Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мирновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Пр. № 5 от «28» августа 2019 г. Руководитель МО ________ Н.Б. Чернышева | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ С.В. Кушкова «29» августа 2019 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «МСШ» ________ И.Г. Мироненко «30» августа 2019 г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по русскому языку для 4-х классов
на 2019/2020 учебный год
Роткина Е.И., учитель начальных классов
г. Евпатория 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фонд оценочных средств по русскому языку для 4-х классов предлагается обучающимся 4 – А и 4 – Б классов, обучающихся по УМК «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г. (М: Просвещение, 2014 г.).
Задания контрольных и проверочных работ составлены на основании изученных тем.
СОДЕРЖАНИЕ
ДИКТАНТЫ
Входной диктант
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Контрольный диктант оп теме «Падежи и склонения имён существительных».
Контрольный диктант № 4 «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном и единственном числе».
Контрольный диктант по теме: «Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода».
Контрольный диктант № 6 по теме «Падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе».
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
Итоговый контрольный диктант за год
КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСЫВАНИЯ
Контрольное списывание №1
Контрольное списывание №2
Контрольное списывание №3
Контрольное списывание №4
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Обобщение по теме «Повторение». Проверочная работа №1.
Обобщение знаний по теме «Предложение». Проверочная работа №2.
Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи». Проверочная работа №3.
Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Проверочная работа № 4.
Обобщение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном и единственном числе». Проверочная работа № 5.
Обобщение по теме «Правописание имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе». Проверочная работа №6.
Обобщение знаний об именах прилагательных. Проверочная работа №7.
Обобщение знаний по теме «Глагол». Проверочная работа №8.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
ДИКТАНТЫ
Входной диктант
Осенняя пора.
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Грамматические задания:
1 вариант:
Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне.
2 вариант:
Четвертое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Грамматическое задание
1.Выписать из текста предложение с однородными членами предложения и подчеркнуть грамматическую основу.
2. Выписать из текста сложное предложение и подчеркнуть грамматическую основу.
3. Сделать звуко – буквенный разбор слова: очень.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
Грамматические задания:
1.Выписать предложение:
вариант I – с однородными членами;
вариант II – сложное.
Разобрать по членам предложения, указать части речи.
2.Разобрать слова по составу:
вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно;
вариант II – холодная, подосиновики, медленно.
3.Сделать фонетический разбор слова:
вариант I – поздний;
вариант II – гриб.
4.Выпишите из ряда родственных слов имена существительные. Обозначьте род:
вариант I - старик, стареть, старый, старость.
вариант II - зеленый, позеленел, зеленка, зелень.
Контрольный диктант оп теме «Падежи и склонения имён существительных».
Вспомним лето.
В зимние дни я часто вспоминаю лето. Летом мы отдыхали на берегу Черного моря у бабушки Наташи.
Утро. Встает солнце. Его лучи скользят по поверхности воды. Мы шли к морю. Я подбежал к лодке и оттолкнул её от берега. Мы поплыли к большим камням. Вода была чистая, прозрачная. Лодку оставили около пристани. Вечером по извилистой тропинке мы возвращались домой радостные и довольные. На белой скатерти стола нас ждал ужин.
Слова для справок: часто, отдыхали, оттолкнул, довольные
Грамматическое задание:
1.Восьмое предложение разобрать по членам, указать части речи, составить схему предложения, выписать словосочетания.
2.Разобрать слова по составу: у бабушки, вечером, зимние, побежал
3.У имен существительных в седьмом предложении определить падеж.
4.Выполнить фонетический разбор слова: лодку (л о т к у)
Контрольный диктант № 4 «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном и единственном числе».
Лес
Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов — звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники — лесные санитары.
Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматическое задание
1. Выписать словосочетания с имена существительными в И.п. 2скл., П.п. 1 скл., И.п. 1 скл.
2.Раскрыть скобки и списать предложения, ставя имена существительные в правильную форму.
Сок (апельсин) и (мандарин) содержит много (витамин). Бабушка сварила варенье и (вишня) и (абрикос).
3.Разобрать слова как часть речи: вредителей.
Контрольный диктант по теме: «Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода».
Серебряный хвост
Всю ночь в горах свистел разъярённый ветер. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.
