Административная контрольная работа по русскому языку за 2 четверть, 5 класс Вариант 1
1. Выписать словосочетания, употреблённые в переносном значении.
Зашумели листья, жёлтые листья, поздняя осень, горят глаза, холодный взгляд, тёплая встреча, горячий чай, шумели в классе.
2. Запишите к словосочетаниям синонимы.
Сверкать на солнце — ...
железный характер — ...
храбрость друга — ...
смотреть по сторонам — ...
грустно говорить — ...
3. Запишите к словам и словосочетаниям антонимы.
Ближний — ...
брать — ...
весело — ...
пустой класс — ...
острое зрение — ...
горячий приём — ...
4. Составьте со словами такие словосочетания, чтобы данные ниже слова стали омонимами.
Образец: ключ от двери, ключ к решению.
Лист — ...
вид — ...
заставить — ...
мир — ...
5. Перепишите текст и выполните задания.
(1) Деревья шумели и словно возмущались. (2) Ярик остановился, обнюхал место, затем опасливо посмотрел вокруг. (3) Вскоре мы пришли к густым зарослям. (4) Собаку туда пустить я не решался: Ярик мог увлечься птицами, а это опасно. (5) Вдруг он вильнул своим великолепным хвостом, и мы ушли в глубь глухого леса.(По М. Пришвину)
Выполните задания
1. Из предложений 3, 4 выпишите многозначное слово, докажите, что оно многозначное (составьте с ним 2 — 3 словосочетания).
2. Подчеркните в тексте паронимы.
3. Запишите антоним к словосочетанию густым зарослям (предложение 3).
4. Укажите, как связаны предложения 4 и 5.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5»- 24-25 б
«4»- 19-23б
«3»- 14-18б
«2»- 13б
Административная контрольная работа по русскому языку за 2 четверть, 5 класс Вариант 2
1. Выпишите словосочетания, употреблённые в переносном значении. Крылатый хищник, разбить палатку, лёгкий ящик, пустые глаза, тонкий звук, чайник бормочет, тонкая линия, острый нож
2.Запишите к словосочетаниям синонимы. Туманный ответ — ...
бегать по дорожке — ...
грустить о друге — ...
тёплые отношения — ...
красивое платье — ...
течёт из крана — ...
3. Запишите к словосочетаниям антонимы.
Здоровый вид — ...
жёсткий матрац — ...
холодный взгляд — ...
завязывать бант — ...
подниматься в гору — ...
говорить глухо — ...
4. Составьте со словами такие словосочетания, чтобы данные ниже слова стали омонимами.
Образец: ключ от двери, ключ к решению.
Стирать — ...
клетка — ...
бор — ...
клещи — ...
5.Перепишите текст и выполните задания.
(1) Дом был маленький, старый. (2) Он стоял в глухом саду. (3) Каждую ночь нас будил стук переспелых яблок. (4) Они падали на большую железную крышу. (5) В доме мы только ночевали, а все дни проводили со старинными друзьями на берегах прекрасных речек и озёр. (По К. Паустовскому)
Выполните задания
1. Из предложений 4, 5 выпишите многозначное слово, докажите, что оно многозначное (составьте 2 — 3 словосочетания).
2. Подчеркните в тексте паронимы.
3. Запишите синоним к словосочетанию глухой сад (предложение 2).
4. Выпишите из предложений 1 и 4 антонимы.
5. Укажите, как связаны предложения 1 и 2.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5»- 24-25 б
«4»- 19-23б
«3»- 14-18б
«2»- 13б
Административная контрольная работа по русскому языку за 2 четверть, 5 класс Вариант 1
1. Подчеркните словосочетания, употреблённые в переносном значении.
Зашумели листья жёлтые листья поздняя осень горят глаза холодный взгляд тёплая встреча горячий чай шумели в классе.
Ответ:
Зашумели листья, холодный взгляд, горят глаза, тёплая встреча.
2. Запишите к словосочетаниям синонимы.
Сверкать на солнце — ...
железный характер — ...
храбрость друга — ...
смотреть по сторонам — ...
грустно говорить — ...
Ответ:
Сверкать на солнце — блестеть на солнце
железный характер — крепкий характер
храбрость друга — отчаянность друга
смотреть по сторонам — ворон считать
грустно говорить — печально говорить
3. Запишите к словам и словосочетаниям антонимы.
