большая семья, состоящая из нескольких поколений. Одновременно шел процесс сокращения численности детей в семье. Верующая женщина утрачивала возможность влияния на детей по мере их обучения в школе, т. к. обязательным компонентом обучения была антирелигиозная борьба.

Cовременное положение Православной Церкви в обществе требует четкого выяснения положения женщины в церковной общине. При неясности этого вопроса, можно, с одной стороны, в погоне за “равноправием” с мужчинами присвоить женщинам те права, которые церковный разум никогда им не усваивал, видя в этих правах исключительно мужское достоинство (как-то женское священство или даже епископство в некоторых протестантских течениях).

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

Мир установил новые стандарты для женщины, которые не постоянны и не естественны, а следовательно и не досягаемы. Женщина же в погоне за ними теряет те естественные цели и черты, которые даны ей от природы и должны делать ее счастливой и любимой.  

  1. Заключение.

Религия и Церковь спасает женщин от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.  

Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина? Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может.

Таким образом, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, нацональности, социального положения, состояния здоровья и т.д. - соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери - но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Роль каждого христианина - мужчины или женщины - по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».

  1. Литература.

  1. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.

  2. Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 12 марта 2018 года)

  3. Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

  4. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс].

  5. Свешников Сергий, священник «О роли женщины в Церкви» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения – 10 марта 2018 года).

  6. Бер-Сижель, Элизабет. Служение женщины в Церкви / пер. с фр. А. Бакулов. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. - с.108.

  7. Михаил Бычков. Роль женщины в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://sdsmp.ru/news/n6767/ (дата обращения – 12 октября 2018 года)











































1 Библия. Книга Бытие, 2 глава

2 1-ое послание к Коринфянам

3 https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10

4 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник.- М.:МГУКИ,2004.