Промежуточная аттестация по литературе (8 класс)
Вариант 1
1. Тема произведения - это:
а) главная идея; б) объект отражения; в) композиция.
2. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
3. К какому литературному направлению можно отнести пьесу Мольера «Мещанин во дворянстве»?
а) романтизм; б) реализм; в) классицизм; г) сентиментализм.
4. Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.И. Солженицын - представители русского…
а) сентиментализма; б) классицизма; в) романтизма; г) реализма.
5. Определите жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада; б) элегия; в) поэма.
6. Отметить одну из особенностей композиции комедии “Ревизор”:
а) малое количество персонажей; б) частая смена лирического героя; в) немая сцена.
7. Повествование в рассказе «Матрёнин двор» ведётся от лица:
а) от первого лица; б) от третьего лица; в) двумя рассказчиками; г) автора.
8. Тема рассказа Л.Н. Толстого «После бала»:
а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России; г) история жизни Ивана Васильевича.
9. Какова основная идея рассказа «Матрёнин двор»?
а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень;
б) трагическая судьба деревенской женщины;
в) утрата обществом духовных и нравственных основ.
10. Эта строфа главы «Переправа» произведения «Василий Теркин»
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
воспринимается как:
а) описание тяжелого боя; б) напоминание о переправе; в) клятва, боевой призыв;
г) лирическое отступление.
11. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю; б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
12. Проблема чести возникает в произведении:
а) «Капитанская дочка»; б) «Песнь о вещем Олеге»; в) «Ревизор»; г) «Мцыри».
13. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:
а) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;
б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;
в) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.
14. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:
а) ревизор; б) Городничий; в) смех.
15. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
а) сравнение; б) олицетворение; в) метонимия.
16. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?
а) сравнение; б) эпитет; в) литота.
Часть Б. Работа с текстом
М. Горький «Челкаш»
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль вставного эпизода; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является экспозицией.
3. Главной темой данного фрагмента является:
1) портрет Челкаша; 2) тема труда; 3) тема добра и зла; 4) тема судьбы.
4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?
1) попрошайничеством; 2) воровством; 3) работой на заводе; 4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.
5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков?
1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;
2) объясняет своё отношение к герою; 3) показывает его незаурядность;
4) подчёркивает социальное положение героя.
6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).
7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос…»).
8. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.
Часть С
Выберите одну из тем. Дайте полный развернутый ответ по теме (в объеме не менее 70 слов), привлекая литературное произведение, позицию автора и свое собственное мнение.
1.Над чем заставляет задуматься роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
2.Мое отношение к главному герою поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Можно ли произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» назвать актуальным, современным?
Промежуточная аттестация по литературе (8 класс)
Вариант 2
1. Идея произведения - это:
а) мысль, заключённая в произведении; б) конкретная описанная ситуация;
в) предмет изложения, изображения и т.д.
2. Комедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
3. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) романтизм; б) сентиментализм; в) реализм; г) классицизм.
4. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин – представители русского…
а) сентиментализма; б) классицизма; в) романтизма; г) реализма.
5. Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А. Твардовского?
а) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах».
6. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
а) повествование от лица автора; б) повествование от лица героя;
в) рассказ в рассказе; г) повествование от лица героини.
7. Повествование в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина ведется от лица:
а) автора; б) Маши Мироновой; в) Петра Гринева; г) Пугачева.
8. Определите тему произведения «Мцыри»:
а) красота человека, готового умереть за свободу; б) рассказ о жизни в монастыре;
в) показ прошлого Грузии; г) показ красоты грузинской природы.
9. Определите идею комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»:
а) показать «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней власти»;
б) показать забитость, непросвещенность, темноту народа и власть градоначальников;
в) «собрать в кучу все дурное в России…и за одним разом посмеяться над всем».
10. В этих строках произведения “Василий Теркин”
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом их товарищи - отцы.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик - солдат.
автор стремится:
а) показать, что традиции русских воинов живы; б) передать тяжесть пути;
в) вспомнить старых солдат.
11. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю; б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
12. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:
а) проблема любви; б) проблема чести, долга и милосердия;
в) проблема роли народа в обществе; г) защиты Отечества.
13. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:
а) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;
б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,
кто нуждался в её сострадании;
в) показал подробности деревенского житья.
14. Хлестаковщина - это:
а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;
б) стремление модно одеваться; в) погоня за чинами.
15. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… и одна // Лишь тучка кралася за ней»?
а) олицетворение; б) сравнение; в) метонимия.
16. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «Наскучило идти – берёшь извозчика и сидишь себе, как барин»?
а) эпитет; б) сравнение; в) литота.
Часть Б. Работа с текстом
Л.Н.Толстой «После бала»
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвинутыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказался, говоря, что он разучился танцевать, но всё-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал её услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких, белых, атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четырёхугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 2) повесть; 3) поэма; 4) быль.
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль вставного эпизода; 2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета; 4) является экспозицией.
3. Главной темой данного фрагмента является:
1) портрет отца Вареньки; 2) танец Вареньки с отцом; 3) чувства Ивана Васильевича; 4) молодость героя.
4. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
1) замшевая перчатка; 2) белые усы и бакенбарды; 3) блестящие глаза и радостная улыбка;
4) «домодельные» сапоги.
5. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
1) отчуждение; 2) возмущение; 3) восторг; 4) пренебрежение.
6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («то тихо и плавно, то шумно и бурно», «укорачивая или удлиняя»).
7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Отец Вареньки был…»).
8. Как воспринимает герой рассказа сцену бала? Выпишите словосочетание (со слов: «Дождавшись начала мазурочного мотива…»).
Часть С
Выберите одну из тем. Дайте полный развернутый ответ по теме (в объеме не менее 70 слов), привлекая литературное произведение, позицию автора и свое собственное мнение.
1.Над чем заставляет задуматься роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
2.Мое отношение к главному герою поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Можно ли произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» назвать актуальным, современным?
Спецификация
контрольной работы по литературе 8 класс (промежуточная аттестация)
Назначение контрольной работы
1. Определение уровня достижения планируемых результатов обучения по литературе учащимися за 8 класс.
2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Время выполнения: 45 мин.
Содержание работы
Содержание контрольной работы охватывает учебный материал, изученный в течение учебного года, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в предыдущие годы обучения.
Составлено 2 варианта диагностической работы,
Часть А включает 16 заданий и часть В включает 1 комплексное задание. Это задания базового уровня. Часть С предусматривает задание повышенного уровня (творческого).
Часть А
№ задания | Содержание | Критерии | Баллы (максимально) |
1 | Основные теоретико-литературные понятия (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
2 | Основные теоретико-литературные понятия (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
3 | Характеристика литературного направления (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
4 | Характеристика литературного направления (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
5 | Литературные роды и жанры (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
6 | Особенности композиции литературного произведения (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
7 | Особенности композиции литературного произведения (тестовое задание) | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
8 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
9 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
10 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
11 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
12 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
13 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
14 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет (тестовое задание). | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
15 | Средства выразительности | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
16 | Средства выразительности | Верно выполненное задание – 1 балл; неверно выполненное задание – 0 баллов | 1 |
Часть В
№ задания | Содержание | Критерии | Баллы (максимально) |
| Работа со знакомым текстом: определить жанр; определить место фрагмента в произведении; определить тему отрывка; определить роль художественной детали; позиция автора; определить средство художественной выразительности; определить средство создания образа; позиция автора | Каждый верный ответ – 1 балл; неверный ответ – 0 баллов (задания 1-8); | 8 баллов |
Часть С
Часть С состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-рассуждения), объём не менее 70 слов, который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
№ | Критерии оценивания ответа на задание С2 | баллы |
К1 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: - работа ученика характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют, одна орфографическая ошибка, 1-2 пунктуационные ошибки; - допущены 1-2 логические ошибки, 2 – 3 орфографические ошибки, 3-4 пунктуационные ошибки. | 1 0 |
К2 | Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе. Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, выдвигает необходимые тезисы, приводит аргумент, фактические ошибки отсутствуют или допущены 1-2 фактические ошибки Учащийся не понимает поставленного вопроса или дает ответ, не соответствующий вопросу. | 1 0 |
К3 | Следование нормам речи: - допущена 1-3 речевых ошибки; - допущено более 3 речевых ошибок | 1 0 |
К4 | Точность и выразительность речи. Однообразие грамматического строя речи, бедность словаря, однообразие грамматического строя речи | 1 0 |
| Всего | 4 балла |
Т.о., общее количество баллов за части А, В (базовый уровень) – 26 баллов, за часть С – 4 балла.
Критерии выставления отметок:
От 0 % до 49 % базового уровня (0-12 баллов) | «2» |
От 50 % до 70 % базового уровня (13-17 балла) | «3» |
От 71 % до 85 % базового уровня (18-20 баллов) + 50% (2 балла) повышенного уровня Или до 95% базового уровня (23,24 балла) | «4» |
От 86 % до 100 % базового уровня (21-24 баллов) + 75 – 100% (3-4 балла) | «5» |
Ответы к контрольной работе
№ задания | 1 вариант | 2 вариант | Кол-во баллов |
ЧАСТЬ А | | | |
1 | б | а | 1 |
2 | б | а | 1 |
3 | в | б | 1 |
4 | г | б | 1 |
5 | в | а | 1 |
6 | в | в | 1 |
7 | а | в | 1 |
8 | в | а | 1 |
9 | в | в | 1 |
10 | в | а | 1 |
11 | в | б | 1 |
12 | а | б | 1 |
13 | в | б | 1 |
14 | в | а | 1 |
15 | б | а | 1 |
16 | а | б | 1 |
ЧАСТЬ Б | | | |
1 | 4 | 1 | 1 |
2 | 4 | 3 | 1 |
3 | 1 | 2 | 1 |
4 | 2 | 4 | 1 |
5 | 3 | 3 | 1 |
6 | эпитет | антитеза | 1 |
7 | портрет | портрет | 1 |
8 | ястреб | С восторженным умилением | 1 |