СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы составлены для на основе учебника и интернет-сайтов.В пояснительную записку внесены критерии оценивания. 

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы»

Утверждаю

Директор школы:

___________ Н.А.Рашитова

Приказ №94 от 31.08.2018 года











Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку, 8 класс на 2018-2019 учебный год



























Учитель русского языка: Гильмутдинова Зиля Ангамовна





Пояснительная записка.

КИМы составлены на основе учебника и интернет-сайтов:

- Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А и др. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,2018 г.

-Интернет-портал учителей. http://nsportal.ru/)

-Сайт «Русский язык и литература для всех» ruslita.ru

-Интернет-портал учителей.1variant.ru Образовательный ресурс

-Интернет-портал учителей. russkiy-yazyik…diktantyi

-Интернет-сайт festival.1september.ru


Критерии оценивания диктантов.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Критерии оценивания сочинений и изложений


Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».



Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения



Обучающийся точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

Обучающийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Обучающийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 2 микротем.

0

ИК2

Наличие сжатия исходного текста



Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста


3

 Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1

Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или  не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 



Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2


Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи обучающегося

Баллы


ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более

двух ошибок

2


Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также

в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или

употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала

или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4

10


Нормативы выставления оценок за сжатое изложение

Отметки

Баллы

«5»

16-17

«4»

13-15

«3»

10-12

«2»

0 – 9
















































урока 6 Р.р. Сжатое изложение по тексту А.Аверченко

Дата по календарю 11.09

Факт дата______



Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло.
А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли... Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, вымененной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником.
Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Проза жизни тяготила меня. Я уходил за несколько вёрст от города и, пролёживая целыми днями на пустынном берегу моря, у подножия одинокой скалы, мечтал...
Пиратское судно решило пристать к этому месту, чтобы закопать награбленное сокровище: окованный железом сундук, полный старинных испанских дублонов, золотых бразильских и мексиканских монет и разной золотой, осыпанной драгоценными камнями утвари...
Я, спрятавшись в одном мне известном углублении на верхушке скалы, молча слежу за всем происходящим: мускулистые руки энергично роют песок, опускают в яму тяжёлый сундук, засыпают его и, сделав на скале таинственную отметку, уезжают на новые грабежи, приключения...
Солнце накаливает морской песок у моих ног, тени постепенно удлиняются, а я, вытянувшись в холодке под облюбованной мною скалой, книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и капитана Майн Рида.

(По А. Аверченко)



урока 9 Р.р. Сочинение в форме письма о летнем отдыхе (упр. 36)



Дата по календарю 17.09

Факт дата______





урока 11 Входной контрольный диктант "Осенний лес" по теме «Повторение изученного в 7 классе»

Дата по календарю 21.09

Факт дата______


Осенний лес

 

Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы. Только иногда мелькнёт зелёное пятнышко.

В лесу тихо, даже как-то непривычно. Высоко над головой тихо шелестят и покачиваются кроны деревьев, обагрённые осенью. Сквозь них просвечивает мутно-жёлтым пятном солнце, скрывающееся за тучами. Из густой листвы иногда выглядывают огненные гроздья рябины.

  Багряные кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве пылают, как огненные язычки.

Тихо. Но иногда тишину нарушает глухой стук жёлудя, падающего с дуба на землю, да хруст веток, попавшихся под ноги. Под серебряными ветвями плакучей ивы журчит, пробираясь между камнями, ручеёк. Недалеко от ручейка — тёмно-бурый гриб, выглядывающий из-под опавшей листвы. Вот хитрец! Прикрылся листиком и думает, что никто его не видит.

Под берёзкой, трепещущей на ветру, муравейник. На нём нет обычного оживления: сюда тоже пришла осень. (130 слов)



урока 22-23 Р.р.Контрольное сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Дата по календарю 12.10

Факт дата______


урока 26 Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры

Дата по календарю 18.10

Факт дата______


урока 32 Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения. Главные члены предложения»

Дата по календарю 06.11

Факт дата______


Вариант 1

1. Выделите грамматическую основу предложения:

Всю ночь не смолкает трель соловья в душистой сирени (Зуев).

1) трель не смолкает;

2) трель не смолкает всю ночь.

