ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Кодификатор
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир»1 и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»2.
В первую часть кодификатора включены операционализированный список умений для планируемых результатов блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат персонифицированной оценке.
Во вторую часть кодификатора не включены элементы содержания, выделенные в Примерной программе курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
Раздел 1. Перечень планируемый результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»
В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код операционализированного умения, для которого создаются проверочные задания.
| КОД | Проверяемые умения |
РАЗдел «Человек и природа» |
1.1 | Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы |
| 1.1.1 | соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами |
| 1.1.2 | различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам |
| 1.1.3 | узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе или в составе коллекций и гербариев на занятиях в классе |
| 1.1.4 | различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию |
| 1.1.5 | приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств |
1.2 | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки |
| 1.2.1 | выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы |
| 1.2.2 | описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы |
1.3 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы |
| 1.3.1 | сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств |
| 1.3.2 | проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств |
1.4 | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов |
| 1.4.1 | использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы при проведении наблюдений и опытов |
| 1.4.2 | различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы |
| 1.4.3 | проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и правилам техники безопасности |
1.5 | Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний |
| 1.5.1 | использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений |
| 1.5.2 | создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу |
1.6 | Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации |
| 1.6.1 | выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом |
| 1.6.2 | использовать справочные издания для поиска информации |
1.7 | Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов |
| 1.7.1 | находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения |
| 1.7.2 | использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов) |
1.8 | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе |
| 1.8.1 | обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе |
| 1.8.2 | использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе |
1.9 | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека |
| 1.9.1 | находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу |
| 1.9.2 | определять характер взаимоотношений человека с природой |
1.10 | Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья |
| 1.10.1 | понимать необходимость здорового образа жизни |
| 1.10.2 | понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения |
| 1.10.3 | использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья |
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» |
2.1 | Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город |
| 2.1.1 | узнавать флаг и герб Российской Федерации |
| 2.1.2 | называть столицу России |
| 2.1.3 | узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края |
| 2.1.4 | находить на карте Российскую Федерацию, Москву, свой регион и его главный город |
2.2 | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» |
| 2.2.1 | различать прошлое, настоящее и будущее |
| 2.2.2 | соотносить основные (изученные) исторические события с датами |
| 2.2.3 | соотносить конкретную дату исторического события с веком |
| 2.2.4 | находить место изученных событий на «ленте времени» |
2.3 | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов |
| 2.3.1 | находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, с использованием дополнительных источников информации |
| 2.3.2 | различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний |
2.4 | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.) |
| 2.4.1 | оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.) |
2.5 | Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний |
| 2.5.1 | выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению |
| 2.5.2 | использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения познавательной информации; для ответов на вопросы, объяснений |
| 2.5.3 | использовать различные справочные издания и детскую литературу для создания собственных устных или письменных высказываний о человеке и обществе |
2.6 | Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих |
| 2.6.1 | Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих |
Спецификация
итоговой работы для выпускников начальной школы по окружающему миру
1. Назначение КИМ
Итоговая работа предназначена для проведения процедуры оценки качества достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов обучения по предметной области «Обществознание. Естествознание. (Окружающий мир)». При этом оценивается две категории:
индивидуальная общеобразовательная подготовка по предмету «Окружающий мир» учащихся, оканчивающих начальную школу;
качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для всей совокупности учащихся, участвующих в данной процедуре.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с.;
Примерная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с.);
Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 2 (Окружающий мир); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.
3. Структура КИМ
Задания итоговой работы обеспечивают проверку не менее половины планируемых результатов и контроль не менее половины содержательных тем курса «Окружающий мир».
Работа состоит из заданий различных типов. Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется проверяемым содержанием. При этом структура варианта построена исходя из перечня планируемых результатов. Задания базового и повышенного уровня сложности располагаются исходя из их принадлежности к проверке того или иного планируемого результата.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
В таблице 1 приведено примерное распределение заданий по основным разделам курса окружающего мира.
Таблица 1
Распределение заданий по основным разделам курса
Раздел курса | Число заданий в итоговой работе |
Человек и природа | 14 |
Человек и общество | 5 |
Правила безопасной жизни | 1 |
Итого: | 20 |
5. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет:
а) дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений;
б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.
Распределение заданий по уровню сложности представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности | Число заданий | Максимальный балл за задания данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 15 | 15 | 64% |
Повышенный | 5 | 10 | 36% |
Итого: | 20 | 25 | 100% |
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания, которые приводятся в конце варианта.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.
7. Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
8. План варианта КИМ
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Используются следующие условные обозначения:
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.
План итоговой работы для проведения процедур оценки качества начального образования для учащихся 4 класса по предмету «Окружающий мир»
№ задания | Проверяемое умение | Уровень сложности задания | Тип задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения | Код планируемого результата |
1 | Узнавать флаг и герб Российской Федерации | Б | ВО | 1 | 1 | 2.1.1. |
2 | Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах. | Б | ВО | 1 | 2 | 2.4.1. |
3 | Соотносить конкретную дату исторического события с веком | Б | ВО | 1 | 2 | 2.2.2. 2.2.3. |
4 | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков | Б | ВО | 1 | 2 | 2.5.2. |
5 | Узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края | Б | КО | 1 | 2 | 2.1.2. 2.1.3. |
6 | Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих | Б | ВО | 1 | 1 | 2.6.1. |
7 | Соотносить изученные явления с их характерными свойствами | Б | ВО | 1 | 1 | 1.1.1. |
8 | Различать характерные свойства изученных объектов и явлений по их названию | Б | ВО | 1 | 1 | 1.1.4. |
9 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Б | ВО | 1 | 2 | 1.1.2. |
10 | Различать изученные объекты по их описанию | Б | КО | 1 | 2 | 1.1.1 |
*11 | Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы | П | КО | 2 | 3 | 1.2.1. |
12 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов | Б | РО | 1 | 4 | 1.3.2. |
13 | Использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы | Б | ВО | 1 | 2 | 1.4.1. |
*14 | Различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы | П | ВО | 2 | 2 | 1.4.2. |
*15 | Использовать естественнонаучные тексты. Понимать естественнонаучную терминологию | П | КО | 2 | 4 | 1.5.1. |
16 | Выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом | Б | ВО | 1 | 2 | 1.6.1. |
17 | Использовать готовые модели (план) для выявления свойств объектов | Б | КО | 1 | 2 | 1.7.1. |
*18 | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями неживой природы. Использовать естественнонаучные тексты | П | КО | 2 | 4 | 1.8.1. 1.5.1. |
19 | Определять характер взаимоотношений человека с природой | Б | РО | 1 | 3 | 1.9.2. |
*20 | Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья | П | РО | 2 | 4 | 1.10.3 |
| | 15Б 5П | 11ВО 6КО 3РО | 25 балла | 45 мин | |
9. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительных материалов и оборудования не требуется.
10. Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
11. Рекомендации по подготовке к итоговой работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Демонстрационный вариант
итоговой работы для выпускников начальной школы
по окружающему миру
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из четырех предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.
В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.
Желаем успеха!
На выполнение работы отводится 1 урок. |

1. На каком из рисунков указан герб Российской Федерации?
Прочитай текст и выполни задания №2-№5 |
У супругов Дарьи Владимировны и Валерия Григорьевича двое детей школьного возраста: старший сын Антон и дочь Наташа. Вся семья живет в Москве. Р ебята каждую неделю навещают своих бабушку и дедушку, которые живут на соседней улице. А Валерий Григорьевич всегда помогает родителям с покупками. Папа и Толя любят по выходным ездить на рыбалку. Наташа занимается теннисом, а мама увлекается вышиванием. В семье хранится медаль, которую его предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 г. В этой войне народ России одержал победу над вторгшейся на её территорию французской армией Наполеона Бонапарта. |
2. Выбери верное утверждение о семье Толи и Наташи.
1) У всех членов семьи одни и те же увлечения.
2) Вся семья много времени проводит на рыбалке.
3) Наташа ходит в школу, а Толя уже студент.
4) Младшие члены семьи заботятся о старших.
3. Укажи век, к которому относятся события войны России с армией Наполеона Бонапарта.
1) XXI век 2) XIX век 3) XVII век 4) XVIII век
4. Кем является отец Антона по отношению к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона? Обведи номер ответа.
1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.
2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.
3) Соратником воинов, победивших в сражениях с армией Наполеона.
4) Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.
5. Какие из указанных ниже достопримечательностей могут показать друзьям в своем городе? Обведи все верные ответы.
 А. Медный всадник |  Б. Большой театр |
В. Царь-колокол |  Г. Дворцовая площадь |
6. Выбери правило, которое необходимо соблюдать пешеходам для безопасного движения по улице.
