СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие 9 класс" (с ответами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие 9 класса проверяет готовность учащихся к итоговому собеседованию, а также к ОГЭ.  Работу рекомендуется проводить в форме зачёта по билетам. Структура: 1 задание - 2 теоретических вопроса,   2 задание - практическая часть, 3 задание - итоговое собеседование.  

Просмотр содержимого документа
«"Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие 9 класс" (с ответами)»

Билет №1

Устная часть

  1. Общая характеристика сложноподчинённого предложения.

  2. Правописание наречий через дефис


Практическая часть

Прочитайте.

1. Подчеркните грамматические основы. Нарисуйте схемы

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух._____________

Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу._____________________

2. Раскройте скобки. Графически объясните свой выбор.

(По) английски, (во) первых, как (нибудь), чуть (чуть)

Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?

2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?

3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Билет №2

Устная часть

  1. Средства связи придаточного и главного предложений в сложноподчинённом предложении.

  2. Правописание разделительных Ъ и Ь.


Практическая часть

Прочитайте.

1.Выделите грамматическую основу. Определите средство связи главного и зависимого предложений.

Он сказал, что вернётся к ужину (что - _________). – Я знаю, что он будет делать завтра (что- _________)

2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Под_езд, транс_европейский, в_юга, шампин_он, трёх_ядерный

Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Какого человека можно назвать другом (рассуждение по поставленному вопросу)? Какого человека можно назвать другом? Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Что такое дружба?

2. Почему не каждого знакомого человека можно назвать другом?

3. Есть ли у Вас настоящий друг?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Билет №3

Устная часть

  1. Сложноподчинённые предложения. Типы придаточных предложений.

  2. Правописание отрицательных местоимений.


Практическая часть

Прочитайте.

1.Выделите грамматическую основу. Определите вид придаточного предложения. Нарисуйте схемы предложений

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. __________________________________

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать.________________________

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком унылым.________________

2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Н…кого, н…какой, н… с чем, н… при каких (обстоятельствах)

Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Школьный праздник, который запомнился (повествование на основе жизненного опыта).

Расскажите о том, какой школьный праздник Вам запомнился. Не забудьте рассказать:

1. когда состоялся праздник, чему он был посвящён;

2. кто присутствовал на празднике;

3. какую роль лично Вы играли в подготовке и проведении праздника;

4. какой момент праздника произвёл на Вас сильное впечатление.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Билет №4

Устная часть

  1. Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.

  2. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. На землю падали и красные и жёлтые листья. Дождь шумел гудел хлюпал. На взгляд-то он хорош да зелен.

  2. Бор…щийся, стро…щийся, чита…мый, вид…мый.


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Любая ли музыка — искусство (рассуждение по поставленному вопросу)? Любая ли музыка — искусство?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Какую музыку Вы слушаете?

2. Почему одни музыкальные произведения живут долго, а другие быстро забываются?

3. Как Вы понимаете выражение «Музыка лечит душу»?

4. В чем истинное предназначение искусства?

 Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.




Билет №5

Устная часть

  1. Обособленные определения. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

  2. Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. Надолго я запомнил эту встречу неожиданную и радостную. По степи не успевшей отдохнуть за ночь уже опять тянет тёплый ветер.

  2. Завяза (н,нн)ый( ), увиде (н,нн)ый ( ), навеш…нный ( ).


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?

2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?

3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.




Билет №6

Устная часть

  1. Обособленные приложения. Знаки препинания при них.

  2. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. Хозяин мой старик был добрым человеком. У моего друга у Алёши настроение всегда хорошее.

  2. Кожа(н,нн)ый, карма(н,нн)ый, стекля(н,нн)ый, гуси(н,нн)ый.


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Какого человека можно назвать другом (рассуждение по поставленному вопросу)? Какого человека можно назвать другом? Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Что такое дружба?

2. Почему не каждого знакомого человека можно назвать другом?

3. Есть ли у Вас настоящий друг?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.




Билет №7

Устная часть

  1. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них.

  2. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. Высоко проносятся прозрачные клочья роняя остатки снега. В домах несмотря на ранний час горели лампы. Равняясь строятся полки.


  1. Кипячё(н,нн)ое молоко, покраше(н,нн)ый забор, задача реше(н,нн)а.


