Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография"
6 класс
Вариант 1.
Задание 1. С помощью словообразовательной пары показать, как образовались слова: гнёздышко, вогнуть, дипломировать, пр…дать (форму), ракетоносец, пр…датель (дружбы), пр…морский, картинный, однополюсный, бревенчатый, прародина, пересказ, вещмешок, ТЮЗ, столовая, беспринципный, шипение.
Задание 2. Сделайте морфемный анализ слов:
Просила, дождика, землистый, запахом, тесноватый, премьера, блистает, неправильной, премировать, причудливый.
Задание 3. Приведите по два примера, иллюстрирующие данные словообразовательные модели:
-еньк-а , -ок , -ушк-ой , -ист-ый
Возможные варианты исходных слов: слива, голос, смола, дорога, поры, деревня, круг, серебро, дева, снег, соловей, пух.
Задание 4. Составьте и запишите словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов.
1) беспр…нципность, принцип, беспр…нципный;
2) преподавательница, преподаватель, преподавать;
3) вице-президент, президент, вице-президентский;
4) беспричинный, причина, беспричинность;
5) прик..саться, к..саться, прик..сание.
Задание 5. От слов былина, равнина, закон письменно образуйте словообразовательные цепочки, соответствующие схеме:
-н-ый , -н-ость
Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов, вставьте пропущенные буквы.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать;
2) беспр..станно, сопр..частность, пр..дворный;
3) пр..образование, непр..ложный, пр...зидент;
4) пр..морский, пр..выкнуть, пр..тензия;
5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь
Задание 7. Составьте словообразовательное гнездо из слов:
Рассказ, подсказать, рассказать, сказать, подсказка, рассказчик, подсказчица.
Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография"
6 класс
Вариант 2.
Задание 1. С помощью словообразовательной пары показать, как образовались слова:
Диспутировать, накипь, весенний, пр…помнить, знаменосец, пр…полюсный, распрямить, прямоугольный, ракетоносный, ременчатый, спортгородок, РФ, бесспорный, спинушка, ванная, пр…брежный, к…сание.
Задание 2. Сделайте морфемный анализ слов:
Раскинулся, рассыпной, президиум, лесистых, огибает, привередливый, прекращение, холмистой, белоснежного, привычка.
Задание 3. Приведите по два примера, иллюстрирующие данные словообразовательные модели:
-яг-а , -изм-ом , -ств-о , -аст-ый
Возможные варианты исходных слов: коллектив, дворяне, труд, брат, хозяин, глаза, герой, руки, стиль, работа, упрямый, бедный.
Задание 4. Составьте и запишите словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов.
преследовательница, преследовать, преследователь;
привилегированный, привилегия, привилегированность, привилегировать;
привычка, привыкнуть, привычный;
пр..неприятный, приятный, неприятный;
к..саться, прик..снуться, к..снуться
Задание 5. От слов истина, пустыня, картина письменно образуйте словообразовательные цепочки, соответствующие схеме:
-ный , -ность
Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов, вставьте пропущенные буквы.
беспр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;
пр..обрёл, пр..образователь, пр..клонный;
пр..домовая (территория), пр..щедрый, пр..ступить (к делу);
пр..вратные (представления), пр..граждать, (достойный) пр..емник;
беспр..станно, пр..образование, пр..зидент;
Задание 7. Составьте словообразовательное гнездо из слов:
Скука, прескучный, скучать, скучный, скучища, скучноватый, заскучать, соскучиться.
УЧИТЕЛЮ
Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография", 6 класс
Вариант 1.
Задание 1. С помощью словообразовательной пары показать, как образовались слова: гнёздышко, вогнуть, дипломировать, пр…дать (форму), ракетоносец, пр…датель (дружбы), пр…морский,, картинный, однополюсный, бревенчатый, прародина, пересказ, вещмешок, ТЮЗ, столовая, беспринципный.
Исходное слово | Производное слово | Способ словообр. |
гнездо +-ышк (о) | гнёздышко | суф. |
во-+гнуть | вогнуть | прист. |
диплом+-ирова(ть) | дипломировать | суф |
при-+дать | придать | прист |
ракета+о+носить +-тель | ракетоноситель | слож |
предать +-тель | предатель | суф. |
при-+море+-ск(ий) | приморский | прист.-суф. |
картина+н(ый) | картинный | суф |
один+о+полюс+-н(ый) | однополюсный | слож |
бревно+-чат(ый) | бревенчатый | суф |
пра-+родина | прародина | прист |
пересказать | пересказ | бессуф |
вещевой мешок | вещмешок | слож |
Театр юного зрителя | ТЮЗ | слож |
столовая (ложка) | столовая | переход |
бес-+принцип+н(ый) | беспринципный | прист.-суф. |
шипеть+-ений(э) | шипение | суф |
Задание 2. Сделайте морфемный анализ слов:
Просила, дождика, землистый, запахом, тесноватый, премьера, блистает, неправильной, премировать, причудливый.