1) | Быстро перебегать улицу возле знака |  |
2) | Переходить проезжую часть возле знака |  |
3) | Останавливаться на отдых в местах, обозначенных знаком |  |
4) | Двигаться по проезжей части по знаку |  |
7. Одни животные проводят время в спячке. Другие, сменив шерсть на более светлую, питаются сделанными заранее запасами. Эти явления характерны для
1) птиц зимой
2) насекомых осенью
3) зверей зимой
4) рыб осенью

8. Выбери из приведенного ниже списка слов и словосочетаний те, которые обозначают явления природы. Обведи все верные ответы.
А. тушение пожара
Б. извержение вулкана
В. изготовление асфальта
Г. землетрясение
Д. подножие холма
Е. выпадение дождя
 | 9. В лесу на пне Костя обнаружил съедобные грибы и сфотографировал. Какие грибы изображены на фотографии? 1) Опята 2) Подосиновики 3) Подберезовики 4) Маслята |
10. Какое полезное ископаемое представляет собой маслянистую жидкость почти черного цвета, которую добывают при помощи буровых установок?
Запиши ответ: _______________________________________________
 | *11. Весной по берегам прудов и болот можно часто увидеть яркие желтые цветы калужницы болотной. Ниже приведен перечень свойств этого растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему виду калужницы. Обведи буквы всех верных утверждений. А. Цветки калужницы яркого желтого цвета. Б. Цветет калужница обычно в мае. В. Калужницы ядовиты для домашних животных. Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко. Д. Растет калужница по берегам рек и озер. Е. Калужница – многолетнее растение. |
12. Перед тобой названия пяти животных:
щука, пчела, карась, кузнечик, стрекоза
Запиши названия этих животных в соответствующих клетках таблицы.
| Хищники | Растительноядные |
Насекомые |
| |
Рыбы |
| |
|  13. Утром Катя посмотрела на термометр, висящий за окном. Какому из советов должна последовать Катя на основании показаний термометра? 1) На улице тепло, 22 градуса выше нуля. Можно собираться на речку купаться. 2) На улице солнечно, но судя по прогнозам, погода может измениться. 3) Погода солнечная, но прохладно. Температура чуть выше нуля. 4) Термометр предупреждает, что погода в течение дня может испортиться и сильно похолодает. |
*14. Сережа проводил опыт с поваренной солью и водой. Он бросал в стакан с водой по 1 чайной ложке соли и следил за временем до ее полного растворения. В таблице представлены результаты его опыта.
Масса воды | Температура воды | Количество чайных ложек соли | Время, за которое вся соль растворилась в воде |
200 г | 10° | 1 | 370 сек |
200 г | 40° | 1 | 305 сек |
200 г | 50° | 1 | 230 сек |
200 г | 70° | 1 | 170 сек |
Какое предположение проверял Сережа в своем опыте?
1) Сколько соли растворяется в воде при разной температуре
2) Чем выше температура воды, тем больше соли в ней растворяется.
3) Как зависит время растворения соли от температуры воды
4) Как зависит масса растворенной соли от температуры воды
*15.
Прочитай текст и вставь вместо пропусков номера нужных слов
из приведенного ниже списка
Пустыни
В пустынях нашей страны уже в апреле начинается лето, которое длится почти до ноября. Обычно в пустынях всюду много песка. Он образует холмы, которые здесь называют ______. Растения в пустыне растут поодиночке или небольшими группами среди песков и растрескавшейся глины. Это верблюжья колючка, песчаная осока, различные полыни. Привычных нам деревьев в пустыне нет. Лишь местами растет невысокое дерево с извилистым стволом – ______.
Животный мир пустынь небогат. Многие животные днем спят в норах, а активны ночью или на лето залегают в спячку. В пустынях встречается много пресмыкающихся – ______ и ядовитых змей. Живут здесь ______, которые питаются растительной пищей, а на день забираются в норы.
1. саксаул 2. бересклет 3. фьорды | 4. бархан 5. тушканчик 6. верблюд | 7. ящерица 8. лягушка |
16. Если ты захочешь побольше узнать об обитающих в пустынях змеях, то какую из книг ты выберешь в библиотеке?
1) Атлас «Достопримечательности пустыни Сахара»
2) Роман «Жизнь в ледяной пустыне»
3) Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь»
4) Энциклопедия «Мир зверей степей и пустынь»
17. Запиши название океана, обозначенного на рисунке стрелкой.

Ответ: _______________________________________________
*18. Известно, что вода может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. На схеме показаны некоторые превращения воды.







