МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Еврейской автономной области
Отдел образования администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район»
РЕФЕРАТ
«Овладение орфографической и пунктуационной грамотностью на уроках русского языка»
Выполнила: Бармина Галина Вадимовна,
учитель русского языка и литературы
С. Двуречье, 2023г
План.
Введение
Содержание работы по орфографии и пунктуации в школе.
Основные принципы русской орфографии.
Формирование орфографических умений и навыков в 5 – 7 классах
Пунктуация. Виды диктантов
Заключение
Список литературы
Если хочешь в детях воспитать смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавайте такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дайте возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А.Амонашвили
Введение
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования.
Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).
Начать хотелось бы с развития морфологических навыков. Школьники должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Подсчитано, что ученики знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать части речи.
Начать знакомство с морфологическими понятиями необходимо еще при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”, где наряду с понятием лексическое значение слова, дается понятие “Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий.
Повышение орфографической и пунктуационной грамотности остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.
У подавляющего большинства школьников не вызывает особых затруднений формулировка той или иной орфограммы и пунктограммы. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому необходимо научить детей видеть свои ошибки, то есть добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Самые основные орфограммы изучаются в 5-6 классах. Поэтому важно не потерять это время, время любознательных. В этих классах большую роль в развитии орфографических навыков играет списывание, иногда в большом объеме. Такой вид работы дает положительные результаты
Для определения у учащихся уровня относительной орфографической грамотности представляется перспективным использование тестов. В английском языке слово тест обозначает “испытание, проба, эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил. Например, при изучении темы “Орфография ” можно предложить следующие задания:
1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
а) пред..стория, с..грать, без..скусный
б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать
в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) врем..чко, б) луков..ца, в) Тан..чка, г) блюд..чко
Начинать нужно с развития морфологических навыков. Школьники должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать части речи.
Основные принципы русской орфографии.
Морфологический принцип. На этом принципе построено современное русское правописание. В. Ф. Иванова раскрывает морфологический принцип следующим образом: «Морфологический принцип – это такой принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы; для достижения этой цели фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильных позиций»
Этот принцип регулирует единообразное написание морфем (приставок, корня, окончания, суффикса) независимо от возможных фонетических изменений, которые могут происходить при образовании родственных слов или форм слова: позиционных чередований звуков или других несоответствий письма и произношения. К таким несоответствиям относятся: – звучание глухого согласного перед звонким согласным; – все случаи безударных гласных в разных морфемах; – оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным; – некоторые традиционные произношения.
«Фонетический принцип – это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи «фонема – адекватная ей буква» . Его существо состоит в максимально возможном соответствии письма звуковому составу произносимой речи.
Традиционный принцип заключается в том, что слова пишутся, как их писали раньше, т. е. традиционно. Согласно этому принципу пишутся корни рос – раст, кос – кас, лож – лаг, зор – зар, скок – скач, клон – клан, твор – твар.
Орфографическая грамотность- одна из сторон общей речевой культуры.Чтобы научить учащихся орфографии, необходимо применять современные активные методы работы, которые будут способствовать самостоятельности мыслительной и речевой деятельности.
Каждый учитель школы знает, что нередко приходится повторять один и тот же материал по грамматике, и все равно есть ученики, которые слабо усваивают его. Некоторые ученики вроде и знают правило, приводят примеры, умеют его формулировать, но на практике видим совершенно другое, не умеют орфографически грамотно писать. Знания и навыки приобретаются в процессе активного изучения материала, они требуют внимания к изучаемому материалу.
Воспитывать внимание при обучении русскому языку-значит уметь видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость. Это значит, что, глядя на записанное слово, учащиеся должны его видеть в целом и составляющих его частях.
Воспитание орфографической зоркости формируется постепенно, в ходе выполнения различных упражнений: словарный диктант, объяснительный диктант, письмо с окошечками.
Карточки с орфограммами
Составляется карточка на различные правила пройденные на уроках. Затем организовывается «работа в парах» или «взаимопроверка», дети объясняют правила написания слов.
Начать знакомство с морфологическими понятиями необходимо еще при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”, где наряду с понятием лексическое значение слова, дается понятие “Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий.
Орфография представляет самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с нею либо до изучения грамматики, либо после ее изучения.