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Школьный праздник, который запомнился (повествование на основе жизненного опыта).

Расскажите о том, какой школьный праздник Вам запомнился. Не забудьте рассказать:

1. когда состоялся праздник, чему он был посвящён;

2. кто присутствовал на празднике;

3. какую роль лично Вы играли в подготовке и проведении праздника;

4. какой момент праздника произвёл на Вас сильное впечатление.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.




Билет №8

Устная часть

  1. Вводные слова. Их значения. Знаки препинания при них.

  2. Правописание производных предлогов. Их отличия от омонимичных самостоятельных частей речи.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. Он к сожалению не будет играть в нашей команде. По сообщению метеорологов зима будет тёплой.


  1. В течени… дня мы так и не встретились. Положить деньги (на) счёт в банке.


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Любая ли музыка — искусство (рассуждение по поставленному вопросу)? Любая ли музыка — искусство?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Какую музыку Вы слушаете?

2. Почему одни музыкальные произведения живут долго, а другие быстро забываются?

3. Как Вы понимаете выражение «Музыка лечит душу»?

4. В чем истинное предназначение искусства?

 Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.




Билет №9

Устная часть

  1. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания при них.

  2. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О, -Е.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. Бурлила под кормой вода и холодный ветер дул нам в лицо. Уже давно рассвело но в комнате по-прежнему горела лампа.

  2. (Не)нависть, (не)погода, (отнюдь не) случайный ответ, (не)высоко, а низко.


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?

2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?

3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Билет №10

Устная часть

  1. Сложносочинённое предложение. Сочинительные союзы.

  2. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с причастиями.


Практическая часть

Прочитайте. 1.Расставьте знаки препинания. Графически объясните свой выбор. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

  1. На поляне пели птицы и порхали бабочки и журчал ручей. Раскольников проснулся на следующий день поздно однако сон не подкрепил его. Либо я устрою всё по-прежнему либо я его на дуэль вызову.


  1. (Не)прочитанная книга, (не)прочитанная мною книга, книга (не) прочитана.


Подготовка к итоговому собеседованию. Монолог. 10 предложений

Любая ли музыка — искусство (рассуждение по поставленному вопросу)? Любая ли музыка — искусство?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Какую музыку Вы слушаете?

2. Почему одни музыкальные произведения живут долго, а другие быстро забываются?

3. Как Вы понимаете выражение «Музыка лечит душу»?

4. В чем истинное предназначение искусства?

 Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.





Ответы к билетам

Билет 1

Вопрос №1

Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух.

1.(С тех пор как    ), 2.[     ].

Придаточные могут стоять после главного предложения:

Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. 1.[     ], 2.(что    )

Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:

И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом.

1. [    , 2.(когда   ),    ]


Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.


Вопрос №2

  1. Правописание наречий

Через дефис пишутся

  • Наречия с приставкой по -, на - ому, -ему, -ски, -ки, -ьи

Например: по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи

Исключения: потому, поэтому, почему, посему.

  • Наречия с приставкой во- (в-), образованные от порядковых числительных

Например: во-первых, во-вторых, в-третьих

  • Наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-

Например:что-то, где-либо, как-нибудь, кое-кто

  • Наречия, образованные повторением слов (однокоренных или синонимических)

Например:еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть, как-никак, подобру-поздорову



Билет 2

Вопрос №1

Средствами связи придаточного и главного предложений являются:

  • в придаточном предложении 

-подчинительные союзы (что, чтобы, пока, когда, как, если и др.) или

- союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);

  • в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).

Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.

Их необходимо различать

1. Союз не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос.

2. Союз можно убрать либо заменить, а союзное слово – невозможно опустить, предложение потеряет смысл.

3. Союзными словами являются самостоятельные части речи (наречие и местоимение), союзы – служебные части речи.

4. В предложении с союзным словом на него падает логическое ударение.

5. Только 4 слова могут быть и союзными словами и союзами: ЧТО, КАК, КОГДА, ЧЕМ.

Например: 1. Я заметил, что мой собеседник расстроился.

2. Мама знала, ЧТО подарить сыну, чтобы порадовать его.