Используя схему, определи, к каким процессам относятся описанные процессы изменения состояния воды. Соедини стрелками процесс с его названием.
ПРОЦЕСС | ЕГО НАЗВАНИЕ |
| А. Ранним летним утром на листьях растений появляются капельки росы, которые образуются из содержащегося в воздухе водяного пара. | Плавление Испарение Отвердевание Конденсация |
| Б. Под лучами апрельского солнца с сосулек на крыше дома капает вода. |
| 19. В доме отдыха на берегу озера людям сильно досаждали комары. Администрация дома отдыха приобрела специальное устройство для уничтожения комаров. И вскоре комары исчезли. Однако затем у озера стало обитать заметно меньше лягушек. Объясни, почему это произошло. |
Ответ: |
*20. Одним из основных условий здорового образа жизни является сбалансированное питание. Прочитай меню Сережи и ответь на вопросы.
Завтрак 1) Пшенная каша 2) Хлеб с маслом 3) Стакан молока
| Обед 1) Куриный бульон 2) Макароны с мясной котлетой 3) Сладкий чай 4) ___________________ | Ужин 1) Сосиска с рисом 2) Стакан кефира |
Какая группа продуктов отсутствует в рационе питания Сережи?
Ответ:
Добавь в меню обеда Сережи одно блюдо так, чтобы его питание стало содержать указанную тобой группу продуктов. Ответ запиши на строчке меню под цифрой 4.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Ответ: 4 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
2 | Ответ: 4 – Младшие члены семьи заботятся о старших. 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
3 | Ответ: 2 – XIX век 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
4 | Ответ: 4 – Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г. 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
5 | Ответ: БВ (Большой театр, Царь-колокол) 1 балл – указан хотя бы один верный элемент ответа и другие элементы не указаны. 0 баллов – в других случаях | 1 |
6 | Ответ: 2 – Переходить проезжую часть возле знака |  | 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
7 | Ответ: 3 – зверей зимой 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
8 | Ответ: БГЕ Б. извержение вулкана Г. землетрясение Е. выпадение дождя 1 балл – приведены все три элемента верного ответа. 0 баллов – в остальных случаях | 1 |
9 | Ответ: 1 – опята 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
10 | Ответ: нефть 1 балл – приведен верный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
*11 | Ответ: АГ А. Цветки калужницы яркого желтого цвета. Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко. 2 балла – приведено два верных элемента ответа и других элементов ответа не приведено. 1 балл – приведен только один элемент верного ответа. 0 баллов – в остальных случаях | 2 |
12 | Ответ: Заполнение таблицы: | Хищники | Травоядные | Насекомые | стрекоза | пчела, кузнечик | Рыбы | щука, карась | – | 1 балл – все объекты помещены в таблицу 0 баллов – другие варианты ответов Или ответ отсутствует. | 1 |
13 | Ответ: 1 – На улице тепло, 22 градуса выше нуля. Можно собираться на речку купаться. 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
*14 | Ответ: 3 – Как зависит время растворения соли от температуры воды. 2 балла - выбран правильный ответ 1 балл – выбран правильный ответ, но вместе с правильным выбран и неправильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 2 |
*15 | Ответ: 4175 2 балла – в ответе правильно указано все четыре верных элементов ответа. 1 балл – в ответе указано три верных элемента ответа. 0 баллов – в остальных случаях | 2 |
16 | Ответ: 3 – Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь» 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
17 | Ответ: Индийский океан 1 балл – приведен верный ответ 0 баллов – неверный ответ | 1 |
*18 | Ответ: Стрелками соединены: А – конденсация Б – плавление 2 балла – приведено два верных элемента ответа. 1 балл – приведен только один верный элемент ответа. 0 баллов – в остальных случаях | 2 |
19 | Примерный ответ: Лягушки питаются комарами, поэтому с исчезновением комаров им пришлось искать другие места обитания». В ответе должно быть указано на питание лягушек комарами, как причину изменения численности лягушек. 1 балл – указана верная причина 0 баллов – приведен другой ответ или ответ не дан | 1 |
*20 | Ответ: 1) Группа продуктов – овощи и фрукты 2) Блюдо – любое блюдо из овощей или фруктов 2 балла – группа продуктов названа верно и верно указано блюдо. 1 балл - группа продуктов названа верно или верно указано блюдо. 0 баллов – оба элемента приведены неверно | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы – 25 баллов
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-11 | 12-15 | 16-21 | 22-25 |
1Планируемые результаты начального общего образования / (л.л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 70-72)
2Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. — 204 с. (с.88-90)