Я шёл по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь лисица прыгнула через широкий ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом.
Ловко обманула меня волшебница зима! Она показала мне чудесного зверя со сказочным хвостом.
Слова для справок: жёсткому, шёл.
Грамматические задания:
1. Вариант I – 2-е предложение разобрать по членам предложения.
Вариант II – 1-е предложение разобрать по членам предложения.
2. Разобрать слова по составу.
Вариант I – широкий, волосинка, бежала.
Вариант II – пушистый, тропинка, скользила.
3. Выделить окончания прилагательных, указать их род и падеж.
Вариант I – в 6-м предложении.
Вариант II – в 14-м предложении.
Контрольный диктант № 6 по теме «Падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе».
Берёза у дороги
За крайней избой дальней деревушки виднелось жёлтое поле придорожной канавы. Канава заросла травой. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в жёлтый убор. Берёза стояла счастливая.
Наступила зима. В зимние ночи ветер трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весеннего дождя начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на ярком солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлковой листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до первой зелёной травы.
Грамматические задания:
1. Определить падеж и род имён прилагательных в первом абзаце.
За крайней избой дальней деревушки виднелось жёлтое поле придорожной канавы. Канава заросла травой. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в жёлтый убор. Берёза стояла счастливая.
2. Разобрать слова по составу:
Придорожная, зимние, просторной, снежное.
3. 7-е предложение разобрать по членам предложения.
В зимние ночи ветер трепал ветви берёзы.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание.
Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Весеннее утро
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Грамматическое задание:
1) Разобрать по составу глагол высвистывает;
2) Найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания;
3) Образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
На рыбной ловле
Было чудесное утро. Мы решили отправиться на рыбалку. Дорога к ближней речке идёт полями. Направо и налево колосится рожь. От лёгкого ветерка по ней пробегают золотистые волны. Стрижи проворно носятся в свежем воздухе.
Мы переходим по узкой тропинке через овраг. В нём бежит ключ с холодной водой. Можно попить. Впереди речка. Один берег у неё высокий, а другой низкий. Быстро доходим до речки. Как хорошо кругом! Сядешь на берег, закинешь удочку и ждёшь.
Вдруг поплавок скрывается под водой. Радостно дёргаешь удочку. Весело возвращаться домой с богатым уловом.
Грамматическое задание.
Разобрать как часть речи слово: ПРОБЕГАЕТ.
Разобрать по членам предложения: стрижи проворно носятся в свежем воздухе.
Итоговый контрольный диктант за год
Белки
У старой ветвистой ели резвятся веселые белочки. Рады они теплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С ёлки на ёлку носились белочки по лесу, грызли тяжёлые смолистые шишки.
Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы пускается белка в далёкие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, заходит в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.
Грамматическое задание:
Разберите 1-е предложение по членам предложения.
Разберите как часть речи: У БЕЛКИ.
Выполните звукобуквенный анализ слова ШУБКИ.
КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСЫВАНИЯ
Контрольное списывание №1
Стужа
Закончился влажный хмурый ноябрь. Переступает порог белая королева Зима, хозяйка спящего королевства. Она тут же устанавливает свои правила. Природа зимой бережно укрыта снежным покрывалом.
Зима сковала реки и озера льдами, остудила воздух сильными морозами. Месяц декабрь в народе получил название студенец, от слова стужа. Еще случаются оттепели, но впереди быть еще долгой зиме. Ночи длинные и морозные. В домах наряжают елки, ведь скоро Новый Год.
Контрольное списывание №2
Покос продолжался около недели. Я с отцом жил в хорошей палатке, с костром, чайником. Спали мы на свежем сене, удили рыбу. Кроме того, я ходил дальше вверх по реке, где были озёра в ивняке, и стрелял уток. Уток мы варили охотничьим способом, в гречневой каше. Несмотря на мою действительную страсть к охоте, у меня никогда не было должной заботы и терпения снарядится как следует. В охоте мне нравился элемент игры, случайности. Не удивительно, что добычи у меня было мало.
Контрольное списывание №3
Сороки
Удивительная была погода! На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле.
Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке.
Контрольное списывание №4
За крайней избой дальней деревушки виднелось жёлтое поле.
