СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку "Сложноподчиненное предложение" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал заитересует учителей русского языка при подготовке к контрольной работе в 9 классе по теме "СПП"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку "Сложноподчиненное предложение" 9 класс»

Вариант 1

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.

  1. Жена шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звезд  которые почему-то пугали ее. (Ч,)

  2. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону  откуда слышались крики ничего не мог разглядеть в темноте. (Григ.)

  3. Он видел только  что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Т.)

  4. Сильно билось сердце  когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома  которые я не видел около четырех лет. (Герц.)

  5. Мы знали  что под рыхлым снегом если разгрести его руками  еще можно найти свежие лесные цветы. (Пауст.)

  6. Я помню те радостные минуты  когда услышал о космическом корабле-спутнике  который после выполнения задания вернулся на родную Землю. (Вл.Немцов)

  7. Святослав представил себе  что бы случилось если бы вдруг погас зтот огонек и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. (В.Кож.)

  8. Когда Грушницкий открыл рот  чтобы поблагодарить ее она была уже далеко. ((Л.)

  9. Когда я вбежал в ворота  под которыми было очень темно уже никого не было. (Дост.)

  10. Здесь люди не казались уже до такой степени похожими друг на друга как в том огромном городе  где Матвей испытал столько горестных приключений. (Кор.)

Вариант 2

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.

  1. Когда я приехал домой и подумал о сне  я увидел, что это совершенно невозможно. (Л.Т.)

  2. В то время  когда Пьер входил в окоп  он заметил  что на батарее выстрелов не слышно было. (Л.Т.)

  3. По опыту своей жизни он знал что успех всякого общественного дела не может не зависеть от многих людей  среди которых найдутся и такие  кто не выполнит свою часть дела или просто ошибется. (Фад.)

  4. Сознание что теперь он при месте и будет заниматься работой которая ему по душе успокаивало его. (Ст.)

  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что он может как прекрасна была бы земля наша. (Ч.)

  6. Когда французский офицер вместе с Пьером вошли в комнаты Пьер счел своим долгом опять уверить капитана  что он был не француз. (Л.Т.)

  7. Я любил мартовские сумерки  когда начинало морозить когда зажигали газ. (Дост.)

  8. Дерсу сообщил мне что трава эта также помогает от укусов змей  что эту-то именно траву и едят собаки. (Арс.)

  9. Каждый знает  как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (Арс.)

  10. Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григ.)

КЛЮЧИ:

Вариант 1

  1. Жена шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали ее. (Ч,)

  2. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте. (Григ.)

  3. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Т.)

  4. Сильно билось сердце, когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома, которые я не видел около четырех лет. (Герц.)

  5. Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы. (Пауст.)

  6. Я помню те радостные минуты, когда услышал о космическом корабле-спутнике, который после выполнения задания вернулся на родную Землю. (Вл.Немцов)

  7. Святослав представил себе, что бы случилось, если бы вдруг погас зтот огонек и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. (В.Кож.)

  8. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. ((Л.)

  9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было. (Дост.)

  10. Здесь люди не казались уже до такой степени похожими друг на друга, как в том огромном городе, где Матвей испытал столько горестных приключений. (Кор.)

Вариант 2

  1. Когда я приехал домой и подумал о сне, я увидел, что это совершенно невозможно. (Л.Т.)

  2. В то время, когда Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было. (Л.Т.)

  3. По опыту своей жизни он знал, что успех всякого общественного дела не может не зависеть от многих людей, среди которых найдутся и такие, кто не выполнит свою часть дела или просто ошибется. (Фад.)

  4. Сознание, что теперь он при месте и будет заниматься работой, которая ему по душе, успокаивало его. (Ст.)

  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. (Ч.)

  6. Когда французский офицер вместе с Пьером вошли в комнаты, Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз. (Л.Т.)

  7. Я любил мартовские сумерки, когда начинало морозить, когда зажигали газ. (Дост.)

  8. Дерсу сообщил мне, что трава эта также помогает от укусов змей, что эту-то именно траву и едят собаки. (Арс.)

  9. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (Арс.)

  10. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григ.)











































Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) подчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья, 
Чтобы нивы пустовали — 
Нам на то благословенье 
Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части. 
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая. 
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение. 
2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых. 
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение. 
2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть. 
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных. 
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных. 
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения. 
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных. 
2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые. 
2. Запятая нужна; три запятые. 
3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи 
И никнет гроздь рябины желто-красной, 
Слагаю я веселые стихи 
О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна. 
2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна


Ключи

1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5. 2)
6. 1)
7. 1)
8. 2)
9. 1)
10. 2)
11. 2)
12. 1)
13. 1)
14. 1)
15. 2)
16. 1)
17. 2)