В первом предложении – “что” – является союзом, связывает две части сложного предложения. “Что” можно убрать из предложения, его смысл сохранится. Во втором примере: ЧТО выполняет роль дополнения, имеет логическое ударение, его нельзя убрать из предложения без потери смысла.


Вопрос №2

Правописание разделительных Ъ и Ь

1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;

  • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;

  • в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трёхъядерный ;

2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

Правописание разделительного ь (мягкого знака).

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

  • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;

  • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.


Билет 3

Вопрос №1

СПП, типы придаточных.

Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?.

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы наречий и делятся на подтипы: цели, уступки, следствия, причины, условия, образа действия, меры и степени, сравнения, времени, места.

Вопрос №2

В отрицательных местоимениях пишется:

1) частица не- под ударением: не́кого, не́что;

2) частица ни- без ударения: никако́й, ниче́й.

2. В отрицательных местоимениях при отсутствии предлога не и ни являются приставками и пишутся слитно: нечем, никого; при наличии предлога — частицами и пишутся раздельно (предлог ставится между частицей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из трех слов): не с чем, ни при каких.



Билет 4

Вопрос №1

Придаточные определительные относятся к одному слову в главном предложении

   Придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?  Придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным. 

Придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова: тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.  Придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста (Гоголь).

[сущ., (в которую – союз. слово), ].

Давайте помечтаем, например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (Чехов).

[сущ. + указ. слово], (какая – союз. слово)

В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).

[сущ. + указ. слово], (когда – союз. слово)


Вопрос №2

Сложные имена существительные могут писаться слитно и через дефис:

1. Слитно пишутся:

а) сложные имена существительные, образованные с помощью соединительных гласных, а также все образования с иноязычными элементами аэро-, авиа-, авто-, вело-, кино-, зоо-, фото- и т.д. зоопарк, авиамотор, фотоснимок;

2. Через дефис пишутся:

а) сложные существительные, составленные из двух слов: жар-птица, кафе-ресторан

б) сложные существительные, обозначающие стороны света: северо-восток

г) слова, в первую часть которых входят иноязычные элементы вице-, лейб-, обер-, экс-, штаб-, унтер-: вице-адмирал, лейб-медик, унтер-офицер, экс-чемпион, штаб-квартира;

д) слова, представляющие собой двойные фамилии, названия городов, рек и другие географические названия: Римский-Корсаков, Ростов-на-Дону

д) слова, являющиеся названиями растений: иван-да-марья, иван-чай и др.

3. Слово половина, употребляющееся в составе сложного существительного в сокращенной форме пол-, пишется через дефис в трех случаях:

1) если стоит перед именем собственным (пол-Европы, пол-Киева);

2) если следующее слово начинается с гласной буквы (пол-яблока, пол-огорода, пол-арбуза);

3) если слово начинается с согласного л (пол-лимона, пол-литра).

В остальных случаях пол- пишется слитно: полгода, полметра, полгорода.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно.



Билет 5

Вопрос №1

Придаточные изъяснительные  относятся к одному слову в главном предложении,  отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.  

Придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием. 

Придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:

-союзов (что, чтобы, как, будто, как будто), союза-частицы ли;

-союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.).

В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения. Придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

Примеры:

  1. Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).

1.[гл. + указ. сл.], 2.(что – союз).

  1. У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве.

1.[   сущ.], 2.(будто – союз).

  1. Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади.

1.[гл.   ], 2.(ли – союз-частица).

  1. Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили.

1.[гл.   ], 2.(чтобы – союз).

  1. Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа».

1.[гл.   ], 2.(откуда – союз. слово).



Вопрос №2

Частицы пишутся как слитно, так и раздельно

Раздельное написание частиц

  • Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно: почитал бы, если б
    Частицы ведь, вон, вот, даже, мол пишутся раздельно: так ведь, вон там, вот так, даже он

Дефисное написание частиц

  • Через дефис пишутся частицы   -ка, кое- , -то, -либо, -нибудь, посмотрите-какое-кто,  кто-либо, какой-нибудь, откуда-нибудь.

  • Если между частицей кое- (кой-) и местоимением есть предлог, то все сочетание пишется раздельно: кое от кого, кое на чем, кой у кого, кое с чьим.

