СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока в 2-х вариантах, 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока в 2-х вариантах, 11 класс в форме тестовых и творческого заданий с приложением - текстами стихотворений А.А. Блока для анализа

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по творчеству А.А. Блока в 2-х вариантах, 11 класс»

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока. Вариант 1

Составитель Чемезова Т. Ф.

Тестовые задания:


  1. К какому литературному направлению относится раннее творчество Блока?

1) футуризм; 2) акмеизм; 3) имажинизм; 3) символизм.


  1. Установите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики:


  1. Мотив назначения поэта и поэзии;

  2. Мотив «страшного мира»;

  3. Мотив мрачной разочарованности;

  4. Мотив Родины.


А) «Фабрика»; Б) «К Музе»; В) «Осенняя воля»; Г) «Я стар душою».


  1. К какому этапу творчества («трилогии вочеловечивания») можно отнести цикл стихов Блока о Прекрасной Даме?


1) Теза; 2) Антитеза; 3) Синтез.


  1. В каком году было написано стихотворение «Незнакомка»:


1) 1903; 2) 1906; 3) 1910; 4) 1918.


  1. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

  1. На историческую тему;

  2. О современности;

  3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


  1. Какой мелодии неслышно в поэме Блока «Двенадцать»?


1) Марш; 2) Танго; 3) Частушка; 4) Романс.


  1. Какой социальный слой не отражён в образной системе поэмы «Двенадцать»?


1) Интеллигенция; 2) Буржуазия; 3) Крестьянство; 4) Духовенство.


  1. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Блоком в следующих стихотворениях (сопоставьте буквы и цифры):


  1. «Весенний и тлетворный дух»

  2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»

  3. «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?».


А) метафора; Б) анафора; В) оксюморон.



Вопросы для развёрнутого ответа:


  1. Дайте характеристику образа Прекрасной Дамы в лирике А.А. Блока (черты женского образа, лирического героя, место стихотворений о Прекрасной Даме в лирике Блока)

  2. «К сожалении, Христос,» - писал Блок в своём дневнике. Перечислите известные вам трактовки образа Христа в поэме Блока «Двенадцать». Выразите своё отношение к этим трактовкам и дайте свою интерпретацию данного образа в поэме.

  3. Проанализируйте одно из предложенных стихотворений А.А. Блока.

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока. Вариант 2

Составитель: Чемезова Т. Ф.

Тестовые задания:


1. К какому течению Серебряного века относится раннее творчество А. Блока?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) имажинизм.


2. Установите соответствие стихотворений Блока основным мотивам его лирики:

1) Мотив назначения поэта и поэзии;

2) Мотив «страшного мира»;

3) Мотив мрачной разочарованности;

4) Мотив Родины.


А) «Поэты»; Б) «Сытые»; В) «Коршун»; Г) «Я медленно сходил с ума…»


3. К какому периоду «трилогии вочеловечения» А. Блока относится стихотворение «Фабрика»?


1) Теза; 2) Антитеза; 3) Синтез.


4. В каком году была написана поэма «Двенадцать»?


1) 1905; 2) 1912; 3) 1917; 4) 1918.


5. Этого человека называют «духовным предтечей» Блока, сам он считал его своим учителем и использовал его философию как основу своей ранней лирики. О ком идёт речь?


1) Дмитрий Мережковский;

2) Валерий Брюсов;

3) Владимир Соловьёв;

4) Фридрих Ницше.


6. Какой жанровой формы не встречается в поэме «Двенадцать»?

1) частушка; 2) ода; 3) марш; 4) солдатская песня.


7. Кто из героев поэмы «Двенадцать» из ревности убивает свою возлюбленную?

1) Петруха; 2) Андрюха; 3) Буржуй; 4) Ванька.


8. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Блоком в следующих стихотворениях (сопоставьте буквы и цифры):

1. «Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо»;

2. «Когда блеснёт в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка, / Когда звенит тоской острожной…»

3. «И невозможное возможно, / Дорога долгая легка…»


А) метафора; Б) оксюморон; В) анафора.


Вопросы для развёрнутого ответа:


1. Дайте характеристику образа Родины в творчестве Блока. В чём заключаются традиционность и новаторство в изображении Родины поэтом?

2. «Одни прочли в поэме сатиру на Революцию, другие – славу ей,» - писал В.В. Маяковский о поэме Блока «Двенадцать». Выскажите вашу точку зрения на эту проблему… Можно ли говорить о том, что в поэме звучит «музыка Революции»?

3. Проанализируйте одно из предложенных стихотворений А.А. Блока.

Приложение1

Стихи А.А. Блока для анализа


О доблестях, о подвигах, о славе…

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

1908 г.


Грешить бесстыдно, непробудно…

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914



Александр Блок


Жизнь

Мы рождены; вдыхаем жадно
Природы мощные дары;
Нам мнится — дышит беспощадно
Жизнь, занесенная в миры.
Что наша жизнь? Порыв нежданный?
Случайный плод ее творца?
Дитя миров благоуханных,
Обломок вышнего венца?
О, нет! Горящей жизни меру
Не нам познать и разгадать.
Она достойна лучшей веры,
На нас — творца ее печать.
Уходят годы в бесконечность, —
Дарует новые творец.
Всегда, везде — живая вечность, —
Одно начало и конец.

1899 г.



СЫТЫЕ


Они давно меня томили:

В разгаре девственной мечты

Они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы.


И вот - в столовых и гостиных,

Над грудой рюмок, дам, старух,

Над скукой их обедов чинных -

Свет электрический потух.


К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах - желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.


Так - негодует всё, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!


Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещен,

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамен!


Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям - неприлично

Их старой скуке подражать.



КОРШУН


Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг.-

В избушке мать, над сыном тужит:

"На хлеба, на, на грудь, соси,

Расти, покорствуй, крест неси".


Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.-

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?



***

Я медленно сходил с ума

У двери той, которой жажду.

Весенний день сменяла тьма

И только разжигала жажду.


Я плакал, страстью утомясь,

И стоны заглушал угрюмо.

Уже двоилась, шевелясь,

Безумная, больная дума.


И проникала в тишину

Моей души, уже безумной,

И залила мою весну

Волною черной и бесшумной.


Весенний день сменяла тьма,

Хладело сердце над могилой.

Я медленно сходил с ума,

Я думал холодно о милой.


1902