Карточка 1. Вставь пропущенные буквы и раздели слова на 2 группы: 1 – слова с проверяемой безударной гласной в корне, 2 – с непроверяемой гласной в корне. Рядом со словами с проверяемой безударной гласной напиши проверочное слово. м..лина, з..леный, тр..пинка, м..л..ко, пол..тно, с..нева, кр..кун, п..тно, пл..сать, п..м..дор, шм..ли, т..полиный пух, мршрут, осм..треть, ст..лбы
Карточка 2. Вставь в тексте пропущенные безударные гласные в корнях, объясни свой выбор. Обменяйся карточками с одноклассниками для проверки. Лодка, распустив п..руса, н..слась вп..ред с невероятной скоростью. Иногда они видели прон..сившуюся мимо танцующую на гр..бнях волн русалку. А иногда пред ними м..лькала целая стая крошечных м..рских троллей. Все с..льнее гремел гром, а молнии то тут, то там наискосок прор..зали небо.
Карточка 3. В каких рядах во всех словах пропущена одна и та же буква? Во всех словах вставь пропущенные буквы, выдели корни, объясни свой выбор. Обменяйтесь карточками с одноклассниками для проверки. 1) п..руса, с..рняк, просл..влять 2) посв..тить фонарем, изм..рение, л..пить 3) з..лотой, кор..левский, ком..ры 4) д..лекий, к..льцо, ш..лун.
Основным условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:
увидеть орфограмму;
установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае;
решить вопрос о конкретном написании
Например. Буквы о-ё после шипящих (в корне, окончаниях и суффиксах). Ход рассуждения при их применении связан с такими действиями, как установление морфемы, постановка ударения; затем применяются правила, которые различны для корня и других морфем. Можно составить алгоритм. Далее школьник, применяя выбранное им правило к данному конкретному случаю.
Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы названы в его формулировке.
Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся используют разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти и т.д.)
Например: диктант “Проверю себя”– вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант “Проверяю себя” способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.
Дочь, муж, горяч, дач, крепыш, могуч, силач, молодежь, врач, ткач, ковш, обруч, плащ, туч, карандаш, борщ, чуваш, хорош, ключ и т.д.
Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Орфографическая грамотность учащихся – одна из актуальнейших проблем, стоящих перед школой на протяжении всего ее развития. К сожалению, проблема орфографической грамотности, несмотря на ее возраст, до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно. Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему задуматься, остановиться, проверить себя, когда это нужно. Наиболее часто встречающейся причиной низкой орфографической грамотности обучающихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык – навык очень сложный. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на следующих более простых умениях и навыках: умение анализировать слово с фонетической; навык письма; умение определять морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее правило
Поиск эффективных способов формирования орфографических умений и навыков у учащихся на уроках русского языка в настоящее время является одной из актуальных проблем.
Для достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
- познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
- сформировать у них орфографические умения (на основе этих понятий);
- научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
- создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Пунктуация. Виды диктантов
Кроме орфографической, в русском языке существует и пунктуационная грамотность.
Пунктуация -раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Цель обучения пунктуации в школе-сформировать у учащихся пунктуационную грамотность, умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки. Основная цель обучения пунктуации в школе- научить применять те правила пунктуации, которые являются базой русской пунктуации. Для осуществления этих целей необходимо проводить разностороннюю работу по усвоению пунктуации, как средства, помогающего передать на письме мысли и чувства.
В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в предложении подлежащее и сказуемое и знать способы их выражения. Основное условие для постановки тире – это три способа выражения подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным и неопределенной формы глагола.
Умело и свободно пользоваться знаками препинания школьники смогут лишь тогда, когда не только овладеют какой-то определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе природу пунктуации – ее значение, принципы, функции отдельных знаков препинания.
Важным этапом формирования у школьников соответствующих умений и навыков является выполнение пунктуационных упражнений, большинство которых строится на текстах, напечатанных без знаков препинания.
В 8–9-х классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых, расширяется представление учащихся о способах выражения главных членов предложения; дается понятие о лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения способов выражения этих значений– классификация видов сказуемых; продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием грамматических и пунктуационных умений, предполагается выдвинуть развитие языкового чутья учащихся, совершенствование умений воспринимать в готовом тексте оттенки значений, передаваемые разными способами выражения главных членов.
Проблема пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Под пунктуационной грамотностью, в методике преподавания русского языка, понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - понимать написанное.
Как сформировать пунктуационную грамотность у учащихся, как научить учащихся правильно и умело применять пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Формирование пунктуационной грамотности необходимо начинать еще в начальной школе, а затем продолжать на уровне основного и среднего общего образования. Делать это нужно систематически, не только при изучении синтаксиса, но и других разделов о языке, на всех этапах урока.
Формирование пунктуационной грамотности учащихся должно осуществляться с учетом целей обучения, в соответствии с принципами русской пунктуации (интонационного, смыслового, структурного), при помощи ряда специальных упражнений по пунктуации.