2. Определите подлежащее в предложении:

Тщеславие в работе гадость и грязь (Герман).

1) тщеславие;

2) тщеславие в работе;

3) гадость и грязь.

3. Определите подлежащее в предложении:

Несколько казаков обступили Савельича (Пушкин).

1) несколько;

2) несколько казаков.

4. Определите подлежащее в предложении:

Дед с матерью шли впереди (Горький).

1) дед с матерью;

2) дед.

5. Определите подлежащее в предложении:

Охранять природу – значит охранять Родину (Паустовский).

1) охранять;

2) охранять природу.

6. Определите подлежащее в предложении:

Княгиня с княжною сидели на скамейке (Лермонтов).

1) княгиня;

2) княгиня с княжною.

7. Определите сказуемое в предложении:

Лохматая лисица озабоченно мелькнула в тростниках (Пришвин).

1) мелькнула;

2) озабоченно мелькнула.

8. Определите предложение с составным сказуемым:

  1. Прибрежные пески делаются темными от росы (Паустов­ский).

  2. Солнце сверкало над головой (Паустовский).

9. Определите составное глагольное сказуемое:

1) С дерева на дерево перелетают птицы (Соколов-Микитов).

2) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

10. Определите предложение с составным именным сказуемым:

1) Наутро мы поднялись довольно рано (Арсеньев).

2) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встре­тились (Лермонтов).

3) Осиновый лес очень красив зимою.

11. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым

  1. Толстой хранитель русского классического языка (Фурманов).

  2. Степь словно сплошной солнечный диск (Солоухин).

12. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Сухая, крепкая осень самое лучшее поэтическое время года (Мамин-Сибиряк).

  2. В окно с улицы лился глухой шум и летела пыль (Горький).

13. Найдите грамматическую основу в предложении:

Слева на заднем плане виднеются руины величественных зданий, навевающих мысли о Древней Греции (по Робу-Грийе).

  1. виднеются руины;

  2. виднеются руины величественных зданий.

14. Найдите подлежащее в предложении:

Имя вещи есть сила самой вещи (по Лосеву).

  1. имя;

  2. имя вещи;

  3. сила.

15. Найдите подлежащее в предложении:

Имя вещи есть орудие общения с нею всего окружающего (Лосев).

1) орудие;

2) имя.

16. Найдите подлежащее в предложении:

Я кладу все это в выдвижной ящик стола и достаю оттуда пистолет (Роб-Грийе).

1) я;

2) все это;

3) ящик;

4) пистолет.

17. Найдите подлежащее в предложении:

Я заменил сюртучок курткой, но галстука не снял (Тургенев).

1) я;

2) сюртучок;

3) галстука.

18. Найдите подлежащее в предложении:

Каждый хочет иметь и невесту, и друга (по Несмелову)

1) каждый хочет иметь;

2) каждый.

19. Определите подлежащее в предложении:

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (Лермонтов).

1) три гордые пальмы;

2) три пальмы.

20. Определите подлежащее в предложении:

Во дворе,возле крыльца, стояла пара лошадей (Шолохов).

  1. пара лошадей;

  2. пара.

21. Определите подлежащее в предложении:

Теперь едущий или идущий пешком в разных местах заметит... пограничные метки-столбы (Песков).

  1. метки-столбы;

  2. едущий;

  3. едущий , идущий.

22. Найдите сказуемое в предложении:

Она осталась печальной и озабоченной до самого вечера (Тургенев).

  1. осталась печальной , озабоченной;

  2. осталась;

  3. осталась печальной.

23. Определите сказуемое в предложении:

Взяла да и говорить с ней перестала.

  1. взяла да и перестала говорить;

  2. перестала.

24. Найдите предложение с составным сказуемым:

  1. Я не стал его дальше расспрашивать (Роб-Грийе).

  2. Сравнение снова обогащает вещь (Лосев).

25. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

  1. Безгласность ужаса, безумий дуновенья свой след означили на мертвенном челе (по Бодлеру).

2) Без медицинского халата тут нельзя свободно разгуливать по отделениям.

26. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1) Анна Сергеевна даже попыталась сказать что-то умное, внести, так сказать, свою лепту в интеллектуальную беседу.