Придорожная канава заросла травой. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в жёлтый убор. Берёза стояла счастливая.
Наступила зима. В зимней ночи ветер трепал ветви берёзы, снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.
Но вот от весеннего дождя начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на ярком солнце, потекли, заговорили ручьи, зазеленела берёза.
Пришло лето. В шёлковой листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до первой зелени травы. Возле крепкого ствола, в густой и мягкой траве закипела жизнь. Засуетились мелкие жучки, муравьи, мошки.
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Обобщение по теме «Повторение». Проверочная работа №1.
I вариант
1.Вставь пропущенные буквы.
Г_в_рить, п_лёт, _брадоваться, карманч_к, _гореть, горд_сть, ласк_вый, с врач_м, на тетрад_, мы увид_м.
2.Представь себя в роли учителя. Оцени, правильно ли ученик записал слова. Ошибки исправь.
Збросил, троллейбус, сьел, жёлтый, позний, одгадал, просьба.
3.Отметь предложение, в котором слово «огонь» второстепенный член предложения:
а) Огонь быстро распространялся по лесу.
б) Ребята бросали в огонь сухие ветки.
в) В камине ярко горел огонь.
4.Запиши слово, в котором все согласные – звонкие:
5. Разбери предложение по членам, надпиши части речи:
В лесной чаще живёт бурый медведь.
II вариант
1.Вставь пропущенные буквы.
Г_л_дать, з_писка, _клеить, стаканч_к, _делать, бодр_сть, шёлк_вый, с ключ_м, на кроват_, ты увид_шь.
2.Представь себя в роли учителя. Оцени, правильно ли ученик записал слова. Ошибки исправь.
Збил, коллекция, вьехал, просьба, пришёл, ястный, одбежал.
3.Отметь предложение, в котором слово «ветер» второстепенный член предложения:
а) Ветер обрывает листву с деревьев.
б) Витя почувствовал холодный ветер.
в) По верхушкам деревьев пронесся ветер.
4. Запиши слово, в котором все согласные – глухие:
5. Разбери предложение по членам, надпиши части речи:
Медвежата почуяли чудесный запах мёда.
Обобщение знаний по теме «Предложение». Проверочная работа №2.
1.Укажи верное утверждение.
Предложение — это группа слов.
Предложение — это группа слов самостоятельных частей речи.
Предложение — это группа слов, выражающих законченную мысль.
Предложение — это группа слов самостоятельных и служебных частей речи.
2.Выбери верное утверждение.
Главные члены предложения чаще всего бывают выражены именем существительным и именем прилагательным.
Главные члены предложения чаще всего бывают выражены наречием и глаголом.
Главные члены предложения чаще всего бывают выражены местоимением и наречием.
Главные члены предложения чаще всего бывают выражены именем существительным и глаголом.
3.Выбери верный ответ на вопрос Какими бывают предложения по цели высказывания?
побудительными, повествовательными и восклицательными
вопросительными, повествовательными и невосклицательными
восклицательными, побудительными и невосклицательными
повествовательными, вопросительными и побудительными
4. Отметь группу слов, которая является предложением.
Осиновый листочек спустился землю тонкой паутинке.
Деревья слегка ветра покачнулись.
Под сидел грач у пальто девочки.
Земля вокруг солнца ходит по особому расписанию.
5. Выбери верную характеристику предложения Почему гремит гром (знак препинания к конце предложения отсутствует).
повествовательное, невосклицательное
побудительное, восклицательное
вопросительное, невосклицательное
побудительное, невосклицательное
6. Укажи побудительное предложение (знаки препинания не расставлены).
Как узнать падеж имени существительного
Поставь от главного слова к зависимому падежный вопрос
Петя начал собирать почтовые марки
Как красив русский лес зимой
7.В предложении Жёлтый листик клёна медленно поплыл в воздухе. грамматической основой является.
поплыл медленно
жёлтый листик
листик поплыл
листик клёна
8.Расставь знаки препинания в предложении с прямой речью.
А вы уже покормили его? спросил Костя.
Что ты, что ты! ответил Мишка.
Его ещё рано кормить. Цыплят начинают кормить только на следующий день.
А вы так и не спали всю ночь? спросил нас Женя.
