Контрольно-измерительные материалы
Кодификатор контрольной работы по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева
Код контроли- руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
1 | Основные теоретико-литературныепонятия |
1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
5. | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.10 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино» |
5.17 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» |
6. | Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.2 | И.С. Тургенев. «Муму» |
6.5 | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»» (отрывок) |
Спецификация контрольной работы по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева
1. Назначение работы - установить соответствие подготовки обучающихся 5-ых классов по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, выявить вопросы содержания образования по произведениям конца 18 века, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся, мотивировать обучающихся, педагогов к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки обучающихся 5-ых классов.
2. Структура работы.
Контрольная работа включает в себя 21 задание: с выбором ответа, выявляющие знания библиографические, знания прочитанного текста и теоретического материала; вопросы с кратким ответом, требует написания слова или сочетания слов, выявляющие знания текста и знания теории литературы.
3. Условия проведения контрольной работы.
На выполнение всей работы отводится 40-45 минут.
1 вариант для всех обучающихся.
4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Каждый правильный ответ 1 балл.
Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку.
Количество баллов | 0-7 | 8-13 | 14-17 | 18-21 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Контрольная работа по творчеству
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева
1. Соотнесите определения с указанными средствами художественной выразительности.
1) Сильное преувеличение. 2) Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. | а) сравнение б) гипербола |
2. Соотнесите фамилию писателей и поэтов с их именем и отчеством.
1) Лермонтов 2) Гоголь 3) Некрасов 4) Тургенев | а) Иван Сергеевич б) Николай Васильевич в) Михаил Юрьевич г) Николай Алексеевич |
3. Соотнесите название произведения и отрывки из него.
1) Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. 2) «Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали её у батьки под баштан соседские казаки. Земля славная! И урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго». 3) Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал… 4) Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… 5) Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я… 6) «Прошёл ещё год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню…». | а) «Муму» б) «Бородино» в) «Крестьянские дети» г) «На Волге» д) «Мороз, Красный нос» е) «Заколдованное место» |
4. Назовите имения писателей.
1) Лермонтов 2) Тургенев 3) Гоголь | а) Спасское – Лутовиново б) село Тарханы в) Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии |
5. Какое историческое событие изображено в стихотворении «Бородино»?
а) Отечественная война 1812 года
б) Великая Отечественная война
в) первая мировая война
6. Кому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…» (стихотворение «Бородино»)?
а) старый солдат б) драгун в) полковник
7. Какое средство художественной выразительности используется во фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени»?
а) метафора б) сравнение в) антитеза
8. Какое любимое занятие было у деда из произведения «Заколдованное место»?
а) отдыхать
б) рассказывать байки
в) послушать разные байки от проезжих
9. Какой клад достался деду («Заколдованное место»)?
а) ничего б) котёл с мусором в) мешок с золотом
10. Какая рифмовка используется поэтом в данном отрывке:
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
а) перекрёстная б) парная в) кольцевая
11. Какова идея повести «Муму»?
а) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей
б) противопоставление крепостников и крепостных
в) размышления о необходимости отмены крепостного права
12. Где происходит действие в повести «Муму»?
а) Петербург б) Москва в) Орёл
13. Каким был по характеру Герасим?
а) общительный б) добродушный в) замкнутый
14. Почему Герасим хотел жениться на Татьяне?
а) было одиноко жить в его каморке б) полюбил Татьяну
в) было трудно справляться с домашними делами
15. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодотворной земле», автор использует:
а) гиперболу б) антитезу в) сравнение
16. Чей это портрет: « … женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке»?
а) барыня б) Татьяна в) Любовь Любимова
17. Определите композиционную часть из повести «Муму»: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
а) экспозиция б) кульминация в) эпилог
18. Назовите, какого героя нет в повести «Муму»?
а) Капитон б) барыня в) Влас г) Гаврила
19. Какова тема поэмы «Мороз, Красный нос»?
а) тяжёлая судьба крестьянской женщины
б) тяжёлая судьба крестьянских детей
в) тяжёлая судьба бурлаков
20. Вставьте пропущенные слова.
1) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, _____________ отдана? | а) немцу б) французу в) американцу |
2) О Волга!.. _______________ моя! Любил ли кто тебя, как я? | а) колыбель б) любовь в) мечта |
3) Однажды, в _____________ зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. | а) холодную б) студёную в) трескучую |
21. Выписать из приведённого отрывка сравнения, метафоры, эпитеты.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Сравнения: ___________________________________________
Метафоры: ___________________________________________
Эпитеты: _____________________________________________
Ответы
1. 1)а; 2)б
2. 1)в; 2)б; 3)г; 4)а
3. 1)б; 2)е; 3)г; 4)д; 5)в; 6)а
4. 1)б; 2)а; 3)в
5. а
6. в
7. б
8. в
9. б
10. а
11. а
12. б
13. в
14. б
15. в
16. б
17. в
18. в
19. а
20. 1)б ; 2)а; 3)б
Контрольная работа по литературе для обучающихся 5 кл по произведениям 19-20 века
1 вариант
А1. Фольклор – это …
1) устное народное творчество;
2) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
3) сказки, придуманные народом;
4) все произведения русской литературы.
А2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
1) басня;
2) загадка;
3) прибаутка;
4) сказка.
А3. Что такое эпитет?
1) сильное преувеличение;
2) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления;
3) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным;
4) изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
А4. Какое художественно-выразительное средство используется В.П. Астафьевым в следующих словосочетаниях: «стыли облака», «солнце пошло на закат»?
1)эпитет;
2) гипербола;
3) сравнение;
4) олицетворение.
А5. Кем был герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин?
1) офицером;
2) татарином;
3) крестьянином;
4) простым солдатом.
А6. Какой из перечисленных рассказов написан А.П. Чеховым?
1) «Муму»;
2) «Кавказский пленник»;
3) «Хирургия»;
4) «Косцы».
А7. От имени какого героя ведется повествование в стихотворении «Бородино»?
1) молодого офицера;
2) автора;
3) старого солдата;
4) нашего современника.
А8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
1) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
2) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
3) А.П. Чехов «Хирургия»
4) И.А. Бунин «Косцы»
В1. У какой реки жил главный герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?
Напишите
В2. Кому из героев сказки «Двенадцать месяцев» принадлежат слова:«Девяносто дней! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти – как вы их там назвали? – подснежники.» ? Назовите автора произведения.
Напишите
В3. Определите вид рифмы в следующем четверостишии Н.М. Рубцова:
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Напишите
В4. О каком историческом событии написано стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?
Напишите
Напишите развернутый ответ (не менее 5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
С1. Охарактеризуйте одного из героев понравившегося вам художественного произведения зарубежной литературы.
С2. Объясните, чем дед виноват перед зайцем в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»?
2 вариант
А1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
1) сказка;
2) роман;
3) пословица;
4) частушка.
А2. В каком жанре писал произведения П.П. Бажов?
1) сказка;
2) сказ;
3) рассказ;
4) легенда.
А3. Что такое сравнение?
1) сильное преувеличение;
2) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления;
3) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным;
4) изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
А4. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
1) В.А. Жуковский «Спящая царевна»;
2) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
3) «Царевна-лягушка»;
4) К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
А5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
1) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;
2) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
3) И.С. Тургенев «Муму»;
4) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
А6. Кто является автором сборника «Малахитовая шкатулка»?
1)А.И. Куприн;
2) И.А. Бунин;
3) П.П. Бажов;
4) С.Я. Маршак.
А7. Кому в рассказе К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» принадлежат следующие слова:«На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!»?
1)Панкрату;
2) Фильке;
3) коню;
4) бабке.
А.8 Кто из поэтов 20 века является автором стихотворения «Рассказ танкиста»?
1) К.М. Симонов;
2) А.Т. Твардовский;
3) С.А. Клычков;
4) Д.Б. Кедрин.
В1. Определите художественно-выразительное средство в словосочетаниях «суровая среда», «унылый, сумрачный бурлак». (из стихотворения Н.А.Некрасова)
Напишите
В2. О каком герое повести «В дурном обществе» идет речь. Назовите автора.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
Напишите
В3. Какой вид рифмы используется И.Ф. Тютчевым в следующем отрывке:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Напишите
В4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
Напишите
Напишите развернутый ответ (не менее 5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
С1. Охарактеризуйте поведение Васютки в тайге в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», когда мальчик понял, что заблудился.
С2. Охарактеризуйте одного из героев понравившегося вам художественного произведения русской литературы.
№ | 1 вариант | 2 вариант |
А1 | 1 | 2 |
А2 | 1 | 2 |
А3 | 3 | 4 |
А4 | 4 | 2 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 3 | 3 |
А7 | 3 | 2 |
А8 | 2 | 1 |
В1 | Енисей | Эпитет |
В2 | Королева С.Я Маршак | Маруся В.Г. Короленко |
В3 | параллельная | перекрестная |
В4 | ВОВ | «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажов |
Спецификация контрольной работы по литературе для обучающихся 5 классов
по произведениям 19-20 веков
1. Назначение работы - установить соответствие подготовки обучающихся 5-ых классов по литературе Федеральным государственным стандартам общего образования по литературе, выявить вопросы содержания образованияпо произведениям 19-20 века, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся, мотивировать обучающихся, педагогов к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки обучающихся 5-ых классов.
