Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2024 году промежуточной (итоговой) аттестации
по учебному предмету «Русский язык»
Назначение КИМ - оценить достижение обучающимися планируемых результатов предметных и метапредметных по учебному предмету русский язык в целях промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 3 класса.
Содержание контроля соответствует разделам федеральной рабочей программы по русскому языку.
https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html?ysclid=lsanke43fo797013258%23/sections/1002010#/sections/1002001
20.8.8. Орфография и пунктуация.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных .
Правила правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами.
20.8.5. Состав слова (морфемика).
Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
20.8.6. Морфология
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица «не», её значение.
20.8.7. Синтаксис.
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Условия проведения контрольной работы
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 3 классе содержит типовое контрольное задание: диктант с грамматическим заданием. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Присутствие ассистента не предусмотрено. На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Структура контрольной работы
№ задания | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Оцениваемые результаты (кодификатор) | Связь с УУД | Уровень | Вес задания | Время |
1 | Орфография. Пунктуация Диктант | Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление ошибок, если они есть Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений | ПУУД: строить логическую цепь рассуждений, осознавать познавательную задачу, соотносить информацию с имеющимися знаниями. РУУД: понимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления, выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выполнять самопроверку. | Б | 5 | 30 мин |
2 | Синтаксис. Грамматическое задание | Умение распознавать главные члены предложения Умение распознавать части речи | ПУУД: определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); РУУД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц | Б | 3 | 3 мин |
3 | Морфология. Грамматическое задание | Умение определять род, число, падеж имён прилагательных по числу, роду и падежу имени существительного, с которым оно связано. | ПУУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей. | П | 5 | 5 мин |
4 | Орфография Грамматическое задание | Умение определять место орфограммы в слове | ПУУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. РУУД: планирование, определение последовательности действий для решения задачи, | В | 6 | мин |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Проверка работ проводится с помощью приложенных к работе верных ответов и ключей оценивания.
№ задания | Количество баллов |
1 | Максимальное количество баллов – 5 5 баллов – написание текста под диктовку без ошибок 4 балла – допущены 1-2 ошибки (2 исправления считаются за 1 ошибку) 3 балл – допускается 3-4 ошибки 2 балла- допускается 5 ошибок 1 балл- допускается 7 ошибок 0 баллов – в диктанте допущены 8 и более ошибок Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; пропуск и искажение букв в словах; замену слов,букв отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяются правилом За ошибку в диктанте не считаются: ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. |
2 | 1) Максимальное количество баллов – 3 3балла – правильно выписано предложение, верно выполнен разбор предложения и указаны все части речи. 2 балла- правильно выписано предложение и выполнен разбор предложения/указаны все части речи. Или верно выполнен разбор предложения и указаны все части речи. 1 балл- правильно выписано предложение /выполнен разбор предложения /указаны части речи 0 баллов – неправильно выписано предложение, неверно выполнен разбор предложения и не указаны все части речи. |
3 | Максимальное количество баллов – 5 5 баллов – правильно обозначены окончания имен существительных и прилагательных. Правильно определены род, число и падеж имен существительных 4 балла – допускается 1 ошибка в обозначении окончания имен существительных и прилагательных/ в определении рода/числа/падежа имен существительных 3 балла – допускается 2 ошибки в обозначении окончания имен существительных и прилагательных/ в определении рода/числа/падежа имен существительных 2 балла- допускается 3 ошибки в обозначении окончания имен существительных и прилагательных/ в определении рода/числа/падежа имен существительных 1 балл- допускается 4 ошибки в обозначении окончания имен существительных и прилагательных/ в определении рода/числа/падежа имен существительных 0 баллов – неправильно обозначены окончания имен существительных и прилагательных. Неправильно определены род, число и падеж имен существительных |
4 | Максимальное количество баллов – 6 6 баллов -Правильно распределены все слова 5 баллов- Правильно распределены 5 слов 4 баллов- Правильно распределены 4 слов 3 балла- Правильно распределены 3 слова 2 балла- Правильно распределены 2 слова 1 балл- Правильно распределено 1 слово 0 баллов-Неправильно распределены все слова |
.
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку за написание диктанта
Школьная отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 15-19 | 10-14 | 5-9 | 0-4 |
Уровень | Высокий | повышенный | базовый | низкий |
Береги птиц.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
Грамматические задания:
1 вариант
1.Выпиши второе предложение третьего абзаца. Разбери его по членам предложения, укажи части речи.
2. Обозначь окончания имен существительных и прилагательных. Определи род, число и падеж имен существительных:
Спелую землянику, пушистому хвосту, красивых слов.
3. Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма
Дерево, худенький, морской, записка, мячик, поделка
2 вариант
Выпиши первое предложение второго абзаца. Разбери его по членам предложения, укажи части речи.
Обозначь окончания имен существительных и прилагательных. Определи род, число и падеж имен существительных:
У глубокой норы, красивыми озёрами, в пасмурный день.
3. Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма
Дерево, худенький, морской, записка, мячик, поделка
Ключи к грамматическому заданию
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
2(1) | Предл сущ гл прил сущ Для птиц настала жаркая пора. | Сущ предл гл предл прил Деревья ещё не просохли от утренней сущ росы |
2(2) | Спелую землянику -ж.р,ед.ч,В.п Пушистому хвосту-м.р,ед.ч,Д.п Красивых слов-с.р,мн.ч,Р.п | У глубокой норы-ж.р,ед.ч,Р.п Красивыми озёрами-с.р,мн.ч,Т.п В пасмурный день-м.р,ед.ч,В.п |
3 | Приставка Корень Суффикс Записка Дерево Худенький поделка морской мячик |