СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по истории в 5 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по истории в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по истории в 5 классе»

Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»

в 5 классе.

Пояснительная записка

1. Назначение работы

Промежуточная контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по предмету «История», раздел «Древний Восток» выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы

Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира. 5 класс».

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта;

  • требований историко-культурного стандарта;

  • целей исторического образования в основной школе;

  • специфики курса истории основной школы;

  • ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Работа охватывает содержание курса истории Древнего мира, раздел «Древний Восток»

Общее число заданий – 17.

Работа содержит 15 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1) Жизнь первобытных людей; 2) Древний Египет; 3) Древнее Двуречье; 4) Финикия, Ассирия, Персия, Древнееврейское царство; 5) Древняя Индия; 6) Древний Китай.















Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности.


Проверяемые элементы подготовки

Код

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент

максимального первичного балла за всю работу,

равного 24


Знание терминов

1.1

4

4

16,6


Знание фактов

1.2

10

14

58,3


Знание дат

1.3

1

2

8,3


Знание имен

1.4

3

5

20,8


Знание подробностей событий

1.5

2

6

25


Объяснять явления, процессы, связи и отношения

2.3

2

3

12,5


Определять логические связи между предметами и/или явлениями

2.7

2

3

12,5


Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, резюмировать главную идею текста

2.11

1

1

4,1


Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

2.14

1

1

4,1


Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

3.1

2

6

25


Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

3.2

2

6

25


Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

3.16

2

6

25



6. Продолжительность контрольной работы

На выполнение работы отводится 40-45 минут.



7. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где учащимся V класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся все задания 1–12.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. Такими заданиями являются все задания 13–15.

К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задания 16-17.

Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 5 классах

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%).



Обозначение задания в работе

Коды разделов и элементов содержания

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Коды планируемых результатов обучения

Уровень сложности задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Максимальный балл за задание

1

2.1.4.1

2.1.4.2

Древний Восток

Знание фактов

1.2

Б

1–2

1

2

2.1.4.2

Древний Египет

Знание фактов

1.2

Б

1–2

1

3

2.1.4.8

Древний Восток

Знание имен

1.4

Б

1–2

1

4

2.1.4.2

Древний Египет

Знание терминов

1.1

Б

1–2

1

5

2.1.4.7



2.1.4.8

Древний Восток

Объяснять явления, процессы, связи и отношения

2.3


Б

1–2

1

6

2.1.4.2

Древний Египет

Работа с документом

2.11

Б

1–2

1

7

2.1.4.1

Древний Восток

Знание фактов истории культуры

1.2

Б

1–2

1

8

2.1.4.1

Древний Восток

Знание фактов истории культуры

1.2


Б

1–2

1

9

2.1.4.1

Древний Древнееврейское Царство

Знание фактов истории культуры

1.1

1.2


Б

1–2

1

10

2.1.4

Древний Восток

Знание фактов

1.1

1.2

Б

1–2

1

11

2.1.4

Древний Восток

Знание фактов

1.1

1.2


Б

1–2

1

12

2.1.4

Древний Восток

Знание фактов

Определять логические связи между предметами и/или явлениями

1.1

1.2

2.7

Б

2–3

1

13

2.1.4.1

Древнее Двуречье

Знание имен

Объяснять явления, процессы, связи и отношения

1.4

2.3


П

2–3

2

14

2.1.4

Древний Восток

Знание дат

Знание имен

1.3

1.4


П

2–3

2

15

2.1.4

Древний Восток

Определять логические связи между предметами и/или явлениями

2.7


П

2–3

2

16

2.1.2.1

2.1.4

Первобытное общество/Древний Восток

Знание фактов

Знание подробностей событий

Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

1.2

1.5

3.1

3.2

3.16

В

2–3

3

17

2.1.4

Древний Восток.

Знание фактов

Знание подробностей событий

Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

1.2

1.5

3.1

3.2

3.16

В

2–3

3

Всего заданий – 17, из них по уровню сложности: Б – 12, П – 3, В – 2. Общее время выполнения работы – 40-45 мин. Максимальный балл – 24.



