Контрольная работа по творчеству А.А. Блока. Вариант 1
Составитель Чемезова Т. Ф.
Тестовые задания:
К какому литературному направлению относится раннее творчество Блока?
1) футуризм; 2) акмеизм; 3) имажинизм; 3) символизм.
Установите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики:
Мотив назначения поэта и поэзии;
Мотив «страшного мира»;
Мотив мрачной разочарованности;
Мотив Родины.
А) «Фабрика»; Б) «К Музе»; В) «Осенняя воля»; Г) «Я стар душою».
К какому этапу творчества («трилогии вочеловечивания») можно отнести цикл стихов Блока о Прекрасной Даме?
1) Теза; 2) Антитеза; 3) Синтез.
В каком году было написано стихотворение «Незнакомка»:
1) 1903; 2) 1906; 3) 1910; 4) 1918.
Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:
На историческую тему;
О современности;
О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Какой мелодии неслышно в поэме Блока «Двенадцать»?
1) Марш; 2) Танго; 3) Частушка; 4) Романс.
Какой социальный слой не отражён в образной системе поэмы «Двенадцать»?
1) Интеллигенция; 2) Буржуазия; 3) Крестьянство; 4) Духовенство.
Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Блоком в следующих стихотворениях (сопоставьте буквы и цифры):
«Весенний и тлетворный дух»
«И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»
«Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?».
А) метафора; Б) анафора; В) оксюморон.
Вопросы для развёрнутого ответа:
Дайте характеристику образа Прекрасной Дамы в лирике А.А. Блока (черты женского образа, лирического героя, место стихотворений о Прекрасной Даме в лирике Блока)
«К сожалении, Христос,» - писал Блок в своём дневнике. Перечислите известные вам трактовки образа Христа в поэме Блока «Двенадцать». Выразите своё отношение к этим трактовкам и дайте свою интерпретацию данного образа в поэме.
Проанализируйте одно из предложенных стихотворений А.А. Блока.
Контрольная работа по творчеству А.А. Блока. Вариант 2
Составитель: Чемезова Т. Ф.
Тестовые задания:
1. К какому течению Серебряного века относится раннее творчество А. Блока?
а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) имажинизм.
2. Установите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики:
1) Мотив назначения поэта и поэзии;
2) Мотив «страшного мира»;
3) Мотив мрачной разочарованности;
4) Мотив Родины.
А) «Поэты»; Б) «Сытые»; В) «Коршун»; Г) «Я медленно сходил с ума…»
3. К какому периоду «трилогии вочеловечения» А. Блока относится стихотворение «Фабрика»?
1) Теза; 2) Антитеза; 3) Синтез.
4. В каком году была написана поэма «Двенадцать»?
1) 1905; 2) 1912; 3) 1917; 4) 1918.
5. Этого человека называют «духовным предтечей» Блока, сам он считал его своим учителем и использовал его философию как основу своей ранней лирики. О ком идёт речь?
1) Дмитрий Мережковский;
2) Валерий Брюсов;
3) Владимир Соловьёв;
4) Фридрих Ницше.
6. Какой жанровой формы не встречается в поэме «Двенадцать»?
1) частушка; 2) ода; 3) марш; 4) солдатская песня.
7. Кто из героев поэмы «Двенадцать» из ревности убивает свою возлюбленную?
1) Петруха; 2) Андрюха; 3) Буржуй; 4) Ванька.
8. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Блоком в следующих стихотворениях (сопоставьте буквы и цифры):
1. «Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо»;
2. «Когда блеснёт в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка, / Когда звенит тоской острожной…»
3. «И невозможное возможно, / Дорога долгая легка…»
А) метафора; Б) оксюморон; В) анафора.
Вопросы для развёрнутого ответа:
1. Дайте характеристику образа Родины в творчестве Блока. В чём заключаются традиционность и новаторство в изображении Родины поэтом?
2. «Одни прочли в поэме сатиру на Революцию, другие – славу ей,» - писал В.В. Маяковский о поэме Блока «Двенадцать». Выскажите вашу точку зрения на эту проблему… Можно ли говорить о том, что в поэме звучит «музыка Революции»?
3. Проанализируйте одно из предложенных стихотворений А.А. Блока.
Приложение1
Стихи А.А. Блока для анализа
О доблестях, о подвигах, о славе…
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
1908 г.
Грешить бесстыдно, непробудно…
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914
Александр Блок
Жизнь
Мы рождены; вдыхаем жадно
Природы мощные дары;
Нам мнится — дышит беспощадно
Жизнь, занесенная в миры.
Что наша жизнь? Порыв нежданный?
Случайный плод ее творца?
Дитя миров благоуханных,
Обломок вышнего венца?
О, нет! Горящей жизни меру
Не нам познать и разгадать.
Она достойна лучшей веры,
На нас — творца ее печать.
Уходят годы в бесконечность, —
Дарует новые творец.
Всегда, везде — живая вечность, —
Одно начало и конец.
1899 г.
СЫТЫЕ
Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
И вот - в столовых и гостиных,
Над грудой рюмок, дам, старух,
Над скукой их обедов чинных -
Свет электрический потух.
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах - желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Так - негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.
КОРШУН
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
***
Я медленно сходил с ума
У двери той, которой жажду.
Весенний день сменяла тьма
И только разжигала жажду.
Я плакал, страстью утомясь,
И стоны заглушал угрюмо.
Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума.
И проникала в тишину
Моей души, уже безумной,
И залила мою весну
Волною черной и бесшумной.
Весенний день сменяла тьма,
Хладело сердце над могилой.
Я медленно сходил с ума,
Я думал холодно о милой.
1902