Ближний — ...
брать — ...
весело — ...
пустой класс — ...
острое зрение — ...
горячий приём — ...
Ответ:
Ближний — дальний
брать — давать
весело — грустно
пустой класс — полный класс
острое зрение — плохое зрение
горячий приём — холодный приём
4. Составьте со словами такие словосочетания, чтобы данные ниже слова стали омонимами.
Образец: ключ от двери, ключ к решению.
Лист — ...
вид — ...
заставить — ...
мир — ...
Ответ:
Лист — лист с дерева — бумажный лист
вид — хороший вид — внешний вид, вид на море — вид растения
заставить — заставить полку — заставить учителя, заставить комнату мебелью — заставить работать
мир — внутренний мир — мир в народе, объявить мир — окружающий мир.
5. Работа с текстом.
(1) Деревья шумели и словно возмущались. (2) Ярик остановился, обнюхал место, затем опасливо посмотрел вокруг. (3) Вскоре мы пришли к густым зарослям. (4) Собаку туда пустить я не решался: Ярик мог увлечься птицами, а это опасно. (5) Вдруг он вильнул своим великолепным хвостом, и мы ушли в глубь глухого леса.
(По М. Пришвину)
Выполните задания
1. Из предложений 3, 4 выпишите многозначное слово, докажите, что оно многозначное (составьте с ним 2 — 3 словосочетания).
2. Подчеркните в тексте паронимы.
3. Запишите антоним к словосочетанию густым зарослям (предложение 3).
4. Укажите, как связаны предложения 4 и 5.
Ответ:
1. Увлечься
Следовать за кем-то — увлекло толпой
Испытывать интерес к чему-либо — увлекаюсь танцами
Увлечься разговором
3. Редкая поросль.
4. Предложения связаны личным местоимением он.
Вариант 2
1. Подчеркните словосочетания, употреблённые в переносном значении.
Крылатый хищник
разбить палатку
лёгкий ящик
пустые глаза
тонкий звук
чайник бормочет
тонкая линия
острый нож
Ответ:
Разбить палатку, пустые глаза, тонкий звук, чайник бормочет.
2. Запишите к словосочетаниям синонимы.
Туманный ответ — ...
бегать по дорожке — ...
грустить о друге — ...
тёплые отношения — ...
красивое платье — ...
течёт из крана — ...
Ответ:
Туманный ответ — неясный ответ
бегать по дорожке — мчаться по дорожке
грустить о друге — тосковать о друге
тёплые отношения — приятельские отношения
красивое платье — чудесное платье
течёт из крана — бежит из крана.
3. Запишите к словосочетаниям антонимы.
Здоровый вид — ...
жёсткий матрац — ...
холодный взгляд — ...
завязывать бант — ...
подниматься в гору — ...
говорить глухо — ...
Ответ:
Здоровый вид — больной вид
жёсткий матрац — мягкий матрац
холодный взгляд — горячий взгляд
завязывать бант — развязывать бант
подниматься в гору — спускаться с горы
говорить глухо — говорить громко
4. Составьте со словами такие словосочетания, чтобы данные ниже слова стали омонимами.
Образец: ключ от двери, ключ к решению.
Стирать — ...
клетка — ...
бор — ...
клещи — ...
Ответ:
Стирать — стирать ластиком, стирать вещи
клетка — птичья клетка, тетрадь в клетку
бор — сосновый бор, природный бор
клещи — полевые клещи, перекусить клещами
5. Работа с текстом.
(1) Дом был маленький, старый. (2) Он стоял в глухом саду. (3) Каждую ночь нас будил стук переспелых яблок. (4) Они падали на большую железную крышу. (5) В доме мы только ночевали, а все дни проводили со старинными друзьями на берегах прекрасных речек и озёр.
(По К. Паустовскому)
Выполните задания
1. Из предложений 4, 5 выпишите многозначное слово, докажите, что оно многозначное (составьте 2 — 3 словосочетания).
2. Подчеркните в тексте паронимы.
3. Запишите синоним к словосочетанию глухой сад (предложение 2).
4. Выпишите из предложений 1 и 4 антонимы.
5. Укажите, как связаны предложения 1 и 2.
Ответ:
1. Проводили
Проводили гостей, проводили время
2. Глухом, будил, падали
3. Тихий сад
4. Маленький, большую
5. Во втором предложении «дом» заменяется на «он».