8. Планируемые результаты

Планируемые результаты

Умения

Локализовать во времени и пространстве.

- устанавливать место исторического события на линии времени

- объяснять последовательность событий (раньше, позже)

- устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э. и н.э.

Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи

- указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий

- группировать, систематизировать факты по заданному признаку

Анализировать информацию из исторических источников

- находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты

- определять смысл высказывания

Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях в древней истории

- осуществлять отбор необходимой информации

- составлять последовательное описание, рассказ

Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верованиях людей в древности.

- выделять главные признаки исторических явлений, событий

- иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами

Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории

- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе

- высказывать свои оценочные суждения



9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа (1–12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом (13–16) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За полные правильные ответы на задания 13-15 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается 1 баллом; если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания 16 и 17 оцениваются 3 баллами в соответствии со специальными критериями оценивания.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.



Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа 1

0–6

7–11

12–17

18–24

Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»

Вариант 1

Часть 1

  1. Какая страна древности располагалась на восточном побережье Средиземного моря?

  1. Китай

  2. Индия

  3. Персия

  4. Финикия




  1. Правителей Древнего Египта называли:

1) вельможами

2) фараонами

3) королями

4) вождями




  1. Первым правителем единого Китая был:

  1. Ашока

  2. Конфуций

  3. Кир Великий

  4. Цинь Шихуан




  1. В хозяйстве египтян для орошения полей применялись:

  1. Дротики

  2. Амулеты

  3. Шадуфы

  4. Иероглифы




  1. Почему древнейшие государства Индии и Китая возникли в долинах крупнейших рек?

  1. Реки в Индии и Китае были мелководными

  2. Крутые берега рек защищали от вторжений кочевников

  3. Главным занятием народов этих стран была речная торговля

  4. В долинах рек сложились благоприятные условия для развития земледелия




  1. Укажите название документа, отрывок из которого приведен.

Хапи, бог Великой Реки, Слава тебе!

Ты оживляешь Та-Кемет разливом своей реки,

Поля орошаешь, дождь с небес даруешь,

Хапи, ты наш благодетель, ты наш кормилец!

  1. Библия

  2. Законы царя Хаммурапи

  3. Хвалебная песня египтян

  4. Книга высказываний Конфуция




  1. Какой памятник культуры был создан в Древнем Двуречье?

  1. Пирамида Хеопса

  2. Храм бога Яхве

  3. Ворота богини Иштар

  4. Наскальные рисунки в пещере Альтамира




  1. Какой народ мира придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?

  1. Индийцы

  2. Ассирийцы

  3. Персы

  4. Китайцы




  1. Где впервые возникло единобожие?

  1. Египет

  2. Ассирия

  3. Мидия

  4. Израиль




  1. Большое и сильное государство называется:

  1. Каста

  2. Держава

  3. Община

  4. Колония







  1. В каком войске впервые появилась конница?

  1. В египетском

  2. В ассирийском

  3. В китайском

  4. В индийском




  1. Какая общая черта характерна для всех государств Древнего Востока?

  1. Существование неравенства между людьми

  2. Использование железных орудий труда

  3. Использование бумаги в качестве материала для письма

  4. Строительство пирамид




Часть 2

  1. Какие слова и словосочетания относятся к истории Персии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

  1. Алфавит

  2. бог Ганеша

  3. папирус

  4. Дарий I

  5. 10 тысяч «бессмертных» воинов




  1. Расположите в правильной хронологической последовательности следующие имена.

  1. Тутмос

  2. Соломон

  3. Цинь Шихуан

  4. Кир Великий




  1. Установите соответствие между мифом или сказанием и страной, в которой они были созданы. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Миф, сказание

Страна

А) поэма «Рамаяна»

Б) миф о Всемирном потопе

В) сказание о Гильгамеше

1) Палестина

2) Финикия

3) Индия

4) Двуречье




Часть 3




  1. Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.




Общее


Различия

Родовая община

Соседская община






  1. Где появилось учение Конфуция? Объясните какое значение имело учение Конфуция для китайского общества. Приведите два-три суждения.




Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа 1

0–6

7–11

12–17

18–24