  1. Дмитрий думал о ней, скучал, жил ею, можно сказать, не замечая того отвращения, которое она испытывала к нему вот уже много лет.

  2. Своим друзьям она казалась умной, знакомым – интерес­ной, людям посторонним – оригинальной, но для матери все эти «казалось» были по меньшей мере странными.

27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Дети это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ.

  2. Именно эта старуха, как оказалось, его идеал.

28. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

1) Нация это прежде всего общность, не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся определенная общность людей, языка и территории (по Сталину).

2) Эскориал, кажется, резиденция испанских королей, включающая дворец и монастырь.

29. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов).

  1. между подлежащим и сказуемым сравнительный союз как;

  2. тире никогда не ставится.

30. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Наш новый сотрудник, по-видимому, хороший специалист.

  1. между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;

  2. тире никогда не ставится.



Вариант 2

1. Определите грамматическую основу предложения:

Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер.

  1. звезда сверкала; 2)звезда сверкала и отражалась.

2. Определите подлежащее в предложении:

Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали (Горький).

1)я; 2) я в восхищении.

3. Определите подлежащее в предложении:

Пара черных куличков с плачем метнулась в дождливое небо (Бунин).

  1. пара; 2) пара куличков.

4.Определите подлежащее в предложении:

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и сапогах.

1) приезжий; 2) нет подлежащего.

5. Определите подлежащее в предложении:

Пятеро монахов прошли по еще безлюдному городу (Бородин)

1) пятеро; 2) пятеро монахов.

6.Определите подлежащее в предложении:

Стаи птиц со сви­стом и легким шумом разлетаются в стороны (Паустовский).

1) стаи; 2) стаи птиц.

7. Определите сказуемое в предложении:

Невидимые жаворонки тотчас запели над рожью (Паустовский).

1) запели; 2) тотчас запели.

8. Определите предложение с составным сказуемым:

  1. По пустым садам начинают летать и кричать сороки (Телешов).

  2. Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу (А. Толстой).

9. Определите составное глагольное сказуемое:

  1. Я перестал ругаться, а Дерсу перестал ворчать (Арсеньев).

  2. Возьму вот и продам завтра тройку! (Чехов)

10. Определите предложение с составным именным сказуемым:

  1. Ели на усадьбах, в затишке, стояли тихие и загадочные.

  2. Большинство забав определялось течением деревенской жизни (Солоухин).

11. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:

1) Обитатели Горюхина большей частью роста среднего (Пушкин).

2) Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.

12. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Длина Волги три тысячи шестьсот восемьдесят восемь ки­лометров.

2) Смотрителем маяка был старый боцман парусного флота (Арсеньев).

13. Найдите грамматическую основу в предложении:

А тени прошлого так тихо пролетают под вальс томительный (по Бодлеру).

1) тени прошлого; 2) тени пролетают.

14. Найдите подлежащее в предложении:

Ползет подземный змей, ползет, везет людей (по Цветаевой).

1) змей; 2) подземный змей.

15. Найдите подлежащее в предложении:

Голубей над крышей вьется пара (по Цветаевой).

1) пара; 2) пара голубей.

16. Найдите подлежащее в предложении:

Приезжий не мог оце­нить всю прелесть дождливой погоды

1) приезжий; 2) нет подлежащего.

17. Найдите подлежащее в предложении:

В моей камере сидели пятеро (Новодворская).

  1. сидели пятеро; 2) пятеро.

18. Найдите подлежащее в предложении:

И рыб воздушных скры­лась стая.

  1. стая; 2) стая рыб.

19. Определите подлежащее в предложении:

Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (Горький).

1) немногие; 2) подлежащего нет.

20. Определите подлежащее в предложении:

Каждый из нас ста­нет на самом краю площадки (Лермонтов)

1) каждый; 2) каждый из нас.

21. Определите подлежащее в предложении:

Наступило, наконец, пятнадцатое мая (Куприн).

1) пятнадцатое; 2) пятнадцатое мая.

22. Найдите сказуемое в предложении:

Особенно полюбил я развалин оранжереи (Тургенев).

1) полюбил; 2) особенно полюбил.

