СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку на тему "Морфология" (5 кл)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку на тему "Морфология" (5 кл)»

УРОК 151

Повторение изученного по теме: «Имя существительное как часть речи».

Тестовые задания

В старину в отечестве вашем, России, не было таких прекрас­ных городов, как наш Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бега­ете в тени прохладных садов, некогда видны были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время; в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, чес­тные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их звали славянами. (А Ишимова)

А

  1. В каком ряду все слова относятся ко 2 склонению?

  1. В старину, в отечестве, на местах;

  2. Петербург, Москва, Россия;

  3. леса, болота, Петербург;

  4. города, Москва, Петербург.

  1. В каком ряду все слова относятся к женскому роду?

  1. Москва, избушки, города;

  2. Россия, в тени, Москва;

  3. избушки, города, на войне;

  4. в старину, в отечестве, России.

  1. В каком ряду все слова не имеют формы множествен­ного числа?

  1. В отечестве, России, город;

  2. лес, сад, тень;

  3. избушка, город, место;

  4. в старину, Петербург, Москва.

  1. В каком ряду все слова имеют особенности склонения?

  1. Городов, предков, садов;

  2. люди, лицом, славянами;

  3. Россия, строениями, время;

  4. лицом, станом, люди.

  1. В каком ряду все слова стоят в творительном падеже?

  1. На местах, городов, строениями;

  2. лицом, славянами, люди;

  3. строениями, лицом, станом;

  4. леса, болота, избушки.

В

  1. Выпишите имена существительные собственные. (Рос­сии, Петербург, Москва.)

  2. Выпишите имена существительные, образованные суф­фиксальным способом. ((В) старину, строениями, избушки.)

  3. Выпишите одушевленные имена существительные. (Люди, предков, славянами.)

  4. Выпишите имена существительные, стоящие в роди­тельном падеже. (Садов, предков.)

  5. Выпишите имена существительные, стоящие в пред­ложном падеже. ((В) отечестве, России, на местах, в тени, на войне.)

  6. Выполните морфологический разбор слов России, на местах, в тени, время, предков, на войне.

С

Напишите текст небольшого сообщения на лингвистичес­кую тему «Имена существительные собственные и нарица­тельные». В качестве примеров используйте слова из текста.

УРОК 169

Повторение изученного по теме
«Имя прилагательное как часть речи»

Текст распечатывается для каждого ученика или проеци­руется на экран.

Песня весны

Вечер тихий и чистый. Бубнит в низинке ручей, тонконогий осинник тонет во мгле. Зато черные ели, как могучие богатыри, поднимаются над лесом и достают вершинами белые звезды.

Все громче и звонче свистят дрозды; но не их песня нужна охотнику. Привычное ухо ищет: вот она, песня! А вот и он, певец! Частя темными крыльями, он «тянет» — летит ровно, как по ни­точке, черный на зеленом небе.

Вальдшнеп! Странный лесной кулик, который летает над лесом не как-нибудь, а по одному ему известным воздушным тропинкам. То он звонко цвиркает в полете, как летучая мышь, то угрюмо ур­чит, как лягушка. Кому что: домоседу мила домашняя, уютная пес­ня сверчка, а охотнику тревожная песня глухаря или вальдшнепа. Каждую весну охотник вслушивается и вглядывается в темноту: протянет или нет? Тянет! Вот он летит, вестник новой весны, чертит свою прямую дорожку в зеленом небе! (По Н. Сладкову)

Задание

  1. Заполните таблицу примерами из текста, образуйте и запишите возможные формы имен прилагательных.

Качественное имя прилагательное

Краткая

форма

Сравнитель­ная степень

Превосходная

степень








  1. Выпишите оставшиеся прилагательные, определите их разряд.

  2. Выполните морфологический разбор слов белые, лес­ной, воздушным, домашняя, новой, прямую, зеленом.

  3. Выполните морфемный и словообразовательный раз­бор слов тонконогий, странный, тревожная.

  4. Выполните синтаксический разбор предложений.

  1. Вечер тихий и чистый.

  2. Бубнит в низинке ручей, тонконогий осинник тонет во мгле.

  3. Вальдшнеп!

  1. Напишите небольшое сообщение на лингвистическую тему «Согласование имени прилагательного с именем су­ществительным». В качестве примеров используйте слова из текста.

















Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».

Тестовые задания

Кот Иваныч

Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло, и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберется. А од­нажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и пос­тавила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху еще теплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Все тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вы­мыть пришлось. (Г. Скребицкий)

Л

  1. В каком ряду все слова являются глаголами?

  1. Глядит, хорошо, поднимается;

жил, улечься, спал;

  1. Habkuuindd 138

    свернувшись, калачиком, остались;

  2. Иваныча вымыть пришлось.

  1. В каком ряду все слова являются инфинитивами?

  1. Жил, ел, спал;

  2. любил улечься так;

  3. посмотреть, вымыть, улечься;

  4. замесила и поставила.

  1. В каком ряду все слова являются возвратными глаго­лами?

  1. Глядит, спит, поднялось;

  2. пошла, посмотреть, поднимается;

  3. спал, примял, измазался;

  4. улечься, заберется, остались.

  1. В каком ряду все слова являются глаголами прошед­шего времени единственного числа мужского рода?

  1. Поднялось, прикрыла, поставила;

  2. уляжется, натворил, заберется;

  3. жил, ел, спал;

  4. примял, измазался, остались.

  1. В каком ряду все слова являются глаголами настояще­го времени?

  1. Замесила, поставила;

  2. уляжется, заберется;

  3. поднимается, спит;

  4. примял, измазался.

В

  1. Выпишите глаголы прошедшего времени единственно­го числа женского рода.

  2. Выпишите глаголы с нулевым окончанием.

  3. Выпишите глаголы будущего времени.

  4. Выпишите глаголы, у которых суффикс находится после окончания.

  5. Выпишите переходные глаголы.

Выполните морфологический разбор слов любил, заберется, поставила, спит, остались, вымыть.

С

Напишите текст небольшого сообщения на лингвисти­ческую тему «Переходные глаголы». В качестве примеров используйте слова из текста.