Нет. Куда уж тут спать, когда такие дела пошли! возразил Мишка.
9.Отметь простое предложение с однородными членами.
В ручье отражается прозрачное небо с прозрачными облаками.
Я внимательно выслушал объяснение и пошёл вперёд.
Зима уже хозяйничает над землёй.
Тронул лисёнок мышку, она пустилась бежать.
10.Укажи сложное предложение.
Медведь заметил людей и быстро умчался.
Листва с деревьев, кустов совсем облетела.
Вдруг набежала туча, хлынул дождь.
Летнее солнце плывёт над полями, дорогой.
11.Поставь где нужно запятые.
Скворцы подлетели к реке облепили прибрежные кусты и расселись на ветках. Крикливые дрозды носятся по лесным опушкам полянам. Заметят человека и улетают в лес.
12.Выдели в предложениях обращения запятыми.
Друзья вперёд нас жизнь зовёт.
Ой Миша ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала Юля.
Друзья я радуюсь вашим успехам.
Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи». Проверочная работа №3.
1.В предложении: Осенний ветер раскачивает деревья и кустарники.
а) однородные подлежащие;
б) однородные второстепенные члены предложения;
в) нет однородных членов.
2. Укажи предложение, где не допущены ошибки в постановке знаков препинания.
а) В кустах спрятались и зайцы и ежи.
б) В кустах спрятались, и зайцы, и ежи.
в) В кустах спрятались и зайцы, и ежи.
3.Укажи слова с непроизносимой согласной Т.
а) вкус ..ный б) небес ..ный в) ненас ..ный г) чес ..ный
4. Укажите, какое слово надо писать раздельно:
а) (по)казалось б) (про)шел в) (по)реке г) (за)бежал.
5. Напишите над словом, какой частью речи оно является.
Резкий порыв ветра пригнул траву к земле, покрыл реку частой рябью.
6.Вставь пропущенные буквы
Ни(з.с)кий, но(ж,ш)ка, коло(с,з),ду(п,л)ло, пу(ш,ж)ка, ли(п,к)кий, бере(з,с)ка, мя(г,х)кий.
7. Разбери слова по составу
Облачко, поезд, горстка, гнездышко, дверка, дружок.
8. Подберите антонимы к данным словам.
Тьма - _____________________ , вверх - ______________________,
холодный - _________________, помогать______________________.
9. Подберите синонимы к словам
Дорога - ________________________________
печаль – ________________________________
говорить – ______________________________
страшный - ______________________________
Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Проверочная работа № 4.
Указать склонение и падеж
Сидел на ветк
Приехал на поезд
Жили в деревн
Дать Серёж
У опушк
леса Из новост
в газет
В башн
крепост
Ветка ёлк
Приехал на машин
Были в деревн
Дать Ольг
Ехал по дорог
В глуш
на дорог
Играть в зелен
сирен
II)Выбери верное утверждение.
1. Имя существительное – это …
а) часть слова;
б) самостоятельная часть речи;
в) член предложения;
г) служебная часть речи.
2. Начальная форма имени существительного – это ...
а) В. п единственного числа;
б) Р. п. множественного числа;
в) И. п. единственного числа;
г) Д. п. единственного числа.
3. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке?
а) И. п., Р. п., Д. п., Т. п., В. п., П. п.
б) И. п., В. п., Т. п., П. п., Д. п., Р. п.
в) И. п., Д. п., П. п., Т. п., В. п., Р. п.
г) И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.
4. Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?
а) Изменить имя существительное по числам;
б) найти слово, с которым связано имя существительное, и задать от него вопрос;
в) определить род и число имени существительного;
г) определить род имени существительного.
5. Склонение имён существительных в русском языке называется:
а) изменение по числам;
б) изменение по падежам и числам;
в) изменение по лицам;
г) изменение по падежам и родам.
6. В предложении «Товарищ принёс необходимую вещь» существительное «вещь» употреблено в форме:
а) дательного падежа;
б) именительного падежа;
в) родительного падежа;
г) винительного падежа.
7. В русском языке ... падежей.
а) 5; б) 6; в) 4; г) 7.
8. Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы:
а) кого? чего?;
б) кому? чему?;
в) кем? чем?;
г) кого? что?.
