Контрольная работа по разделу «Из русской литературы XX века» (6 класс)
1 вариант
Фамилия, имя учащегося__________________________________________________________
1.Соотнесите автора и название произведения.
1) В.М.Шукшин А. «Перед весной бывают дни такие»
2) В.П.Астафьев Б. «Чудесный доктор»
3) С.А.Есенин В. «Критики»
4) А.И.Куприн Г. «Мелколесье. Степь и дали»
5) А.А.Ахматова Д. «Конь с розовой гривой».
__________________________________________________________________________________
2. Факты чьей биографии представлены в отрывке? (Укажите полностью имя, отчество, фамилию писателя или поэта).
а) Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Детство было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Он перепробовал множество профессий: был и разнорабочим, и слесарем, и учеником маляра, и грузчиком. Экстерном сдал экзамены и получил аттестат о среднем образовании. В 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Его творческая жизнь как прозаика, драматурга, актера и режиссёра составила всего 20 лет.
_________________________________________________________________________________
б) Писатель родился в маленьком городке в Пензенской губернии. Детство прошло в Москве. Сначала во вдовьем доме, благотворительном учреждении для вдов чиновников, право на проживание в котором с большим трудом получила мать писателя Любовь Алексеевна. Жил потом в сиротском пансионе, учился в московской военной гимназии, юнкерском училище. Но трудная жизнь не ожесточила сердце и характер писателя, а воспитала в нём сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью, несправедливостью, грубой силой.
_________________________________________________________________________________
3. Назовите настоящую фамилию Александра Степановича Грина._______________________
4.Вставьте термин по определению. Укажите автора и название произведения, относящегося к этому жанру.
________________________- театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
__________________________________________________________________________________
5. Укажите имя героя по портрету, автора и название произведения.
«…в тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубашке без пуговиц».
_________________________________________________________________________________
6. В каком герое этот пейзаж пробудил «нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
«Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как шуршал, падая и цепляясь за другие ветви». ___________________________________________________________
7. Укажите автора и название произведения, в котором
а) главным оружием учителя было делать человека смешным
_________________________________________________________________________________
б) мальчишки отправляются на увал за земляникой.
_________________________________________________________________________________
8. Обман, в который был втянут юный герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», сыграл важную роль в его жизни:
а) он приобрёл авторитет у сверстников;
б) бабушка и дедушка, которые воспитывали его, усилили контроль за его поведением;
в) мальчик раскаялся в содеянном и был благодарен бабушке за понимание.
9. Идея рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
а) уроки доброты; в) нужно всегда стремиться к знаниям;
б) нельзя забывать своих учителей; г) нужно уметь отвечать за свои поступки.
10. Определите средства художественной выразительности.
А)О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождём, И ветер воет, замирая! (А.Блок) | |
Б) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С.Есенин) | |
11. Определите стихотворный размер.
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи. (А.А.Блок)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (10-15 предложений).
Какое произведение писателей 20 века произвело на вас особенное впечатление? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по разделу «Из русской литературы XX века» (6 класс)
2 вариант
Фамилия, имя учащегося__________________________________________________________
1.Соотнесите автора и название произведения.
1) В.М.Шукшин А. «Звезда полей»
2) Ф.А.Искандер Б. «Сапожки»
3) Н.М.Рубцов В. «Неизвестный цветок»
4) А.П.Платонов Г. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
5) К.М.Симонов Д. «Тринадцатый подвиг Геракла».
_________________________________________________________________________________________
2. Факты чьей биографии представлены в отрывке?(Укажите полностью имя, отчество, фамилию писателя или поэта).
а)Родился в Петрограде. Мать – представительница древнего княжеского рода – с детства привила сыну любовь к литературе. Много читала ему наизусть стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Отец погиб на фронтах Первой мировой войны. Закончил Литературный институт, печатался в московских журналах. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны становится одним из самых известных поэтов в нашей стране.
__________________________________________________________________________________
б) Родом с Енисея. Жил в деревне Овсянки. Писал рассказы о своём детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и о бабушке. Первоначально цикл рассказов назывался «Страницы детства». Рассказы писались легко, быстро, радуя сердце. В 1968 году в Перми вышла книга под названием «Последний поклон». Она была замечена в столице, благосклонно встречена критикой. Так начался его творческий путь в литературу.
___________________________________________________________________________________
3. Назовите настоящую фамилию Андрея Платоновича Платонова___________________________
4.Назовите разновидность рассказа по отличительным признакам. Укажите автора и произведение, относящееся к этому жанру.
Атмосфера чудесного изменения мира или героя, светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует; герои оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо ____________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5. Укажите имя героя по портрету, автора и название произведения
«…было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню… правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при этом не было видно в …лице жёсткости…»
___________________________________________________________________________________
6. Эта героиня «с удивлением и облегчением» увидела, что
«…деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. Здесь было устье ручья; разлившись нешироко и мелко, так что виднелась струящаяся голубизна камней, он пропадал в встречной морской волне».____________________________________________________________
7. Укажите автора и название произведения, в котором
а) у героя не ладилось с французским языком из-за произношения
___________________________________________________________________________________
б) герои очень любили смотреть кино
__________________________________________________________________________________
8. Бабушка из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», купив внуку пряник, несмотря на его обман, проявила:
а) жалость, б) бесхарактерность; в) доброту и мудрость.
9. Идея рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»
а) уроки доброты; в) нужно помогать людям;
б) никогда не надо отчаиваться; г) нужно уметь отвечать за свои поступки.
10. Определите средства художественной выразительности.
а) Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль, Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. (С.Есенин) | |
б) Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И тёплый ветер нежен и упруг. (А.Ахматова) | |
11. Определимте стихотворный размер.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! (Д.Самойлов)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (10-15 предложений).
Какое произведение писателей 20 века произвело на вас особенное впечатление? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 1-в, 2-д, 3-г, 4-б,5-а | 1-б, 2-д, 3-а, 4-в, 5-г |
2 | а)Василий Макарович Шукшин б) Александр Иванович Куприн | а) Константин Михайлович Симонов б) Виктор Петрович Астафьев |
3 | Гриневский | Климентов |
4 | Феерия («Алые паруса» А.Грина) | Рождественский или святочный рассказ («Чудесный доктор» А.И.Куприна) |
5 | Дядя Левонтий из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | Лидия Михайловна, героиня рассказа В.Распутина «Уроки французского» |
6 | Мерцалов, герой рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» | Ассоль, героиня феерии А.Грина «Алые паруса» |
7 | а) Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» б) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» | а) В.Распутин «Уроки французского» б) В.Шукшин «Критики» |
8 | в | в |
9 | а | б |
10 | а) Эпитеты: буря злая Олицетворения: буря ревет, бушует; ветер воет б) Олицетворения: лес дремлет, сосна подвязалась Метафора: сказка сна Сравнение: словно белою косынкой | а) Эпитет: бесконечная дорога Олицетворение: дорога убегает Метафоры: стелет шаль, убегает лентой б) Олицетворения: луг отдыхает, деревья шумят Эпитеты: деревья весело-сухие, ветер нежен и упруг |
11 | Ямб | Ямб |