Диагностическая работа с методическим обеспечением
Предмет: русский язык
Класс: 8
1. Пояснительная записка
Цель работы: выявить уровень сформированности читательских умений и метапредметные УУД
Выявить уровень сформированности читательских умений:
находить и извлекать информацию (определить информационное пространство, где содержится необходимая информация, выполнить навигацию по информационному пространству, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации),
интегрировать и интерпретировать информацию (понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль/идею, общее назначение текста; понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста);
использовать информацию из текста в новой ситуации (применять полученную информацию для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний; предлагать интерпретацию нового текста, принадлежащего к теме, которая обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью);
осмысливать и оценивать содержание текста (оценивать полноту и достоверность информации).
Выявить уровень сформированности метапредметных результатов:
познавательные (находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; выделять главную мысль текста; преобразовывать текстовую информацию в табличный вариант),
регулятивные (оценивать собственное высказывание и чужую речь),
коммуникативные (умение искать информацию, создавать письменное монологическое высказывание определенной коммуникативной направленности).
2. Краткая характеристика КОС :
- КОС выполняется течение 2 урока (1 час 20 минут)
- количество вариантов: один
3. Распределение заданий по уровню сложности.
Оценочные материалы имеют три уровня сложности
1-ый уровень - репродуктивный (общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла ) – задания 1.
2 -ой уровень- конструктивный (интерпретация содержания текста в соответствии с новой коммуникативной задачей; выявление и перечисление аргументов, основанных на сравнении и сопоставлении информации)- задания 2,3.
3-ий уровень- творческий (создание собственного монологического высказывания с опорой на языковой материал текста) - задание 4.
4. Характеристика заданий:
Номер задания | Краткая характеристика с позиций выявления читательской грамотности | Краткая характеристика, с помощью которых выявляются метапредметные результаты |
Задание 1 | Понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль/идею) | Познавательные: - умение определять главную идею текста |
Задание 2 | Умение ориентироваться в структуре текста и воспроизводить его. | Познавательные: - определение смысловых частей текста и их взаимосвязей, составление плана. |
Задание 3 | Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью | Познавательные: - умение устанавливать причинно-следственные связи, определять логические связи между предметом и его использованием в жизни человека. |
Задание 4 Задание 4.1. | Умение предлагать интерпретацию нового текста, принадлежащего к теме, которая обсуждается в тексте. | Познавательные: - умение создавать монологическое высказывание с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; Коммуникативные: - способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; - умение отбирать и использовать речевые средства, создавать письменное монологическое высказывание определенной коммуникативной направленности. Регулятивные: - умение самостоятельно ставить и формулировать задачи познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей. |
Задание 4.2. | Умение определять информационное пространство, где содержится необходимая информация, выполнять навигацию по информационному пространству, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации. | Познавательные: - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; |
Задание 4.3. | Умение оценивать составленное собственное объявление с позиции максимального количества использования в высказывании языкового материала. | Регулятивные: -способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; - умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; Коммуникативные: -соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; |
Задание 4.3. | Умение оценивать составленное объявление одноклассника с позиции информативности, грамотности, коммуникативной привлекательности. | Познавательные: - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; Регулятивные: -способность оценивать чужую речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; - умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их. |
5. Содержание контрольно-оценочного материала
Задание 1. Внимательно прочитайте текст. Придумайте к тексту 3 возможных заголовка.
В заголовке должна быть выражена главная идея текста.
Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего.
Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.
Чтение книг,с одной стороны, увеличивает словарный запас человека, с другой,способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что, очевидно, позволяет формулировать и выражать мысли яснее. Действительно, убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение. Тот, кто раньше,возможно, и «двух слов связать не мог», заметит, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, изъясняться и подбирать нужные слова. Следовательно, заметит, что из лексикона исчезают слова-паразиты. Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать о том, какую же мысль хотел выразить автор, а это помогает нашим извилинам шевелиться быстрее.
Несомненно, эти доводы, приведенные в пользу чтения, сделают вас с книгой лучшими друзьями.
Запишите варианты заголовков
1 вариант _______________________________
2 вариант _______________________________
3 вариант_______________________________
2. Составьте план текста.
