Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»
в 5 классе.
Пояснительная записка
1. Назначение работы
Промежуточная контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по предмету «История», раздел «Древний Восток» выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира. 5 класс».
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
требований федерального государственного образовательного стандарта;
требований историко-культурного стандарта;
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы;
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса истории Древнего мира, раздел «Древний Восток»
Общее число заданий – 17.
Работа содержит 15 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.
5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1) Жизнь первобытных людей; 2) Древний Египет; 3) Древнее Двуречье; 4) Финикия, Ассирия, Персия, Древнееврейское царство; 5) Древняя Индия; 6) Древний Китай.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности.
| Проверяемые элементы подготовки | Код | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
| Знание терминов | 1.1 | 4 | 4 | 16,6 |
| Знание фактов | 1.2 | 10 | 14 | 58,3 |
| Знание дат | 1.3 | 1 | 2 | 8,3 |
| Знание имен | 1.4 | 3 | 5 | 20,8 |
| Знание подробностей событий | 1.5 | 2 | 6 | 25 |
| Объяснять явления, процессы, связи и отношения | 2.3 | 2 | 3 | 12,5 |
| Определять логические связи между предметами и/или явлениями | 2.7 | 2 | 3 | 12,5 |
| Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, резюмировать главную идею текста | 2.11 | 1 | 1 | 4,1 |
| Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл | 2.14 | 1 | 1 | 4,1 |
| Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения | 3.1 | 2 | 6 | 25 |
| Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи | 3.2 | 2 | 6 | 25 |
| Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | 3.16 | 2 | 6 | 25 |
6. Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 40-45 минут.
7. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где учащимся V класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся все задания 1–12.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. Такими заданиями являются все задания 13–15.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задания 16-17.
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 5 классах
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%).
Обозначение задания в работе | Коды разделов и элементов содержания | Проверяемое содержание | Проверяемые виды деятельности | Коды планируемых результатов обучения | Уровень сложности задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | Максимальный балл за задание |
1 | 2.1.4.1 2.1.4.2 | Древний Восток | Знание фактов | 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
2 | 2.1.4.2 | Древний Египет | Знание фактов | 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
3 | 2.1.4.8 | Древний Восток | Знание имен | 1.4 | Б | 1–2 | 1 |
4 | 2.1.4.2 | Древний Египет | Знание терминов | 1.1 | Б | 1–2 | 1 |
5 | 2.1.4.7
2.1.4.8 | Древний Восток | Объяснять явления, процессы, связи и отношения | 2.3 | Б | 1–2 | 1 |
6 | 2.1.4.2 | Древний Египет | Работа с документом | 2.11 | Б | 1–2 | 1 |
7 | 2.1.4.1 | Древний Восток | Знание фактов истории культуры | 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
8 | 2.1.4.1 | Древний Восток | Знание фактов истории культуры | 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
9 | 2.1.4.1 | Древний Древнееврейское Царство | Знание фактов истории культуры | 1.1 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
10 | 2.1.4 | Древний Восток | Знание фактов | 1.1 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
11 | 2.1.4 | Древний Восток | Знание фактов | 1.1 1.2 | Б | 1–2 | 1 |
12 | 2.1.4 | Древний Восток | Знание фактов Определять логические связи между предметами и/или явлениями | 1.1 1.2 2.7 | Б | 2–3 | 1 |
13 | 2.1.4.1 | Древнее Двуречье | Знание имен Объяснять явления, процессы, связи и отношения | 1.4 2.3 | П | 2–3 | 2 |
14 | 2.1.4 | Древний Восток | Знание дат Знание имен | 1.3 1.4 | П | 2–3 | 2 |
15 | 2.1.4 | Древний Восток | Определять логические связи между предметами и/или явлениями | 2.7 | П | 2–3 | 2 |
16 | 2.1.2.1 2.1.4 | Первобытное общество/Древний Восток | Знание фактов Знание подробностей событий Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения | 1.2 1.5 3.1 3.2 3.16 | В | 2–3 | 3 |
17 | 2.1.4 | Древний Восток. | Знание фактов Знание подробностей событий Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения | 1.2 1.5 3.1 3.2 3.16 | В | 2–3 | 3 |
