СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа в формате ВПР по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" для обучающихся 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа составлена в формате ВПР-2025 по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа в формате ВПР по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" для обучающихся 8 класса»

Проверочная работа в формате ВПР по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»


  1. Среднее по объёму произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние.

  2. Конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.

Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Текст

– Не угодно ли – калошная стойка. С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая – подчёркиваю красным карандашом: ни одного – чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила своё существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция – не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор ещё запирать под замок? И ещё приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковёр с парадной лестницы? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?

– Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош, – заикнулся было тяпнутый.

– Ничего похожего! – громовым голосом ответил Филипп Филиппович. На нём есть теперь калоши и эти калоши… мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года. Спрашивается, – кто их попёр? Буржуй Саблин? (Филипп Филиппович ткнул пальцем в потолок). Смешно даже предположить. Да-с! Но хоть бы они их снимали на лестнице! (Филипп Филиппович начал багроветь). На какого чёрта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай Бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц? Доктор Борменталь, статистика – ужасная вещь.

– Разруха, Филипп Филиппович.

– Нет, – совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, – нет. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой.


3.Выпишите из текста слово, которое означает «предмет удлиненной цилиндрической формы, с загнутым верхним концом, на который кладут руку; употребляется для опоры при ходьбе».


4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая – подчёркиваю красным карандашом: ни одного – чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош.

Б) Почему убрали ковёр с парадной лестницы? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?

В) Ничего похожего! – громовым голосом ответил Филипп Филиппович

1) риторический вопрос

2) эпитет

3) метафора

4) лексический повтор


Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.


5.Объясните, почему профессор Преображенский не принимает революцию 1917 года.


Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.


6. Как в повести М. ВА. Булгакова «Собачье сердце» раскрывает тему человеческой несостоятельности? Что самое страшное для вас в образе Шарикова? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.