III)
9. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:
а) мама, бабушка, отец;
б) (река) Волга, (автомобиль) Волга, (кинотеатр) «Волга»;
в) (газета) «Труд», Москва, улица.
10. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:
а) сапог, кошка, дверь;
б) цветы, воробей, гусеница;
в) собака, женщина, врач.
11. Имена существительные отвечают на вопросы:
а) кто? что?;
б) какой? какая?;
в) как?.
12. Укажите ряд, в котором все существительные 3 склонения:
а) сирень, ночь, женщина;
б) дверь, зверь, дочь;
в) бандероль, полынь, лазурь.
13. Укажите ряд, в котором все существительные 1 склонения:
а) лошадь, лошадка, машина;
б) дядя, тётя, старшина;
в) лосось, окно, поле.
14. Укажите ряд, в котором все существительные 2 склонения:
а) время, конь, тётка;
б) конь, брат, окно;
в) ряд, дно, дочка.
15. Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме родительного падежа:
а) книга из библиотеки, мало времени, около деревни;
б) находиться в плавании, у дочери, на доске;
в) из библиотеки, в библиотеке, на крыше.
16. В каком ряду на месте пропуска пишется Е?
а) По трасс, на лошадк, в сара;
б) по отмел, в пол, к лошад;
в) на сирен, в комнат, в музык.
17. В каком ряду на месте пропуска пишется И?
а) В тетрад, в землянк, на отшиб;
б) в устав, в театр, в здани;
в) на лошад, по возможност, от бол.
Ответы.II) 1 – б, 2 – в, 3 – г, 4 – б, 5 – б, 6 – г, 7 – б, 8 – в.
III) 9 – б, 10 – в, 11 – а, 12 – в, 13 – б, 14 – б, 15 – а, 16 – а, 17 – в.
Обобщение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном и единственном числе». Проверочная работа № 5.
1.Имя существительное - часть речи, которая обозначает:
А) признак
Б) действие
В) предмет
2.В какой строчке склонения существительных указаны верно?
А) в гнезде – 2 скл., багажом – 2 скл., рожью – 1 скл.;
Б) мелочью – 3 скл., без обуви – 3 скл., в книге – 1 скл.;
В) за дорогой – 2 скл.,через мостик – 2 скл, о мебели – 1 скл.
3. В какой строчке род существительных указан верно?
А) пустошь – ж.р., сухарь – м.р., пение – ср.р.;
Б) утюг–м.р., мечтание – ж.р., дождь – м.р.;
В) прорубь – м.р., поле – ср.р., игрушка–ж.р.
4. В какой строчке падеж существительных указан верно?
А) через мостик – В.п., на кожице – П.п., в доме– Т.п.;
Б) в полночь – В.п., за плечом – Т.п., в конверте– Д.п.;
В) по аллее – Д.п., под окном – Т.п., без обуви – Р.п.;
5. Укажи существительное с окончанием – е:
А) на краю деревн…;
Б) пройти по алле…;
В) с кочк… на кочку.
6. В каком случае написание слова зависит от склонения?
А) полевая мыш…;
Б) поздняя ос…нь;
В) держать в памят….
7. Выбери верное утверждение:
А) У существительных 1 склонения в Д.п. и П.п. окончание – и;
Б) У существительных 1 склонения в Д.п. и П.п. окончание –е;
В) У существительных 1 склонения в Д.п. и П.п. нулевое окончание.
8. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами - у, без, из, для?
А) в родительном падеже;
Б) в винительном падеже;
В) в творительном падеже.
9. Выбери верное утверждение:
А) У существительных множественного числа Т.п. окончания–ами, - ями;
Б) У существительных множественного числа Т.п. окончания –ам, - ям;
В) У существительных множественного числа Т.п. окончания –ах, - ях;
10. Укажи склонение и падеж имён существительных:
Стоит на столе -_____ скл., ____ п.,
На белой скатерти -_____ скл., ____ п.,
Одет в броню -_____ скл., ____ п.,
Блестит на солнце -_____ скл., ____ п.,
Идёт по тундре -_____ скл., ____ п.,
Кидается снегом -_____ скл., ____ п.,
Свежий ветер -_____ скл., ____ п.,
Обобщение по теме «Правописание имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе». Проверочная работа №6.