1.________________________________
2.________________________________
3.________________________________
4.________________________________
3. Приведите 5 примеров положительного влияния книги на человека и его развитие. Приведите 5 примеров негативного развития ситуации, если б не было книг.
Примеры запишите в таблицу:
Положительное влияние | Негативный вариант развития |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
4. Ситуация.
Вам необходимо обратиться к первоклассникам с призывом читать книги, убедить их в необходимости и важности чтения в жизни человека.
4.1. Составьте монологическое высказывание о пользе книг ,используя вводные слова из текста №1
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Выпишите из текста №1 вводные слова, распределяя их в группы по значению.
№ | Вводное слово | Группа слов по значению |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
4.3. Оцените собственное монологическое высказывание с позиции максимального количества использования в высказывании вводных слов из задания. Обведите в таблице то количество баллов, которое соответствует вашему тексту.
В тексте использовано 10-11 единиц языкового материала | 2б. |
В тексте использовано 8-9единиц языкового материала | 1б. |
В тексте использовано менее 5 единиц языкового материала. | 0б. |
6. Инструкция для учащегося по выполнению контрольной процедуры
На выполнение работы отводится 1 час 20 минут (2 урока). В работе представлены задания, направленные на диагностику читательской грамотности. Работа состоит из 4 заданий. Первое задание оценивается 0-3 баллами, второе задания оцениваются 0-8 баллами, третье – 0-10 баллами, четвертое - 0-14 баллами. Максимальное количество баллов за работу – 51 балл.
Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитай задание.
Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Ты сможешь вернуться к нему позже.
Все ответы записывай на бланке с заданиями, в специально указанном месте.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и запиши тот, который считаешь верным.
Желаю успеха!
7. Эталон выполнения оценочного материала
Задание 1.
Варианты заголовков:
1.Книга-мост в мир знаний. 2. Книги- наши помощники и друзья.
3.Будешь книги читать- будешь все знать.
Задание 2.
1. Роль книг в жизни человека
2. Польза от общения с книгами
3. Классическая литература
4.Лучшие друзья
Задание 3.
Положительное влияние | Негативный вариант развития |
1.Книги повышают грамотность | 1. Без книг все были б безграмотными |
2.Прививают вкус к хорошему слову | 2. Не узнали б много нового и интересного |
3.Развивают кругозор | 3. Не развивали б свои способности |
4.Без книги невозможно стать полноценным человеком | 4. Не смогли бы получить знания и опыт предков |
5.Играют важную роль в развитии цивилизации | 5. Человечество не смогло бы развиваться |
Задание 4.
Задание 4.1.
Книги – мост в мир знаний. Безусловно, польза от общения с книгами в том , что они повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и любовь к языку. Несомненно, без книг невозможно стать полноценным человеком. Ведь с помощью книг мы ,во-первых, окунаемся в красочный мир чего-то нового, загадочного и непознанного, что делает нашу жизнь еще более яркой, духовной и многогранной. Во-вторых, талантливые писатели и поэты могут так погрузить нас в атмосферу любой страны, любой местности, любого уголка земного шара, что все события, происходящие там, кажутся нам реальными и доподлинными. Мы начинаем сопереживать героям произведения, жить их чувствами. Очевидно, так мы учимся сопереживанию, приобретаем жизненный опыт, берем уроки жизни. И помимо этого, бесспорно, получаем от прочтения хорошей книги огромное удовольствие.
Но, конечно, книги предназначены не только для развлечения и удовольствия. Знания, опыт предков, получение нужной и важной информации, делающей нас умнее, образованней, эрудированней, делают книгу не только другом, но и, без сомнения, бесценным учителем. С помощью книг, много читающий человек может анализировать, рассуждать, яснее выражать свои мысли, развивать свое аналитическое мышление и красноречие. Следовательно, это делает его более интересным, грамотным, интеллектуальным и эрудированным собеседником и дает большую уверенность в себе.
У каждого из вас, ребята, может быть любимая книга. Возможно, чтение любимой книги заменит вам на некоторое время общение с другом.
Задание 4.2.