23. Найдите предложение с простым сказуемым:

1)Редкие припадки его расположения ко мне никогда не были вызваны моими безмолвными, но понятными мольбами (по Тургеневу).

2) Вдали по Рейну бежал и дымился пароход (Тургенев).

24. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Первым делом я собирался до смерти ее напугать (по Робу-Грийе).

2)Эта картина застыла на несколько мгновений сгустком не­пререкаемой реальности

25. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1) Я часто толковал о радостной созидательной одержимости.

2) Море отливало алюминием (Паустовский).

26. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Во взгляде вашем знак вопроса, шаги по гравию шуршат.

  2. Напрасные слова виньетка ложной сути (по Рубальской).

27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

1) Невеселая пора осень поздняя, и в ушедшее тепло нам не верится.

2) Страницы наших биографий зальет недолгий солнца свет.

28. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Степь словно сплошной солнечный диск.

  1. между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный со­юз словно;

  1. тире никогда не ставится.

29. Объясните постановку тире в предложении:

Они говорили долго: бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо, сердито (Горький).

  1. на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении;

  2. между подлежащим и сказуемым.

30. Объясните, почему нужно тире между подлежащим и сказуе­мым в предложении:

Если жизнь - большая сцена, сцена – маленькая.

1) два существительных в одном падеже;

2) интонационное тире.



Ответы


Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2


1

1

2

2

2

1

3

2

2

4

1

1

5

2

2

6

2

2

7

1

1

8

1

1

9

2

1

10

3

1

11

1

2


12

1

1

13

1

2

14

1

1

15

2

2

16

1

1

17

1

2

18

2

2

19

2

1

20

1

2

21

3

2

22

1

1

23

1

2

24

1

1

25

2

2

26

3

2

27

1

1

28

1

1

29

1

1

30

1

1



урока 39 Р.р. Контрольное сжатое изложение по упр. 139


Дата по календарю 19.11

Факт дата______


Приплыви Пётр не на длинных лодках, может быть, и он заразился бы спесью. Но он хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада — от седобородого, с выбитыми зубами матроса до купца, разодетого в испанский бархат... Вон — высоко на корме, у фонаря, стоит коренастый, коричневый, суровый человек в золотых галунах, в шляпе со страусовым пером, в шёлковых чулках. Это капитан. Спокойно глядит он сверху вниз на длинного, нелепого юношу в неуклюжей лодке, на царя варваров... Так же поглядывал он сверху вниз где-нибудь на Мадагаскаре, на Филиппинских островах, приказав зарядить пушки картечью...
И Пётр с азиатской хитростью почувствовал, каким он должен появиться перед этими людьми, чем единственным взять верх над ними... Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя, которому плевать на то, что — царь... Он, Пётр Алексеев, подшкипер переяславского флота, так и поведёт себя: мы, мол, люди рабочие, бедны да умны, пришли к вам с поклоном от нашего убожества, — пожалуйста, научите, как топор держать...


урока 42 Р.р. Характеристика человека как вид текста (упр 162, 163). Устное сочинение


Дата по календарю 23.11

Факт дата______


урока 45 Р.р. Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»


Дата по календарю 29.11

Факт дата______


урока 49 Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»


Дата по календарю 06.12

Факт дата______


1 вариант


Часть А


A1. В каком предложении подлежащее выделено неверно?

1) Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола.

2) Кто позвонил вам?

3) А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра.

4) Ужо — устаревшее наречие.

А2. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Я спустился с обрыва к реке и тут же поймал четыре крупные форели.

2) Хотели бы мы знать тайну Бермудского треугольника.

3) Учитель поможет ребятам в решении этой проблемы.

4) Я поднялся наверх и положил рыбу на траву.

А3. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) Он хотел дышать чистым воздухом.

2) Земля была похожа на белоснежный ковёр.

3) Сейчас зачерпнёт он ведёрко холодной воды и выльет себе на голову.

4) Не стоит надеяться на чудо.

А4. В каком варианте ответа правильно перечислены слова, являющиеся сказуемыми в предложении?

Этот вопрос оказался теперь совершенно ненужным.

1) оказался

2) оказался, теперь

3) оказался, ненужным

4) оказался, совершенно, ненужным

А5. В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?

1) Весна … моё любимое время года.