1 вариант.
1.Впиши пропущенные окончания прилагательных.
Свеж мясо, добр дело, дальн дорога, горяч лучи, жгуч
солнце, студён вода, холодн руки.
2. Запиши словосочетания, вставив пропущенные окончания. Над прилагательными укажи род и падеж. Окончания прилагательных выдели.
Из кирпичн … стены, от звонк … смеха, в соснов … рощу, на душист … сене, в дальн … походе, к далёк … лесу.
3. Образуй прилагательное указанного рода. Допиши к нему существительное так, чтобы получились словосочетания. Выдели окончания прилагательных.
Образец: Зима – (ж. р.) зимняя дорога
Мебель – ( м. р.) Зелень – (ср. р.) Снег – (ж. р) 4. Придумай и запиши два - три существительных по указанным грамматическим признакам.
а) м. р., в ед. ч., в Т. п.
б)* ж. р., одушев., в ед. ч., в П. п., 3 скл.
2 вариант.
1.Впиши пропущенные окончания прилагательных.
Чёрн море, глубок озёра, топк болото, син карандаш,
летн погода, ближн село, утренн роса.
2. Запиши словосочетания, вставив пропущенные окончания. Над прилагательными укажи род и падеж. Окончания прилагательных выдели.
У ярк … костра, на душист … сене, к далёк … дому, в зимн … одежде, на голуб … чашку, в тонк … кружеве.
3. Образуй прилагательное указанного рода. Допиши к нему существительное так, чтобы получились словосочетания. Выдели окончания прилагательных.
Образец: Зима – (ж. р.) зимняя дорога
Морковь( м. р.) Лето – (ср. р.) Город – (ж. р)
4. Придумай и запиши два - три существительных по указанным грамматическим признакам.
а) ж. р., в ед. ч., в Д. пб)* ж. р., неодушев., в ед. ч., в П. п., 1 скл.
Обобщение знаний об именах прилагательных. Проверочная работа №7.
1. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) Что делает? Что сделает? и.т.д. б) Кто? Что? в) Какой? Какая? Какие?
2. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) Действие предмета. б) Признак предмета.
в) Предметы, явления природы, события, состояния.
3. Выбери верное утверждение:
а) Имя прилагательное изменяется по родам, числам.
б) Имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе - по родам.
в) Имя прилагательное не изменяется по числам и родам
г) Имя прилагательное изменяется по числам, во множественном числе - по родам.
4. Имена прилагательные бывают:
а) только мужского и женского рода;
б) мужского, женского и среднего рода.
5. В предложении имена прилагательные являются:
а) главными членами предложения;
б) второстепенными членами предложения;
6. Имена прилагательные связаны в роде и числе:
а) с именем существительным;
б) с глаголом;
7. Укажи имена прилагательные:
а) бег; б) побежал; в) беговая;
8. Укажи имена прилагательные множественного числа:
а) весёлая; б) грустный; в) солнечные;
9. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией. Определи род и число имён прилагательных.
Было тихое летнее утро.
На вершине пологого холма виднелась небольшая деревенька.
По узкой просёлочной дорожке шла молодая женщина в белом платке.
10. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?
а) –ой, -ий, -ый б) – ой, -ая, -яя в) – ой, -ее, -ое
11. В каком предложении есть прилагательное среднего рода?
а) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.
б) Луч золотого солнца пробился в окно.
в) Шарики клевера сливались в красный ковёр.
г) Луна освещала ровную гладь озера.
12 . В какой строке записаны прилагательные – синонимы?
а) смелый – трусливый б) ласковый - нежный
в) мягкий – твёрдый г) глупый – светлый
Обобщение знаний по теме «Глагол». Проверочная работа №8.
1. Что обозначает глагол?
а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
а) Кто? что?
б) Какой? какая? какое? какие?
в) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
а) Главным членом.
б) Второстепенным членом.
4. Отметь строку, где все слова являются глаголами:
а) учить, учитель, учебный;
б) учить, учу, учитесь;
в) дуть, дуло, дующий;
г) спорить, спорный, спор.
5. Изменяется ли глагол по числам?
а) Да. б) Нет.
6. Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2; б) 3; в) 4;
7. Выбери верное утверждение:
а) Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам, по числам.
б) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, по лицам.
в) Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, по родам.
г) Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам, по числам, по родам.
8. Отметь предложение, где сказуемое выражено глаголом в будущем времени:
а) В нашем саду растёт яблоня.
б) Ночью волк иногда забегал в деревню.
в) В зелени деревьев засвистят весной голосистые соловьи.
г) Домой я возвращался через ржаное поле.
9. В каком предложении сказуемое выражено глаголом в настоящем времени?
а) На пруду раскрылись белые кувшинки.
б) Мы любили походы в лес.
в) Зазеленеет наш весёлый огород.
г) Певец пробует свой сильный голос.
10. Отметь предложение, где сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени :
а) На опушке расцвели фиалки.
б) В лесу росла дикая яблоня.
в) Медведь зимой спит в берлоге.
г) Под ногами шуршат сухие листья.
11. Отметь предложение с глаголом в неопределённой форме:
а) Чужим добром не наживёшься.
б) В мелких словах и большое дело утопить можно.
в) Человека под стать и масть не подберёшь.
г) По дороге домой он зайдёт в библиотеку.
12. В какой строке все глаголы изменяются по родам?
а) вспоминает, дует, играешь;
б) белел, играло, узнавала;
в) терпит, валил, полил;
г) смотрят, верит, поймал.
13. Укажи глаголы 1 спряжения:
а) проводить, терпеть, краснеть;
б) дышать, грузить, зависеть;
в) укрепить, дышать, белеть;
г) встречать, сверкать, тянуть.
14. Укажи глаголы 2 спряжения:
а) жить, смотреть, печь;
б) шуршать, читать, петь;
в) висеть, кормить, сеять.
г) гнать, говорить, шутить.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Объём словарных диктантов:4 класс - до 20 слов
1. Впереди дорога, одиннадцать берёз, вместе веселее, вокруг деревни, русский язык, хороший пловец, северный ветер, чёрный ворон, январский мороз, чувство победы, рассказ ученика, однажды в феврале, вчера вечером, Красная площадь, скоро праздник, космический полёт, детский коллектив.
2. У Вовы жар, у Шуры шар, сильная гроза, затрещали деревья, заметили ночью, краснели угольки, урок физкультуры, фасоль в салате, цветы на окне, солнечный зайчик, светает поздно, белоствольная берёза, загадочные светлячки, пропущенные ошибки.
3. Автобусный парк, нарисовать картину, хоккейные ворота, чёрненькие ботиночки, поужинал с ребятами, пшеничное поле, субботний вечерок, родные просторы, народный умелец, победить врага, позвонить космонавту, Красная площадь, крепкий подберёзовик, повеселились вместе, ускорить работу, поддержка коллектива, дальнее расстояние, языковой барьер.
4.Вчера вечером, чёрный автомобиль на дороге, вернулся назад, коллективное хозяйство, спасибо пассажиру, здесь весело, жёлтая комната, здравствуй, товарищ, прекрасная картина, берёзовая аллея, библиотека имени Короленко, дорога в Москву, одиннадцать горошин, впереди русские солдаты.
5. Потом четверг, чёрный автомобиль, назад к машине, коллективное хозяйство, вместе с пассажиром, здесь морозно, жёлтое поле, живи и здравствуй, прекрасное утро, липовая аллея, городская библиотека, дальняя дорога.
6. Восемь учеников, килограмм яблок, директор магазина, работа инженера. Столичный вокзал, адрес товарища, шестнадцатый год, гость издалека, лунный календарь, около огорода, яркое горение, молодой агроном, уютное жилище, крыло самолёта, шли по шоссе.
7. Направо в деревню, шофёр в кабине, двенадцать вагонов, машинист электровоза, дальнее расстояние, одиннадцать километров, моя Россия, медленный подъём, электрическая лампочка, атомная электростанция, восемь килограммов, директор школы.
8. Трамвайные пути, спелая пшеница, острый топор, богатая библиотека, лёгкий ужин, двухкомнатная квартира, лесной орех, весенние месяцы, комнатное растение, вокруг кровати, рядом с тарелкой, сочное яблоко, продуктовый магазин, спасибо, теперь, календарь погоды, впереди, завтра.