УРОК 151
Повторение изученного по теме: «Имя существительное как часть речи».
Тестовые задания
В старину в отечестве вашем, России, не было таких прекрасных городов, как наш Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда видны были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время; в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их звали славянами. (А Ишимова)
А
В каком ряду все слова относятся ко 2 склонению?
В старину, в отечестве, на местах;
Петербург, Москва, Россия;
леса, болота, Петербург;
города, Москва, Петербург.
В каком ряду все слова относятся к женскому роду?
Москва, избушки, города;
Россия, в тени, Москва;
избушки, города, на войне;
в старину, в отечестве, России.
В каком ряду все слова не имеют формы множественного числа?
В отечестве, России, город;
лес, сад, тень;
избушка, город, место;
в старину, Петербург, Москва.
В каком ряду все слова имеют особенности склонения?
Городов, предков, садов;
люди, лицом, славянами;
Россия, строениями, время;
лицом, станом, люди.
В каком ряду все слова стоят в творительном падеже?
На местах, городов, строениями;
лицом, славянами, люди;
строениями, лицом, станом;
леса, болота, избушки.
В
Выпишите имена существительные собственные. (России, Петербург, Москва.)
Выпишите имена существительные, образованные суффиксальным способом. ((В) старину, строениями, избушки.)
Выпишите одушевленные имена существительные. (Люди, предков, славянами.)
Выпишите имена существительные, стоящие в родительном падеже. (Садов, предков.)
Выпишите имена существительные, стоящие в предложном падеже. ((В) отечестве, России, на местах, в тени, на войне.)
Выполните морфологический разбор слов России, на местах, в тени, время, предков, на войне.
С
Напишите текст небольшого сообщения на лингвистическую тему «Имена существительные собственные и нарицательные». В качестве примеров используйте слова из текста.
УРОК 169
Повторение изученного по теме
«Имя прилагательное как часть речи»
Текст распечатывается для каждого ученика или проецируется на экран.
Песня весны
Вечер тихий и чистый. Бубнит в низинке ручей, тонконогий осинник тонет во мгле. Зато черные ели, как могучие богатыри, поднимаются над лесом и достают вершинами белые звезды.
Все громче и звонче свистят дрозды; но не их песня нужна охотнику. Привычное ухо ищет: вот она, песня! А вот и он, певец! Частя темными крыльями, он «тянет» — летит ровно, как по ниточке, черный на зеленом небе.
Вальдшнеп! Странный лесной кулик, который летает над лесом не как-нибудь, а по одному ему известным воздушным тропинкам. То он звонко цвиркает в полете, как летучая мышь, то угрюмо урчит, как лягушка. Кому что: домоседу мила домашняя, уютная песня сверчка, а охотнику тревожная песня глухаря или вальдшнепа. Каждую весну охотник вслушивается и вглядывается в темноту: протянет или нет? Тянет! Вот он летит, вестник новой весны, чертит свою прямую дорожку в зеленом небе! (По Н. Сладкову)
Задание
Заполните таблицу примерами из текста, образуйте и запишите возможные формы имен прилагательных.
Качественное имя прилагательное | Краткая форма | Сравнительная степень | Превосходная степень |
| | | |
Выпишите оставшиеся прилагательные, определите их разряд.
Выполните морфологический разбор слов белые, лесной, воздушным, домашняя, новой, прямую, зеленом.
Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов тонконогий, странный, тревожная.
Выполните синтаксический разбор предложений.
Вечер тихий и чистый.
Бубнит в низинке ручей, тонконогий осинник тонет во мгле.
Вальдшнеп!
Напишите небольшое сообщение на лингвистическую тему «Согласование имени прилагательного с именем существительным». В качестве примеров используйте слова из текста.
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».
Тестовые задания
Кот Иваныч
Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал.
Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло, и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберется. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху еще теплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Все тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось. (Г. Скребицкий)
Л
В каком ряду все слова являются глаголами?
Глядит, хорошо, поднимается;
жил, улечься, спал;
Habkuuindd 138
свернувшись, калачиком, остались; Иваныча вымыть пришлось.
В каком ряду все слова являются инфинитивами?
Жил, ел, спал;
любил улечься так;
посмотреть, вымыть, улечься;
замесила и поставила.
В каком ряду все слова являются возвратными глаголами?
Глядит, спит, поднялось;
пошла, посмотреть, поднимается;
спал, примял, измазался;
улечься, заберется, остались.
В каком ряду все слова являются глаголами прошедшего времени единственного числа мужского рода?
Поднялось, прикрыла, поставила;
уляжется, натворил, заберется;
жил, ел, спал;
примял, измазался, остались.
В каком ряду все слова являются глаголами настоящего времени?
Замесила, поставила;
уляжется, заберется;
поднимается, спит;
примял, измазался.
В
Выпишите глаголы прошедшего времени единственного числа женского рода.
Выпишите глаголы с нулевым окончанием.
Выпишите глаголы будущего времени.
Выпишите глаголы, у которых суффикс находится после окончания.
Выпишите переходные глаголы.
Выполните морфологический разбор слов любил, заберется, поставила, спит, остались, вымыть.
С
Напишите текст небольшого сообщения на лингвистическую тему «Переходные глаголы». В качестве примеров используйте слова из текста.