2. Структура работы.
Часть А включает в себя вопросы (А1-А8) с выбором ответа, выявляющие знания библиографические, знания прочитанного текста и теоретического материала. Часть В включает в себя вопросы (В1-В4) с кратким ответом, требует написания слова или сочетания слов, выявляющие знания текста и знания теории литературы. Части С1 и С2 (на выбор) требуют написания развернутого ответа на поставленный вопрос.
3. Условия проведения контрольной работы.
Предусмотрено два варианта работы.
4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Каждый правильный ответ частей А оценивается в 1 балл, частей В – в 2 балла, максимальное количество 18 баллов.
Часть С оценивается по четырем критериям:
- глубина раскрытия темы и убедительность суждений,
- уровень владения теоретико-литературными понятиями,
- композиционная цельность и логичность изложения,
- следование нормам речи.
Максимальный балл по каждому критерию составляет 2 балла. Максимальный балл за выполнение задания этого – 8 баллов.
Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку.
Количество баллов | 0-7 | 8-14 | 15-19 | 20-24 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
5. Время выполнения работы.
На выполнение всей работы отводится 40-45 минут.
Кодификатор контрольной работы по литературе в 5 классе
Код ПРО | Проверяемые элементы содержания | Число заданий | Максимальный первичный балл |
5.1 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | 1 | 1 |
6.10 | А.П. Чехов. Рассказы | 1 | 1 |
7.9 | П.П. Бажов. Сказы | 1 | 1 |
7.9 | К.Г. Паустовский. Рассказы | 1 | 1 |
7.9 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе» | 1 | 1 |
7.9 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | 2 |
7.6 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | 2 |
1.1-1.7 | Теория литературы | 5 | 7 |
2.10 | Написание сочинения (умение строить высказывание в связи с изученным произведением) | 1 | 8 |
| | 13 | 24 |
Спецификация
итоговой работы по литературе в 5 классе
1.Назначение контрольной работы:
1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса.
2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 No 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3.Время тестирования: 40- 45 мин. 4.Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
5.Содержание работы:
Содержание теста охватывает учебный материал, изученный в течение года.
Составлено 2 варианта диагностической работы. Работа состоит и 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 25 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трѐх предложенных, либо нахождение указанных соответствий. Вторая часть содержит вопрос, который требует развернутого ответа.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
No | Разделы |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
3 | Из русской литературы первой половины XIX в. |
4 | Из русской литературы второй половины XIX в. |
5 | Из зарубежной литературы |
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы литературе для 5 класса. Таблица 2.
No | Проверяемые элементы содержания |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
2 | Художественная литература как искусство слова |
3 | Художественный образ |
4 | Литературные роды и жанры |
5 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
6 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. |
7 | И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» |
8 | А.С. Пушкин. Стихотворения: « «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелѐный..»), «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...» |
9 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино» |
10 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» |
11 | И.С. Тургенев. «Муму» |
12 | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»» (отрывок) |
13 | Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» |
14 | Д.Дефо «Робинзон Крузо |
15 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» |
16 | Ж. Санд «О чем говорят цветы» |
17 | М. Твен Приключения Тома Сойера» |
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 5 класса.
Таблица 3.
| Умения и виды деятельности. Предметные и метапредметные связи |
1 | знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; изученные теоретико-литературные понятия |
2 | уметь: находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни); ориентироваться в тексте; по описанию определять героев произведений; воспринимать и анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев |
3 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. |
6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильность выполнения каждого задания первой части (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0
баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 24 тестовых задания первой части работы, –24 балла.
За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу – 37 баллов.
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания | Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Точность и выразительность речи | 2 |
Однообразие грамматического строя речи | 1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи | 0 |
Грамотность | |
Соблюдены орфографические нормы | 2 |
Допущено 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 13 |
Критерии выставления оценок:
От 0% до 38% (0-14 баллов) | «2» |
От 39% до 66% (15-24 баллов) | «3» |
От 67% до 88% (25-33балла) | «4» |
От 89% до 100% (34-37баллов) | «5» |
Кодификатор итоговой работы по литературе в 5 классе
Кодконтроли- руемогоэлемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 | Художественная литература как искусство слова |
1.2 | Художественный образ |
1.3 | Фольклор. Жанрыфольклора |
1.4 | Литературные роды и жанры |
1.6 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
5. | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.1 | И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» |
5.5 | А.С. Пушкин. Стихотворения: « «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелѐный..»), «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...» |
5.10 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино» |
5.17 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» |
6. | Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.2 | И.С. Тургенев. «Муму» |
6.5 | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»» (отрывок) |
8 | Иззарубежной литературы |
8.5 | Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» |
8.6 | Д.Дефо «РобинзонКрузо |
8.7 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» |
8.8 | Ж. Санд «О чем говорят цветы» |
8.9 | М. Твен Приключения Тома Сойера» |
Итоговая работа по литературе за курс 5 класса
1. Фольклор – это ...