Задание 3. Приведите по два примера, иллюстрирующие данные словообразовательные модели:
-еньк-а , -ок , -ушк-ой , -ист-ый
Возможные варианты исходных слов: слива, голос, смола, дорога, поры, деревня, круг, серебро, дева, снег, соловей, пух.
Задание 4. Составьте и запишите словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов.
1) принцип, беспринципный, беспринципность;
2) преподавать, преподаватель, преподавательница;
3) президент, вице-президент, вице-президентский;
4) причина, беспричинный, беспричинность;
5) касаться, прикасаться, прикасание
Задание 5. От слов былина, равнина, закон письменно образуйте словообразовательные цепочки, соответствующие схеме:
-н-ый , -н-ость
Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов, вставьте пропущенные буквы.
1) пр.Е образовать, пр.Е.неприятный, пр.Е.следовать;
2) беспр.Естанно, сопр.И.частность, пр.И.дворный;
3) пр.Е.образование, непрЕложный, пр.Е..зидент;
4) пр..Иморский, прИ..выкнуть, пр.Е.тензия;
5) прЕ.мудрый, пр.Екрасный, пр.Е.возмочь
1,3,5
Задание 7. Составьте словообразовательное гнездо из слов:
| подсказать | подсказка | подсказчица | |
сказать | рассказать | рассказ | рассказчик | |
УЧИТЕЛЮ
Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография"
6 класс
Вариант 2.
Задание 1. С помощью словообразовательной пары показать, как образовались слова:
Диспутировать, накипь, весенний, пр…помнить, знаменосец, пр…полюсный, распрямить, прямоугольный, ракетоносный, ременчатый, спортгородок, РФ, бесспорный, спинушка, ванная, пр…брежный, к…сание.
Исходное слово | Производное слово | Способ словообр. |
диспут+-ирова(ть) | диспутировать | суф |
накипеть | накипь | бессуф. |
весна+ -н (ый) | весенний | суф |
при-+помнить | припомнить | прист |
знамя+-е-+носить +-ец | знаменосец | слож |
при-+полюс+-н(ый) | пр…полюсный | прист.-суф. |
рас-+прямой+-и(ть) | распрямить | прист.-суф. |
прямой+-о-+угол +-н(ый) | прямоугольный | слож |
ракета+о+носить +-н(ый) | ракетоносный | слож |
ремень+-чат(ый) | ременчатый | суф |
спортивный городок | спортгородок | слож |
Российская Федерация | РФ | слож |
бес-+спор+-н(ый) | бесспорный | прист.-суф. |
спина+-ушк(а) | спинушка | суф |
ванная | ванная | переход |
при-+берег+-н(ый) | прибрежный | прист.-суф. |
касаться +-ний(э) | касание | суф |
Задание 2. Сделайте морфемный анализ слов:
Раскинулся, рассыпной, президиум, лесистых, огибает, привередливый, прекращение, холмистой, белоснежного, привычка.
Задание 3. Приведите по два примера, иллюстрирующие данные словообразовательные модели:
-яг-а , -изм-ом , -ств-о , -аст-ый
Возможные варианты исходных слов: коллектив, дворяне, труд, брат, хозяин, глаза, герой, руки, стиль, работа, упрямый, бедный.
Задание 4. Составьте и запишите словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов.
1.преследовать, преследователь, преследовательница;
2.привилегия, привилегировать, привилегированный, привилегированность;
3.привыкнуть, привычка, привычный;
4.приятный, неприятный, пренеприятный;
5.к..саться, к..снуться, прик..снуться,
Задание 5. От слов истина, пустыня, картина письменно образуйте словообразовательные цепочки, соответствующие схеме:
-н-ый , -н-ость
Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов, вставьте пропущенные буквы.
беспрИстрастный, прЕвышение (скорости), прЕграда;
прИобрёл, прЕобразователь, прЕклонный;
прИдомовая (территория), прЕщедрый, прИступить (к делу);
прЕвратные (представления), прЕграждать, (достойный) прЕемник;
беспрЕстанно, прЕобразование, прЕзидент;
4,5
Задание 7. Составьте словообразовательное гнездо из слов:
| | скучища | | |
скучать | скука | скучный | прескучный | |
| | | скучноватый | |
| заскучать | | | |
| соскучиться | | | |