Всего заданий – 17, из них по уровню сложности: Б – 12, П – 3, В – 2. Общее время выполнения работы – 40-45 мин. Максимальный балл – 24. |
8. Планируемые результаты
Планируемые результаты | Умения |
Локализовать во времени и пространстве. | - устанавливать место исторического события на линии времени - объяснять последовательность событий (раньше, позже) - устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э. и н.э. |
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи | - указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий - группировать, систематизировать факты по заданному признаку |
Анализировать информацию из исторических источников | - находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты - определять смысл высказывания |
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях в древней истории | - осуществлять отбор необходимой информации - составлять последовательное описание, рассказ |
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верованиях людей в древности. | - выделять главные признаки исторических явлений, событий - иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами |
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории | - излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе - высказывать свои оценочные суждения |
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа (1–12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (13–16) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За полные правильные ответы на задания 13-15 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается 1 баллом; если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания 16 и 17 оцениваются 3 баллами в соответствии со специальными критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Работа 1 | 0–6 | 7–11 | 12–17 | 18–24 |
Контрольная работа №1 по теме «Древний Восток»
Вариант 1
Часть 1
Какая страна древности располагалась на восточном побережье Средиземного моря?
Китай
Индия
Персия
Финикия
Правителей Древнего Египта называли:
1) вельможами
2) фараонами
3) королями
4) вождями
Первым правителем единого Китая был:
Ашока
Конфуций
Кир Великий
Цинь Шихуан
В хозяйстве египтян для орошения полей применялись:
Дротики
Амулеты
Шадуфы
Иероглифы
Почему древнейшие государства Индии и Китая возникли в долинах крупнейших рек?
Реки в Индии и Китае были мелководными
Крутые берега рек защищали от вторжений кочевников
Главным занятием народов этих стран была речная торговля
В долинах рек сложились благоприятные условия для развития земледелия
Укажите название документа, отрывок из которого приведен.
Хапи, бог Великой Реки, Слава тебе!
Ты оживляешь Та-Кемет разливом своей реки,
Поля орошаешь, дождь с небес даруешь,
Хапи, ты наш благодетель, ты наш кормилец!
Библия
Законы царя Хаммурапи
Хвалебная песня египтян
Книга высказываний Конфуция
Какой памятник культуры был создан в Древнем Двуречье?
Пирамида Хеопса
Храм бога Яхве
Ворота богини Иштар
Наскальные рисунки в пещере Альтамира
Какой народ мира придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?
Индийцы
Ассирийцы
Персы
Китайцы
Где впервые возникло единобожие?
Египет
Ассирия
Мидия
Израиль
Большое и сильное государство называется:
Каста
Держава
Община
Колония
В каком войске впервые появилась конница?
В египетском
В ассирийском
В китайском
В индийском
Какая общая черта характерна для всех государств Древнего Востока?
Существование неравенства между людьми
Использование железных орудий труда
Использование бумаги в качестве материала для письма
Строительство пирамид
Часть 2
Какие слова и словосочетания относятся к истории Персии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
Алфавит
бог Ганеша
папирус
Дарий I
10 тысяч «бессмертных» воинов
Расположите в правильной хронологической последовательности следующие имена.
Тутмос
Соломон
Цинь Шихуан
Кир Великий
Установите соответствие между мифом или сказанием и страной, в которой они были созданы. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Миф, сказание | Страна |
А) поэма «Рамаяна» Б) миф о Всемирном потопе В) сказание о Гильгамеше | 1) Палестина 2) Финикия 3) Индия 4) Двуречье |
Часть 3
Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее |
|
Различия |
Родовая община | Соседская община |
| |
Где появилось учение Конфуция? Объясните какое значение имело учение Конфуция для китайского общества. Приведите два-три суждения.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Работа 1 | 0–6 | 7–11 | 12–17 | 18–24 |