а) устное народное творчество;
б) сказки, придуманные народом;
в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) басня; б) загадка; в) прибаутка
3. Соотнесите понятие и определение.
а) слово
б) стихотворение в) поэзия
г) сказка
1) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме;
2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит средством общения между людьми;
3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;
4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
5. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен
6. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
7. По датам жизни определите писателя..
1. 1769 – 1844
2. 1814 – 1841
3. 1799 -1937
4. 1809 – 1852 5. 1818 – 1883 6. 1828 – 1910
А) А.С.Пушкин Б) Н.В.Гоголь
В) И.С.Тургенев
Г) М.Ю.Лермонтов Д) И.А.Крылов Е) Л.Н.Толстой
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно...»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что...Но, к счастью, я вас не слушаюсь...»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»;
б) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»;
в) К.Г. Паустовский «Тѐплый хлеб»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тѐплый хлеб»;
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит...Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»;
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»;
в) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днѐм, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдѐт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
б) Саша Чѐрный «Кавказский пленник»;
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»;
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдятаковой, крестится на бутыль с карболовым раствором...»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» 16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «При мысли о своѐм одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слѐзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всѐ не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мѐд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
... Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мѐд»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчѐт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи... Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является:
а) Пушкин А. С. б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н.А.
22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»?
а) Г.Х.Андерсен б) Д.Дефо в) Ж.Санд
23. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединѐнных Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойникамиШервудского леса;
в) вождями индейского племени.
24. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья;
б) убивал их копьѐм;
в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
Часть 2
Как менялся характер Васи дружбы с Валеком и Марусей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» во время (4-5 предложений) ? Дайте развернутый ответ.
Вариант II
1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка ) роман в) пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация.
3. Соотнесите понятие и определение
а) пословица б) фольклор
в) сказка
г) поэзия
1) устное народное творчество, народная мудрость;
2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования
с фантастическим вымыслом;
3) особая, специфически организованная речь, выражающая
чувства в стихотворной, ритмической форме;
4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее
поучительный смысл.
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:
завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.
5. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» выделенные слова являются:
а) метафорой б) сравнением в) эпитетом
6. Соотнесите автора и название произведения:
И.А.Бунин Дон-Аминадо
С.А.Есенин Н.В.Гоголь А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов
А) «Низкий дом с голубыми ставнями...» Б) «Косцы» В) «У Лукоморья дуб зелѐный...»
Г) «Бородино»
Д) «Заколдованное место»
Е) «Города и годы»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарѐнный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него...»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) В.М. Гаршин «Attaleaprinces»
9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) А.С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях» в) «Царевна-лягушка»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная»
а) К.Г. Паустовский «Тѐплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всѐ, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чѐрный «Кавказский пленник» б) Саша Чѐрный «Игорь-Робинзон» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» б) К.Г. Паустовский «Тѐплый хлеб» в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
14. Назовите имя королевича из «Сказки о мѐртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав б) Елисей в) Алексей
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твѐрдое и жѐсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неѐ румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева» б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своѐм одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слѐзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
“
Уж сколько раз твердили миру Что лесть гнусна, вредна; но только всѐ не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.”
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мѐд» б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнѐвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрѐт».
а) А.П. Платонов «Никита» б) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители» в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
20. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал:
Всѐ ту же песню ты поѐшь, Всѐ ту же лямку ты несѐшь, В чертах усталого лица
Всѐ та ж покорность без конца...
а) Н.А. Некрасов «На Волге»; б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»; в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps» б) А.П. Платонов «Никита» в) А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»
22. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошѐл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться: а) М.В. Ломоносов б) М.Ю. Лермонтов в) В.А. Жуковский
23. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?
а) Англия б) Шотландия в) Дания
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своѐ первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60 б) 50 в) 70
Часть 2
Каким вы впервые увидели Васю в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Напишите ваше первое впечатление о нем. (4-5 предложений)