№ | Вводное слово | Группа слов по значению |
1 | Безусловно | Степень уверенности |
2 | Во-первых | Порядок изложения мыслей |
3 | Во-вторых | Порядок изложения мыслей |
4 | Наконец | Порядок изложения мыслей |
5 | Бесспорно | |
6 | Без сомнения | Степень уверенности |
7 | С одной стороны | Порядок изложения мыслей |
8 | Возможно | Степень уверенности |
9 | Наконец | Порядок изложения мыслей |
10 | Следовательно | Порядок изложения мыслей |
Задание 4.3.
В задании учащийся выставляет баллы за собственное высказывание в соответствии с данными критериями.
8 . Схема поэлементного анализа выполнения работы
№ задания | Какие элементы читательской грамотности выявляются | Стоимость каждого элемента | Общая стоимость задания |
Задание 1 | Понимать смысловую структуру текста (тему,главную мысль/идею) | 1 балл за каждый правильно подобранный заголовок | 3 |
Задание 2 | Умение ориентироваться в структуре текста и воспроизводить его. | 2 балла за каждый пункт | 8 |
Задание 3 | Умение выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. | 1 балл за каждый правильный ответ | 10 |
Задание 4 | 4.1. Умение предлагать интерпретацию нового текста, принадлежащего к теме, которая обсуждается в тексте. | 1 балл за каждую использованную в тексте единицу языкового материала | 14 |
4.2. Умение определять информационное пространство, где содержится необходимая информация, выполнять навигацию по информационному пространству, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации. | 0,5 балл за правильно извлеченный элемент, 0,5 за правильное определение группы | 7 7 |
4.3. Умение оценивать составленное собственное монологическое высказывание с позиции максимального количества использования в высказывании языкового материала. | 2 балла – при оценивании не допущено ошибок; 1 балла – при оценивании работы допущены 1-2 ошибки; 0 баллов - при оценивании работы допущены 3 и более ошибок; | 2 |
| Итого: | | 51 балл Снимаются баллы за орфографические ошибки: 1 балл – за 2 -3 ошибки 2 балла – 4-5 ошибок 3 балла – за 5 и более ошибок |
9. Критерии оценивания учебных достижений
№ задания | Стоимость каждого задания | Общая стоимость задания |
Задание 1 | 1 б | 3 |
Задание 2 | 1б | 8 |
Задание 3 | 1б | 10 |
Задание 4 | Задание 4.1. – 9б Задание 4.2. – 1б Задание 4.3. – 2б. Задание 4.4. – 2б. | 30 |
| Итого: | 51 Снимаются баллы за орфографические ошибки: 1 балл – за 2 -3 ошибки 2 балла – 4-5 ошибок 3 балла – за 5 и более ошибок |
Работа оценивается в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу:
- 90%-100% - высокий уровень: 46– 51 балл
- 75 % - 89%- повышенный уровень: 38 – 45 баллов
- 50% - 74% - базовый уровень: 25,5 - 37 баллов
- 50%-26%- пониженный уровень: 25 – 13 баллов
менее 26% - низкий уровень: менее 12 баллов
10. Аналитические материалы по итогам выполнения диагностической работы
10.1.Успешность выполнения в разрезе каждого учащегося
Ф.И уч-ся Задания | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Количество баллов | | | | | | | | | |
Оценка | | | | | | | | | |
10.2.Итоговый анализ успешности выполнения работы в разрезе каждого учащегося
Ф И уч-ся | % соотношение | Количество баллов | отметка |
| | | |
Итого среднее значение по классу | | | |
Количество учащихся в классе – Качество знаний –
Работу выполняли – Успеваемость –
Итого: Обученность –
«высокий уровень» -
«повышенный уровень» -
«базовый уровень» -
«пониженный уровень» -
«низкий уровень» -
10.3. Успешность выполнения работы в целом по классу
№ задания | Элементы знаний, умений и навыков | Выполняли задание | Выполнили правильно | Допустили ошибки | % успешности |
| | | | | |
11. Выводы учителя по итогам выполнения учащимися диагностической работы
Результат | Отличный результат | Хороший результат | Удовлетворительный результат | Неудовлетворительный результат | |
Кол-во баллов | | | | |
Кол-во уч-ся | | | | |