2) С другом и горе … не беда.

3) Сущность жизни … любовь.

4) Ласковое слово … солнышко в ненастье.

А6. В каком предложении выделенное слово является дополнением?

1) Такси остановилось возле подъезда.

2) Эта машина — такси.

3) Я вызову такси по телефону.

4) В такси мы продолжим разговор.

А7. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

1) дверь на балкон

2) ткань в полоску

3) окно в сад

4) перчатки из кожи

А8. Определите вид обстоятельства в предложении:

Вследствие засухи река обмелела.

1) обстоятельство образа действия

2) обстоятельство времени

3) обстоятельство причины

4) обстоятельство условия

А9. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых между приложением и определяемым существительным должен стоять дефис?

А. Ночевала тучка золотая на груди утёса великана.

Б. Книга называлась «Чудо богатырь Суворов».

В. Старуха хозяйка храпела за перегородкой.

Г. Старик монах шёл следом за ним.


1) А, Г

2) Б, В

3) А, Б

4) В, Г


A10. Каким членом предложения является выделенное слово?

Его портфель долго лежал на столе.

1) определением

2) обстоятельством

3) дополнением

4) приложением


Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.


(1)Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением.

(2)Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всём желании составить конкуренцию не могло — поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой.

(3)Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не удовлетворил всех и сразу.

(4)3ато видео и компьютер нанесли свой удар.

(5)Кино — это чтение для нищих духом. (6)Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса».

(7)Почти то же самое с компьютерными играми. (8)Это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне.

(9)А чтение вернулось к своему первоначальному со­стоянию. (10)K тому времени, когда оно было развлечением умных. (11)Книги стали дороже, тиражи стали меньше — примерно как в XIX веке. (12)По мне, так лучше признать: чтение — это удовольствие не для всех. (13)И даже не просто удовольствие, это работа.

(С. Лукьяненко)


B1. Выпишите из предложения 5 грамматическую основу.


В2. Из предложения 1 выпишите прямое дополнение.


В3. Среди предложений 5-7 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.


Часть C

С1. Как вы понимаете слова С. Лукьяненко: «…Видео и компьютер нанесли свой удар»?



2 вариант


Часть А


А1. В каком предложении подлежащее выделено неверно?

1) Пятеро осторожно входят в воду.

2) Прохожие сгибались в три погибели, шагая против ветра.

3) Из моря поднималось несколько плоских камней.

4) Злой с лукавым возились, да оба в яму свалились.

А2. В каком предложении сказуемое составное глагольное?

1) Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

2) Я долго буду гнать велосипед.

3) Выражение его лица становилось строгим.

4) Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.

А3. В каком предложении сказуемое составное именное?

1) Он решил переждать несколько минут.

2) Дениска хотел побыть дома несколько дней.

3) Сергей не мог ступить на больную ногу.

4) Дом был построен строителями в указанные в догово­ре сроки.

А4. В каком варианте ответа правильно перечислены слова, являющиеся сказуемыми в предложении?

Дед мой был человек: небогатый.

1) был

2) был, человек

3) был, небогатый

4) был, человек, небогатый

А5. В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?

1) Она … девушка с характером.

2) Моё правило … говорить правду.

3) Солнце … огненный шар.

4) Смелость … жизненная энергия души.

А6. В каком предложении выделенное слово является дополнением?

1) Почти весь берег занимали рыбаки с удочками.

2) На берег моря выбросило несколько медуз.

3) Берег этой речушки — сплошное болото.

4) Удивительное творение природы — берег этой горной речки.

А7. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

1) свитер из шерсти

2) пиджак в клетку

3) ученик первого класса

4) платье цвета беж

А8. Определите вид обстоятельства в предложении:

Вторые сутки идёт дождь.

1) обстоятельство места

2) обстоятельство времени

3) обстоятельство причины

4) обстоятельство условия

А9. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых между приложением и определяемым существительным должен стоять дефис?

А. Чаще всего я встречался с ворчливым дедом корзинщиком.

Б. Старик украинец торопливо отворял перед взмылен­ными лошадьми скрипучий плетень.

В. Злого пса ворчуна привязывают на железную цепь.

Г. Небольшой подмосковный посёлок на крутом берегу реки Москвы был очень уютен.


