Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса
Вариант 1.
Часть 1. Орфография.
Списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Указать части речи у слов с орфограммами.
Кваше(н/нн)ая капуста, глиня(н/нн)ый образ,(не)передавая, тума(н/нн)ая даль, сделать точ..(в)точ.., смотрелся (не)ряшливо, (ни/не)откуда взять,(в)миг прозреть, выдума(н/нн)ая история, настеж.. отворить, был (с)лев(а/о),книга напечата(н/нн)а, сидел (по)турецки, было горяч(е/о), ничуть (не)важно, вильнул (в)бок.
Часть 2. Языковые разборы.
1.Записать предложение. Выполнить его синтаксический разбор.
Кто-то подошел к давно уже не новому шкафу, раскрытому настежь.
2.Выполнить морфемный и словообразовательный разборы слова перекидывая.
3.Выполнить морфологический разбор слова раскрытому.
Часть 3. Орфоэпия.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Баловать, взята, средства, черпая.
Часть 4. Морфология.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Что(бы) вы хотели изменить в своей жизни?
2) Он поступил так(же), как и брат.
3) (Не)смотря на то, что отпуск был отложен, брат не впал в апатию.
4) Он так(же) приехал в отпуск.
Часть 5. Пунктуация.
Записать предложение. Расставить знаки препинания. Письменно объяснить их расстановку.
Я увидел голубя привязанного ниткой к ветке сирени и стал его спасать.
Часть 6. Работа с текстом.
А. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14–16 текста. Запишите ответ.
(14)Парадоксально, но наиболее любимые книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, почему-то забываются, не удерживаются в нашей памяти. (15)Казалось бы, должно быть всё наоборот: книга, произведшая на нас сильное впечатление да еще читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. (16)Нет, этого не происходит.
Б.Определите и запишите лексическое значение слова «столяр» из предложения 5. Столяр — ...
5)Пожалуй, нужно заказать столяру. (6)Почему я ограничиваюсь только мечтой? (7)Что, трудно позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что именно имею я в виду? (8)Нет, всё же не зову, и мечта остаётся неисполненной.
В.Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(7)Что, трудно позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что именно имею я в виду? (8)Нет, всё же не зову, и мечта остаётся неисполненной.