СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика"»

Контрольная работа по теме «Лексика»


Вариант 1

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки.

1) аккуратный А) безобразный

2) трудиться Б) неволя

3) жизнерадостный В) ослабить

4) говорун Г) небрежный

5) свобода Д) молчун

6) усилить Е) бездельничать

7) красивый Ж) угрюмый

  1. Укажите слова, которые являются синонимами:

блестела трава - сверкала река

близкий человек – далекий друг

ключ от замка – родниковый ключ.

3. Как называются выделенные в предложении слова?

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц...


4.В одном из приведенных ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Найдите ошибку. Запишите исправленный вариант. А) Представив низины туземцам для их рисовых плантаций, европейцы захватили горы. Б) Я был рад годовому абонементу в тренажёрный зал. В) Очень важно уметь пользоваться салфетками за столом, чтобы не прослыть неряхой и невежей.


5.Выпишите из предложений историзмы и архаизмы. 1) Стрельцы набирались из широких слоев населения. 2) Ланиты красил ей загар.3) Вдали виднелась соболья шапка боярина, тёмные кафтаны купцов.

6.Найдите в предложениях фразеологизмы и выпишите их. 1) Сын очень часто баловался, а мама закрывала на это глаза.2) Он стал думать о том, как жил, что повидал за прожитые годы, перебирая в памяти многое.3) Колька ел конфеты без зазрения совести и в карман успел засунуть.

7. Определите, в каком строке профессиональные слова:

А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.

8. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Добрая слава лежит, а худая … 2) Маленькое дело лучше большого … 3) Где умному горе, там дураку …

9.Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности.

Предложения Средства выразительности

А) Дни похожи друг на друга, как облака. 1) Синтаксический параллелизм

Б) Заря алая поднимается, разметала кудри 2) парцелляция

золотистые, умывается снегами рассыпчатыми. 3) сравнение

В) Быстро сновали здоровые, неспешно сновали больные. 4) олицетворение

Г) Уметь говорить – искусство. Уметь слушать –культура. 5) антонимы

Д) В дверь постучали. Властно и повторно. 6) гипербола

7) метафора





























Контрольная работа по теме «Лексика»

Вариант 2

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой колонки.

1) хвалить а) плодотворный

2) печаль б) розовощёкий

3) дешёвый в) одобрять

4) холодно г) недорогой

5) румяный д) тоска

6) конструктивный е) равнодушие

7) безразличие ж) свежо

  1. Укажи слова, которые являются антонимами.

вежливый ответ – грубое слово

наши противники - встретить неприятеля

заводской клуб – клуб дыма

3. Как называются выделенные в предложении слова?

Едут близко ли далеко ли, едут низко ли, высоко и увидели ль кого — я не знаю ничего.

4.. В одном из приведенных ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Найдите ошибку. Запишите исправленный вариант. А) Удачливые люди могут прислушиваться к своей интуиции. Б) Чтобы очки для плавания было удобно снимать во время отдыха, их необходимо одевать на шапочку. В) Дождливый сезон в этом регионе тянется более полугода.

5. . Укажите верный ряд, составляющий профессионализмы:

а) скальпель, стамеска, акварель;

б) хата, аккорд, палитра;

в) бочка, вокализ, мольберт.

г) овощи, фрукты, ягоды

д) ) отечество, родина, отчизна;

6. Найдите в предложениях фразеологизмы и выпишите их. 1) Встали ни свет ни заря и отправились в путь 2) «Заруби себе на носу: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.3) Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё руки не доходили.

7. Укажите строку с архаизмами, подберите к ним современные синонимы

а) чело, ланиты, уста, очи;

б) ботфорты, лапти, ендова;

в) княжич, лоб, харатьи, перст.


8. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Говорит бело, а думает … 2) Кто много говорит, тот мало … 3) Ученье – свет, а неученье-…

9.Установите соответствие между предложениями и использованными в них средствами выразительности.

Предложения Средства выразительности

А) Прошёл мимо нас русский зимний лес и 1) олицетворение

дохнул на нас холодом. 2) оксюморон

Б) Жить, храня веселье горя, 3) инверсия

помня радость прошлых вёсен. 4) градация

В) Погожие и безветренные стояли дни. 5) парцелляция

Г) Будет льдом покрываться река, 6) инверсия

Будет ночью поскрипывать дверь, 7) антитеза

Будет грязь во дворе глубока.

Д) Ему было до того неловко, что уши ещё

долго горели. Словно ошпаренные кипятком.