  • Частица -таки   уговорили-таки, явился-таки;

Билет 6

Вопрос №1

Придаточные обстоятельственные образа действия, меры и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака, названного в главном предложении; отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.. В главном предложении могут быть указательные слова: такстольконастольков такой степенитакой и др.

Например: 1.Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку. 2. Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули. 3. Неожиданно раздался такой громкий крик (в какой степени громкий?), что все вздрогнули.

Вопрос №2

Мягкий знак после шипящих на конце слов

Ь пишется

В существительных женского рода единственного числа 3 склонения, например: ночь, мышь,

В глаголах неопределённой формы, причем и перед -ся,
например: беречь, увлечься, прилечь.

В глаголах 2 лица единственного числа, в том числе и перед -ся, например: пишешь, лечишься.

В глаголах повелительного наклонения в единственном и множественном числе, в том числе перед -ся и перед -те, например: отрежь, намажься, обозначьте.

В наречиях, например: сплошь, вскачь, прочь, напрочь, наотмашь, настежь, точь-в-точь, навзничь.

Кроме исключений: уж, замуж, невтерпёж.

В частицах лишь, вишь, ишь, бишь.

Ь не пишется

В существительных мужского рода единственного числа, например: плащ, богач, нож, шалаш.

В существительных во множественном числе родительном падеже, например: много задач, хранилищ, груш, луж.

В кратких прилагательных мужского рода, например: горюч, похож, тощ.

В мужских отчествах, например: Петрович, Сергеевич.



Билет 7

Вопрос №1

Придаточные обстоятельственные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами (там, туда, оттуда), например:

  1. Медведь остановился там (где остановился?), где только что стоял лось.

  2. Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.

  3. Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы.

Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:

Он засмеялся и пошёл (куда пошёл?), куда захотелось ему.

Придаточные обстоятельственные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами: когда; пока; покамест; как только; с тех пор, как (с тех пор как); до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,

например:

  1. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  2. Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.

  3. Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.

  4. В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.

  5. Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.


Вопрос №2

При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется: ключик – ключика.

суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает: замочек – замочка.

Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!); Залив → заливчик.

б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

Шуба → шубонька. суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш. Заря → зоренька, душа → душенька.

в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

письмецО. Суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу: креслице.

В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

Горец – горца.

2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

Разведчик, счётчик, рассказчик.

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

Пильщик, атомщик.

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

Кабак → кабатчик; раздача → раздатчик.



Билет 8

Вопрос №1

Придаточные обстоятельственные цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом чтобы (чтоб). В главном предложении бывают указательные слова для того, с тем, затем. Например:

  1. Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Серёжу.

  2. Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их всех была истыканы толстой булавкой.

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины отвечают на вопросы почему? отчего? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что, оттого что, так как, ибо. Например:

  1. Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.

  2. Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.

Примечание

Слова потому или оттого могут стоять в главном предложении, а слово что — в придаточном:

  1. Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своею товарищеской обязанностью.

В главном предложении могут быть другие слова, например: вследствие того, ввиду того, благодаря тому:

  1. Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая.


Вопрос №2

Правописание гласных в суффиксах прилагательных:

а) суффиксы -чив-, лив- пишутся с гласным и: заносчивый, заботливый;

б) суффикс -ив- пишется под ударением: лени́вый; суффикс -ев- – в безударном положении:

боево́й.

в) от существительного ветер могут быть образованы два прилагательных – с суффиксом -ен- (ветреный) и с суффиксом -ян- (ветряной).

Прилагательное ветреный имеет значение «с ветром» в прямом или в переносном смысле (ср.: ветреный день – день с ветром; ветреный человек → ветреник, ветреница – человек с ветром в голове).

Прилагательное ветряной имеет значение «с помощью ветра» (ветряная мельница – приводится в движение с помощью ветра; ветряная оспа – распространяется по воздуху с помощью ветра);

г) от существительного масло могут быть образованы два прилагательных – с суффиксом -ен- (масленый) и с суффиксом -ян- (масляный).

  • Прилагательное масленый имеет значение «пропитанный, смазанный, испачканный маслом» в прямом и в переносном смысле (ср.: масленый блин, масленая каша, масленые брюки – масленые глаза, масленая неделя → масленица).