Списывание как вид пунктуационного упражнения заключается в переписывании учащимися отдельных предложений или текста с одновременным выполнением пунктуационных заданий. При списывании обучение опирается на зрительную память. Списывание применяется в двух формах: в неосложненной и в осложненной .
Неосложненное списывание, все мы с вами знаем, состоит в переписывании материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Обучающая сущность данного упражнения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обосновании выбора знаков препинания. Кстати сказать, что даже при таком виде списывания некоторые ученики умудряются сделать ошибки.
Осложненное списывание - это переписывание учащимися материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. В дидактическом материале для данного упражнения имеются следующие виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). В обоих случаях учащимся приходится решать пунктуационные задачи: находить место (места) для знака (знаков) препинания и выбирать из возможных необходимый знак препинания.
Чтобы закрепить изученные правила, отработать навыки их применения, развить пунктуационную зоркость учащихся, предупредить возможные ошибки на уроках используются следующие виды диктантов :
Объяснительный диктант. Он заключается в записи диктуемого текста без предварительных комментариев. Учащиеся в момент записи, опираясь на мысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляют смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывают место знаков и необходимый знак. После записи текста учащиеся вслух объясняют пунктограммы.
Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого текста. Учащиеся записывают только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.
Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения или текста за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).
Диктуемое упражнение учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются например части сложного предложения и члены простого предложения. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания , т.е. выполняют графический диктант.
Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет.
Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им.
Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила.
Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам.
Объяснение правила начинается с анализа примера.
После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений – расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее.
– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.
Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее.
– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
[ ] , и [ ] . (Знаки препинания не проставлены.)
Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
б) Швейцар решил идти не спеша.
в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.
Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
а) Приехав домой, его никто не встретил.
б) Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце.
Заключение.
Основной задачей, которая стоит перед учителем русского языка, является формирование навыков грамотного письма. Чтобы добиться хороших результатов у всех учащихся, необходима кропотливая работа по формированию орфографической и пунктуационной грамотности. Для этого работа учителя и учащихся направлена как на изучение орфографических и пунктуационных правил, так и на применение их на практике.
Овладение орфографическими и пунктуационными умениями и навыками, а также основными нормами литературного языка есть одно из условий успешной коммуникации в обществе. По этой причине у учащихся необходимо вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость. Этому способствуют определенные психологические и методические условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.
Орфографическая грамотность учащихся – одна из актуальнейших проблем, стоящих перед школой на протяжении всего ее развития.
К сожалению, проблема орфографической грамотности, несмотря на ее возраст, до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно. Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему задуматься, остановиться, проверить себя, когда это нужно. Наиболее часто встречающейся причиной низкой орфографической грамотности обучающихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – навык очень сложный. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на следующих более простых умениях и навыках: умение анализировать слово с фонетической; навык письма; умение определять морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее правило.
Для получения желаемых результатов работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности необходимо проводить регулярно, используя при этом разнообразные формы, приемы, методы. Кроме того, эта деятельность должна проводиться как индивидуально, так и со всем классом.
Как известно, повторение очень важный аспект в обучении. Школьник не должен забыть правила сразу после прохождения темы, повторение поможет ему углубить знания, автоматизировать навык правописания; - списывание по памяти также помогает развить орфографический навык. Ученик, повторяя слово орфоэпически по слогам, постепенно запоминает его. Потом он может действовать по аналогии; - выборочное списывание не только тренирует орфографический навык, но и помогает развить другие важные качества: умение анализировать текст, вычленять главную мысль и т.д
Пунктуационная грамотность важна не менее, чем орфографическая, она является одной из характеристик правильной письменной речи. Работа по формированию пунктуационного навыка поможет не только предотвратить пунктуационные ошибки, но и будет способствовать совершенствованию выразительности речи, что очень важно как в школьной практике, так и в жизни каждого человека. Ведь речь необходима человеку для общения, а выразительная речь делает общение с таким человеком приятным.
Основная роль в воспитании интереса к предмету принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся на уроке. В зависимости от того, как организована эта деятельность решается судьба интереса. И здесь наиболее уместно вспомнить древнюю китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе деятельного подхода в обучении, который является основой новых стандартов обучения.
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности»,- вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим.
Список использованной литературы
Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразоват. учрежд в 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – Москва : Просвещение, 2012. – 192 с.
Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М, Разумовской, П. А. Леканта. – Москва : Дрофа, 2013 – 335 с.
Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразоват. учрежд в 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – Москва : Просвещение, 2013. –223 с
Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл. : учеб. для
общеобразоват. учрежд. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – Москва :
Дрофа, 2012. – 319 с.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии : книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – Москва : Просвещение, 2001. – 222 с.
Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений/ М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. – Москва : Академия, 2001. – 368 с.