1) А, Г

2) Б, В

3) А, В

4) В, Г


A10. Каким членом предложения является выделенное слово?

Их сын поехал учиться в Москву.


1) определением

2) приложением

3) дополнением

4) обстоятельством


Часть В


Прочитайте текст, выполните задания В и С.


(1)Как-то Гришка Гарин постарался принести на работу анкету из английского журнала «Лайф».

(2)По результатам анкеты выяснились характеры: Сашка — борец за правду с мещанским уклоном, Железнов, без со­мнения, мрачный тиран, Ирка — лишь дитя с неразвитым вкусом, Гришка — арап по натуре, без мещанства, я же есть обиженный обыватель.

(3)Там был ещё один характер, для которого у меня не хватило плюса, — это интеллигентный человек.

(4)Самое большое, на что я способен: сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс.

(5)Мою жену зовут Маша, дочку — Витька. (6)Витька отличается от других детей тем, что она моя дочь. (7)Я ни на секунду не сомневаюсь, что моя дочь — талантливейшее твор­ческое существо и в будущем из неё выйдет то, что не вышло из меня.

(8)Витька любит меня. (9)Я для неё самый умный и кра­сивый, и она никогда ни на кого меня не променяет. (10)Витька — надёжный человек.

(По В. Токаревой)


В1. Выпишите из предложения 1 грамматическую основу.


В2. Выпишите из предложения 3 согласованное определение.


В3. Среди предложений 1-3 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.


Часть C


С1. Кого можно назвать интеллигентным человеком?






Ответы на тест "Главные и второстепенные члены предложения"

1 вариант

А1-1

А2-2

А3-2

А4-3

А5-2

А6-3

А7-3

А8-3

А9-3

А10-1

В1. Кино — чтение

В2. период

В3. 6

2 вариант

А1-3

А2-4

А3-4

А4-4

А5-1

А6-1

А7-3

А8-2

А9-3

А10-1

В1. Гришка Гарин постарался принести

В2. интеллигентный

В3. 1



урока 56 Р.р. Инструкция


Дата по календарю 18.12

Факт дата______


урока 59-50 Р.р. Рассуждение.

Сочинение - рассуждение на свободную тему «Слово делом крепи» по упр. 207


Дата по календарю 24.12, 25.12

Факт дата______

Часто ли вы принимаете какие-то решения? Посадить, например, дерево, навестить заболевшего друга? И если вы выполнили свой собственный наказ, у вас спокойно и радостно на душе. Если вы научитесь быть верным своему слову в малом, научитесь этому и в большом.
Всегда ли вы держите слово?


урока 64 Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения»


Дата по календарю 15.01

Факт дата______


Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться  всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им.  Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

  1. найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

  2. Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

 




урока 67 Р.р. Сочинение по картине К. Юона «Новая планета»


Дата по календарю 21.01

Факт дата______


урока 71 Р.р. Изложение – сравнительная характеристика (по упр 242)


Дата по календарю 28.01

Факт дата______

Лёля и Наташа росли в одном дворе, они были двоюродными сёстрами, но Лёля была на девять месяцев старше.
Лёля любила подвижные игры, занималась многими видами спорта. Наташа любила читать. Это было самой большой её страстью.
Лёля училась легко, часто по дороге домой в уме решала задачи, а дома их быстренько записывала. И всё: домашняя работа выполнена. Мама не очень верила в такие способности дочери, часто корила за то, что она быстро делает уроки, однако плохих отметок не было никогда.
Не верила ещё и потому, что рядом был совсем другой пример, который она Лёльке всегда приводила. Ната училась старательно. За стеной порой слышалось: «У лукоморья дуб зелёный» — раза три- четыре и столько же: «Златая цепь на дубе том...» Девочка учила стихи. Все слышали, и это вызывало уважение.5 Так же вслух она учила историю, географию и другие предметы. Но самой большой страстью Наты было чтение. Когда Ната куда-то шла, можно было не спрашивать.4 Она шла в библиотеку.(О. Буданова)


урока 81 Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»


Дата по календарю 14.02

Факт дата______


I. Диктант.

Рекомендации: предложения нумеровать, оставлять после каждого предложения чистую строку для выполнения грамматического задания.