  • Прилагательное масляный имеет значение «из масла, на масле, для масла» (масляное пятно – пятно из масла, масляные краски – краски на масле, из масла, масляный насос – насос, работающий на масле);

д) прилагательное сегодняшний пишется с гласной я.










Билет 9

Вопрос №1

Придаточные обстоятельственные условия отвечают на вопрос при каком условии?, они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если, когда, раз и др. Например:

Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то, например:

Если растение не поливать, то оно засохнет.

Придаточные обстоятельственные сравнения распространяют всю главную часть или одно слово в ней. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы «как?», «как что?», «подобно чему?». Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы

На гитаре вдруг лопнула струна, как будто кто-то тяжко охнул.

В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое не является обязательным: И тебя так нежно я любил, как меня когда-то ты любила (Бунин). Все так обрадовались его отъезду, словно получили долгожданный приз.

Внимание! Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном есть грамматическая основа, в сравнительном же обороте грамматическая основа отсутствует. Сравните: И стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи (Горький). Кошка шлёпнулась, как сырое тесто (Олеша).


Вопрос №2

 Правописание согласных в суффиксах прилагательных:

а) суффикс -ск- пишется в относительных прилагательных: абхазы → абхазский;

суффикс -к- пишется:

-в качественных прилагательных (такие прилагательные имеют краткую форму):низкий (низок);

-в относительных прилагательных, образованных от существительных на ц,к,ч :немец → немецкий;

казак → казацкий, ткач → ткацкий.

б) при правописании прилагательных с суффиксом -ск- следует помнить:

-если основа производящего существительного оканчивается на с, то в прилагательном пишется две буквы с; Белорус → белорусский.

-если основа производящего существительного оканчивается на две буквы с, то одно из них опускается и в прилагательном также пишется две буквы с; Одесса → одесский.

-если основа иноязычного производящего слова оканчивается на ск, то в прилагательном конечная к опускается и в прилагательном также пишется две буквы с; Дамаск → дамасский.

-русские географические названия на -ск образуют прилагательные без суффикса -ск- (поэтому в них пишется одна с); Курск → курский.

-если основа оканчивается на -нь, -рь, то перед суффиксом -ск- ь не пишется.

Конь → конский, январь → январский.

Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме январский): ноябрь → ноябрьский; декабрь → декабрьский, а также некоторые географические наименования (в соответствии с произношением: тянь-шаньский, гдыньский) и выражение день-деньской;

-мягкость л всегда отражается на письме (!); Сельский, февральский, апрельский.


Билет 10

Вопрос №1

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя (хоть); несмотря на то, что; пускай; пусть, например:

  1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.

  2. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.

  3. Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.

Кроме указанных союзов, придаточные уступительные присоединяются к главному союзными словами сколько, как с усилительной частицей ни, например:

  1. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки.

  2. Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.

Сложноподчинённые предложения с придаточными  следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что.

Например:

Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.

Придаточные присоединительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему словами что, вследствие чего, отчего, зачем, почему. Они являются добавочными замечаниями, выводами, заключениями, например:

  1. Болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.

  2. Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

  3. Его не было дома, почему я и оставил записку.

  4. Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.


Вопрос №2

Правописание гласных в глагольных формах:

а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю);

Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят.

б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и;

Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -етеПожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом  и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те;

в) в прошедшем времени перед суффиксом  пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве;

Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.

Нельзя проверять правописание гласной в прошедшем времени по спряжению глагола!

Ср.: он видит (настоящее время, глагол II спряжения) – он видел (прошедшее время от видеть); он тает (настоящее время, глагол I спряжения) – он таял (прошедшее время от таять);

г) в инфинитиве и в прошедшем времени глагола пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени эти суффиксы чередуются с суффиксами -у(ю)-ю(ю). Ср.: заведовать – заведую; горевать – горюю.

Если такого чередования нет, то пишутся суффиксы -ыва-, -ива-;

Ср.: переписывать – переписываю, переплачивать – переплачиваю.

д) глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -ва́ть, -ва́ю  , имеют суффикс -ва-. Перед суффиксом -ва- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме мотивирующих глаголов без этого суффикса.

Ср.: залить → залива́ть; преодолеть → преодолева́ть.