  1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (И.А. Крылов.)

  2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (И.А. Крылов.)

  3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)

  4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки. (И.А. Крылов.)

  5. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А.С. Пушкин.)

  6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (А.М. Горький.)

  7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

  8. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

  9. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

  10. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой – выглядело несказанно радостным и привлекательным.

  11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.

  12. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.


II. Грамматическое задание.

Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, указать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнить по вариантам: I вариант – нечетные предложения, II вариант – четные.)

Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант–№ 3, II вариант–№ 9.







урока 83 Р.р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр. 281)


Дата по календарю 18.02

Факт дата______



урока 89 Р.р.Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302)


Дата по календарю 28.02

Факт дата______


Вы живёте в городе или в сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской человек редко встречается с землёй»?
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю. Продумайте основной тезис рассуждения; аргументы - факты, примеры, ссылки на авторитет; концовку, которая должна подвести итог изложенному.


урока 100 Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»



Дата по календарю 21.03

Факт дата______


Славный мастер

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.


Грамматические задания.

1 Разобрать по составу:

разработанные                                     выстукивающим

раскрывали                                          делал

педалями                                              мастером

 2. Объяснить графически знаки препинания:                                                              

Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.                                 Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. 3. Синтаксический разбор предложения с обособленным определением.                                                              


урока 104 Р.р.Эпистолярный жанр. Составление делового письма (упр. 360)


Дата по календарю 04.04

Факт дата______


Составьте текст, в котором (по выбору) содержится: 1) обращение к официальному лицу или почётному гостю с приглашением на школьный праздник; 2) деловое предложение о сотрудничестве.


урока 109 Р.р. Контрольное сжатое изложение



Дата по календарю 12.04

Факт дата______


Наслаждение жизни

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.

Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. (245 сл) (По В.В.Шахиджаняну)


урока 113 Р.р. Публичное выступление на общественно-значимую тему по упр. 386


Дата по календарю 19.04

Факт дата______


Представьте себе, что вы - ведущий конкурса «Народная песня». Подготовьтесь к публичному выступлению в начале конкурса. Используйте мысли В. Кожинова (упр. 385). Обратитесь с этим публичным выступлением к гостям и выступающим, одноклассникам, младшим или старшим школьникам. Применяйте самые различные доказательства (факты, примеры, ссылки на авторитет), но при этом не будьте категоричны (используйте вводные и вставные конструкции). Каким призывом можно закончить ваше выступление?


урока 117 Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения »

Дата по календарю 26.04

Факт дата______


Вариант 1

Вариант 2

1 Спишите, расставьте знаки препинания.

Натруженные руки матерей святее вас нет ничего на свете. Без нас девчата не грустите. Здравствуйте легкие звёзды пушистого снега.

До свиданья города и хаты на заре уходим мы в поход. Как я любил твои бури Кавказ! Милый друг ты мой не стыдись, не вешай голову…

2 Замените вводные слова вводными предложениями, запишите. Постройте схемы предложений.

Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. Дождь, казалось, не только не утихает, но ещё больше усиливается.

Ничто: ни холод, ни снег, ни ветер – не остановит их в пути. Мы, конечно, заблудились, и он не знал, что предпринять.

3 Спишите предложения, расставьте знаки препинания и укажите условия их постановки.

Стало быстро темнеть, и теперь это ощутил каждый нужно было срочно искать ночлег.

Солдаты их было трое ели и не обращали внимания на Пьера.

4 Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Одним словом мальчик рос на глазах радуя близких своими успехами.

Прощай же море не забуду твоей торжественной красы и долго, долго помнить буду твой гул в вечерние часы.






Ключи

Вариант 1

Вариант 2

1 Спишите, расставьте знаки препинания.

Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете. Без нас, девчата, не грустите. Здравствуйте, легкие звёзды пушистого снега.

До свиданья, города и хаты, на заре уходим мы в поход. Как я любил твои бури, Кавказ! Милый друг ты мой, не стыдись, не вешай голову…

2 Замените вводные слова вводными предложениями, запишите. Постройте схемы предложений.

Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. (как говорят очевидцы). Дождь, казалось, не только не утихает, но ещё больше усиливается. (я думаю, мы видим)

Ничто: ни холод, ни снег, ни ветер – не остановит их в пути. ( Я знаю) Мы, конечно, заблудились, и он не знал, что предпринять. ( я считаю, как все решили)

3 Спишите предложения, расставь знаки препинания и укажи условия их постановки.

Стало быстро темнеть, и (теперь это ощутил каждый) нужно было срочно искать ночлег. Вставная конструкция служит для выражения добавочного сообщения

Солдаты (их было трое) ели и не обращали внимания на Пьера.

Вставная конструкция служит для выражения добавочного сообщения.

4 Сделай синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Одним словом, мальчик рос на глазах, радуя близких своими успехами.

(Пов., нев., прост., двусост., распр., осложнено вв. словом и обособленным -.-.выраженным д.о.)

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы и долго, долго помнить буду твой гул в вечерние часы.

Пов., нев., сложное, из 2 простых 1,2- односоставное, опред.-личное, 1-нераспр., 2 распр., осложнено обращением и однородными сказ.)


урока 129 Итоговый контрольный диктант


Дата по календарю 20.05

Факт дата______

Наступление утра

  Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося  цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена  люди  ласково называли её матерью-землёю.

         Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной  листвы на деревьях или треск  кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

        А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)



урока 132 Р.р. Изложение с элементами сочинения по тексту упр. 442

Дата по календарю 24.05

Факт дата______


Сказочная реальность

По вечерам, когда шумная жизнь Ростова Великого затихает, тут на берегу озера Неро можно услышать, как бьют на пожарной башне часы. Бом! Бом! — несётся над озером голос времени. Одиннадцать веков... Не каждый год и даже не каждая сотня лет оставила о себе память. Но одно столетие дошло к нам дивным творением человека. Из-за него-то Ростов и стал сегодня городом знаменитым. Сюда едут историки, архитекторы, художники и туристы. И весь остальной город служит только оправой белому камню , возведённому русскими мастерами.

Название этой постройки- Ростовский кремль. Постройки стоят на берегу озера. И потому самое выигрышное место, с какого надо увидеть Ростовский кремль,- лодка. Надо, толкаясь шестом в илистое дно, немного отплыть. И то, что увидишь, из памяти уже никогда не изветрится. Всё, что ты слышал о древних городах в сказках, в одну минуту вдруг обернулось реальностью. И ты понимаешь: сказки о граде Китеже, об острове Буяне потому и родились, что кто- то видел вот эти постройки над озером. И уже потом образ древнего города пошёл по былинным операм, живописным картинам и детским книжкам.

Вот он сейчас наяву сверкает белизной на потемневшем вечернем небе и повторяет себя до последней чёрточки в тихой воде. Башни. Стены с бойницами. Крылечки. Оконца. Ворота. Резные крыши. Несчётные, кверху устремлённые купола. Всё умело сплетено и завязано, всё находится в подчинении друг к другу и образует одно прекрасное целое, именуемое словом ансамбль. Подобный узел мы наблюдаем в Московском Кремле. И не много таких же удач можно насчитать на земле.


Выскажите своё мнение, много ли подобных архитектурных ансамблей в России. Есть ли они в вашей местности? Если есть, то опишите тот, который произвёл на вас наиболее сильное впечатление. Предварительно составьте опорный конспект для подробного изложения и вашего ответа на вопрос.


урока 136 Итоговый словарный диктант


Дата по календарю 31.05

Факт дата______

Ансамбль, артиллерия, аттестат, байдарка, беллетристика, воображение, героизм, дебаты, дебют, девиз, декларация, декорация, делегат, депутат, диалог, идеал, иллюстрированный, искусство, кавалерия, кандидат, каникулы, комиссия, лаборатория, легенда, маршрут, митинг, монолог, обелиск, памятник, патриот, пейзаж, подвиг, президент, привилегия, профессия, режиссёр, резолюция, ремонт, репетиция, ровесник, сезон, специальность, талантливый, театр, территория, троллейбус, удивлять, фантазия, фестиваль, шинель, эксперимент,  эпилог, впечатление, директор, достопримечательность иллюминация,сигнал, ландшафт, конференция, концерт.